Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 8
1.1. Роль крестьянско-фермерских хозяйств в экономике 8
1.2. Крестьянско-фермерские хозяйства как участники налоговых
отношение 15
1.3. Классификация инструментов налогового регулирования деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 22
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-
ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 32
2.1. Анализ функционирования крестьянско-фермерских хозяйств 32
2.2. Анализ действующей системы налогообложения деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 39
2.3. Единый сельскохозяйственный налог как инструмент налогового
Регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств 46
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 55
3.1. Налоговые риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и их
оценка 55
3.2. Модель совершенствования налогообложения деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 8
1.1. Роль крестьянско-фермерских хозяйств в экономике 8
1.2. Крестьянско-фермерские хозяйства как участники налоговых
отношение 15
1.3. Классификация инструментов налогового регулирования деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 22
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-
ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 32
2.1. Анализ функционирования крестьянско-фермерских хозяйств 32
2.2. Анализ действующей системы налогообложения деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 39
2.3. Единый сельскохозяйственный налог как инструмент налогового
Регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств 46
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 55
3.1. Налоговые риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и их
оценка 55
3.2. Модель совершенствования налогообложения деятельности
крестьянско-фермерских хозяйств 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В условиях стабилизации и перехода к стратегии эффективного развития рыночных отношений большое значение имеет функционирование крестьянско-фермерских хозяйств, которые сейчас являются неотъемлемой составной частью аграрного производства в России.
Изменения внешних и внутренних условий хозяйствования объективно привели к необходимости повышения эффективного функционирования деятельности крестьянско - фермерских хозяйств в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления конкуренции между различными организационно -правовыми формами хозяйствующих субъектов. Как и для других аграрных формирований, в этой сфере требуют изучения и обоснования вопросы перспектив эффективности и устойчивости развития, поиска внутренних резервов роста прибыльности производства на основе оптимизации их размеров, специализации и структуры производства, рационального использования ресурсного потенциала.
Развитие крестьянско-фермерских хозяйств связано с действием ряда факторов, усложняющих их дальнейшее развитие. Одним из таких факторов является налогообложение крестьянско-фермерских хозяйств. В ходе трансформации и реформирования налоговой системы Российской Федерации необходимо обеспечить дифференцированный подход к механизму налогообложения и налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, с учетом ее особенностей и специфики, что усиливает актуальность исследуемой темы.
Степень разработанности научной проблемы. Теоретические вопросы налогообложения сельскохозяйственного производства основываются на трудах отечественных и зарубежных экономистов - классиков: А. Смита, Д, Рикардо, Д.М. Кейнс, Ж.С. Сисмонди, А. Лаффер, К. Маркса, А. Маршала, П.П. Гензеля, А.А. Исаева, А.А. Соколова, С. Витте, А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, В. Твердохлебов. Общие вопросы и проблемы налогов, налогообложения и налогового регулирования исследованы в работах: Л.И. Абалкина, В.М. Акимовой, С.В. Барулина, А.В. Брызгалина, Е.С. Вылковой, И. В. Горского, А.З.Дадашева, С.М. Джаарбекова, Е.Н. Евстегнеева, В.Г. Князева, В.Я. Кожинова, Т.Ю. Левадной, Ю.А. Лукаша, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.А. Перонко, А.В. Перова, В.М. Пушкаревой, Б.А. Райзберга, М.В. Романовского, А.Э. Сердюкова, М.П. Сокола, А.В. Толкушкина, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной, Л.И. Якобсона, зарубежных ученых С.Л. Брю, М. Леруа, К.Р. Макконнелла, Б.М. Сабанти, П. Самуэльсона. Проблемы государственного регулирования развития сельскохозяйственного производства, включая проблемы налогообложения, исследованы в трудах: Л. И. Гончаренко, А. З. Дадашева, Д. С. Львова, Е. А. Лысова, Н. П. Мельниковой, А. С. Миндрина, А. Л. Оверчука, Л. П. Павловой, А. Ю. Рыманова, Э. А. Сагайдака, И. П. Шаляпиной, А. В. Никитина, В. К. Сенчагова, С. Д. Шаталова, Т. Н. Толстых, Л. И. Хорунжий, Р. Р. Яруллина. Особенностями исчисления единого сельскохозяйственного налога и оценкой его влияния на финансовые результаты занимались: Е. Ю. Бирюкова, В. В. Говдя, В. А. Красницкий, Н. В. Липчиу, А. В. Лузянин, И. А. Перонко, Ю. В. Подпорин, А. А. Ремезков, Н. Н. Тюпакова и др.
