Музыкальное развитие детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий в условиях дополнительного образования (Нижневартовский Государственный Университет)
|
База исследования: Негосударственный дошкольный образовательный центр ДОЦ «Солнышко» (г. Нижневартовск).
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 1 месяца до 6 лет 8 месяцев.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические и психолого-педагогические аспекты музыкального развития детей 9
1.1 Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.2 Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) у детей дошкольного возраста 17
Глава 2 Компьютерные технологии в музыкальном образовании 25
2.1 Теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе развития музыкальных способностей дошкольников 25
2.2 Педагогические условия эффективности использования компьютерных технологий в процессе развития музыкальных способностей дошкольников 30
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с помощью музыкальных компьютерных технологий 37
3.1 Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования. Характеристика процесса музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях центра детского творчества 37
3.2 Компьютерные технологии как средство музыкального обучения детей дошкольного возраста 53
3.3 Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста средствами компьютерных технологий. Контрольный этап опытно-экспериментального исследования 67
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложения 86
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 1 месяца до 6 лет 8 месяцев.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические и психолого-педагогические аспекты музыкального развития детей 9
1.1 Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.2 Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) у детей дошкольного возраста 17
Глава 2 Компьютерные технологии в музыкальном образовании 25
2.1 Теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе развития музыкальных способностей дошкольников 25
2.2 Педагогические условия эффективности использования компьютерных технологий в процессе развития музыкальных способностей дошкольников 30
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с помощью музыкальных компьютерных технологий 37
3.1 Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования. Характеристика процесса музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях центра детского творчества 37
3.2 Компьютерные технологии как средство музыкального обучения детей дошкольного возраста 53
3.3 Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста средствами компьютерных технологий. Контрольный этап опытно-экспериментального исследования 67
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложения 86
В современных условиях социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности – одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие музыкальных способностей, креативности личности, лежит в основе современного подхода к воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации и в организациях дополнительного образования. Одна из самых актуальных педагогических проблем современной системы дополнительного образования – это проблема организации занятий детей на основе творчества, которые помогали бы познанию ребенком собственной индивидуальности посредством творческой деятельности, в том числе и музыкальной.
Музыкальная деятельность – это универсальный способ саморазвития. Процесс музыкальной деятельности – не только процесс создания нового по сути продукта деятельности, но и процесс открытия человеком своих способностей, самореализации, обретения собственного «Я», поиск идеальной формы экзистенциального существования. Творческая самореализация в музыкальной деятельности ведет человека к обретению гармонии с окружающим миром. Способность к музыкальной деятельности заложена в каждом человеке изначально, от природы. Очень ярко эти способности проявляются у детей дошкольного возраста; в младших классах эта способность тормозится, и, если вовремя не начата регулярная работа по развитию этих способностей, они утрачиваются.
Проблема развития музыкальных способностей личности ребенка старшего дошкольного возраста относится к числу первостепенных задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Развитие ребенка на этапе дошкольного детства, формирование его личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается, что образование должно быть ориентировано на организацию творческой деятельности детей, способствующей развитию эмоционально-личностных особенностей, мышления, воображения. В качестве творческой деятельности, наряду с другими, рассматривается и музыкальная деятельность ребенка-дошкольника [71, с. 28].
Старшее дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития творчества, музыкальных способностей. Это время, когда музыкальная деятельность может стать устойчивым увлечением, приобщающим ребенка к миру искусств. Музыкальная деятельность – это творческий процесс, при котором ребенок отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. В становлении личности ребенка, в развитии его способностей трудно переоценить роль музыки. С ее помощью ребенок воспринимает окружающий мир и формируется как творчески мыслящая личность. Благодаря своим особенностям, музыка может активно воздействовать на развитие воображения – очень важного психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Это обусловлено, с одной стороны тем, что долгое время преобладала ориентация на «среднего ребенка» и ориентация на «концерты-шоу» для родителей; с другой стороны, тем, что у педагогов и родителей отсутствовали необходимые знания о диагностике и развитии музыкальных способностей на этапе старшего дошкольного детства.
Степень изученности. Проблема развития творческих способностей в музыкальной деятельности представлена исследованиями С.В. Борышов, А.А. Казакова, Р.О. Панфиловой, Б.М. Теплова, Ю.А. Цагарелли и др. А.А. Казаков, В.И. Петрушин и др. определили природу способностей. Б.М. Тепловым, Ю.А. Цагарелли и др. обоснована структура творческих способностей с позиции музыкальной деятельности, разработана классификация специальных музыкальных способностей. Т.П. Сараева, В.Д. Шадриков и др. всесторонне проанализировали проблему развития творческих способностей на разных возрастных этапах. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, М.Б. Зацепина, В.Н. Корчуганова и др. раскрыли теоретические и прикладные аспекты развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Воспитательную и развивающую функцию музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста изучали Н.А. Ветлугина, Т.И. Петрова, Е.С. Петрова Т.И. Ревина, Е.П. Сергеева, Л.Ф. Тихомирова, Р.О. Юрчик и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, проблема музыкального развития старших дошкольников средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования изучена недостаточно. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «музыкальные способности» в музыкальной психологии и педагогике музыкального образования.
