Психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников (Нижневартовский Государственный Университет)
|
Выборка: 25 учащихся 4-го класса «Д», из них 10 мальчиков и 15 девочек.
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде и методики исследования)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности в школьном коллективе в современной психологической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста в отечественной психологической литературе 13
1.3. Психология младшего школьного коллектива в исследованиях отечественных психологов 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Описание методов и методик 32
2.2 Качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Проект программа по повышению сплоченности школьного коллектива младших школьников 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде и методики исследования)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности в школьном коллективе в современной психологической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста в отечественной психологической литературе 13
1.3. Психология младшего школьного коллектива в исследованиях отечественных психологов 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Описание методов и методик 32
2.2 Качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Проект программа по повышению сплоченности школьного коллектива младших школьников 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования. Модернизация современной системы образования отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования II поколения (Далее ФГОС), в котором выражена насущная потребность общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе на основе сформированных навыков взаимодействия в коллективе. Поскольку в повседневной жизни младших школьников подчас отсутствует возможность общения в детском коллективе из-за чрезмерной занятости, недостаточности свободного времени родителей и их увлеченности достижениями. Это делает современного ребенка одиноким, потерянным, не способным к поиску друзей, оказанию поддержки другим и формированию эгоцентричности. Именно поэтому на первый план работы психолога и учителя выходит формирование коллектива младших школьников, развитие групповой сплоченности. Современный учитель решает задачи по формированию и развитию умений младших школьников соотносить свои желания с потребностями и возможностями окружающих людей, то есть умению жить и реализовывать себя в коллективе.
Классный руководитель, психолог, работающие в начальной школе, должны в полной мере осознавать значимость практических задач по качественному формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые способствовали бы формированию ценностно-ориентированного единства сплоченности коллектива младших школьников. Это обусловлено тем, что позитивные эмоции, сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций. Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности, такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда, взаимное уважение.
Степень разработанности проблемы. Подходы к понятию «групповая сплоченность», «Коллектив», ценностно-ориентированное единство» и т.д. раскрыты в научных трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как Г. Келли, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Р. Мертон, А.В. Петровский и др. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста дана в работах Л.С. Выготского, О.Б. Дарвиш, И.В. Кулагиной, В.С. Мухиной, А.А. Остапенко, Д.Д. Эльконина и др. Проблема формирования коллектива младших школьников проанализирована такими учеными, как Н.В. Корсак, А.П. Макаренко, Р.С. Немов и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам развития групповой сплоченности в коллективе младших школьников, проблема формирования ценностно-ориентированного единства как условия сплоченности коллектива младших школьников требует дополнительных исследований.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Объект исследования – школьный коллектив младших школьников 7-10 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: при условии высокой сплоченности, уровень ценностно-ориентационного единства будет на высоком уровне.
Задачи исследования:
1. Описать подходы к понятию ценностно-ориентационного единства в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Изучить ценностно-ориентационное единство школьного коллектива как показателя сплоченности младших школьников.
3. Установить психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива.
4. Составить проект психолого-педагогической программы направленный на повышение сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, формулирование выводов; эмпирические – тестирование, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Сколько голов, столько умов» (Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта).
2. Методика «Оценка групповой сплоченности Сишора – Ханина» (Е.И. Рогова) .
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, могут быть использованы учителями начальных классов, психологами образовательных организаций по формированию ценностно-ориентационного единства сплоченности коллектива младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Классный руководитель, психолог, работающие в начальной школе, должны в полной мере осознавать значимость практических задач по качественному формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые способствовали бы формированию ценностно-ориентированного единства сплоченности коллектива младших школьников. Это обусловлено тем, что позитивные эмоции, сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций. Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности, такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда, взаимное уважение.
Степень разработанности проблемы. Подходы к понятию «групповая сплоченность», «Коллектив», ценностно-ориентированное единство» и т.д. раскрыты в научных трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как Г. Келли, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Р. Мертон, А.В. Петровский и др. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста дана в работах Л.С. Выготского, О.Б. Дарвиш, И.В. Кулагиной, В.С. Мухиной, А.А. Остапенко, Д.Д. Эльконина и др. Проблема формирования коллектива младших школьников проанализирована такими учеными, как Н.В. Корсак, А.П. Макаренко, Р.С. Немов и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам развития групповой сплоченности в коллективе младших школьников, проблема формирования ценностно-ориентированного единства как условия сплоченности коллектива младших школьников требует дополнительных исследований.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Объект исследования – школьный коллектив младших школьников 7-10 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: при условии высокой сплоченности, уровень ценностно-ориентационного единства будет на высоком уровне.