Цель и задачи исследования.
Основная цель данной работы заключается обобщении и анализе практики налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- показать роль крестьянско-фермерских хозяйств в экономике;
- раскрыть специфику крестьянско-фермерских хозяйств и доказать, что они являются участниками налоговых отношений;
- систематизировать инструменты налогового регулирования по характеру их влияния на экономическую активность крестьянско-фермерских хозяйств;
- провести анализ практики налогообложения деятельности крестьянско- фермерских хозяйств в России;
- вывить налоговые риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и провести их оценку;
- предложить рекомендации по совершенствованию налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Объектом исследования выступает система налогового налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических вопросов осуществления налогообложения деятельности крестьянско- фермерских хозяйств в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных авторов по теории, методологии и организации системы налогообложения, налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность крестьянско-фермерских хозяйств.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики, а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Научная новизна результатов заключается в формировании и развитии теоретических основ налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а также в разработке практических рекомендаций по его совершенствованию.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Доказано, что крестьянско-фермерские хозяйства являются участниками налоговых отношений, которые способны иметь права и обязанности в рамках налогового законодательства, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между крестьянско-фермерскими хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
2. Систематизированы существующие налоговые инструменты налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и предложена классификация налоговых инструментов воздействия государства по характеру их влияния на деятельность крестьянско-фермерских хозяйств.
3. Выявлены факторы, определяющие систематические и несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств; предложена шкала оценки несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
4. Предложено расширить круг налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, что позволит стимулировать рост числа крестьянско - фермерских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также способствовать снижению материальных затрат за счет экономии на налоговых отчислениях по данному режиму налогообложения.
5. Предложена модель совершенствования налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств с целью развития сельскохозяйственного производства отечественными товаропроизводителями.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения отдельных направлений деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Основные результаты исследования были изложены и обсуждены:
- на международном Молодежном симпозиуме по управлению, экономики и финансам в 2014 году на тему: «Проблемы и перспективы развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации»;
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ по секции «Налоги и налогообложение» в 2014 году на тему: «Налог на прибыль организаций в Российской Федерации»;
- на международном Молодежном симпозиуме по управлению, экономики и финансам в 2016 году на тему: «Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств: проблемы и пути развития».
По теме исследования опубликовано 3 научных печатных работ, общим объемом 0,5 п. л., в том числе 2 статьи в журнале, включенный в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Структура исследования определена на основе цели и задач, определенных в работе. Работ изложена на 95 страницах, 22 таблиц, 11 рисунков, 6 приложений.
Изменения внешних и внутренних условий хозяйствования объективно привели к необходимости повышения эффективного функционирования деятельности крестьянско - фермерских хозяйств в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления конкуренции между различными организационно -правовыми формами хозяйствующих субъектов. Как и для других аграрных формирований, в этой сфере требуют изучения и обоснования вопросы перспектив эффективности и устойчивости развития, поиска внутренних резервов роста прибыльности производства на основе оптимизации их размеров, специализации и структуры производства, рационального использования ресурсного потенциала.
Развитие крестьянско-фермерских хозяйств связано с действием ряда факторов, усложняющих их дальнейшее развитие. Одним из таких факторов является налогообложение крестьянско-фермерских хозяйств. В ходе трансформации и реформирования налоговой системы Российской Федерации необходимо обеспечить дифференцированный подход к механизму налогообложения и налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, с учетом ее особенностей и специфики, что усиливает актуальность исследуемой темы.
