ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 8
1.1. Роль крестьянско-фермерских хозяйств в экономике 8
1.2. Крестьянско-фермерские хозяйства как участники налоговых
отношение 15
1.3. Классификация инструментов налогового регулирования деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 22
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-
ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 32
2.1. Анализ функционирования крестьянско-фермерских хозяйств 32
2.2. Анализ действующей системы налогообложения деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 39
2.3. Единый сельскохозяйственный налог как инструмент налогового
Регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств 46
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 55
3.1. Налоговые риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и их
оценка 55
3.2. Модель совершенствования налогообложения деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В условиях стабилизации и перехода к стратегии эффективного развития рыночных отношений большое значение имеет функционирование крестьянско-фермерских хозяйств, которые сейчас являются неотъемлемой составной частью аграрного производства в России.
Изменения внешних и внутренних условий хозяйствования объективно привели к необходимости повышения эффективного функционирования деятельности крестьянско - фермерских хозяйств в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления конкуренции между различными организационно -правовыми формами хозяйствующих субъектов. Как и для других аграрных формирований, в этой сфере требуют изучения и обоснования вопросы перспектив эффективности и устойчивости развития, поиска внутренних резервов роста прибыльности производства на основе оптимизации их размеров, специализации и структуры производства, рационального использования ресурсного потенциала.
Развитие крестьянско-фермерских хозяйств связано с действием ряда факторов, усложняющих их дальнейшее развитие. Одним из таких факторов является налогообложение крестьянско-фермерских хозяйств. В ходе трансформации и реформирования налоговой системы Российской Федерации необходимо обеспечить дифференцированный подход к механизму налогообложения и налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, с учетом ее особенностей и специфики, что усиливает актуальность исследуемой темы.
Степень разработанности научной проблемы. Теоретические вопросы налогообложения сельскохозяйственного производства основываются на трудах отечественных и зарубежных экономистов - классиков: А. Смита, Д, Рикардо, Д.М. Кейнс, Ж.С. Сисмонди, А. Лаффер, К. Маркса, А. Маршала, П.П. Гензеля, А.А. Исаева, А.А. Соколова, С. Витте, А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, В. Твердохлебов. Общие вопросы и проблемы налогов, налогообложения и налогового регулирования исследованы в работах: Л.И. Абалкина, В.М. Акимовой, С.В. Барулина, А.В. Брызгалина, Е.С. Вылковой, И. В. Горского, А.З.Дадашева, С.М. Джаарбекова, Е.Н. Евстегнеева, В.Г. Князева, В.Я. Кожинова, Т.Ю. Левадной, Ю.А. Лукаша, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.А. Перонко, А.В. Перова, В.М. Пушкаревой, Б.А. Райзберга, М.В. Романовского, А.Э. Сердюкова, М.П. Сокола, А.В. Толкушкина, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной, Л.И. Якобсона, зарубежных ученых С.Л. Брю, М. Леруа, К.Р. Макконнелла, Б.М. Сабанти, П. Самуэльсона. Проблемы государственного регулирования развития сельскохозяйственного производства, включая проблемы налогообложения, исследованы в трудах: Л. И. Гончаренко, А. З. Дадашева, Д. С. Львова, Е. А. Лысова, Н. П. Мельниковой, А. С. Миндрина, А. Л. Оверчука, Л. П. Павловой, А. Ю. Рыманова, Э. А. Сагайдака, И. П. Шаляпиной, А. В. Никитина, В. К. Сенчагова, С. Д. Шаталова, Т. Н. Толстых, Л. И. Хорунжий, Р. Р. Яруллина. Особенностями исчисления единого сельскохозяйственного налога и оценкой его влияния на финансовые результаты занимались: Е. Ю. Бирюкова, В. В. Говдя, В. А. Красницкий, Н. В. Липчиу, А. В. Лузянин, И. А. Перонко, Ю. В. Подпорин, А. А. Ремезков, Н. Н. Тюпакова и др.
Цель и задачи исследования.
