Особенности формирования территорий опережающего развития в регионе
|
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ 6
1.1. Эволюция представлений о сущности регионального развития 6
1.2. Анализ факторов регионального развития 17
1.3. Сущность и виды территорий опережающего развитие 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ 27
2.1. Исследование зарубежного опыта формирования территорий
опережающего развития 27
2.2. Российский опыт формирования ТОР 40
2.3. Проблемы ТОР 45
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ 49
3.1. Проект создания территории опережающего развития в Республике
Татарстан 49
3.2. Апробация предложенных рекомендаций 74
Заключение 77
Список литературы: 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ 6
1.1. Эволюция представлений о сущности регионального развития 6
1.2. Анализ факторов регионального развития 17
1.3. Сущность и виды территорий опережающего развитие 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ 27
2.1. Исследование зарубежного опыта формирования территорий
опережающего развития 27
2.2. Российский опыт формирования ТОР 40
2.3. Проблемы ТОР 45
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ 49
3.1. Проект создания территории опережающего развития в Республике
Татарстан 49
3.2. Апробация предложенных рекомендаций 74
Заключение 77
Список литературы: 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Одним из инструментов мировой экономики является создание особых экономических зон, которые получили развитие в начале XX века. Факторами, которые привели к созданию этой экономической платформы, являются научно-технические революции, развитие экономики в целом, открытость стран к международной торговле т.д. Появление особых экономических зон значительно ускорил рост экономики отдельных стран. Если в начале своего развития, ОЭЗ насчитывалось только несколько, то к началу XX века их стало более 2000. Особые экономические зоны имеют характерные черты и делятся на несколько типов. Особенно ОЭЗ получили развитие в европейских странах, теперь эта тенденция перешла к азиатским странам. Среди них особо выделяется Китай, несмотря на относительно молодую историю развития особых экономических зон (более 30 лет). Также такие зоны являются неотъемлемыми компонентами экономик и Республики Кореи и Японии.
Цель создания таких зон являются развитие внешнеэкономических, внешнеторговых, социально-экономических задач и т.д. Создается двоякая зона, где деятельность экономической зоны полезна обеим сторонам. Во- первых, создавая такие зоны, развивая территорию зоны, страна привлекает иностранных инвесторов, иностранный капитал, а вместе с ними в зону затягиваются новые технологии, товары, создаются новые рабочие места и т.д. С помощью такой зоны страна также может реализовать свой экспорт, найти замену импортной продукции и т.д. Во- вторых, инвесторы тоже не остаются в стороне. Им предоставляется возможность реализовать свои проекты, свою продукцию; предоставляются разные льготные программы (например, отмена налогов, пошлин и т.д.), тем самым сокращаются расходы и т.д.
Сейчас в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Для решения этих задач действуют всевозможные льготы по таможенному, арендному, валютному, визовому, трудовому и прочим режимам, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В таких зонах функционирует около трети мировых банковских депозитов развитых стран.
Как выше говорилось, особые экономические зоны - распространённый способ продвижения национальных экономик, и каждая страна сама решает, какой именно вид ОЭЗ подходит ей, от какого типа больше эффекта. В этом плане у российских ОЭЗ непростой путь. Несмотря на относительно недавнюю историю (закон о первых ОЭЗ был принят в 2006 году), у неё тернистый путь. Поначалу ОЭЗ создавались на больших территориях, в проекты были вложены огромные средства, были созданы условия для привлечения иностранного капитала и предпринимателей. Однако, за десятилетнюю историю только немногие зоны дали свои «плоды», некоторые из них пришлось закрыть. Неэффективная работа крупных ОЭЗ заставило задуматься правительство, которое вместо ОЭЗ решило создать особый вид экономических зон - территории опережающего развития (полное название - Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР).
Предметом исследования является территории опережающего социального и экономического развития.
Объектом исследования является особенности и методика формирования ТОР в регионах.
Цель исследования - выявить особенности развития ТОР в регионе и дать рекомендацию по их развитию.
Актуальность работы состоит в том, что территории опережающего развития являются относительно новым инструментом регионального развития и его применение в регионах РФ может дать ожидаемый эффект.
Задачи исследования - анализ эволюции понятия «региональное развитие», факторов и особенностей регионального развития, а также анализ зарубежного и отечественного опыта формирования особых экономических зон и т.д.
Новизна работы заключается в следующем: в работе даны новое определение термину «региональное развитие», а также рекомендации по развитию ТОР в моногородах.
