Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное отношение к природе детей дошкольного возраста (Психология и педагогика)

Работа №49701

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Средняя группа МБДОУ детского сада № 332 (г. Петропавловск-Камчаткий)
Участвовало 10 детей в возрасте 4,5 –5 лет.
Есть много приложений (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Есть реферат к курсовой работе
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность эмоционального восприятия как составляющей экологического образования дошкольников 6
1.2 Понятие и сущность сенсорного развития ребенка 8
1.3 Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 11
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ 18
2.1 Диагностика сенсорного восприятия детей дошкольного возраста 18
2.2 Разработка рекомендаций по сенсорному развитию детей средствами природы в условиях детского сада 22
2.3. Сформированность сенсорного развития у детей дошкольного на заключительном этапе исследования 28
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми». Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Цель данной работы состоит в исследовании эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет изучения – экологическое образование детей дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что эмоционального отношения к природе возможно достигнуть посредством сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть сущность эмоционального восприятия как составляющей экологического образования дошкольников;
2) раскрыть понятие и сущность сенсорного развития ребенка;
3) рассмотреть природу как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
4) провести диагностику сенсорного воспитания детей раннего возраста;
5) разработать методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста средствами природы.
Теоретическую базу исследования составили работы Ш.А. Абдуллаевой, В.И. Боголюбова, Л.А. Венгер, Д.Х. Гизатуллиной, А.В.Ильина, З.М. Истоминой, О.Н. Лазарева, В.И. Лупандина, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконина, и др.
Практическая значимость заключается в том, что разработаны методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к природе посредством сенсорного воситания, которые могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Новизна заключается:
– в определении обосновании условий, обеспечивающих формирование эмоционального отношения у детей дошкольного возраста к природе,
– в разработке диагностических процедур, позволяющих определить уровень сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании вышеизложенного можно заключить, что в дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у детей формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это возможно только при условии, что педагоги-воспитатели сами обладают экологической культурой, то есть понимают всю проблему нынешней экологии, показывают на себе пример поведения в окружающем мире, помогают детям увидеть всю красоту мира природы и помогают наладить взаимоотношения с окружающим миром.
Сенсорное воспитание в раннем возрасте является основным и практически единственным видом воспитания. Начиная открывать окружающий мир, маленький ребенок впитывает в себя потоки сенсорной информации, состоящей из новых ярких впечатлений. Это необходимо не только для развития деятельности органов чувств, но и для общего нормального развития как физического, так и психического. Ограниченность притока впечатлений заставляет малыша испытывать «сенсорный голод», что приводит к серьезным задержкам общего развития. В этот период необходимо обеспечить ребенку богатые и многообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.
Ярко выраженную сенсорную основу имеют и способности, поэтому так важно не упустить период раннего детства, являющийся сенситивным для сенсорного воспитания..
Воздействуя на чувства ребенка, формируя их при использовании разнообразных методов и форм работы с детьми, главным из которых является непосредственный контакт ребенка с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через чувства, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, толкает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке. Перечисленные достижения необходимы ребенку для экологического развития.
Сенсорное воспитание детей среднего возраста в ДОУ осуществлялось через разные формы работы:
 занятия;
 игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
 интерактивные выставки;
 коллекционирование;
 мини-музеи;
 развлечение;
 работа на маршрутах «Сенсорный сад».
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка в детском учреждении. Педагогам предложили создать в группах уголки сенсомоторного развития детей. В помощь им была сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления уголков. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества каждого педагога в составлении проектов сенсомоторного уголка.
Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в 3 этапа: начальный, формирующий и заключительный.
В ходе начального этапа мы определили критерии уровня сформированности сенсорного развития дошкольников, подобрали диагностический материал и провели диагностику его уровня. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
В работе с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональнго отношения к природе мы использовали сенсорное воспитание детей посредством различныхформ работы: занятия; игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; интерактивные выставки; коллекционирование; мини-музеи; развлечение; работа на маршрутах «Сенсорный сад».
Резльтаты консатирующего эксперимента, позводили сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий достаточно эффективно помогли повысить уровень сенсорного развития у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе (при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников) осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.



1. Антоненкова О. В. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя. – 2018.–№ 9. – С. 28 – 30.
2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – М.: Норма, 2017. – С. 20 – 23.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Педагогика, 2018. – С. 102 – 118.
4. Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 18-20. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/ (дата обращения: 06.06.2020).
5. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Юнити, 2019. – С. 18 – 26.
6. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя. – 2016.–№ 5. – С. 21 – 26.
7. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2015. – №2. – 248 с.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений. – М.: Норма, 2016. – 294 с.
9. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений. – М., 2011. – С. 215 – 218.
10. Кузнецова, Л.В., Переслени, Л.И., Солнцева, Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – С. 33 – 35.
11. Левченко, И.Ю., Киселева, Н.А., Психологическое изучение детей дошкольного возраста. – М.: Юнити, 2013. – С. 183.
12. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: Норма, 2004. – С. 227 – 230.
13. Надольная Т.П. Экологическое воспитание дошкольников в рамках Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2018. – №6. – С. 6 – 9.
14. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // Обруч.– 2016.– № 2. – С. 18 – 21.
15. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Профит, 2019. – 212 с.
16. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.: Юрайт, 2018. – 284 с.
17. Николаев С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Дрофа, 2018. – 192 с.
18. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: Дрофа, 2018. – 288 с.
19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 203 с.
20. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Гардарики, 2015. – 310 с.
21. Сольцева О. Г. Наши помощники – органы чувств // Ребенок в детском саду. – 2017. – 159 с.
22. Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/ (дата обращения: 06.06.20)
23. Справочник педагога-психолога. Детский сад [Электронный ресурс]. URL: http://www.resobr.ru/ (дата обращения: 06.06.20)
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2016. – 240 с.
25. Экологическое воспитание // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2019.– № 3. – С. 21 – 26.
26. Яровая Н.Е. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2018. – № 1. – С. 22 – 24.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