Степень разработанности научной проблемы. Теоретические вопросы налогообложения сельскохозяйственного производства основываются на трудах отечественных и зарубежных экономистов - классиков: А. Смита, Д, Рикардо, Д.М. Кейнс, Ж.С. Сисмонди, А. Лаффер, К. Маркса, А. Маршала, П.П. Гензеля, А.А. Исаева, А.А. Соколова, С. Витте, А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, В. Твердохлебов. Общие вопросы и проблемы налогов, налогообложения и налогового регулирования исследованы в работах: Л.И. Абалкина, В.М. Акимовой, С.В. Барулина, А.В. Брызгалина, Е.С. Вылковой, И. В. Горского, А.З.Дадашева, С.М. Джаарбекова, Е.Н. Евстегнеева, В.Г. Князева, В.Я. Кожинова, Т.Ю. Левадной, Ю.А. Лукаша, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.А. Перонко, А.В. Перова, В.М. Пушкаревой, Б.А. Райзберга, М.В. Романовского, А.Э. Сердюкова, М.П. Сокола, А.В. Толкушкина, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной, Л.И. Якобсона, зарубежных ученых С.Л. Брю, М. Леруа, К.Р. Макконнелла, Б.М. Сабанти, П. Самуэльсона. Проблемы государственного регулирования развития сельскохозяйственного производства, включая проблемы налогообложения, исследованы в трудах: Л. И. Гончаренко, А. З. Дадашева, Д. С. Львова, Е. А. Лысова, Н. П. Мельниковой, А. С. Миндрина, А. Л. Оверчука, Л. П. Павловой, А. Ю. Рыманова, Э. А. Сагайдака, И. П. Шаляпиной, А. В. Никитина, В. К. Сенчагова, С. Д. Шаталова, Т. Н. Толстых, Л. И. Хорунжий, Р. Р. Яруллина. Особенностями исчисления единого сельскохозяйственного налога и оценкой его влияния на финансовые результаты занимались: Е. Ю. Бирюкова, В. В. Говдя, В. А. Красницкий, Н. В. Липчиу, А. В. Лузянин, И. А. Перонко, Ю. В. Подпорин, А. А. Ремезков, Н. Н. Тюпакова и др.
Цель и задачи исследования.
Основная цель данной работы заключается обобщении и анализе практики налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- показать роль крестьянско-фермерских хозяйств в экономике;
- раскрыть специфику крестьянско-фермерских хозяйств и доказать, что они являются участниками налоговых отношений;
- систематизировать инструменты налогового регулирования по характеру их влияния на экономическую активность крестьянско-фермерских хозяйств;
- провести анализ практики налогообложения деятельности крестьянско- фермерских хозяйств в России;
- вывить налоговые риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и провести их оценку;
- предложить рекомендации по совершенствованию налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Объектом исследования выступает система налогового налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических вопросов осуществления налогообложения деятельности крестьянско- фермерских хозяйств в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных авторов по теории, методологии и организации системы налогообложения, налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность крестьянско-фермерских хозяйств.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики, а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Научная новизна результатов заключается в формировании и развитии теоретических основ налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а также в разработке практических рекомендаций по его совершенствованию.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Доказано, что крестьянско-фермерские хозяйства являются участниками налоговых отношений, которые способны иметь права и обязанности в рамках налогового законодательства, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между крестьянско-фермерскими хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
2. Систематизированы существующие налоговые инструменты налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и предложена классификация налоговых инструментов воздействия государства по характеру их влияния на деятельность крестьянско-фермерских хозяйств.
3. Выявлены факторы, определяющие систематические и несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств; предложена шкала оценки несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
4. Предложено расширить круг налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, что позволит стимулировать рост числа крестьянско - фермерских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также способствовать снижению материальных затрат за счет экономии на налоговых отчислениях по данному режиму налогообложения.
5. Предложена модель совершенствования налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств с целью развития сельскохозяйственного производства отечественными товаропроизводителями.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения отдельных направлений деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Основные результаты исследования были изложены и обсуждены:
- на международном Молодежном симпозиуме по управлению, экономики и финансам в 2014 году на тему: «Проблемы и перспективы развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации»;
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ по секции «Налоги и налогообложение» в 2014 году на тему: «Налог на прибыль организаций в Российской Федерации»;
- на международном Молодежном симпозиуме по управлению, экономики и финансам в 2016 году на тему: «Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств: проблемы и пути развития».
