Музыкальное развитие детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий в условиях дополнительного образования (Нижневартовский Государственный Университет)
База исследования: Негосударственный дошкольный образовательный центр ДОЦ «Солнышко» (г. Нижневартовск).
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 1 месяца до 6 лет 8 месяцев.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические и психолого-педагогические аспекты музыкального развития детей 9
1.1 Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.2 Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) у детей дошкольного возраста 17
Глава 2 Компьютерные технологии в музыкальном образовании 25
2.1 Теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе развития музыкальных способностей дошкольников 25
2.2 Педагогические условия эффективности использования компьютерных технологий в процессе развития музыкальных способностей дошкольников 30
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с помощью музыкальных компьютерных технологий 37
3.1 Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования. Характеристика процесса музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях центра детского творчества 37
3.2 Компьютерные технологии как средство музыкального обучения детей дошкольного возраста 53
3.3 Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста средствами компьютерных технологий. Контрольный этап опытно-экспериментального исследования 67
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложения 86
В современных условиях социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности – одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие музыкальных способностей, креативности личности, лежит в основе современного подхода к воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации и в организациях дополнительного образования. Одна из самых актуальных педагогических проблем современной системы дополнительного образования – это проблема организации занятий детей на основе творчества, которые помогали бы познанию ребенком собственной индивидуальности посредством творческой деятельности, в том числе и музыкальной.
Музыкальная деятельность – это универсальный способ саморазвития. Процесс музыкальной деятельности – не только процесс создания нового по сути продукта деятельности, но и процесс открытия человеком своих способностей, самореализации, обретения собственного «Я», поиск идеальной формы экзистенциального существования. Творческая самореализация в музыкальной деятельности ведет человека к обретению гармонии с окружающим миром. Способность к музыкальной деятельности заложена в каждом человеке изначально, от природы. Очень ярко эти способности проявляются у детей дошкольного возраста; в младших классах эта способность тормозится, и, если вовремя не начата регулярная работа по развитию этих способностей, они утрачиваются.
Проблема развития музыкальных способностей личности ребенка старшего дошкольного возраста относится к числу первостепенных задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Развитие ребенка на этапе дошкольного детства, формирование его личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается, что образование должно быть ориентировано на организацию творческой деятельности детей, способствующей развитию эмоционально-личностных особенностей, мышления, воображения. В качестве творческой деятельности, наряду с другими, рассматривается и музыкальная деятельность ребенка-дошкольника [71, с. 28].
Старшее дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития творчества, музыкальных способностей. Это время, когда музыкальная деятельность может стать устойчивым увлечением, приобщающим ребенка к миру искусств. Музыкальная деятельность – это творческий процесс, при котором ребенок отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. В становлении личности ребенка, в развитии его способностей трудно переоценить роль музыки. С ее помощью ребенок воспринимает окружающий мир и формируется как творчески мыслящая личность. Благодаря своим особенностям, музыка может активно воздействовать на развитие воображения – очень важного психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Это обусловлено, с одной стороны тем, что долгое время преобладала ориентация на «среднего ребенка» и ориентация на «концерты-шоу» для родителей; с другой стороны, тем, что у педагогов и родителей отсутствовали необходимые знания о диагностике и развитии музыкальных способностей на этапе старшего дошкольного детства.
Степень изученности. Проблема развития творческих способностей в музыкальной деятельности представлена исследованиями С.В. Борышов, А.А. Казакова, Р.О. Панфиловой, Б.М. Теплова, Ю.А. Цагарелли и др. А.А. Казаков, В.И. Петрушин и др. определили природу способностей. Б.М. Тепловым, Ю.А. Цагарелли и др. обоснована структура творческих способностей с позиции музыкальной деятельности, разработана классификация специальных музыкальных способностей. Т.П. Сараева, В.Д. Шадриков и др. всесторонне проанализировали проблему развития творческих способностей на разных возрастных этапах. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, М.Б. Зацепина, В.Н. Корчуганова и др. раскрыли теоретические и прикладные аспекты развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Воспитательную и развивающую функцию музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста изучали Н.А. Ветлугина, Т.И. Петрова, Е.С. Петрова Т.И. Ревина, Е.П. Сергеева, Л.Ф. Тихомирова, Р.О. Юрчик и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, проблема музыкального развития старших дошкольников средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования изучена недостаточно. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «музыкальные способности» в музыкальной психологии и педагогике музыкального образования.