Основная цель данной работы заключается обобщении и анализе практики налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- показать роль крестьянско-фермерских хозяйств в экономике;
- раскрыть специфику крестьянско-фермерских хозяйств и доказать, что они являются участниками налоговых отношений;
- систематизировать инструменты налогового регулирования по характеру их влияния на экономическую активность крестьянско-фермерских хозяйств;
- провести анализ практики налогообложения деятельности крестьянско- фермерских хозяйств в России;
- вывить налоговые риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и провести их оценку;
- предложить рекомендации по совершенствованию налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Объектом исследования выступает система налогового налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических вопросов осуществления налогообложения деятельности крестьянско- фермерских хозяйств в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных авторов по теории, методологии и организации системы налогообложения, налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность крестьянско-фермерских хозяйств.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики, а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Научная новизна результатов заключается в формировании и развитии теоретических основ налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а также в разработке практических рекомендаций по его совершенствованию.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Доказано, что крестьянско-фермерские хозяйства являются участниками налоговых отношений, которые способны иметь права и обязанности в рамках налогового законодательства, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между крестьянско-фермерскими хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
2. Систематизированы существующие налоговые инструменты налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и предложена классификация налоговых инструментов воздействия государства по характеру их влияния на деятельность крестьянско-фермерских хозяйств.
3. Выявлены факторы, определяющие систематические и несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств; предложена шкала оценки несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
4. Предложено расширить круг налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, что позволит стимулировать рост числа крестьянско - фермерских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также способствовать снижению материальных затрат за счет экономии на налоговых отчислениях по данному режиму налогообложения.
5. Предложена модель совершенствования налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств с целью развития сельскохозяйственного производства отечественными товаропроизводителями.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения отдельных направлений деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Основные результаты исследования были изложены и обсуждены:
- на международном Молодежном симпозиуме по управлению, экономики и финансам в 2014 году на тему: «Проблемы и перспективы развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации»;
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ по секции «Налоги и налогообложение» в 2014 году на тему: «Налог на прибыль организаций в Российской Федерации»;
- на международном Молодежном симпозиуме по управлению, экономики и финансам в 2016 году на тему: «Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств: проблемы и пути развития».
По теме исследования опубликовано 3 научных печатных работ, общим объемом 0,5 п. л., в том числе 2 статьи в журнале, включенный в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Структура исследования определена на основе цели и задач, определенных в работе. Работ изложена на 95 страницах, 22 таблиц, 11 рисунков, 6 приложений.
Результаты исследования по налогообложению деятельности крестьянско- фермерских хозяйств позволяют сделать следующие выводы.
1. Крестьянско-фермерские хозяйства являются одним из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики. Финансы крестьянско-фермерских хозяйств являются важнейшим элементом экономического кругооборота, при котором происходит их взаимодействие с остальными институциональными секторами экономики, обусловленное процессами, происходящими в экономике страны.
Крестьянско-фермерские хозяйства создают и развивают национальное богатство, поэтому им необходимо оказывать финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях, создавая новую экономику процветающей России. Определяющую роль в этой концепции должны играть инструменты налогового регулирования.
2. В современной научной литературе существует множество определений крестьянско-фермерских хозяйств. Нами было изучено работы, различных авторов, которые дают свое определение крестьянско-фермерским хозяйствам. Изученные работы авторов говорят о выделении ими различных признаков, характеризующих крестьянско-фермерские хозяйства. К таким признакам относятся семейность, личный труд фермера, участие наемных работников, получение прибыли, форма свободного предпринимательства.
По-нашему мнению, крестьянско-фермерское хозяйство является субъектом финансовых правоотношений в форме семейного хозяйства, личного труда фермера и с возможностью привлечения наемного труда, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. В свою очередь деятельность крестьянско-фермерских хозяйств подлежит налогообложению. Так, крестьянско-фермерские хозяйства уплачивают налоги с доходов и с имущества. Это порождает налоговое правоотношение.
Степень и особенности участия крестьянско-фермерских хозяйств в налоговых отношениях задаются их финансовым состоянием. Финансовое состояние крестьянско- фермерских хозяйств рассматривается нами в качестве объекта налогообложения крестьянско-фермерских хозяйств. Отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации правовой статус крестьянско-фермерского хозяйства как участника налоговых отношений не установлен. В то же время эта позиция неоднозначна.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых отношений являются: налогоплательщики или плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел следственные органы, банки, финансовые органы. Выделенный круг участников налоговых отношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах. То есть, данные участники налоговых правоотношений наделены правовым статусом, образуемым совокупностью прав с механизмом, гарантирующим их реализацию, обязанностей и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение .
Несмотря на исчерпывающий перечень лиц, относимых законодательством к участникам налоговых отношений, вопрос о круге лиц участников является предметом дискуссии в научных кругах.
Нами доказано, что крестьянско-фермерские хозяйства являются участниками налоговых отношений, которые способны иметь права и обязанности в рамках налогового законодательства, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между крестьянско-фермерскими хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
3. В силу важности развития деятельности крестьянско-фермерских хозяйств для обеспечения занятости практически во всех странах государственное регулирование, в частности налоговое регулирование, в отношении этого сегмента реализуется лишь через его стимулирование. Поэтому мы считаем, что налоговое регулирование деятельности крестьянско-фермерских хозяйств - это форма государственного воздействия, реализуемая посредством налоговых инструментов.
В России Правительство РФ пытается поддержать хозяйствующих субъектов, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, путем налоговых послаблений. Однако, не все рассмотренные нами в работе изменения являются инструментами стимулирующего воздействия государства на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому, нами были выделены налоговые инструменты регулирования крестьянско-фермерских хозяйств как стимулирующего, так и сдерживающего характера.
Таким образом, на основе исследования автором систематизированы существующие налоговые инструменты воздействия государства по характеру их влияния на крестьянско-фермерские хозяйства. Инструменты стимулирующего воздействия государства на крестьянско-фермерские хозяйства положительно влияют на их развитие.
4. В ходе исследования было выявлено, что в структуре продукции сельского хозяйства по крестьянско-фермерскому хозяйству за последние десять лет более 75% приходится на продукцию растениеводства. Продукция растениеводства в субъектах Российской Федерации также занимает главенствующую роль. В кризисных явлениях экономики наблюдается снижение производства продукции растениеводства и животноводства крестьянско-фермерскими хозяйствами. За последние четыре года наблюдается ежегодный прирост производства продукции сельского хозяйства крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Однако, в России доля крестьянско-фермерских хозяйств среди хозяйствах всех категорий при производстве сельскохозяйственной продукции мала. В дальнейшем необходимы меры по привлечению вовлечению крестьянско-фермерских хозяйств в предпринимательскую деятельность. На развитие предпринимательской деятельности крестьянско-фермерских хозяйств влияют налоги.
5. В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств может осуществляться по нескольким системам налогообложения: по общему режиму и специальным налоговым режимам. К специальным налоговым режимам, возможным к применению крестьянско-фермерскими хозяйствами, относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения.
В настоящее время перед крестьянско-фермерскими хозяйствами стоит проблема выбора наиболее эффективного режима налогообложения. Данный процесс является достаточно затратным и трудоемким, поскольку требует сложных экономических и бухгалтерских расчетов, которые в дальнейшем послужат основой для принятия управленческих решений. Кроме того, конечная цель выбора того или иного режима должна преследовать не уменьшение сумм налогов и сборов, а улучшение финансово-хозяйственного положения крестьянско-фермерских хозяйств.
Нами был сделан вывод, что имеющиеся в теории и применяемые в практике режимы налогообложения в целом положительно влияют на деятельность крестьянско - фермерских хозяйств. Тем не менее, применение тех или иных режимов налогообложения крестьянско-фермерскими хозяйствами требует дальнейшего развития и совершенствования.
6. Проведенный анализ единого сельскохозяйственного налога как инструмента налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств выявил ряд преимуществ для крестьянско-фермерских хозяйствах. Однако, также были выявлены отрицательные стороны единого сельскохозяйственного налога. Поэтому нами было отмечена актуальность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере применения единого сельскохозяйственного налога .
7. Крестьянско-фермерские хозяйства как и любой экономический субъект имеет
риски в своей деятельности. Все налоговые риски исходя из возможности управлять ими делятся на систематические и несистематические. Систематические риски обусловлены действиями многообразных факторов, которые являются общими для всех налогоплательщиков. Несистематические риски полностью зависят и обусловлены действиями самих налогоплательщиков. Мы считаем, что систематические риски не зависят от деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а зависят, к примеру, от таких факторов как неурожайный год в связи с погодными явлениями, стихийные бедствия, ухудшение политической обстановки, что как следствие может привести к снижению и сокращению деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а для государства к сокращению поступлений налогов от крестьянско-фермерских хозяйств в консолидированный бюджет Российской Федерации. По-нашему мнению, несистематические риски крестьянско-фермерских хозяйств непосредственно с вязаны с их деятельностью.
