Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБДОУ «Детский сад №101» общеразвивающего вида (г. Барнаул).
Выборка исследования. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения игрушки как социального феномена в теории и практики дошкольного образования 9
1.1. Игрушка как социальный феномен 9
1.2. Использование игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по определению педагогических условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка 31
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 31
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по определению эффективности созданных педагогических условий использования игрушки как социального феномена 44
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 63
Выборка исследования. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения игрушки как социального феномена в теории и практики дошкольного образования 9
1.1. Игрушка как социальный феномен 9
1.2. Использование игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по определению педагогических условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка 31
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 31
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по определению эффективности созданных педагогических условий использования игрушки как социального феномена 44
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 63
Актуальность исследования. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В играх дети отражают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Игровая деятельность имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.
В играх старшие дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя. При этом активно включается мышление, воображение и память; развиваются творческие способности; усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Важной особенностью игры как формы деятельности детей старшего дошкольного возраста является ее проникновение в реальную жизнь: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. В игре интенсивно идёт социализация ребёнка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений; практически усваивают моральные нормы и правила; получают опыт общественного поведения в среде сверстников через развитие самостоятельности, активности, инициативы и организаторских навыков. Средством реализации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста является игрушка. От того, насколько игрушка соответствует возрастным особенностям ребенка, эстетична; какие способы выбирает воспитатель ДОО для использования в работе с дошкольником игрушки, зависит психическое и личностное развитие ребенка.
В настоящее время педагогический потенциал игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста стал предметом исследования таких ученых, как Е. Н. Полищук, А. И. Савенков, Т. А. Семенова и др. Сущность понятий «игровая деятельность», «игра», «игрушка» и т.д. раскрыто в работах Л. С. Выготского, Н. А. Короткой, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконина и др. Игрушка как дидактическая средство развития детей дошкольного возраста охарактеризована в научных трудах Л. С. Новоселовой, О. В. Солнцевой, Л. И. Улитиной и др. Методы и приемы использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО определены в исследованиях А. И. Панфиловой, Е. В. Фроловой и др.
Таким образом, большое актуальное значение приобретает не только раскрытие методов и приемов использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в ДОО, но и изучение педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка. В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает этот опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя таким образом потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Зафиксированный в игрушке общественный опыт, присваивается ребенком и становится, пусть и в редуцированном виде, его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие.
Однако социально-педагогический потенциал игрушки не реализуется автоматически, игровая деятельность детей, как показывает практика, носит во многом стихийный характер. Поэтому формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек (что, бесспорно, имеет большое значение), но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект. Последнее входит в число профессиональных обязанностей специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО), организующих игровую деятельность воспитанников в целях их разностороннего развития. Но если развитие с помощью игровых средств интеллектуальных, творческих, физических качеств детей в условиях детского сада действительно осуществляется целенаправленно, последовательно, хорошо обеспечено методически, если в этой области накоплен значительный позитивный опыт, то к использованию игрушки в качестве средства социального воспитания детей специалисты ДОО в сложившейся социокультурной ситуации оказались не вполне готовы.
Важным условием реализации социально-педагогических возможностей детской игрушки является хорошая ориентация в современном игровом материале, который в отличие от достаточно стабильного набора традиционных игрушек имеет тенденцию к непрерывному и стремительному расширению, обновлению, технологическому совершенствованию – Д. С. Манжалий, Е. Н. Полищук и др.
В настоящее время описан опыт работы по использованию игрушки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в ДОО в работах А. В. Старцевой, Т. Г. Хановой и др.
Вместе с тем анализ научных исследований ведущих педагогов и психологов показал, что педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО недостаточно изучен.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в ДОО и потребностью использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы реализации педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО».
Цель исследования – теоретически изучить и проверить эмпирическим путем педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования игрушки в социальном детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «игрушка» как социальный феномен.
