Психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников (Нижневартовский Государственный Университет)
Выборка: 25 учащихся 4-го класса «Д», из них 10 мальчиков и 15 девочек.
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде и методики исследования)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности в школьном коллективе в современной психологической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста в отечественной психологической литературе 13
1.3. Психология младшего школьного коллектива в исследованиях отечественных психологов 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Описание методов и методик 32
2.2 Качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Проект программа по повышению сплоченности школьного коллектива младших школьников 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования. Модернизация современной системы образования отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования II поколения (Далее ФГОС), в котором выражена насущная потребность общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе на основе сформированных навыков взаимодействия в коллективе. Поскольку в повседневной жизни младших школьников подчас отсутствует возможность общения в детском коллективе из-за чрезмерной занятости, недостаточности свободного времени родителей и их увлеченности достижениями. Это делает современного ребенка одиноким, потерянным, не способным к поиску друзей, оказанию поддержки другим и формированию эгоцентричности. Именно поэтому на первый план работы психолога и учителя выходит формирование коллектива младших школьников, развитие групповой сплоченности. Современный учитель решает задачи по формированию и развитию умений младших школьников соотносить свои желания с потребностями и возможностями окружающих людей, то есть умению жить и реализовывать себя в коллективе.
Классный руководитель, психолог, работающие в начальной школе, должны в полной мере осознавать значимость практических задач по качественному формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые способствовали бы формированию ценностно-ориентированного единства сплоченности коллектива младших школьников. Это обусловлено тем, что позитивные эмоции, сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций. Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности, такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда, взаимное уважение.
Степень разработанности проблемы. Подходы к понятию «групповая сплоченность», «Коллектив», ценностно-ориентированное единство» и т.д. раскрыты в научных трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как Г. Келли, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Р. Мертон, А.В. Петровский и др. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста дана в работах Л.С. Выготского, О.Б. Дарвиш, И.В. Кулагиной, В.С. Мухиной, А.А. Остапенко, Д.Д. Эльконина и др. Проблема формирования коллектива младших школьников проанализирована такими учеными, как Н.В. Корсак, А.П. Макаренко, Р.С. Немов и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам развития групповой сплоченности в коллективе младших школьников, проблема формирования ценностно-ориентированного единства как условия сплоченности коллектива младших школьников требует дополнительных исследований.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Объект исследования – школьный коллектив младших школьников 7-10 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: при условии высокой сплоченности, уровень ценностно-ориентационного единства будет на высоком уровне.
Задачи исследования:
1. Описать подходы к понятию ценностно-ориентационного единства в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Изучить ценностно-ориентационное единство школьного коллектива как показателя сплоченности младших школьников.
3. Установить психолого-педагогические условия ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива.
4. Составить проект психолого-педагогической программы направленный на повышение сплоченности школьного коллектива младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, формулирование выводов; эмпирические – тестирование, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Сколько голов, столько умов» (Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта).
2. Методика «Оценка групповой сплоченности Сишора – Ханина» (Е.И. Рогова) .
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, могут быть использованы учителями начальных классов, психологами образовательных организаций по формированию ценностно-ориентационного единства сплоченности коллектива младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В настоящее время становятся наиболее актуальными проблемы формирования качеств, способствующих адаптации личности к условиям изменяющегося социума. В связи с чем, особый смысл приобретают вопросы взаимодействия личности с группой и обществом в целом. В контексте сказанного одной из значительных проблем становится проблема сплочения коллектива в аспекте ценностного единства.
Ценностно-ориентационное единство – это определенный показатель групповой сплоченности, который выступает в качестве интегральной характеристики системы внутригрупповых связей, показывающей уровень или степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значительным для группы в целом.
Коллектив младших школьников объединением учащихся начальных классов, имеющим важные характерные признаки. К указанным признакам относятся: единая цель, совместная деятельность для достижения цели, организация деятельности, взаимозависимые отношения членов, благоприятный психологический климат. В настоящее время главная воспитательная задача любого образовательного учреждения – это создание сплоченного ученического коллектива из числа учащихся начальной школы.
Сплоченный ученический коллектив представляет собой один из главнейших факторов воспитания развивающейся личности. Положительное влияние коллектива на отдельных учащихся зависит от степени включения их в деятельность классного коллектива.
С целью изучения условий формирования ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности школьного коллектива младших школьников было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование с 25-ю детьми младшего школьного возраста – учащимися 4-го класса.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что младшим школьникам характерен высокий (48%) и средний (52%) уровень сформированности у младших школьников ценностно-ориентационного единства как условия групповой сплоченности. Результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий формирования ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности.