2. Выявить возрастные особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень музыкального развития старших дошкольников в ходе эмпирического исследования.
4. Определить педагогические условия музыкального развития старших дошкольников средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
5. Разработать и апробировать в опытной работе программу музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
6. Разработать практические рекомендации для музыкальных руководителей организаций дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования будет осуществляться успешно при следующих условиях:
- организация музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет заключаться в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, танцевальных упражнений, песенных и инструментальных импровизаций способствующих развитию интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти и т. д.;
- будет создана специальная музыкальная предметно-развивающая среда;
- занятия будут проводиться с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования – процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Методы исследования определены его целью, задачами и логикой исследования.
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методологической основой исследования являются:
1. Психологические подходы к пониманию сущности и структуры понятия «способности» (Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная, Е.Л. Яковлева и др.).
2. Положения психолого-педагогической науки о сущности процесса музыкального развития личности (Д.П. Гилфорд, Б.М. Теплов, Н.В. Юдина, Е.Л. Яковлева и др.).
3. Концепция теории и практики организации музыкальных занятий в условиях дополнительного образования (Н.А. Ветлугина).
4. Труды по проблемам возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их учету в развитии музыкальных способностей в условиях дополнительного образования (Е.С. Карташова, Н.Л. Кряжева, И.Т. Соколова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных источников по проблеме музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы воспитателями детских садов, музыкальными руководителями организаций дополнительного образования по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап – содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования:
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 1 месяца до 6 лет 8 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, представленного 78 источниками, приложений.
Музыкальная деятельность – это универсальный способ саморазвития. Процесс музыкальной деятельности – не только процесс создания нового по сути продукта деятельности, но и процесс открытия человеком своих способностей, самореализации, обретения собственного «Я», поиск идеальной формы экзистенциального существования. Творческая самореализация в музыкальной деятельности ведет человека к обретению гармонии с окружающим миром. Способность к музыкальной деятельности заложена в каждом человеке изначально, от природы. Очень ярко эти способности проявляются у детей дошкольного возраста; в младших классах эта способность тормозится, и, если вовремя не начата регулярная работа по развитию этих способностей, они утрачиваются.
Проблема развития музыкальных способностей личности ребенка старшего дошкольного возраста относится к числу первостепенных задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Развитие ребенка на этапе дошкольного детства, формирование его личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается, что образование должно быть ориентировано на организацию творческой деятельности детей, способствующей развитию эмоционально-личностных особенностей, мышления, воображения. В качестве творческой деятельности, наряду с другими, рассматривается и музыкальная деятельность ребенка-дошкольника [71, с. 28].
Старшее дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития творчества, музыкальных способностей. Это время, когда музыкальная деятельность может стать устойчивым увлечением, приобщающим ребенка к миру искусств. Музыкальная деятельность – это творческий процесс, при котором ребенок отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. В становлении личности ребенка, в развитии его способностей трудно переоценить роль музыки. С ее помощью ребенок воспринимает окружающий мир и формируется как творчески мыслящая личность. Благодаря своим особенностям, музыка может активно воздействовать на развитие воображения – очень важного психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Это обусловлено, с одной стороны тем, что долгое время преобладала ориентация на «среднего ребенка» и ориентация на «концерты-шоу» для родителей; с другой стороны, тем, что у педагогов и родителей отсутствовали необходимые знания о диагностике и развитии музыкальных способностей на этапе старшего дошкольного детства.
Степень изученности. Проблема развития творческих способностей в музыкальной деятельности представлена исследованиями С.В. Борышов, А.А. Казакова, Р.О. Панфиловой, Б.М. Теплова, Ю.А. Цагарелли и др. А.А. Казаков, В.И. Петрушин и др. определили природу способностей. Б.М. Тепловым, Ю.А. Цагарелли и др. обоснована структура творческих способностей с позиции музыкальной деятельности, разработана классификация специальных музыкальных способностей. Т.П. Сараева, В.Д. Шадриков и др. всесторонне проанализировали проблему развития творческих способностей на разных возрастных этапах. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, М.Б. Зацепина, В.Н. Корчуганова и др. раскрыли теоретические и прикладные аспекты развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Воспитательную и развивающую функцию музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста изучали Н.А. Ветлугина, Т.И. Петрова, Е.С. Петрова Т.И. Ревина, Е.П. Сергеева, Л.Ф. Тихомирова, Р.О. Юрчик и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, проблема музыкального развития старших дошкольников средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования изучена недостаточно. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «музыкальные способности» в музыкальной психологии и педагогике музыкального образования.