Нами были выявлены факторы, определяющие систематические и несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
систематические и несистематические риски крестьянско-фермерских хозяйств могут возникать по различным причинам. Поэтому возникает необходимость управления рисками. Однако, стоит отметить, что оценить и управлять систематическими рисками крестьянско-фермерских хозяйств практически невозможно в отличи от несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому нами были более подробнее рассмотрены несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Мы выявили факторы и определили причины возникновения несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. Также нами предложена шкала оценки несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Таким образом, деятельность крестьянско-фермерских хозяйств должна быть связана с эффективным управлением рисками. Необходимо выявление, мониторинг и минимизацию налоговых рисков на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. В основу такого подхода должно быть положено выяснение причин и факторов налоговых рисков, их классификация с последующим составлением реестра рисков.
8. Предложено расширить круг налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, что позволит стимулировать рост числа крестьянско - фермерских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также способствовать снижению материальных затрат за счет экономии на налоговых отчислениях по данному режиму налогообложения.
9. Предложена модель совершенствования налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств с целью развития сельскохозяйственного производства отечественными товаропроизводителями.
В рамках данной модели предложены рекомендации по выделенным нами направлениям налогообложения. Внесение перечисленных ранее изменений позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога и патентной системы налогообложения для его использования большим числом крестьянско-фермерских хозяйств. Более того, учитывая тот факт, что специальный налоговый режим обеспечивает преференциальные условия налогообложения по сравнению с общим подходом.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2017.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2017.
3. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-М, 2017.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая (в редакции от 25.08.2017г.). - М.: Проспект, 2017.
5. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 №74- ФЗ (ред. от 23.06.2014) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант плюс. Законодательство.
6. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24.07.2002 (ред. от 29.12.2010 г.) №101-ФЗ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант плюс. Законодательство.
Монографии, диссертации
7. Абдурахманов М. А. Проблемы становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Дагестан: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Магомед Алавутдинович Абдурахманов - Махачкала, 2003. - 199 с.
8. Аронов А.В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006.- 226 с.
9. Боголюбов С.А., Аграрное право: учебное пособие. - М.: Издательство НОРМА,
2010. - 126 с.
10. Бондарчук Н. В. Финансово - экономический анализ для целей налогового
консультирования / Бондарчук Н. В. - М.: Издательский дом
«ИнформБюро», 2003. - 304 с.
11. Бочарова Е. А. Рыночные тенденции развития и повышения эффективности функционирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Екатерина Александровна Бочарова - Воронеж, 2003. - 250 с.
12. Быстров Г. Е. Государственное регулирование сельского хозяйства в России. - М.: ООО «Торжокская типография», 2009. - 481 с.
13. Веденин Н.Н., Аграрное право: учебник. - М.: Юриспруденция, 2000. - 271 с.
14. Гартвич А.В. Налоги, сборы и страховые взносы. - Ростов н / Д.: Феникс, 2013. - 172 с.
15. Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М.: Инфра-М, 2000. - 147 с.
16. Дмитриева Е.А. Финансы домохозяйств: учебное пособие. - Магадан: Кордис,
2007. - 231 с.
17. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. - 120 с.
18. Долгополов О. И. Налоговые риски «упрощенцев»: анализ, ответственность, судебная практика «ГроссМедия», «РОСБУХ», 2012. - 235 с.
19. Злобина Л. А., Стажкова М. М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. - М.: Акад. Проект, 2003.-347 с.
20. Елисеев В. С. Механизм государственного правового регулирования аграрных отношений в государственном секторе экономики: автореферат. - Минск, 2011. - 353 с.
21. Изиев Б. Д. Рыночные тенденции и перспективы развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в Дагестане: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05/ Биярслан Джабраилович Изиев, Махачкала, 2006. - 229 с.
22. Исайчева Е. А. Сельскохозяйственное право: учебник для вузов. - М.: Приор- издат, 2005. - 185 с.
23. Камалян А. К. Оптимизация параметров развития производства налогообложения в интегрированных формированиях АПК: Монография. - Воронеж, 2010. - 336 с.
24. Кривошеев А. В. Приоритетные направления обеспечения эффективности
функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств (на материалах Тамбовской области): автореф. дис. кан. эк. наук 50 08.00.05/ Алексей Валентинович Кривошеев - Мичуринск, 2014. - 20 с.