Результаты диагностики обусловили разработку коррекционно-развивающей программы «Я и МЫ», направленной на формирование в коллективе младших школьников ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности. Программа «Я и МЫ» структурно представлена 16-ю занятиями. Продолжительность проведения коррекционно-развивающих занятий 6 месяцев.
Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа предполагает повышение уровня сформированности ценностно-ориентационного единства младших школьников как условия групповой сплоченности на более высоком уровне, чем при обычной работе в данном направлении. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель исследования нами достигнута, и его задачи решены.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М: Аспект Пресс, 2017. – 364 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2016. – 264 c.
3. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп / Г.С. Антипина // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 81-85.
4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Владос, 2017. – 208 c.
5. Болдырева Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности / Т.А. Болдырева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 2 (163). – С. 96-99.
6. Булыгина Л.Н. Проблемы формирования коммуникативной культуры личности / Л.Н. Булыгина // Проблемы человека в контексте современной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2017. – С 172-177.
7. Буравлева Н.А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса / Н.А. Буравлева // Вектор науки ТГУ. – Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С. 205-208.
8. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического коллектива / М.В. Валькова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2017. – № 6. – С. 51–58.
9. Волкова Л.М. Лидерство в детском коллективе / Л.М. Волкова, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2018. – 128 с.
10. Выготский Л.С. Психология младшего школьника: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. / Л.С. Выготский – М.: Академия, 2016. – 93 с.
11. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2018. – 874 с.
12. Грановская М.В. Психология / М.В. Грановская. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016. – 240 с.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие / О.Б. Дарвиш. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПУ, 2018. – 185 с.
14. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2017. – 241 с.
15. Дерябина И.М. Особенности включения подростков в референтные группы / И.М. Дерябина // Современные психологические исследования. – 2016. – №4. – С. 85-88.
16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 458 с.
17. Келли Г. Две функции референтной группы / Г. Келли. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 263 с.
18. Ковров В.В. Воспитательная работа в школе как фактор профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды / В.В. Ковров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – №167. – С. 70–81.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие. – 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2018. – 432 с.
20. Корсак Н.В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе / Н.В. Корсак // Ананьевские чтения – 2014: Материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 254-257.
21. Корчуганова В.Н. Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС НОО / В.Н. Корчуганова // Начальная школа До и После. – 2017. – №2. – С. 31-33.
22. Корягина Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 316 c.
23. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. пособие / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 152 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. ТЦ: «Сфера», 2016. – 464 с.
25. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2017. – № 2. – С. 174–178.
26. Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива: моногр. / Л.Н. Лутошкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 130 с.
27. Макаренко А.С. О воспитании / сост. и авт. вступ. статьи В.С. Хелемендик. – СПб.: Питер, 2018. – 415 с.
28. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2018. – 800 c.
29. Мачехина О.М. Педагогические подходы к понятию «коллектив» / О.Н. Мачехина // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 63-65.
30. Мертон Р. Продолжение анализа теории референтных групп и социальной структуры / Пер. с англ. В.Ф. Чесноковой // Референтная группа и социальная структура / Под ред. С.А. Белановского. – М.: Академия. 2015. – 874 с.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 296 с.
33. Немов Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 145 с.
34. Остапенко А.А. Взросление младших школьников: нарушения и их преодоление / А.А. Остапенко // Народное образование. – 2017. – № 5. – С. 225–232.
35. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2016. – 496 c.
36. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – СПб.: Питер, 2016. – 498 с.
37. Петровская А.И. Пути формирования ученического коллектива / А.И. Петровская // Воспитание школьников. – 2018. – №4. – С. 44-46.
38. Платонов К.К. Психология индивидуальности / К.К. Платонов. – М.: Юрайт, 2016. – 406 c.
39. Плахова Т. Портфолио классного коллектива: моногр. / Т. Плахова. – М.: Учитель, 2018. – 104 c.
40. Плотникова Е.Е. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема / Е.Е. Плотникова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород, 2017. – С. 91-95.
41. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – Москва, 1998. – 264 с.
42. Слободчиков В.И. Психологические образования личности / Е.И. Слободчиков, В.Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – М.: Бахрах-М, 2016. – 544 с.
43. Столяренко Л.Д. Социальная психология: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.
44. Тищенко В.А. Общение современных младших школьников // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 85-88.
45. Ульянова И.В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» / И.В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2019. – № 1 – С. 183-185.
46. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. Уманский // Воспитание школьников. – 2016. – №4. – С. 55-58.
47. Холмогоров В.А. Ядро коллектива и методы его изучения / В.А. Холмогоров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 3. – № 4. – С. 112-115.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
49. Фопель К. Групповая сплоченность / К. Фопель. – М.: Генезис, 2017. – 336 c.
50. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2018. – 569 с.
51. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.