2. Выявить возрастные особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень музыкального развития старших дошкольников в ходе эмпирического исследования.
4. Определить педагогические условия музыкального развития старших дошкольников средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
5. Разработать и апробировать в опытной работе программу музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
6. Разработать практические рекомендации для музыкальных руководителей организаций дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования будет осуществляться успешно при следующих условиях:
- организация музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет заключаться в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, танцевальных упражнений, песенных и инструментальных импровизаций способствующих развитию интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти и т. д.;
- будет создана специальная музыкальная предметно-развивающая среда;
- занятия будут проводиться с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования – процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Методы исследования определены его целью, задачами и логикой исследования.
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методологической основой исследования являются:
1. Психологические подходы к пониманию сущности и структуры понятия «способности» (Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная, Е.Л. Яковлева и др.).
2. Положения психолого-педагогической науки о сущности процесса музыкального развития личности (Д.П. Гилфорд, Б.М. Теплов, Н.В. Юдина, Е.Л. Яковлева и др.).
3. Концепция теории и практики организации музыкальных занятий в условиях дополнительного образования (Н.А. Ветлугина).
4. Труды по проблемам возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их учету в развитии музыкальных способностей в условиях дополнительного образования (Е.С. Карташова, Н.Л. Кряжева, И.Т. Соколова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных источников по проблеме музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы воспитателями детских садов, музыкальными руководителями организаций дополнительного образования по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап – содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования:
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 1 месяца до 6 лет 8 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, представленного 78 источниками, приложений.
Музыкальные занятия в ДОУ имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий, прежде всего, своей структурой. В нее входят сразу несколько видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты. Условиями возникновения детского музыкального творчества является как накопление впечатлений от восприятия искусства, так и накопление опыта исполнительства, а для развития творческих способностей на музыкальных занятиях детям старшего дошкольного возраста необходимы определенные знания.
Опытно-экспериментальное исследование было организовано с целью поиска педагогических условий для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях средствами компьютерных технологий.
В ходе анализа результатов диагностики констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования было установлено, что большинство детей экспериментальной группы показали средний уровень развития музыкальных способностей. В этой связи на формирующем этапе исследования была разработана программа кружка «Веселые нотки», в процессе реализации содержания которой использовались компьютерные технологии. В содержание программы были включены мультимедийные презентации, музыкальные дидактические игры с использование компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в музыкальной игровой деятельности дошкольников давало возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекали детей, поддерживали эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Компьютерные музыкально-дидактические игры давали возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области художественно-эстетического развития, выявлять уровень развития творческих способностей дошкольников.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования показал повышение уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста по таким компонентам, как мотивационный, когнитивный, содержательный.
Положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей экспериментальной группы согласно полученным результатам в опытно-экспериментальном исследовании обусловлены тем, что дети получали художественные впечатления, воспитывались в творческой среде, занимались художественно-творческой деятельностью. Успехи экспериментальной группы связаны, прежде всего, с тем, что в работе со старшими дошкольниками применялись компьютерные технологии, направленные на развитие музыкальных способностей. В процессе наблюдения за детьми мы также отметили, что участники экспериментальной группы стали чувствовать себя гораздо увереннее во время выступления и демонстрации продуктов своего творчества, а сами музыкально игровые задания стали даваться им гораздо легче, повысилась мотивация к музыкальным занятиям.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Белкин, А. С. Педагогика детства : (основы возрастные педагогики) / А. С. Белкин. – Екатеринбург : Сократ, 2014. – 192 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская ; Психологический институт РАО. – Самара : Фёдоров, 2019. – 414 с.