25. Крохина Ю.А. Налоговое право России: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2003. - 219 с.
26. Кузнецов В. В. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 467 с.
27. Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебник.- М.: РАГС, 2009.- 677 с.
28. Кыдырмышев Т. Ж. Организация предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств: диссертация на соискателя степени кандидата экономических наук, Москва, 2009. - 210 с.
29. Лукьянченко Е. П. Социально-экономические условия формирования
землепользований малых форм хозяйствования в переходной экономике: на примере крестьянских хозяйств Ростовской области: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Елена Павловна Лукьянченко - Ростов-на-Дону, 2000. - 177с.
30. Маркелова С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения: учебное пособие. - Ульяновск : УлГТУ, - 2011. - 267 с.
31. Метод финансового права/ отв. ред. Н.И.Химичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 285 с.
32. Миронова O. A. Налоговое администрирование / О.А.Миронова, Ф. Ф. Ханафеев. - М.: Омега-Л, 2005.- 408 с.
33. Назаров В. Перспективы реформирования налогового законодательства // Обзор экономико-политической ситуации в России (апрель 2008 года). -М.-ИЭПП,
2008. - 56 с.
34. Нежельченко Е. В. Организационно-экономические условия эффективного развития крестьянских хозяйств в регионе: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Елена Васильевна Нежельченко - Москва, 2006.- 175 с.
35. Нечаев, В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: Монография. - С-П: Лань, 2009. - 309 с.
36. Никитина А. А. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств: На примере Республики Башкортостан: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Анжелика Александровна Никитина - Уфа, 2006. - 233 с.
37. Панченко К. В. Организационно- экономические условия формирования и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Ксения Владимировна Панченко - Волгоград, 2013. - 23 с.
38. Потенко Т. А. Экономическое обоснование эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств: на примере Приморского края: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Татьяна Александровна Потенко - Уссурийск, 2002. -145 с.
39. Райзберг Б.А. Курс экономики: учебник. - М.: Издательство Инфра, 2010. - 289 с.
40. Сагайдак А. Э. Экономика и oрганизация cельcкoхoзяйcтвеннoгo производства: учебное пособие. - М.: КолосС, 2005. - 343 с.
41. Синельникова С.М. Проблемы налоговой системы России: учебник.- М.: ИЭ1П1, 2000.- 223 с.
42. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
43. Сокольников Г.Я. На пути к твердой валюте: учебник. - М.: Феникс, 2000. - 220 с.
44. Хежев А. М. Повышение эффективности функционирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях ресурсных ограничений: на материалах Кабардино-Балкарской Республики: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 /Ахмед Мухамедович Хежев - Нальчик, 2010. - 206 с.
45. Царахова М. В. Организационно- экономический механизм повышения эффективности функционирования и развития крестьянских (фермер - ских) хозяйств (на материалах Республики Северная Осетия -Алания): дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05/ Марина Вячеславовна Царахова - Владикавказ, 2014. - 178 с.
46. Юровский Л.Н. Экономическая политика и восстановление финансового хозяйства. - С. Синельникова, Минск, 2011. - 434 с.
47. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., - М.:ИНФРА-М, 2002. - 567 с.