3. Выявить педагогический птенциал использования игрушки в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по определению педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
5. Сформировать научно-обоснованные рекомендации по реализации в работе со старшими дошкольниками в условиях ДОО педагогического потенциала игрушки.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективно, если:
- будут учтены возрастные особенности дошкольников;
- будет разработана специальная предметно-развивающая среда;
- будет использована игрушка и игрушки-заместители в организации дополнительной воспитательной деятельности, например, в работе кружка.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к игровой деятельности дошкольников – Л.С. Выготского, О.В. Солнцевой, Д.Б. Эльконина и др.;
- подходы к игрушке как социальному феномену – А. К. Бондаренко, К. А. Козловой, А. П. Панфиловой и др.
- подходы к социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста – А. В. Калиниченко, И. И. Лосевой, Д. С. Манжалий и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, компьютерная обработка данных в программе SSPS.
Этапы исследовательской работы:
1 этап – теоретико-аналитический: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания,
2 этап – опытно-экспериментальный: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать рекомендации по использованию педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
3 этап – описательно-итоговый: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад №101» общеразвивающего вида (г. Барнаул).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, обозначены методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения игрушки как социального феномена в теории и практики дошкольного образования» рассмотрено сущность понятия «игрушки» как социального феномена, определены педагогические возможности использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по определению условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка» рассмотрена методика использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в работе с детьми старшего дошкольного возраста, сформулированы основные рекомендации.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы, анализ выполненной работы.
В играх старшие дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя. При этом активно включается мышление, воображение и память; развиваются творческие способности; усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Важной особенностью игры как формы деятельности детей старшего дошкольного возраста является ее проникновение в реальную жизнь: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. В игре интенсивно идёт социализация ребёнка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений; практически усваивают моральные нормы и правила; получают опыт общественного поведения в среде сверстников через развитие самостоятельности, активности, инициативы и организаторских навыков. Средством реализации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста является игрушка. От того, насколько игрушка соответствует возрастным особенностям ребенка, эстетична; какие способы выбирает воспитатель ДОО для использования в работе с дошкольником игрушки, зависит психическое и личностное развитие ребенка.
В настоящее время педагогический потенциал игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста стал предметом исследования таких ученых, как Е. Н. Полищук, А. И. Савенков, Т. А. Семенова и др. Сущность понятий «игровая деятельность», «игра», «игрушка» и т.д. раскрыто в работах Л. С. Выготского, Н. А. Короткой, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконина и др. Игрушка как дидактическая средство развития детей дошкольного возраста охарактеризована в научных трудах Л. С. Новоселовой, О. В. Солнцевой, Л. И. Улитиной и др. Методы и приемы использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО определены в исследованиях А. И. Панфиловой, Е. В. Фроловой и др.
Таким образом, большое актуальное значение приобретает не только раскрытие методов и приемов использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в ДОО, но и изучение педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка. В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает этот опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя таким образом потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Зафиксированный в игрушке общественный опыт, присваивается ребенком и становится, пусть и в редуцированном виде, его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие.
Однако социально-педагогический потенциал игрушки не реализуется автоматически, игровая деятельность детей, как показывает практика, носит во многом стихийный характер. Поэтому формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек (что, бесспорно, имеет большое значение), но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект. Последнее входит в число профессиональных обязанностей специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО), организующих игровую деятельность воспитанников в целях их разностороннего развития. Но если развитие с помощью игровых средств интеллектуальных, творческих, физических качеств детей в условиях детского сада действительно осуществляется целенаправленно, последовательно, хорошо обеспечено методически, если в этой области накоплен значительный позитивный опыт, то к использованию игрушки в качестве средства социального воспитания детей специалисты ДОО в сложившейся социокультурной ситуации оказались не вполне готовы.
Важным условием реализации социально-педагогических возможностей детской игрушки является хорошая ориентация в современном игровом материале, который в отличие от достаточно стабильного набора традиционных игрушек имеет тенденцию к непрерывному и стремительному расширению, обновлению, технологическому совершенствованию – Д. С. Манжалий, Е. Н. Полищук и др.