В первой главе данной работы рассматривается аспекты регионального развития, а именно эволюция представлений о сущности регионального развития (рассматривается, как и отечественные, так и зарубежные), а также факторы, влияющие на региональное развитие. Дано новое определение термину «региональное развитие». Было изучено и проанализировано явление «территория опережающего социально-экономическое развитие».
Во второй главе работы были проанализирован и выявлены особенности практик формирований территорий опережающего развития в российской и зарубежной практике (в частности, США и КНР), а также были проанализированы проблемы, характерные для территорий опережающего развития в регионах РФ.
В третье главе будет рассматриваться возможность получения статуса «территории опережающего социального и экономического развития » одним из монопрофильных городов Республики Татарстан.
Цель создания таких зон являются развитие внешнеэкономических, внешнеторговых, социально-экономических задач и т.д. Создается двоякая зона, где деятельность экономической зоны полезна обеим сторонам. Во- первых, создавая такие зоны, развивая территорию зоны, страна привлекает иностранных инвесторов, иностранный капитал, а вместе с ними в зону затягиваются новые технологии, товары, создаются новые рабочие места и т.д. С помощью такой зоны страна также может реализовать свой экспорт, найти замену импортной продукции и т.д. Во- вторых, инвесторы тоже не остаются в стороне. Им предоставляется возможность реализовать свои проекты, свою продукцию; предоставляются разные льготные программы (например, отмена налогов, пошлин и т.д.), тем самым сокращаются расходы и т.д.
Сейчас в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Для решения этих задач действуют всевозможные льготы по таможенному, арендному, валютному, визовому, трудовому и прочим режимам, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В таких зонах функционирует около трети мировых банковских депозитов развитых стран.
Как выше говорилось, особые экономические зоны - распространённый способ продвижения национальных экономик, и каждая страна сама решает, какой именно вид ОЭЗ подходит ей, от какого типа больше эффекта. В этом плане у российских ОЭЗ непростой путь. Несмотря на относительно недавнюю историю (закон о первых ОЭЗ был принят в 2006 году), у неё тернистый путь. Поначалу ОЭЗ создавались на больших территориях, в проекты были вложены огромные средства, были созданы условия для привлечения иностранного капитала и предпринимателей. Однако, за десятилетнюю историю только немногие зоны дали свои «плоды», некоторые из них пришлось закрыть. Неэффективная работа крупных ОЭЗ заставило задуматься правительство, которое вместо ОЭЗ решило создать особый вид экономических зон - территории опережающего развития (полное название - Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР).
Предметом исследования является территории опережающего социального и экономического развития.
Объектом исследования является особенности и методика формирования ТОР в регионах.
Цель исследования - выявить особенности развития ТОР в регионе и дать рекомендацию по их развитию.
Актуальность работы состоит в том, что территории опережающего развития являются относительно новым инструментом регионального развития и его применение в регионах РФ может дать ожидаемый эффект.
Задачи исследования - анализ эволюции понятия «региональное развитие», факторов и особенностей регионального развития, а также анализ зарубежного и отечественного опыта формирования особых экономических зон и т.д.
Новизна работы заключается в следующем: в работе даны новое определение термину «региональное развитие», а также рекомендации по развитию ТОР в моногородах.
В первой главе данной работы рассматривается аспекты регионального развития, а именно эволюция представлений о сущности регионального развития (рассматривается, как и отечественные, так и зарубежные), а также факторы, влияющие на региональное развитие. Дано новое определение термину «региональное развитие». Было изучено и проанализировано явление «территория опережающего социально-экономическое развитие».
Во второй главе работы были проанализирован и выявлены особенности практик формирований территорий опережающего развития в российской и зарубежной практике (в частности, США и КНР), а также были проанализированы проблемы, характерные для территорий опережающего развития в регионах РФ.
В третье главе будет рассматриваться возможность получения статуса «территории опережающего социального и экономического развития » одним из монопрофильных городов Республики Татарстан.
В XX веке в качестве регионального инструмента стали широко применяться особые экономические зоны. Своё начало они берут от европейских стран. Переходя от одной формы к другой, ОЭЗ начали совершенствоваться, её виды стали более разнообразными.