По теме исследования опубликовано 3 научных печатных работ, общим объемом 0,5 п. л., в том числе 2 статьи в журнале, включенный в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Структура исследования определена на основе цели и задач, определенных в работе. Работ изложена на 95 страницах, 22 таблиц, 11 рисунков, 6 приложений.
Результаты исследования по налогообложению деятельности крестьянско- фермерских хозяйств позволяют сделать следующие выводы.
1. Крестьянско-фермерские хозяйства являются одним из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики. Финансы крестьянско-фермерских хозяйств являются важнейшим элементом экономического кругооборота, при котором происходит их взаимодействие с остальными институциональными секторами экономики, обусловленное процессами, происходящими в экономике страны.
Крестьянско-фермерские хозяйства создают и развивают национальное богатство, поэтому им необходимо оказывать финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях, создавая новую экономику процветающей России. Определяющую роль в этой концепции должны играть инструменты налогового регулирования.
2. В современной научной литературе существует множество определений крестьянско-фермерских хозяйств. Нами было изучено работы, различных авторов, которые дают свое определение крестьянско-фермерским хозяйствам. Изученные работы авторов говорят о выделении ими различных признаков, характеризующих крестьянско-фермерские хозяйства. К таким признакам относятся семейность, личный труд фермера, участие наемных работников, получение прибыли, форма свободного предпринимательства.
По-нашему мнению, крестьянско-фермерское хозяйство является субъектом финансовых правоотношений в форме семейного хозяйства, личного труда фермера и с возможностью привлечения наемного труда, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. В свою очередь деятельность крестьянско-фермерских хозяйств подлежит налогообложению. Так, крестьянско-фермерские хозяйства уплачивают налоги с доходов и с имущества. Это порождает налоговое правоотношение.
Степень и особенности участия крестьянско-фермерских хозяйств в налоговых отношениях задаются их финансовым состоянием. Финансовое состояние крестьянско- фермерских хозяйств рассматривается нами в качестве объекта налогообложения крестьянско-фермерских хозяйств. Отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации правовой статус крестьянско-фермерского хозяйства как участника налоговых отношений не установлен. В то же время эта позиция неоднозначна.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых отношений являются: налогоплательщики или плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел следственные органы, банки, финансовые органы. Выделенный круг участников налоговых отношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах. То есть, данные участники налоговых правоотношений наделены правовым статусом, образуемым совокупностью прав с механизмом, гарантирующим их реализацию, обязанностей и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение .
Несмотря на исчерпывающий перечень лиц, относимых законодательством к участникам налоговых отношений, вопрос о круге лиц участников является предметом дискуссии в научных кругах.
Нами доказано, что крестьянско-фермерские хозяйства являются участниками налоговых отношений, которые способны иметь права и обязанности в рамках налогового законодательства, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между крестьянско-фермерскими хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
3. В силу важности развития деятельности крестьянско-фермерских хозяйств для обеспечения занятости практически во всех странах государственное регулирование, в частности налоговое регулирование, в отношении этого сегмента реализуется лишь через его стимулирование. Поэтому мы считаем, что налоговое регулирование деятельности крестьянско-фермерских хозяйств - это форма государственного воздействия, реализуемая посредством налоговых инструментов.
В России Правительство РФ пытается поддержать хозяйствующих субъектов, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, путем налоговых послаблений. Однако, не все рассмотренные нами в работе изменения являются инструментами стимулирующего воздействия государства на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому, нами были выделены налоговые инструменты регулирования крестьянско-фермерских хозяйств как стимулирующего, так и сдерживающего характера.
Таким образом, на основе исследования автором систематизированы существующие налоговые инструменты воздействия государства по характеру их влияния на крестьянско-фермерские хозяйства. Инструменты стимулирующего воздействия государства на крестьянско-фермерские хозяйства положительно влияют на их развитие.
4. В ходе исследования было выявлено, что в структуре продукции сельского хозяйства по крестьянско-фермерскому хозяйству за последние десять лет более 75% приходится на продукцию растениеводства. Продукция растениеводства в субъектах Российской Федерации также занимает главенствующую роль. В кризисных явлениях экономики наблюдается снижение производства продукции растениеводства и животноводства крестьянско-фермерскими хозяйствами. За последние четыре года наблюдается ежегодный прирост производства продукции сельского хозяйства крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Однако, в России доля крестьянско-фермерских хозяйств среди хозяйствах всех категорий при производстве сельскохозяйственной продукции мала. В дальнейшем необходимы меры по привлечению вовлечению крестьянско-фермерских хозяйств в предпринимательскую деятельность. На развитие предпринимательской деятельности крестьянско-фермерских хозяйств влияют налоги.