3. Бобрышов, С. В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах / С. В. Бобрышов, Л. А. Саенко, Л. В. Суменко // Вестник Академии права и управления. – 2016. – № 42. – С. 170-175.
4. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – Москва : Дрофа, 2017. – 458 с.
5. Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г. И. Вергелес // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – № 100. – 2015. – С. 7-18.
6. Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования: в сб. «Дошкольник: формирование и развитие его личности» / Г. И. Вергелес, А. И. Раев. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 3-9.
7. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва : Дрофа, 2015. – 306 с.
9. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте / М. И. Волкова // Детский сад от А до Я. – 2018. – №5. – С. 21-23.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2017. – 96 с.
11. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
12. Глазков, В. В. Музыкальная психология : учеб.-метод. пособие / В. В. Глазков ; под ред. канд. психолог. наук Н. Г. Абрамян; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. – 136 с.
13. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. З. Гликман. – Москва : Издательство «Школьные технологии», 2015. – 176 с.
14. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. – 245 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология способностей : избранные тр. / В. Н. Дружинин ; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – Москва : РГБ, 2017. – 652 с.
16. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2013. – 471 с.
17. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2016. – №11. – С. 32-38.
18. Зацепина, М. Б. Музыкальные способности и детская одаренность. Одаренный ребенок / М. Б. Зацепина // Музыкальный руководитель. – 2015. – №2. – С. 6–11.
19. Казакова, А. А. Проблема подготовки педагога к формированию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях средствами ИКТ / А. А. Казакова // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т.2. – Вып.1. – 2015. – С. 291-297.
20. Карташова, Е. С. Роль творческих способностей в развитии личности старшего дошкольника / Е. С. Карташова // Психологические исследования. – 2018. – №6. – С. 74-77.
21. Киреенко, В. И. Творчество в дошкольном возрасте / В. И. Киреенко. – Ульяновск : Учитель, 2017. – 122 с.
22. Корчуганова, В. Н. Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста : теория и практика / В. Н. Корчуганова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 31-33.
23. Крылов, Е. К. Школа творческой личности / Е. К. Крылов // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 7. – С. 11-20.
24. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов-на Дону : Феникс, 2012. – 406 с.
25. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Кряжева. – Москва : Эксмо, 2017. – 456 с.
26. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – Москва : Наука, 2017. – 269 с.
27. Левитова, Н. Д. Педагогика и психология / Н. Д. Левитова. – Москва : Инфра-М, 2016. – 563 с.
28. Люблинская, А. А. Возрастные особенности дошкольников / А. А. Люблинская. – Москва : Наука, 2018. – 205 с.
29. Майкапар, С. М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития / С. М. Майкапар. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 256 c.
30. Маслова, В. И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами ИКТ / В. И. Маслова. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – 215 с.
31. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 269 с.
32. Мелик-Пашаев, М. М. Креативность и творчество / М. М. Мелик-Пашаев. – Москва : АСТ, 2016. – 368 с.
33. Морозова, М. Т. Пути и средства развития творческих способностей в дошкольном возрасте средствами ИКТ / М. Т. Морозова // Мир психологии. – 2019. – №4. – С. 62-66.
34. Морозова, Н. Е. Дошкольная педагогика / Н. Е. Морозова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 359 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология /В. С. Мухин. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 658 с.
36. Нечаев, М. П. Формы проведения музыкальных занятий в детском саду / М. П. Нечаев // Педагогика. – 2018. – №10. – С. 63-69.
37. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в условиях использования интерактивных технологий / А. В. Никитина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 34-37.
38. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 175 с
39. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания : избр. пед. труды / Л. И. Новикова. – Москва : АСТ, 2016. – 336 с.
40. Нуркова, В. В. Музыкальная психология : учебник для академического бакалавриата / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 604 с.
41. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – Москва : Академия, 2016. – 324 с.
42. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М. А. Орлова. – Москва : Лада, 2017. – 160 c.
