Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое проектирование дидактических игр по ОБЖ

Работа №49690

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (Дидактические материалы к уроку )
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы использования дидактических игр в учебном процессе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5
1.1 Сущность понятия «дидактическая игра» 5
1.2 Цель и задачи использования дидактических игр на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 10
1.3 Условия использования дидактических игр на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Практические аспекты педагогического проектирования дидактических игр для уроков курса «основы безопасности жизнедеятельности» 20
2.1 Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 20
2.2 Разработка урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием дидактических игр 24
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение 34

Актуальность исследования. На сегодняшний день практически каждый учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) использует в своей преподавательской деятельности нестандартные виды и формы обучения учащихся. В первую очередь это связано с осознанием необходимости изменения стиля преподавания и ухода от традиционных форм преподавания, для повышения интереса учащихся к предмету ОБЖ и ориентации на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях достаточно скромного количества предметных часов, а также усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся. Исходя из этого можно сказать, что арсенал форм современного учителя ОБЖ должен непосредственно усовершенствоваться под воздействием усиливающейся роли личности учащегося в обучении и трансформироваться в сторону нетрадиционных, игровых форм преподнесения учебного материала.
Степень изученности проблемы. Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как А.Г. Волостникова, Р.А. Дурнева, М.А. Картавых и др. Сущность понятия «дидактическая игра» и ее виды раскрыта в работах А. Градовой, М.М. Захарова, Ю.В. Терентьевой и др. Проблема использования дидактических игр на уроках ОБЖ проанализирована в трудах В.М. Букатова, .С. Паниной и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к использованию дидактических игр на уроках ОБЖ в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью использования дидактических игр на уроках ОБЖ и отсутствием должного внимания к данной проблеме со стороны учителей ОБЖ;
- между потребностью педагогов в современных технологиях организации учебного процесса по ОБЖ и их отсутствием.
Указанные противоречия обусловили проблему: как проектировать для уроков ОБЖ дидактические игры.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогическое проектирование дидактических игр по ОБЖ».
Цель исследования: изучить особенности педагогического проектирования дидактических игр по ОБЖ.
Объектом исследования является процесс педагогического проектирования дидактических игр по ОБЖ.
Предмет исследования: условия педагогического проектирования и использования дидактических игр на уроках ОБЖ.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического проектирования дидактических игр по ОБЖ в литературе.
2. Определить условия использования дидактических игр на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Разработать методические рекомендации по проектированию и использованию дидактических игр на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «дидактические игры» – Ю.В. Терентьевой, Н.Е. Щурковой и др.;
- подходы к педагогическому проектированию дидактических игр по ОБЖ – О.А. Козлова, М.Ю. Олешков, и др.
Практическая значимость заключается в том, что были на основе анализа теоретических источников и опыта практикующих педагогов определены условия педагогического проектирования дидактических игр по ОБЖ, которые могут быть использованы учителями ОБЖ в процессе подготовки к урокам.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изучения научных трудов отечественных ученых, методистов и педагогов-практиков был сформулирован вывод о том, что игровые технологии – метод обучения, организуемого в форме учебной игры, способствующей активному обучению и отличающейся наличием правил и фиксированной структуры игровой деятельности. Применение дидактических игр на уроках ОБЖ создаёт определённый эмоциональный фон, а также условия для мотивации обучающихся к изучению трудных тем. Наиболее широко применяется педагогами дидактическая игра, которая содержит образовательную задачу, которую учащиеся решают в занимательной форме.
Если регулярно проектировать и применять дидактические игры на уроках ОБЖ, принимать во внимание возрастные и психологические особенности ребенка и создавать удобные психолого-педагогические условия, для развития гармонично-сформированной подрастающей личности, то развитие творческого начала школьников средствами игры станет более результативно. Игровой метод включения ученика в деятельность подразумевает индивидуальный подход, когда педагог нацелен на личностный подход в целом, а не только на его функции как воспитанника. Дидактическая игра – не развлечение, а особенный способ вовлечения обучающегося в творческую деятельность, способ стимулирования их активности. Чем увлекательнее игровые действия, которые педагог применяет на занятиях, тем незаметнее и успешнее обучающиеся закрепляют, обобщают, систематизируют приобретенные знания.
На основе изученных теоретических источников была разработана технологическая карта урока ОБД для 7-го класса по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия». В содержание урока было разработано и включено две дидактические игры: на этапе первичного закрепления и на этапе обобщения полученных знаний.



1. Букатов, В. М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя [Текст] / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Москва : «Первое сентября», 2002. – 224 с.
2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии [Текст] / М. В. Буланова-Топоркова. – Москва : ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
3. Варламова, А. Я. Педагогика [Текст] / А. Я. Варламова, П. В. Кирилов. – Москва : Волгоград, 2004. – 76 с.
4. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты на уроках ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
5. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности : пособие для студентов пед. ун-тов [Текст] / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
6. Галанин, Ю. Г. Учебно-материальная база ОБЖ [Текст] / Ю. Г. Галанин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2011. – № 12. – С. 31-35.
7. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст] / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
8. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] / М. Н. Гуслова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
9. Захаров, М. М. Дидактические игры на уроках [Текст] / М. М. Захаров. – Москва : Издательство Приор, 2010. – 125 с.
10. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. Градова // Учитель. – 2014. – № 6. – С. 76-80.
11. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы : Методическое пособие [Текст] / Р. А. Дурнев. – Москва : Дрофа, 2008. – 156 с.
12. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии [Текст] / Н. И. Запрудский. – Москва : Издательство «Сэр-Вит», 2003. – 288 с.
13. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / М. А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2009. – № 4. – С. 14-21.
14. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей школьников [Текст] / О. А. Козлова // Школа. – 2014. – № 11. – С. 55-59.
15. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
16. Кузнецов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : Методика преподавания предмета: 5–11 классы [Текст] / В. С. Кузнецов. – Москва : ВАКО, 2011. –176 с.
17. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
18. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – №1. – С. 61–67.
19. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : Учебное пособие [Текст] / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.
20. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва : Академия, 2017. – 217 с.
21. Смирнов, А. Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Т. Смирнов // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 5. – № 4. – С. 31–33.
22. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
23. Терентьева, Ю. В. Виды дидактических игр [Текст] / Ю. В. Терентьева // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 113-115.
24. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 31 с.
26. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие [Текст] / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – Москва : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
27. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : АСТ, 2015. – 245 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