5. В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств может осуществляться по нескольким системам налогообложения: по общему режиму и специальным налоговым режимам. К специальным налоговым режимам, возможным к применению крестьянско-фермерскими хозяйствами, относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения.
В настоящее время перед крестьянско-фермерскими хозяйствами стоит проблема выбора наиболее эффективного режима налогообложения. Данный процесс является достаточно затратным и трудоемким, поскольку требует сложных экономических и бухгалтерских расчетов, которые в дальнейшем послужат основой для принятия управленческих решений. Кроме того, конечная цель выбора того или иного режима должна преследовать не уменьшение сумм налогов и сборов, а улучшение финансово-хозяйственного положения крестьянско-фермерских хозяйств.
Нами был сделан вывод, что имеющиеся в теории и применяемые в практике режимы налогообложения в целом положительно влияют на деятельность крестьянско - фермерских хозяйств. Тем не менее, применение тех или иных режимов налогообложения крестьянско-фермерскими хозяйствами требует дальнейшего развития и совершенствования.
6. Проведенный анализ единого сельскохозяйственного налога как инструмента налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств выявил ряд преимуществ для крестьянско-фермерских хозяйствах. Однако, также были выявлены отрицательные стороны единого сельскохозяйственного налога. Поэтому нами было отмечена актуальность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере применения единого сельскохозяйственного налога .
7. Крестьянско-фермерские хозяйства как и любой экономический субъект имеет
риски в своей деятельности. Все налоговые риски исходя из возможности управлять ими делятся на систематические и несистематические. Систематические риски обусловлены действиями многообразных факторов, которые являются общими для всех налогоплательщиков. Несистематические риски полностью зависят и обусловлены действиями самих налогоплательщиков. Мы считаем, что систематические риски не зависят от деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а зависят, к примеру, от таких факторов как неурожайный год в связи с погодными явлениями, стихийные бедствия, ухудшение политической обстановки, что как следствие может привести к снижению и сокращению деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а для государства к сокращению поступлений налогов от крестьянско-фермерских хозяйств в консолидированный бюджет Российской Федерации. По-нашему мнению, несистематические риски крестьянско-фермерских хозяйств непосредственно с вязаны с их деятельностью.
Нами были выявлены факторы, определяющие систематические и несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
систематические и несистематические риски крестьянско-фермерских хозяйств могут возникать по различным причинам. Поэтому возникает необходимость управления рисками. Однако, стоит отметить, что оценить и управлять систематическими рисками крестьянско-фермерских хозяйств практически невозможно в отличи от несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому нами были более подробнее рассмотрены несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Мы выявили факторы и определили причины возникновения несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. Также нами предложена шкала оценки несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Таким образом, деятельность крестьянско-фермерских хозяйств должна быть связана с эффективным управлением рисками. Необходимо выявление, мониторинг и минимизацию налоговых рисков на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. В основу такого подхода должно быть положено выяснение причин и факторов налоговых рисков, их классификация с последующим составлением реестра рисков.
8. Предложено расширить круг налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, что позволит стимулировать рост числа крестьянско - фермерских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также способствовать снижению материальных затрат за счет экономии на налоговых отчислениях по данному режиму налогообложения.
9. Предложена модель совершенствования налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств с целью развития сельскохозяйственного производства отечественными товаропроизводителями.
В рамках данной модели предложены рекомендации по выделенным нами направлениям налогообложения. Внесение перечисленных ранее изменений позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога и патентной системы налогообложения для его использования большим числом крестьянско-фермерских хозяйств. Более того, учитывая тот факт, что специальный налоговый режим обеспечивает преференциальные условия налогообложения по сравнению с общим подходом.
1. Крестьянско-фермерские хозяйства являются одним из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики. Финансы крестьянско-фермерских хозяйств являются важнейшим элементом экономического кругооборота, при котором происходит их взаимодействие с остальными институциональными секторами экономики, обусловленное процессами, происходящими в экономике страны.
