Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МБДОУ «Детский сад №101» общеразвивающего вида (г. Барнаул).
Выборка исследования. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения игрушки как социального феномена в теории и практики дошкольного образования 9
1.1. Игрушка как социальный феномен 9
1.2. Использование игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по определению педагогических условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка 31
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 31
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по определению эффективности созданных педагогических условий использования игрушки как социального феномена 44
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 63
Актуальность исследования. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В играх дети отражают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Игровая деятельность имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.
В играх старшие дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя. При этом активно включается мышление, воображение и память; развиваются творческие способности; усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Важной особенностью игры как формы деятельности детей старшего дошкольного возраста является ее проникновение в реальную жизнь: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. В игре интенсивно идёт социализация ребёнка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений; практически усваивают моральные нормы и правила; получают опыт общественного поведения в среде сверстников через развитие самостоятельности, активности, инициативы и организаторских навыков. Средством реализации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста является игрушка. От того, насколько игрушка соответствует возрастным особенностям ребенка, эстетична; какие способы выбирает воспитатель ДОО для использования в работе с дошкольником игрушки, зависит психическое и личностное развитие ребенка.
В настоящее время педагогический потенциал игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста стал предметом исследования таких ученых, как Е. Н. Полищук, А. И. Савенков, Т. А. Семенова и др. Сущность понятий «игровая деятельность», «игра», «игрушка» и т.д. раскрыто в работах Л. С. Выготского, Н. А. Короткой, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконина и др. Игрушка как дидактическая средство развития детей дошкольного возраста охарактеризована в научных трудах Л. С. Новоселовой, О. В. Солнцевой, Л. И. Улитиной и др. Методы и приемы использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО определены в исследованиях А. И. Панфиловой, Е. В. Фроловой и др.
Таким образом, большое актуальное значение приобретает не только раскрытие методов и приемов использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в ДОО, но и изучение педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка. В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает этот опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя таким образом потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Зафиксированный в игрушке общественный опыт, присваивается ребенком и становится, пусть и в редуцированном виде, его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие.
Однако социально-педагогический потенциал игрушки не реализуется автоматически, игровая деятельность детей, как показывает практика, носит во многом стихийный характер. Поэтому формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек (что, бесспорно, имеет большое значение), но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект. Последнее входит в число профессиональных обязанностей специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО), организующих игровую деятельность воспитанников в целях их разностороннего развития. Но если развитие с помощью игровых средств интеллектуальных, творческих, физических качеств детей в условиях детского сада действительно осуществляется целенаправленно, последовательно, хорошо обеспечено методически, если в этой области накоплен значительный позитивный опыт, то к использованию игрушки в качестве средства социального воспитания детей специалисты ДОО в сложившейся социокультурной ситуации оказались не вполне готовы.
Важным условием реализации социально-педагогических возможностей детской игрушки является хорошая ориентация в современном игровом материале, который в отличие от достаточно стабильного набора традиционных игрушек имеет тенденцию к непрерывному и стремительному расширению, обновлению, технологическому совершенствованию – Д. С. Манжалий, Е. Н. Полищук и др.
В настоящее время описан опыт работы по использованию игрушки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в ДОО в работах А. В. Старцевой, Т. Г. Хановой и др.
Вместе с тем анализ научных исследований ведущих педагогов и психологов показал, что педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО недостаточно изучен.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста в ДОО и потребностью использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы реализации педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО».
Цель исследования – теоретически изучить и проверить эмпирическим путем педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования игрушки в социальном детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «игрушка» как социальный феномен.
3. Выявить педагогический птенциал использования игрушки в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по определению педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
5. Сформировать научно-обоснованные рекомендации по реализации в работе со старшими дошкольниками в условиях ДОО педагогического потенциала игрушки.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективно, если:
- будут учтены возрастные особенности дошкольников;
- будет разработана специальная предметно-развивающая среда;
- будет использована игрушка и игрушки-заместители в организации дополнительной воспитательной деятельности, например, в работе кружка.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к игровой деятельности дошкольников – Л.С. Выготского, О.В. Солнцевой, Д.Б. Эльконина и др.;
- подходы к игрушке как социальному феномену – А. К. Бондаренко, К. А. Козловой, А. П. Панфиловой и др.
- подходы к социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста – А. В. Калиниченко, И. И. Лосевой, Д. С. Манжалий и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, компьютерная обработка данных в программе SSPS.
Этапы исследовательской работы:
1 этап – теоретико-аналитический: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания,
2 этап – опытно-экспериментальный: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать рекомендации по использованию педагогического потенциала игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
3 этап – описательно-итоговый: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад №101» общеразвивающего вида (г. Барнаул).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, обозначены методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения игрушки как социального феномена в теории и практики дошкольного образования» рассмотрено сущность понятия «игрушки» как социального феномена, определены педагогические возможности использования игрушки в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по определению условий использования игрушки как социального феномена в воспитании ребенка» рассмотрена методика использования педагогического потенциала игрушки как социального феномена в работе с детьми старшего дошкольного возраста, сформулированы основные рекомендации.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы, анализ выполненной работы.