В 30 - e годы прошлого века особые экономические зоны стали активно внедряться в США. Спустя десятилетия они появились в Индии, в ряде европейских и латиноамериканских стран. Переживавшая в тот момент переход от плановой экономики к рыночной, Китайская Народная Республика тоже не осталась в стороне - за короткий промежуток времени, благодаря ОЭЗ, которая открыла «ворота» во внешний рынок, Поднебесная смогла поднять свой уровень экономики до уровня развитых стран. К колоссальному успеху способствовали не только выгодное экономико-географическое положение, но и грамотный менеджмент со стороны китайского правительства, земельные реформы, а также специфичный менталитет китайского народа. Даже спустя более тридцати лет, для Китая ОЭЗ остаётся эффективным инструментом регионального развития. Наряду с КНР, в Восточно-Азиатском регионе были созданы ряд успешных зон в Сингапуре, Южной Кореи и Японии. Следует отметить, что многие из них базировались на создании технологических продуктов, информационных технологий, на торговле и финансах.
Успех ОЭЗ вдохновил страны СНГ, а также Россию. Первая волна попыток внедрить новый инструмент в странах, которая только что вышла из состава СССР, не увенчалась успехом. Многие из них закрылись, даже не успев начать свою деятельность. Причинами такого краха можно считать плохую инфраструктуру, не налаженные внешнеэкономические связи, нестабильный экономический рынок и политическую среду, низкую инвестиционную привлекательность и т.д.
Пережив провальный первый этап и набравшись опыта, страны СНГ на второй волне созданий особых экономических зон начали немножко реабилитироваться. Ряд успешных ОЭЗ были созданы в Казахстане, Узбекистане и Беларуси.
Россия тоже не смогла оставаться на стороне: ещё до распада СССР были предприняты первые попытки создания ОЭЗ. Однако, как и в других странах Содружества, преемницу Советского Союза ждало разочарование. Безуспешно проработав несколько лет, эти зоны постепенно закрывались, но идея ОЭЗ по-прежнему жила - так появились ЗАТО и другие её формы. Однако, никто из не смогла не то что достичь китайских масштабов, но и перестать работать в убыток.
В 2005 году, с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", данная программа регионального развития зажила по-другому - и интерес со стороны государства, и средства, вложенные в этот проект, были огромными. Было принято решение создать сразу несколько десяток ОЭЗ, которые располагались по всей территории России и делились на четыре типа: промышленные, технологические, туристские и логистические. Однако, как показал опыт, только единицы смогли добиться успеха и получить хоть какую-то прибыль. Некоторые, даже не дождавшись регистрации хоть одного резидента, были ликвидированы. Как отмечают некоторые исследователи, причинами, которые взывали развал ОЭЗ во второй волне, являются несовершенство законопроекта, недоработка региональных программ, не извлечённые уроки из прежнего опыта, нечистая политика по отношению к выделенным финансам и т.д.
Всё-таки, российское правительство не отказалась от идеи создания ОЭЗ - так появились территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР). В отличие от ОЭЗ, ТОР создаются на территории Дальнего Востока, а также в моногородах, в которых имеются повышенные риски ухудшения социально-экономической ситуации города. Всего на данный момент создано около 30 ТОР.
В Республике Татарстан находятся 6 моногородов, из которых Зеленодольск и Набережные Челны попадают под первую категорию моногородов, а Елабуга, Менделеевск, Чистополь и Камские Поляны - во вторую. Первым и единственным монопрофильным муниципальным образованием, который получил статус территории опережающего развития, остаётся Набережные Челны.
По-нашему мнению, из остальных кандидатов наиболее вероятным кандидатом получения статуса ТОР является город Чистополь. В работе мы рассмотрели особенности развития и специфику города, которые смогли бы способствовать развитию не только города и одноимённого муниципального района, но и всего Западного Закамья и Татарстана.
В качестве вектора развития для Чистопольского ТОСЭР был выбран промышленный и агропромышленный путь развития, что не случайно. Чистополь, являясь центром одного из наиболее развитых районов РТ, и имея таких же не менее успешных в этом плане соседних муниципальных районов, вполне может стать эффективной промышленной площадкой. В процесс будут вовлечены не только внешние инвесторы, но и местные организации, представители малого и среднего бизнеса.
Создание ТОСЭР поспособствует укреплению позиции лидера Татарстана среди регионов РФ, появлению новых рабочих мест, привлечению инвесторов, а главное - сможет выполнить главную задачу территорий опережающего развития - улучшит социально-экономическую ситуацию в моногороде.