2. Выявить возрастные особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень музыкального развития старших дошкольников в ходе эмпирического исследования.
4. Определить педагогические условия музыкального развития старших дошкольников средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
5. Разработать и апробировать в опытной работе программу музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
6. Разработать практические рекомендации для музыкальных руководителей организаций дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования будет осуществляться успешно при следующих условиях:
- организация музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет заключаться в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, танцевальных упражнений, песенных и инструментальных импровизаций способствующих развитию интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти и т. д.;
- будет создана специальная музыкальная предметно-развивающая среда;
- занятия будут проводиться с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования – процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Методы исследования определены его целью, задачами и логикой исследования.
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методологической основой исследования являются:
1. Психологические подходы к пониманию сущности и структуры понятия «способности» (Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная, Е.Л. Яковлева и др.).
2. Положения психолого-педагогической науки о сущности процесса музыкального развития личности (Д.П. Гилфорд, Б.М. Теплов, Н.В. Юдина, Е.Л. Яковлева и др.).
3. Концепция теории и практики организации музыкальных занятий в условиях дополнительного образования (Н.А. Ветлугина).
4. Труды по проблемам возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их учету в развитии музыкальных способностей в условиях дополнительного образования (Е.С. Карташова, Н.Л. Кряжева, И.Т. Соколова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных источников по проблеме музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы воспитателями детских садов, музыкальными руководителями организаций дополнительного образования по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап – содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования:
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 1 месяца до 6 лет 8 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, представленного 78 источниками, приложений.
Музыкальные занятия в ДОУ имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий, прежде всего, своей структурой. В нее входят сразу несколько видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты. Условиями возникновения детского музыкального творчества является как накопление впечатлений от восприятия искусства, так и накопление опыта исполнительства, а для развития творческих способностей на музыкальных занятиях детям старшего дошкольного возраста необходимы определенные знания.
Опытно-экспериментальное исследование было организовано с целью поиска педагогических условий для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях средствами компьютерных технологий.
В ходе анализа результатов диагностики констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования было установлено, что большинство детей экспериментальной группы показали средний уровень развития музыкальных способностей. В этой связи на формирующем этапе исследования была разработана программа кружка «Веселые нотки», в процессе реализации содержания которой использовались компьютерные технологии. В содержание программы были включены мультимедийные презентации, музыкальные дидактические игры с использование компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в музыкальной игровой деятельности дошкольников давало возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекали детей, поддерживали эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Компьютерные музыкально-дидактические игры давали возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области художественно-эстетического развития, выявлять уровень развития творческих способностей дошкольников.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования показал повышение уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста по таким компонентам, как мотивационный, когнитивный, содержательный.
Положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей экспериментальной группы согласно полученным результатам в опытно-экспериментальном исследовании обусловлены тем, что дети получали художественные впечатления, воспитывались в творческой среде, занимались художественно-творческой деятельностью. Успехи экспериментальной группы связаны, прежде всего, с тем, что в работе со старшими дошкольниками применялись компьютерные технологии, направленные на развитие музыкальных способностей. В процессе наблюдения за детьми мы также отметили, что участники экспериментальной группы стали чувствовать себя гораздо увереннее во время выступления и демонстрации продуктов своего творчества, а сами музыкально игровые задания стали даваться им гораздо легче, повысилась мотивация к музыкальным занятиям.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Опытно-экспериментальное исследование было организовано с целью поиска педагогических условий для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях средствами компьютерных технологий.
В ходе анализа результатов диагностики констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования было установлено, что большинство детей экспериментальной группы показали средний уровень развития музыкальных способностей. В этой связи на формирующем этапе исследования была разработана программа кружка «Веселые нотки», в процессе реализации содержания которой использовались компьютерные технологии. В содержание программы были включены мультимедийные презентации, музыкальные дидактические игры с использование компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в музыкальной игровой деятельности дошкольников давало возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекали детей, поддерживали эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Компьютерные музыкально-дидактические игры давали возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области художественно-эстетического развития, выявлять уровень развития творческих способностей дошкольников.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования показал повышение уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста по таким компонентам, как мотивационный, когнитивный, содержательный.
Положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей экспериментальной группы согласно полученным результатам в опытно-экспериментальном исследовании обусловлены тем, что дети получали художественные впечатления, воспитывались в творческой среде, занимались художественно-творческой деятельностью. Успехи экспериментальной группы связаны, прежде всего, с тем, что в работе со старшими дошкольниками применялись компьютерные технологии, направленные на развитие музыкальных способностей. В процессе наблюдения за детьми мы также отметили, что участники экспериментальной группы стали чувствовать себя гораздо увереннее во время выступления и демонстрации продуктов своего творчества, а сами музыкально игровые задания стали даваться им гораздо легче, повысилась мотивация к музыкальным занятиям.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020