Крестьянско-фермерские хозяйства создают и развивают национальное богатство, поэтому им необходимо оказывать финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях, создавая новую экономику процветающей России. Определяющую роль в этой концепции должны играть инструменты налогового регулирования.
2. В современной научной литературе существует множество определений крестьянско-фермерских хозяйств. Нами было изучено работы, различных авторов, которые дают свое определение крестьянско-фермерским хозяйствам. Изученные работы авторов говорят о выделении ими различных признаков, характеризующих крестьянско-фермерские хозяйства. К таким признакам относятся семейность, личный труд фермера, участие наемных работников, получение прибыли, форма свободного предпринимательства.
По-нашему мнению, крестьянско-фермерское хозяйство является субъектом финансовых правоотношений в форме семейного хозяйства, личного труда фермера и с возможностью привлечения наемного труда, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. В свою очередь деятельность крестьянско-фермерских хозяйств подлежит налогообложению. Так, крестьянско-фермерские хозяйства уплачивают налоги с доходов и с имущества. Это порождает налоговое правоотношение.
Степень и особенности участия крестьянско-фермерских хозяйств в налоговых отношениях задаются их финансовым состоянием. Финансовое состояние крестьянско- фермерских хозяйств рассматривается нами в качестве объекта налогообложения крестьянско-фермерских хозяйств. Отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации правовой статус крестьянско-фермерского хозяйства как участника налоговых отношений не установлен. В то же время эта позиция неоднозначна.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых отношений являются: налогоплательщики или плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел следственные органы, банки, финансовые органы. Выделенный круг участников налоговых отношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах. То есть, данные участники налоговых правоотношений наделены правовым статусом, образуемым совокупностью прав с механизмом, гарантирующим их реализацию, обязанностей и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение .
Несмотря на исчерпывающий перечень лиц, относимых законодательством к участникам налоговых отношений, вопрос о круге лиц участников является предметом дискуссии в научных кругах.
Нами доказано, что крестьянско-фермерские хозяйства являются участниками налоговых отношений, которые способны иметь права и обязанности в рамках налогового законодательства, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между крестьянско-фермерскими хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
3. В силу важности развития деятельности крестьянско-фермерских хозяйств для обеспечения занятости практически во всех странах государственное регулирование, в частности налоговое регулирование, в отношении этого сегмента реализуется лишь через его стимулирование. Поэтому мы считаем, что налоговое регулирование деятельности крестьянско-фермерских хозяйств - это форма государственного воздействия, реализуемая посредством налоговых инструментов.
В России Правительство РФ пытается поддержать хозяйствующих субъектов, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, путем налоговых послаблений. Однако, не все рассмотренные нами в работе изменения являются инструментами стимулирующего воздействия государства на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому, нами были выделены налоговые инструменты регулирования крестьянско-фермерских хозяйств как стимулирующего, так и сдерживающего характера.
Таким образом, на основе исследования автором систематизированы существующие налоговые инструменты воздействия государства по характеру их влияния на крестьянско-фермерские хозяйства. Инструменты стимулирующего воздействия государства на крестьянско-фермерские хозяйства положительно влияют на их развитие.
4. В ходе исследования было выявлено, что в структуре продукции сельского хозяйства по крестьянско-фермерскому хозяйству за последние десять лет более 75% приходится на продукцию растениеводства. Продукция растениеводства в субъектах Российской Федерации также занимает главенствующую роль. В кризисных явлениях экономики наблюдается снижение производства продукции растениеводства и животноводства крестьянско-фермерскими хозяйствами. За последние четыре года наблюдается ежегодный прирост производства продукции сельского хозяйства крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Однако, в России доля крестьянско-фермерских хозяйств среди хозяйствах всех категорий при производстве сельскохозяйственной продукции мала. В дальнейшем необходимы меры по привлечению вовлечению крестьянско-фермерских хозяйств в предпринимательскую деятельность. На развитие предпринимательской деятельности крестьянско-фермерских хозяйств влияют налоги.