В ходе проведенного исследования были решены задачи теоретического и практического характера: изучена литература по проблеме использования в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста игрушки, определена роль игрушки в жизни деетй дошкольного возраста, экспериментально изучены условия использования игрушки в образовательном процессе старших дошкольников.
Был сформулирован вывод о том, что игровая деятельность для детей дошкольного возраста является жизненной необходимостью, одним из условий их успешного развития. В процессе игры дети познают и исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с социумом. Игровая деятельность дошкольников требует обязательного участия воспитателя или иного взрослого в игре. Сюжет игры должен отражать возрастной этап развития ребенка дошкольного возраста. Взрослому необходимо направлять детей на реализацию игровых действий и разъяснять их смысловое назначение.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для детских игр. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают соответствующие действия с ними. Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях. В тоже время игрушка является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Игрушки классифицируют по различным основаниям. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.
Опытно-экспериментальная работа была организована с целью определения педагогических условий обучения использования игрушки в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что детей старшего дошкольного возраста игровые навыки сформированы только на среднем и низком уровнях; уровень сформированности навыков коммуникативного взаимодействия в процессе игры также сформированы на среднем и низком уровнях. Было установлено, что старшие дошкольники имеют группу комплексов в ситуации игровой деятельности, проблемы в сформированности навыков коммуникативного взаимодействия, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств детей.
В ходе формирующего эксперимента была поставлена цель – создание педагогических условий посредством использования игрушек и игрушек-заместителей, которые будут реализованы через организацию работу кружка «Театр кукол». Основными педагогическими условиями использования игрушки в работе с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы выступили следующие:
- создание предметно-развивающей среды для дополнительного включения игрушек и игрушек-заместителей в воспитательный процесс ДОО;
- повышение интереса старших дошкольников к участию в кружке «Театр кукол». С этой целью в процессе НОД старшим дошкольникам были показаны кукольные видеоспектакли Московского ТЮЗа;
- реализация программы кружка в образовательном процессе ДОО с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
За период проведения формирующего этапа было организовано и проведено 6 спектаклей с участие родителей в качестве зрителей, 4 экскурсии в Алтайский государственный театр кукол «Сказка».
В марте 2020 года был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Результаты, контрольного этапа свидетельствуют о том, что уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников экспериментальной группы значительно повысился. По методике изучения игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой) был выявлен высокий уровень сформированности игровых навыков у 50% дошкольников экспериментальной группы: положительная динамика составила – +30%; по методике Н.Ф. Комаровой также свидетельствует о том, что на контрольном этапе у 50% дошкольников экспериментальной группы на высоком уровне сформированы игровые навыки: положительная динамика ставила – +30%. В контрольной группе дошкольников также прослеживается положительная динамика, одно, она незначительна. В процессе наблюдения за игровым сюжетом дошкольников экспериментальной группы было отмечено повышение коммуникативного взаимодействия дошкольников в игре: дети стали более раскрепощенными, испытывают незначительные затруднения в варьировании игрового сюжета, могут самостоятельно распределить игровые роли.
По результатам опытно-экспериментальной работы были разработаны рекомендации для педагогов по созданию педагогических условий для использования игрушки в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игрушки. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
3. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
4. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Абдуллаева, Е. А. Развивающий потенциал динамических игрушек [Текст] / Е. А. Абдулаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 5 (77). – С. 36-45.
2. Авдулова, Т. П. Психология игры : современный подход [Текст] / Т. П. Авдулова. – Москва : Академия, 2014. – 402 с.
3. Амелькина, В. Л. Влияние современных игрушек на развитие личности детей [Текст] / В. Л. Амелькина, Е. В. Колтыгина // Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 02-03 ноября 2017 г.) / под общ. ред. Л. А. Никитиной – 2017. – С. 33-43.
4. Бисенова, А. Н. Роль игрушки в развитии познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Бисенова //Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 46-1. – С. 16-18.
5. Болтач, Е. В. Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников [Текст] / Е. В. Болтач // Мир детства в современном образовательном пространстве : сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов./ отв. ред. И. А. Шарапова. – Витебск, 2015. – С. 44-50.
6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 458 с.
7. Брандль, М. Детская игра и военные игрушки сегодня [Текст] / М. Брандль // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – С. 39-45.
8. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
9. Васильева, О. К. Образная игрушка в играх дошкольников [Текст] / О. К. Васильева – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 144 с.
10. Выготский, Л.С. Игровая деятельность дошкольников / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 74-79.
11. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 23-48.
12. Герасимова, С. Л. Роль игрушки в жизни ребёнка [Текст] / С. Л. Герасимова // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 1 (48). – С. 64-65.
13. Дронов, С. Г. Сюжетная игрушка : история и современность [Текст] / С. Г. Дронов // Образование и наука. – 2014. – №4. – С. 56-59.
14. Дюльдина, Ж. Н. Кукла в жизни ребёнка как средство формирования духовно-нравственных ценностей [Текст] / Ж. Н. Дюльдина // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. – 2016. – Т. 11. – № 2. – С. 70-73.