В настоящее время описан опыт работы по использованию игрушки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в ДОО в работах А. В. Старцевой, Т. Г. Хановой и др.
Вместе с тем анализ научных исследований ведущих педагогов и психологов показал, что педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО недостаточно изучен.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в ДОО и потребностью использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы реализации педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО».
Цель исследования – теоретически изучить и проверить эмпирическим путем педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования игрушки в социальном детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «игрушка» как социальный феномен.
3. Выявить педагогический птенциал использования игрушки в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по определению педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
5. Сформировать научно-обоснованные рекомендации по реализации в работе со старшими дошкольниками в условиях ДОО педагогического потенциала игрушки.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективно, если:
- будут учтены возрастные особенности дошкольников;
- будет разработана специальная предметно-развивающая среда;
- будет использована игрушка и игрушки-заместители в организации дополнительной воспитательной деятельности, например, в работе кружка.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к игровой деятельности дошкольников – Л.С. Выготского, О.В. Солнцевой, Д.Б. Эльконина и др.;
- подходы к игрушке как социальному феномену – А. К. Бондаренко, К. А. Козловой, А. П. Панфиловой и др.
- подходы к социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста – А. В. Калиниченко, И. И. Лосевой, Д. С. Манжалий и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, компьютерная обработка данных в программе SSPS.
Этапы исследовательской работы:
1 этап – теоретико-аналитический: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания,
2 этап – опытно-экспериментальный: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать рекомендации по использованию педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
3 этап – описательно-итоговый: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад №101» общеразвивающего вида (г. Барнаул).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, обозначены методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения игрушки как социального феномена в теории и практики дошкольного образования» рассмотрено сущность понятия «игрушки» как социального феномена, определены педагогические возможности использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по определению условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка» рассмотрена методика использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в работе с детьми старшего дошкольного возраста, сформулированы основные рекомендации.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы, анализ выполненной работы.
В ходе проведенного исследования были решены задачи теоретического и практического характера: изучена литература по проблеме использования в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста игрушки, определена роль игрушки в жизни деетй дошкольного возраста, экспериментально изучены условия использования игрушки в образовательном процессе старших дошкольников.
Был сформулирован вывод о том, что игровая деятельность для детей дошкольного возраста является жизненной необходимостью, одним из условий их успешного развития. В процессе игры дети познают и исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с социумом. Игровая деятельность дошкольников требует обязательного участия воспитателя или иного взрослого в игре. Сюжет игры должен отражать возрастной этап развития ребенка дошкольного возраста. Взрослому необходимо направлять детей на реализацию игровых действий и разъяснять их смысловое назначение.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для детских игр. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают соответствующие действия с ними. Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях. В тоже время игрушка является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Игрушки классифицируют по различным основаниям. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.
Опытно-экспериментальная работа была организована с целью определения педагогических условий обучения использования игрушки в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что детей старшего дошкольного возраста игровые навыки сформированы только на среднем и низком уровнях; уровень сформированности навыков коммуникативного взаимодействия в процессе игры также сформированы на среднем и низком уровнях. Было установлено, что старшие дошкольники имеют группу комплексов в ситуации игровой деятельности, проблемы в сформированности навыков коммуникативного взаимодействия, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств детей.
В ходе формирующего эксперимента была поставлена цель – создание педагогических условий посредством использования игрушек и игрушек-заместителей, которые будут реализованы через организацию работу кружка «Театр кукол». Основными педагогическими условиями использования игрушки в работе с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы выступили следующие:
- создание предметно-развивающей среды для дополнительного включения игрушек и игрушек-заместителей в воспитательный процесс ДОО;
- повышение интереса старших дошкольников к участию в кружке «Театр кукол». С этой целью в процессе НОД старшим дошкольникам были показаны кукольные видеоспектакли Московского ТЮЗа;
- реализация программы кружка в образовательном процессе ДОО с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
За период проведения формирующего этапа было организовано и проведено 6 спектаклей с участие родителей в качестве зрителей, 4 экскурсии в Алтайский государственный театр кукол «Сказка».