5. В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств может осуществляться по нескольким системам налогообложения: по общему режиму и специальным налоговым режимам. К специальным налоговым режимам, возможным к применению крестьянско-фермерскими хозяйствами, относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения.
В настоящее время перед крестьянско-фермерскими хозяйствами стоит проблема выбора наиболее эффективного режима налогообложения. Данный процесс является достаточно затратным и трудоемким, поскольку требует сложных экономических и бухгалтерских расчетов, которые в дальнейшем послужат основой для принятия управленческих решений. Кроме того, конечная цель выбора того или иного режима должна преследовать не уменьшение сумм налогов и сборов, а улучшение финансово-хозяйственного положения крестьянско-фермерских хозяйств.
Нами был сделан вывод, что имеющиеся в теории и применяемые в практике режимы налогообложения в целом положительно влияют на деятельность крестьянско - фермерских хозяйств. Тем не менее, применение тех или иных режимов налогообложения крестьянско-фермерскими хозяйствами требует дальнейшего развития и совершенствования.
6. Проведенный анализ единого сельскохозяйственного налога как инструмента налогового регулирования деятельности крестьянско-фермерских хозяйств выявил ряд преимуществ для крестьянско-фермерских хозяйствах. Однако, также были выявлены отрицательные стороны единого сельскохозяйственного налога. Поэтому нами было отмечена актуальность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере применения единого сельскохозяйственного налога .
7. Крестьянско-фермерские хозяйства как и любой экономический субъект имеет
риски в своей деятельности. Все налоговые риски исходя из возможности управлять ими делятся на систематические и несистематические. Систематические риски обусловлены действиями многообразных факторов, которые являются общими для всех налогоплательщиков. Несистематические риски полностью зависят и обусловлены действиями самих налогоплательщиков. Мы считаем, что систематические риски не зависят от деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а зависят, к примеру, от таких факторов как неурожайный год в связи с погодными явлениями, стихийные бедствия, ухудшение политической обстановки, что как следствие может привести к снижению и сокращению деятельности крестьянско-фермерских хозяйств, а для государства к сокращению поступлений налогов от крестьянско-фермерских хозяйств в консолидированный бюджет Российской Федерации. По-нашему мнению, несистематические риски крестьянско-фермерских хозяйств непосредственно с вязаны с их деятельностью.
Нами были выявлены факторы, определяющие систематические и несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
систематические и несистематические риски крестьянско-фермерских хозяйств могут возникать по различным причинам. Поэтому возникает необходимость управления рисками. Однако, стоит отметить, что оценить и управлять систематическими рисками крестьянско-фермерских хозяйств практически невозможно в отличи от несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому нами были более подробнее рассмотрены несистематические риски деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Мы выявили факторы и определили причины возникновения несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. Также нами предложена шкала оценки несистематических рисков деятельности крестьянско-фермерских хозяйств.
Таким образом, деятельность крестьянско-фермерских хозяйств должна быть связана с эффективным управлением рисками. Необходимо выявление, мониторинг и минимизацию налоговых рисков на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности крестьянско-фермерских хозяйств. В основу такого подхода должно быть положено выяснение причин и факторов налоговых рисков, их классификация с последующим составлением реестра рисков.
8. Предложено расширить круг налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, что позволит стимулировать рост числа крестьянско - фермерских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также способствовать снижению материальных затрат за счет экономии на налоговых отчислениях по данному режиму налогообложения.
9. Предложена модель совершенствования налогообложения деятельности крестьянско-фермерских хозяйств с целью развития сельскохозяйственного производства отечественными товаропроизводителями.
В рамках данной модели предложены рекомендации по выделенным нами направлениям налогообложения. Внесение перечисленных ранее изменений позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога и патентной системы налогообложения для его использования большим числом крестьянско-фермерских хозяйств. Более того, учитывая тот факт, что специальный налоговый режим обеспечивает преференциальные условия налогообложения по сравнению с общим подходом.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО- ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБЩАЯ СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО
(ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - КРЕДИТОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ (КФХ):
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Перспективы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налоговое регулирование предпринимательской деятельности домашних хозяйств
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - Коммерциализация сельскохозяйственной деятельности на примере
крестьянского (фермерского) хозяйства Сахапов Р.Р.
Магистерская диссертация, сельское хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017