Статьи и материалы периодической печати
48. Абдимолдаева Н. К. Поддержка сельского хозяйства в странах-членах ВТО и интеграция аграрных рынков стан Таможенного союза в мировую экономическую систему.// Евразийская экономическая интеграция, №2, 2010. - с. 22-27
49. Андреев В. Д. Особенности риск-ориентированного подхода к проверке управления налоговыми рисками в туризме // Известия Сочинского государственного университета, №3(31), 2014. - с.69-74
50. Бабанин В.А. Основы налогового регулирования. // Дайжест-Финансы, №11,
2011. - с. 134-136
51. Барсукова С.Ю. Сущность и функции домашней экономики, способы измерения домашнего труда. // Экономическая социология, 2007. - с. 21-31
52. Барулин С.В. Специальные налоговые режимы: теоретические и
организационные основы.// Финансы, №10, 2011.- с.57
53. Багрецов Н. Д. Активизация воспроизводственного процесса в АПК на основе оптимизации налогообложения предприятий. // Аграрный вестник Урала, №11 -2,
2012. - с. 11-17
54. Башкатов В.В. История развития налогового учета по единому сельскохозяйственных организаций. // Научный журнал КубГАУ,№99 (05), 2014.- с. 70-73
55. Бездольная Т. Ю., Нестеренко А. В., Скляров И. Ю. Пути становления и развития сельскохозяйственных организаций в России и за рубежом на современном этапе экономического развития. // Вестник АПК Ставрополья, №2, 2012. - с. 69-71
56. Белова Т. М. Исследования востребованности несельскохозяйственных видов крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения региона (на примере Новгородской области) // Сервис России и за рубежом, №3(59), 2015. - с.146-155
57. Белова Т. М. Крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения как материальная база развития несельскохозяйственных видов деятельности дотационных регионов // Сервис в России и за рубежом, Т.9. №4(60), 2015. - с.3¬15
58. Белоусов С.А. Инвестиционная привлекательность регионального сельского хозяйства. // Вопросы современной науки и практики, № 7, 2013. - с. 89-120
59. Бескоровайная Н. С. Стимулирование экономического роста региона методами налогового регулирования. // Вестник СевКавГТУ, №1, 2004. - с.73-77
60. Беспахотный Г. В., Корнеев А. Ф., Капитонов А. А. Государственная поддержка экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства.// Вестник кадровой политики, аграрного образования и инвестиции, № 2, 2011. - с.39
61. Борнякова Е. В. Международный опыт государственной помощи сельскому хозяйству // Вестник Удмуртского университета, №2, 2011. - с. 56-59
62. Братцев В. И. Законодательное обеспечение налогообложения агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление, №4, 2011. с.101 - 106
63. Букина И. С. Регулирующая функция налоговой системы и налоговые риски:
последствия реформы налога на прибыль // Финансовый менеджмент, №5, 2014.
- с. 34-58
64. Виссарионов А., Еланчук О. Использование налогов в государственном регулировании экономики России // Проблемы теории и практики управления, № 5, 2000. - с. 25-27
65. Вяткин А. В. Направления совершенствования сбытовой деятельности крестьянско-фермерского хозяйства // Синергия наук, №11, 2017. - с.426-429
66. Вяткин А. В. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности крестьянско-фермерских хозяйств // Синергия Наук, 6(24), 2017. - с.358-364
67. Гайсин Р.С. Развитие механизмов поддержки сельского хозяйства в странах ОЭСР и России. // Известия ТСХА, №3, 2014.- с. 99-101
68. Гартованная О. В., Жигайлов В. Ф., Колоденская В. В. Теория и практика развития предпринимательской деятельности крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия, №2, 2016. - с.180-186
69. Гаянова Д. И., Туфетулов А. М. Особенности налогообложения крестьянско- фермерских хозяйств // Научные исследования: от теории к практике, №1(7), 2016. - с.260-261
70. Гетманенко И. В., Лебедева Г. В. Формирование системы эффективных рентных отношений в сельском хозяйстве. // Вестник аграрной науки Дона, №4, 2010. - с. 81- 83
71. Гребенникова В. А., Самойлик O. В. Модернизация системы государственной финансовой поддержки предприятий АПК. // Экономика: теория и практика, №3, 2012. - с. 89-99
72. Донилец Е. А., Пупынина Е. Г. Основные направления повышения экономической эффективности деятельности крестьянского(фермерского) хозяйства // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, №9, 2013. - с.190-195
73. Домрачева Е.С. Налогообложение в системе государственного регулирования
АПК // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика »,№ 7, 2008. -с. 76-89
74. Доценко И. Комплексные агропроизводственные объединения — поддержка малого агробизнеса. // Экономика сельского хозяйства России. №3, 2014. с. 58-73
75. Дрожжина И.А. Реализация инструментария налогового администрирования на муниципальном уровне. // Управленческий учет, № 11, 2014. с. 45-74
76. Журавлева Т.А. ЕСХН и причины его не востребованности сельскохозяйственными товаропроизводителями в России //Экономика: вчера, сегодня, завтра, №3, 2016. - с.31-33