В марте 2020 года был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Результаты, контрольного этапа свидетельствуют о том, что уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников экспериментальной группы значительно повысился. По методике изучения игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой) был выявлен высокий уровень сформированности игровых навыков у 50% дошкольников экспериментальной группы: положительная динамика составила – +30%; по методике Н.Ф. Комаровой также свидетельствует о том, что на контрольном этапе у 50% дошкольников экспериментальной группы на высоком уровне сформированы игровые навыки: положительная динамика ставила – +30%. В контрольной группе дошкольников также прослеживается положительная динамика, одно, она незначительна. В процессе наблюдения за игровым сюжетом дошкольников экспериментальной группы было отмечено повышение коммуникативного взаимодействия дошкольников в игре: дети стали более раскрепощенными, испытывают незначительные затруднения в варьировании игрового сюжета, могут самостоятельно распределить игровые роли.
По результатам опытно-экспериментальной работы были разработаны рекомендации для педагогов по созданию педагогических условий для использования игрушки в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игрушки. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
3. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
4. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Был сформулирован вывод о том, что игровая деятельность для детей дошкольного возраста является жизненной необходимостью, одним из условий их успешного развития. В процессе игры дети познают и исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с социумом. Игровая деятельность дошкольников требует обязательного участия воспитателя или иного взрослого в игре. Сюжет игры должен отражать возрастной этап развития ребенка дошкольного возраста. Взрослому необходимо направлять детей на реализацию игровых действий и разъяснять их смысловое назначение.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для детских игр. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают соответствующие действия с ними. Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях. В тоже время игрушка является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Игрушки классифицируют по различным основаниям. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.
Опытно-экспериментальная работа была организована с целью определения педагогических условий обучения использования игрушки в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что детей старшего дошкольного возраста игровые навыки сформированы только на среднем и низком уровнях; уровень сформированности навыков коммуникативного взаимодействия в процессе игры также сформированы на среднем и низком уровнях. Было установлено, что старшие дошкольники имеют группу комплексов в ситуации игровой деятельности, проблемы в сформированности навыков коммуникативного взаимодействия, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств детей.
В ходе формирующего эксперимента была поставлена цель – создание педагогических условий посредством использования игрушек и игрушек-заместителей, которые будут реализованы через организацию работу кружка «Театр кукол». Основными педагогическими условиями использования игрушки в работе с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы выступили следующие:
- создание предметно-развивающей среды для дополнительного включения игрушек и игрушек-заместителей в воспитательный процесс ДОО;
- повышение интереса старших дошкольников к участию в кружке «Театр кукол». С этой целью в процессе НОД старшим дошкольникам были показаны кукольные видеоспектакли Московского ТЮЗа;
- реализация программы кружка в образовательном процессе ДОО с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
За период проведения формирующего этапа было организовано и проведено 6 спектаклей с участие родителей в качестве зрителей, 4 экскурсии в Алтайский государственный театр кукол «Сказка».
В марте 2020 года был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Результаты, контрольного этапа свидетельствуют о том, что уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников экспериментальной группы значительно повысился. По методике изучения игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой) был выявлен высокий уровень сформированности игровых навыков у 50% дошкольников экспериментальной группы: положительная динамика составила – +30%; по методике Н.Ф. Комаровой также свидетельствует о том, что на контрольном этапе у 50% дошкольников экспериментальной группы на высоком уровне сформированы игровые навыки: положительная динамика ставила – +30%. В контрольной группе дошкольников также прослеживается положительная динамика, одно, она незначительна. В процессе наблюдения за игровым сюжетом дошкольников экспериментальной группы было отмечено повышение коммуникативного взаимодействия дошкольников в игре: дети стали более раскрепощенными, испытывают незначительные затруднения в варьировании игрового сюжета, могут самостоятельно распределить игровые роли.
По результатам опытно-экспериментальной работы были разработаны рекомендации для педагогов по созданию педагогических условий для использования игрушки в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игрушки. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
3. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
4. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



