Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние связной диалогической речи у младших дошкольников с дизартрией (Алтайский Государственный Педагогический Университет )

Работа №49708

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы38
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 10 детей младшего дошкольного возраста с дизартрией (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 3 до 4 лет составили экспериментальную группу, 10 детей младшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 3 до 4 лет составили контрольную группу.
Есть приложения ( результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ И О ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Общие представления о связной речи и ее видах 6
1.2 Формирование связной диалогической речи у младших дошкольников в норме 11
1.3 Формирование связной диалогической речи у младших дошкольников с дизартрией 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
Анализ научных источников позволяет сформулировать следующие выводы: 20
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 21
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 21
2.2 Содержание исследования 22
2.3 Анализ результатов исследования 25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Актуальность исследования. В новых социальных и экономических условиях развития государственности возрастает значение и требования к формированию социально-активной, культурной и духовно богатой личности. Одним из основных условий этого процесса является получение выпускниками умений и навыков свободно и грамотно владеть родным языком, прежде всего, диалогической формой речи.
Значительные трудности в овладении диалогической речью испытывают младшие дошкольники с дизартрией. У детей с детей с дизартрией нарушения в сформированности диалогической стороны речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии психических процессов создают дополнительные трудности. У детей с дизартрией отмечаются трудности при планировании и составлении диалога и отборе соответствующих языковых средств. Для их диалогических высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число грамматических и синтаксических ошибок. Поэтому выбранная тема исследования относится к числу актуальных проблем современной дошкольной логопедии.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией и отсутствием специальных методик по организации обучения диалогической речи данной категории детей;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста и отсутствием в работе логопедов определенной системы в формировании диалогической речи у младших дошкольников с дизартрией.
Проблема исследования: какова специфика диалогической речи у младших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования – изучить состояние диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «связная речь» и ее виды.
2. Охарактеризовать закономерности становления диалогической речи у младших дошкольников с речевым развитием в норме у младших дошкольников с дизартрией.
3. Определить состояние сформированности диалогической стороны речи у младших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией в отличии от детей младшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме, диалогическая речь характеризуется несформированностью, фрагментарностью.
Объект исследования – связная диалогическая речь.
Предмет исследования – состояние диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методики исследования:
1. Методика Ю. Белополовой «Разговор по телефону».
2. Методика А.В. Чулковой «Беседа».
3. Методика А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды О. А. Бизиковой, Л. С. Выготского, В. П. Глухова и др. Л. С. Выготский, И. Н. Лебедева, Р. Е. Левина, А. М. Леушина, О. В. Слонь и др. раскрыли закономерности становления связной диалогической речи в младшем дошкольном возрасте с нормальным и нарушенном речевом развитии. Л. Н. Ефименкова, Л. О. Кривощапова и др. проанализировали особенности диалогической речи у младших дошкольников с дизартрией.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2019 г.), изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г. – январь 2020 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (февраль 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе диагностики, могут быть использованы в работе логопедов по формированию связной диалогической речи у младших дошкольников с дизартрией.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 10 детей младшего дошкольного возраста с дизартрией (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 3 до 4 лет составили экспериментальную группу, 10 детей младшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 3 до 4 лет составили контрольную группу.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования в рамках курсовой работы рассмотрены теоретические основы формирования связной диалогической речи, выявлена специфика формирования связной диалогической речи у младших дошкольников с речевым развитием в норме и у младших дошкольников с дизартрией, проведено исследование, направленное на определение уровня сформированности диалогической речи у детей данной категории. Проанализированы результаты диагностики в качественном и количественном плане.
Было отмечено, что важно уделять внимание формированию диалогической речи дошкольников, так как это определяет успешное психическое и личностное развитие дошкольника. Основная цель формирования диалогической речи детей является умение использовать диалог как форму общения.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети младшего дошкольного возраста с дизартрией мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Диалог младших дошкольников с дизартрией непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого связного диалогического высказывания. Для построения диалога дети младшего дошкольного возраста с дизартрией не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в сформированности диалогической речи обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Вопросы языкознания. – 2016. – № 5. – С. 51-59.
2. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников : онтогенез и дизонтогенез : монография [Текст] / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Москва : Прометей, 2018. – 191 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск, 2016. – 235 с.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб.пособие [Текст] / В. К. Воробьева. – Москва : Астрель, 2015. – 158 с.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – С. 33-61.
6. Галиева, Е. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Галиева, Н. Н. Бартош // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С. 24-29.
7. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
8. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] / В. П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : В. Секачев, 2017. – 265 с.
9. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
10. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
11. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №1. – С.142-147.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Эксмо, 2017. – 112 с.
13. Ефимова, К. А. Диалогическая речь и педагогические условия ее воспитания [Текст] / К. А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
14. Игошина, Л. И. Особенности формирования диалогической стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 17-24.
15. Каше, Г. А. Дефектология [Текст] / Г. А. Каше. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 452 с.
16. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2017. – № 10. – С. 20-22.
17. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
18. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
19. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Инфра-М, 2018. – 369 с.
20. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С. 1988-1992.
21. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – Москва : Издат. Центр «Академия», 2018. – С. 358-369.
22. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников [Текст] / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-38.
23. Рогова, И. М. Проблема развития диалогической речи дошкольников в историческом аспекте [Текст] / И. М. Рогова. – 2016. – №7. – С. 76-79.
24. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практич. пособие для бакалавров [Текст] / под ред. В. Д. Черняк. – Москва : Питер, 2017. – 463 с.
25. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с дизартрией [Текст] / О. А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
26. Слонь, О. В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр [Текст] / О. В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С. 132-134.
27. Смольникова, Н .Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2016 – 250 с.
28. Соколова, Т. С. Приемы развития диалогической речи дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / Т. С. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №9. – С. 21-26.
29. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Соловьева // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2018. – С. 62-69.
30. Халилова, Л. Б. Детская речь : особенности речевых расстройств [Текст] / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 410 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