77. Затулина Т.Н. Конституционно-правовой статус участников налоговых отношений. // Современное право, №4, 2007. - с. 67-69
78. Зимина Л. Б. Сельское хозяйство: в чем секрет успеха. // Сельское хозяйство, № 3, 2012. - с. 94-105
79. Зубренкова О. А., Федотова О. И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ, №5(48), 2015. - с.38-51
80. Зухба Е.Н. Потребление домохозяйств: институциональный аспект исследования. // Научные труды ДонНТУ, №3 (45), 2013. - с. 174-178
81. Иванова Е. В. Формирование и развитие аграрного консультирования в северном регионе // Сельское хозяйство, №2, 2017. - с.30-43
82. Казьмин А.Г. Влияние системы сельскохозяйственных товаропроизводителей России. // Современная экономика : проблемы, тенденции, перспективы, № 9, 2013. - с. 108-119
83. Касторнов Н.П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК. // Финансы и кредит, № 7, 2006. - с. 78-83
84. Кашин В. А., Абрамов М. Д. О путях совершенствования налоговой системы. // Эко, № 1, 2008. - с.10
85. Коршунов Д. С. Использование маркетинга в управление сбытовой деятельностью крестьянско-фермерских хозяйств // Теория и практика современной науки, №6(24), 2017. - с.415-421
86. Костонян Р.К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры : теория и практика. №7, 2009.- с. 41-54
87. Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты. // Государство и право, №2, 2001. - с.88-120
88. Кулешова В. П., Нурдавлятова Э. Ф. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: проблемы и перспективы. // Вестник БГАУ,№ 1, 2011. - с. 51-74
89. Лаврова А. П. Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Известия Международной академии аграрного образования, №31, 2016. - с.125-130
90. Лапина Е.Н. Налогообложение агропромышленного сектора экономики: оценка практики, проблемы и пути решения // 81-я Ежегодная научно-практическая конференция Аграрная наука, 2016.- с.32-33
91. Логинова О. А. Опыт государственного регулирования аграрного производства за рубежом. // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, №7, 2012. - с. 35-47
92. Маркелова С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения. // Управление экономическими системами, № 5, 2013.- с. 11-13
93. Муртазаева Р. Н, Алифанова С. Е. Организационный механизм технологической
модернизации малых форм хозяйствования // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное
образование, №1(45), 2017. - с.285-291
94. Оленева С. В. Разработка рекомендаций по укреплению финансового состояния предприятия на примере деятельности крестьянско-фермерского хозяйства // Гуманитарные и социально-экономические науки, №4(95), 2017. - с.127-132
95. Смирнова Е. Г. Совершенствование налоговых режимов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения продовольственной безопасности страны. // Финансы и кредит, № 14, 2009. - с. 101-108
96. Станкевич А. А. Составление бизнес - плана фермерского хозяйства // Агропродовольственная экономика, №7, 2017. - с.48-61
97. Старицына К. А. Риски в налоговом планировании // Все для бухгалтера, №11, 2011. - с.11-13
98. Тогузаев Т. Х., Хашева К.Р. Основные направления развития интеграционных структур в АПК // Научный альманах, №8(10), 2015. - с.342-346
99. Федина С. А., Мудревский А. Ю. Оценка эффективности деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств на примере КФХ Федина А. В. // В сборнике: Молода наука - 2016 сборник материалов седьмой региональной научно -
практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), 2016. - с.165-169
100. Фоменко К. А. Особенности государственного регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств в развитых странах // Наука и образование: проблемы и стратегии развития, ;1(2), 2016. - с.241-243
101. Ханафеев Ф.Ф., Михеева Т. Н. Налоговое регулирование в условиях рынка.// Управленческий учет, №10, 2008. - с.123-131
102. Ходос Д.В. Экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства региона. // Управление экономическими системами, №3, 2013. - с.77-83
103. Челебиева А. П. Инвестиции в развитии предпринимательской деятельности // Теория и практика современной науки, №6(24), 2017. - с.1167-1172
104. Чепик О. В. Некоторые экономические аспекты государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ,№ 35, 2011. - с. 25- 28
105. Ященко О.В. Домашние хозяйства и пути их стабилизации в кризисное время. // Современная экономика и финансы: исследования и разработки, часть 1, 2015. - с. 81-84
106. Электронные ресурсы
107. Федеральная служба государственной статистики.По материалам официального сайта РФ, 2017. URL: http:// www.gks.ru (дата обращения 20.09.2017)
108. Федеральная налоговая служба РФ. По материалам официального сайта
Федеральной налоговой службы РФ. 2017. URL: http:// www.nalog.ru (дата обращения 20.09.2017).
109. Современный предприниматель. По материалам официального сайта журнала
«Современный предприниматель», 2017. URL: http:// www.spmag.ru (дата
обращения 20.09.2017).