Задачи исследования:
1. Описать подходы к понятию ценностно-ориентационного единства в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Изучить ценностно-ориентационное единство школьного коллектива как показателя сплоченности младших школьников.
3. Установить психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива.
4. Составить проект психолого-педагогической программы направленный на повышение сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, формулирование выводов; эмпирические – тестирование, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Сколько голов, столько умов» (Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта).
2. Методика «Оценка групповой сплоченности Сишора – Ханина» (Е.И. Рогова) .
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, могут быть использованы учителями начальных классов, психологами образовательных организаций по формированию ценностно-ориентационного единства сплоченности коллектива младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В настоящее время становятся наиболее актуальными проблемы формирования качеств, способствующих адаптации личности к условиям изменяющегося социума. В связи с чем, особый смысл приобретают вопросы взаимодействия личности с группой и обществом в целом. В контексте сказанного одной из значительных проблем становится проблема сплочения коллектива в аспекте ценностного единства.
Ценностно-ориентационное единство – это определенный показатель групповой сплоченности, который выступает в качестве интегральной характеристики системы внутригрупповых связей, показывающей уровень или степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значительным для группы в целом.
Коллектив младших школьников объединением учащихся начальных классов, имеющим важные характерные признаки. К указанным признакам относятся: единая цель, совместная деятельность для достижения цели, организация деятельности, взаимозависимые отношения членов, благоприятный психологический климат. В настоящее время главная воспитательная задача любого образовательного учреждения – это создание сплоченного ученического коллектива из числа учащихся начальной школы.
Сплоченный ученический коллектив представляет собой один из главнейших факторов воспитания развивающейся личности. Положительное влияние коллектива на отдельных учащихся зависит от степени включения их в деятельность классного коллектива.
С целью изучения условий формирования ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование с 25-ю детьми младшего школьного возраста – учащимися 4-го класса.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что младшим школьникам характерен высокий (48%) и средний (52%) уровень сформированности у младших школьников ценностно-ориентационного единства как условия групповой сплоченности. Результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий формирования ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности.
Результаты диагностики обусловили разработку коррекционно-развивающей программы «Я и МЫ», направленной на формирование в коллективе младших школьников ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности. Программа «Я и МЫ» структурно представлена 16-ю занятиями. Продолжительность проведения коррекционно-развивающих занятий 6 месяцев.
Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа предполагает повышение уровня сформированности ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности на более высоком уровне, чем при обычной работе в данном направлении. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель исследования нами достигнута, и его задачи решены.
Ценностно-ориентационное единство – это определенный показатель групповой сплоченности, который выступает в качестве интегральной характеристики системы внутригрупповых связей, показывающей уровень или степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значительным для группы в целом.
Коллектив младших школьников объединением учащихся начальных классов, имеющим важные характерные признаки. К указанным признакам относятся: единая цель, совместная деятельность для достижения цели, организация деятельности, взаимозависимые отношения членов, благоприятный психологический климат. В настоящее время главная воспитательная задача любого образовательного учреждения – это создание сплоченного ученического коллектива из числа учащихся начальной школы.
Сплоченный ученический коллектив представляет собой один из главнейших факторов воспитания развивающейся личности. Положительное влияние коллектива на отдельных учащихся зависит от степени включения их в деятельность классного коллектива.
С целью изучения условий формирования ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование с 25-ю детьми младшего школьного возраста – учащимися 4-го класса.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что младшим школьникам характерен высокий (48%) и средний (52%) уровень сформированности у младших школьников ценностно-ориентационного единства как условия групповой сплоченности. Результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий формирования ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности.
Результаты диагностики обусловили разработку коррекционно-развивающей программы «Я и МЫ», направленной на формирование в коллективе младших школьников ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности. Программа «Я и МЫ» структурно представлена 16-ю занятиями. Продолжительность проведения коррекционно-развивающих занятий 6 месяцев.
Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа предполагает повышение уровня сформированности ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности на более высоком уровне, чем при обычной работе в данном направлении. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель исследования нами достигнута, и его задачи решены.