15. Егорова, Д. С. Роль народной игрушки в духовно-нравственном воспитании детей [Текст] / Д. С. Егорова // Культура и образование. – 2019. – № 2 (33). – С. 78-85.
16. Зайцева, О. Г. Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Зайцева // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 11. – С. 8-11.
17. Ибрагимова, М. И. Влияние игрушки на эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / М. И. Ибрагимова, О. В. Гончарова //Актуальные вопросы в науке и практике : сб. статей по материалам III междунар. науч.-практ. конф. : в 4-х ч.,(Казань, 04 ноября 2017 г.). – Казань, 2017. – С. 140-145.
18. Ибрагимова, М. И. Гендерная игрушка как средство эмоционального развития дошкольников [Текст] / М. И. Ибрагимова, О. В. Гончарова // Актуальные вопросы современной науки : сб. статей по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. : В 4-х частях., (Томск, 16 декабря 2017 г.). – 2017. – С. 97-104.
19. Кадралиева, З. Г. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников [Текст] / З. Г. Кадралиева // Вестник науки и образования. – 2015. – № 10 (12). – С. 100-102.
20. Калинина, Р. Р. Сюжетно-ролевые игры [Текст] / Р. Р. Калинина. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 225 с.
21. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие [Текст] / А. В. Калиниченко – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 112 с.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова – Москва : Академия, 2011. – 416 с.
23. Космина, О. Н. Роль народной игрушки в развитии дошкольников [Текст] / О. Н. Космина, Н. В. Пашкина, А. М. Берко // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – Т. 2. № 3 (4). – С. 123-124.
24. Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить [Текст] / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 174 с.
25. Куланина, И. Н. Народная кукла как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста [Текст] / И. Н. Куланина // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. статей и материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Коломна, 01-03 июня 2016 г.) – Коломна, 2016. – С. 87-91.
26. Лосева, И. И. Теории и технологии социально-коммуникативного и речевого развития детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. И. Лосева. – Ульяновск : Издательство : Зебра, 2016. – 258 с.
27. Манжалий Д. С. Роль технической игрушки в познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Д. С. Манжалий // Молодежь XXI века : шаг в будущее: материалы XIX регионал. науч.-практ. конф. : в 3-х т.,(Благовещенск, 23 мая 2018 г.). – Благовещенск, 2018. – С. 294-295.
28. Маскаева, Е. Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой [Текст] / Е. Ю. Маскаева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 1. – С. 71-78.
29. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская. – Москва : Инфра-М, 2013. – 448 с.
30. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 411 c.
31. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. 2-е изд., испр. [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
32. Морозова, Н. Е. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. Е. Морозова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 359 с.
33. Николаева, С. Н. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 128 с.
34. Новоселова, Л. С. Развивающая предметная среда [Текст] / Л. С. Новоселова – Москва : Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2011. – 76 с.
35. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие [Текст] / А. П. Панфилова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2014. – 368 с.
36. Полищук, Е. Н. Механизм влияния детской игрушки на формирование мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Полищук // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Педагогика и психология. – 2013. – № 3 (25). – С. 132-139.
37. Попова, С. С. Игрушка в жизни ребёнка [Текст] / С. С. Попова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 96-98.
38. Пьянзина, Е. П. Роль игрушки в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Е. П. Пьянзина // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе : материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф., (Саранск, 04-05 июля 2014 г.). – Саранск, 2014. – С. 107-110
39. Савенков, А. И. Детская игрушка как часть культурной традиции [Текст] / А. И. Савенков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – № 3 (41). – С. 13-18.
40. Семенова, Т. А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей [Текст] / Т. А. Семенова // Молодой ученый. – 2016. – № 7-6 (111). – С. 204-207.
41. Семенова, Т. А. Народная игра и игрушка как традиционное средство духовного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Семенова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи : Материалы III международной научно-практической конференции (16 апреля 2015 г) / Отв. ред. Т. А. Семенова. – Москва : Издательство «Спутник +», 2015. – С. 64-67.
42. Соколова, А. В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста : учеб.- метод. пособие [Текст] / А. В. Соколова – Нижний Тагил, 2018. –125 с.
43. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Речь; М.: Сфера, 2017. – 176 с.
44. Старцева, А. В. Игрушка как средство общения и психического развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. В. Старцева, В. В. Захарюк // Вестник научных конференций. – 2017. – № 8-1 (24). – С. 121-122.
45. Стеркина, Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 306 с.
46. Улитина, Л. И. Игрушка как фактор социализации ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Улитина // Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества»: материалы науч.-практ. конф.( Саратов, 12 февраля 2016 г.) – Саратов, 2016. – С. 451-454.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
48. Фролова, Е. В. Использование педагогического потенциала игр с куклой в формировании основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Фролова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 09 апреля 2018 г.) / редкол. : О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2018. – С. 93-95.
49. Ханова, Т. Г. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Ханова, С. В. Хлебникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – С. 353-356.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 402 с.