43. Остроменский, В. Д. Формирование музыкального познания : Монография / В. Д. Остроменский / Отв. ред. О. К. Тихомиров. – Кишинев, 1998. – 241 с.
44. От рождения до школы : примерная образовательная программа ДО / Т. С. Комарова, М. А. Васильева, Н. Е. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 368с.
45. Панфилова, Р. О. Психология творчества / Р. О. Панфилова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 254 с.
46. Петрова, Т. И. Подготовка и проведение музыкальных занятий в детском саду с помощью средств ИКТ / Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, Е. С. Петрова. – Москва : Школьная пресса, 2017. – 128 с.
47. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. – Москва : Гаудеамус, 2019. – 398 с.
48. Петровская, А. И. Творчество как способ положительной мотивации старших дошкольников / А. И. Петровская // Педагогика. – 2016. – № 11. – С. 36-39.
49. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – Москва : Международная педагогическая академия, 2018. – 680 с.
50. Подласый, И. П. Педагогика / П. И. Подласый. – Москва : Изд. «Питер», 2016. – 287 с.
51. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика : Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. – Москва : АСТ, 2017. – 412 с.
52. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации / О. П. Радынова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
53. Ревина, Т. И. Воспитание музыкой / Т. И. Ревина // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 74-77.
54. Рындак, В. Г. Творческие способности в индивидуальной психологии / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2018. – №4. – С. 74-81.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : В 2-х тт. / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2015. – Т. 1. – 488 с.
56. Савва, Л. И. Педагогика в образно-логическом изложении : учебное пособие / Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев, О. А. Веденеева. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2015. – 129 с.
57. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Е. Сапогова. – Москва : Аспект Пресс, 2015. – 460 с.
58. Сараева, Т. П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении / Т. П. Сараева // Психология образования в политкультурном пространстве. – Елец : ЕГУ им И.А. Бунина, 2016. – № 20. –С. 60-68.
59. Симановский, А. Э. Формирование способности к интеллектуальному творчеству : монография / А. Э. Симановский. ‒ Ярославль : ЯГПУ, 2015. ‒ 240 с.
60. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : Теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. – Москва : Академия. 2017. – 369 с.
61. Соколова, И. Т. Структура творческих способностей старших дошкольников / И. Т. Соколова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
62. Сорокова, М. Г. Система Монтессори : теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. – Москва : Академия, 2015. – 384 с.
63. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 365 с.
64. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий : монография / Б. М. Теплов. ‒ Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 452 с.
65. Терентьева, Ю. В. Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников средствами ИКТ / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 74-81.
66. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
67. Тихомирова, И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей / И. В. Тихомирова // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 77-79.
68. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание третье, исправленное и дополненное. Учебное пособие / А. В. Торопова. – Москва : АСТ, 2016. – 457 с.
69. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю. А. Цагарелли. – Москва : Композитор, 2018. – 367 с.
70. Шадриков, В. Д. Методологические проблемы способностей / В. Д. Шадриков // Психология учебной и трудовой деятельности : сб. науч. тр. – Ярославль : ЯГПУ, 1985. ‒ С. 3–8.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : Сфера, 2015. – 50 с.
72. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. – Москва : Институт практической психологии; Воронеж, 2017. – 416 с.
73. Юрчик, Р. О. Развитие творческого потенциала личности старшего дошкольника / Р. О. Юрчик // Мир психологии. – 2015. – №2. – С. 61-66.
74. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. – Москва : Флинта, 2015. – 224 с.
75. Coone J. A Cross–Cultural Study of Sex Differences in Development of Creative Thinking Abilities. Dissertation Abstracts 29, no. 12–13, 1969.
76. Johnson D.M., & Jennings J.W. Serial analysis of three problem solving processes. Journal of Psychology, 1963, 56, р. 43–52.
77. MacKinnon D.W. The personality correlates of creativity: a study of American architects. / In Vernon P.E. (ed.) Creativity. Middlesex, England: Penguin, 1970.
78. Mar'i S. Toward A Cross–Cultural Theory of Creativity. Journal of Creative Behavior, 1976, 10, р. 108–116.