В 30 - e годы прошлого века особые экономические зоны стали активно внедряться в США. Спустя десятилетия они появились в Индии, в ряде европейских и латиноамериканских стран. Переживавшая в тот момент переход от плановой экономики к рыночной, Китайская Народная Республика тоже не осталась в стороне - за короткий промежуток времени, благодаря ОЭЗ, которая открыла «ворота» во внешний рынок, Поднебесная смогла поднять свой уровень экономики до уровня развитых стран. К колоссальному успеху способствовали не только выгодное экономико-географическое положение, но и грамотный менеджмент со стороны китайского правительства, земельные реформы, а также специфичный менталитет китайского народа. Даже спустя более тридцати лет, для Китая ОЭЗ остаётся эффективным инструментом регионального развития. Наряду с КНР, в Восточно-Азиатском регионе были созданы ряд успешных зон в Сингапуре, Южной Кореи и Японии. Следует отметить, что многие из них базировались на создании технологических продуктов, информационных технологий, на торговле и финансах.
Успех ОЭЗ вдохновил страны СНГ, а также Россию. Первая волна попыток внедрить новый инструмент в странах, которая только что вышла из состава СССР, не увенчалась успехом. Многие из них закрылись, даже не успев начать свою деятельность. Причинами такого краха можно считать плохую инфраструктуру, не налаженные внешнеэкономические связи, нестабильный экономический рынок и политическую среду, низкую инвестиционную привлекательность и т.д.
Пережив провальный первый этап и набравшись опыта, страны СНГ на второй волне созданий особых экономических зон начали немножко реабилитироваться. Ряд успешных ОЭЗ были созданы в Казахстане, Узбекистане и Беларуси.
Россия тоже не смогла оставаться на стороне: ещё до распада СССР были предприняты первые попытки создания ОЭЗ. Однако, как и в других странах Содружества, преемницу Советского Союза ждало разочарование. Безуспешно проработав несколько лет, эти зоны постепенно закрывались, но идея ОЭЗ по-прежнему жила - так появились ЗАТО и другие её формы. Однако, никто из не смогла не то что достичь китайских масштабов, но и перестать работать в убыток.
В 2005 году, с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", данная программа регионального развития зажила по-другому - и интерес со стороны государства, и средства, вложенные в этот проект, были огромными. Было принято решение создать сразу несколько десяток ОЭЗ, которые располагались по всей территории России и делились на четыре типа: промышленные, технологические, туристские и логистические. Однако, как показал опыт, только единицы смогли добиться успеха и получить хоть какую-то прибыль. Некоторые, даже не дождавшись регистрации хоть одного резидента, были ликвидированы. Как отмечают некоторые исследователи, причинами, которые взывали развал ОЭЗ во второй волне, являются несовершенство законопроекта, недоработка региональных программ, не извлечённые уроки из прежнего опыта, нечистая политика по отношению к выделенным финансам и т.д.
Всё-таки, российское правительство не отказалась от идеи создания ОЭЗ - так появились территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР). В отличие от ОЭЗ, ТОР создаются на территории Дальнего Востока, а также в моногородах, в которых имеются повышенные риски ухудшения социально-экономической ситуации города. Всего на данный момент создано около 30 ТОР.
В Республике Татарстан находятся 6 моногородов, из которых Зеленодольск и Набережные Челны попадают под первую категорию моногородов, а Елабуга, Менделеевск, Чистополь и Камские Поляны - во вторую. Первым и единственным монопрофильным муниципальным образованием, который получил статус территории опережающего развития, остаётся Набережные Челны.
По-нашему мнению, из остальных кандидатов наиболее вероятным кандидатом получения статуса ТОР является город Чистополь. В работе мы рассмотрели особенности развития и специфику города, которые смогли бы способствовать развитию не только города и одноимённого муниципального района, но и всего Западного Закамья и Татарстана.
В качестве вектора развития для Чистопольского ТОСЭР был выбран промышленный и агропромышленный путь развития, что не случайно. Чистополь, являясь центром одного из наиболее развитых районов РТ, и имея таких же не менее успешных в этом плане соседних муниципальных районов, вполне может стать эффективной промышленной площадкой. В процесс будут вовлечены не только внешние инвесторы, но и местные организации, представители малого и среднего бизнеса.
Создание ТОСЭР поспособствует укреплению позиции лидера Татарстана среди регионов РФ, появлению новых рабочих мест, привлечению инвесторов, а главное - сможет выполнить главную задачу территорий опережающего развития - улучшит социально-экономическую ситуацию в моногороде.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МОНОГОРОДАХ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование подхода к оценке влияния территории опережающего социально-экономического развития на экономику региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде как инструмент регионального развития
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Управление формированием территории опережающего социально-экономического развития как фактор экономического роста города Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



