Анализ зон влияния системы городских центров республики Татарстан на основе гравитационной модели Рейли-Конверса
|
Введение 3
Глава 1. Система стратегического планирования социально-экономического
развития территорий 5
1.1. Концепции стратегического планирования развития территорий 5
1.2. Структура и функции системы стратегического планирования
социально-экономического развития территорий 13
1.3. Институциональные основы системы стратегического планирования
развития территорий 18
Глава 2. Пространственное развитие территорий 23
2.1. Проблемы пространственного развития в стратегических планах
социально-экономического развития территорий 23
2.2. Планирование развития зон экономического влияния и городских
агломераций 32
2.3. Перспективы развития городских агломераций Республики Татарстан
в 2017-2030 гг 32
Глава 3. Определение зон социально-экономического влияния городских поселений Республики Татарстан 45
3.1. Модель Рейли-Конверса 45
3.2. Определение зон социально-экономического влияния и границ
перспективных городских агломераций Республики Татарстан 50
3.3. Рекомендации по составу и структуре системы экономических зон и
городских агломераций Республики Татарстан 55
Заключение 61
Список использованной литературы
Глава 1. Система стратегического планирования социально-экономического
развития территорий 5
1.1. Концепции стратегического планирования развития территорий 5
1.2. Структура и функции системы стратегического планирования
социально-экономического развития территорий 13
1.3. Институциональные основы системы стратегического планирования
развития территорий 18
Глава 2. Пространственное развитие территорий 23
2.1. Проблемы пространственного развития в стратегических планах
социально-экономического развития территорий 23
2.2. Планирование развития зон экономического влияния и городских
агломераций 32
2.3. Перспективы развития городских агломераций Республики Татарстан
в 2017-2030 гг 32
Глава 3. Определение зон социально-экономического влияния городских поселений Республики Татарстан 45
3.1. Модель Рейли-Конверса 45
3.2. Определение зон социально-экономического влияния и границ
перспективных городских агломераций Республики Татарстан 50
3.3. Рекомендации по составу и структуре системы экономических зон и
городских агломераций Республики Татарстан 55
Заключение 61
Список использованной литературы
Начиная с 90-х гг. поступательно в России шло распространение идей территориального стратегического планирования.
Стратегическое планирование официально признается важнейшим элементом в системе стратегического управления, способствующим созданию условий для устойчивого развития территорий. Автор обосновывает целесообразность, а также доказывает необходимость законодательного принятия норм и принципов стратегического планирования.
В связи с тем, что современном мире наблюдается широкое распространение идей территориального стратегического планирования, данная диссертационная работа весьма актуальна. Всё большее число городов и регионов осознает необходимость поиска своего индивидуального пути развития, способного обеспечить успешность. Поиск стратегических ориентиров, разработка долгосрочных целей и задач в рамках стратегического планирования социально-экономического развития регионов и территорий становится задачей не просто важной, а необходимой.
Всё более актуальным становится совершенствование механизма формирования стратегий развития территорий, комплексно учитывающего условия состояния межрегиональных отношений, изменения во внешнеэкономической ситуации и влияние государственной политики в части формирования стратегических целей и задач.
В работе на основе ретроспективного анализа выделяются этапы становления и развития территориального стратегического планирования в современной России.
Несмотря на то что российская практика стратегического планирования муниципального развития насчитывает больше 15 лет, до сих пор не существует единых подходов к формированию стратегического процесса, нет устоявшейся нормативно-правовой базы, общепринятых методических рекомендаций, обеспечивающих качественное содержание стратегических документов, их реализацию и контроль исполнения.
В работе были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, вертикального и горизонтального анализа, метод ретроспективного анализа, метод аналогий и сопоставлений. Работа представляет собой комплексный обзор всей системы стратегического планирования и управления социально-экономическими процессами развития на уровне отдельного региона.
Методологической основой диссертации является системно-аналитический подход, включающий изучение объекта и предмета.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать процесс определения зон социально-экономического влияния, уточнить роль пространственного стратегирования региона, интегрировать концепции стратегического планирования развития территорий.
Цель работы: Определение зон социально-экономического влияния системы городских центров и выявление границ перспективных агломераций Республики Татарстан.
Объект исследования: Зоны экономического влияния и перспективные городские агломерации Республики Татарстан.
Предмет исследования: Изучение процессов влияния системы городских центров на территории муниципальных районов Республики Татарстан.
Для достижения цели диссертационной работы были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть разнообразие концепций пространственных подходов в современном мире;
2) Оценить перспективы развития городских агломераций Республики Татарстан в 2017-2030 гг.;
3) Определить и проанализировать зоны социально-экономического влияния и границы перспективных городских агломераций Республики Татарстан;
4) Дать рекомендации по составу и структуре системы экономических зон и городских агломераций Республики Татарстан.
Диссертационная работа состоит из трёх глав, девяти параграфов. Структура работы выражает основные этапы исследования и его внутреннюю логику.
В силу сравнительной новизны проблемы выявления зон социально-экономического влияния, её исследование характеризуется наличием многообразия подходов и направлений, наряду со сравнительно слабой систематизацией и интеграцией полученных результатов.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам стратегического планирования.
Во второй главе описывается мировой и российский опыт территориального развития.
В третьей главе производится анализ зон влияния городских центров на основе геоинформационной карты республики Татарстан, выявляются перспективы развития территорий.
В работе используются труды таких авторов как Андросик Ю.Н., Бечвая М.Р., Василенко П.В., Константиниди Х.А., Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А., Ушвицкий Л.И., а также ряда зарубежных авторов.
Стратегическое планирование официально признается важнейшим элементом в системе стратегического управления, способствующим созданию условий для устойчивого развития территорий. Автор обосновывает целесообразность, а также доказывает необходимость законодательного принятия норм и принципов стратегического планирования.
В связи с тем, что современном мире наблюдается широкое распространение идей территориального стратегического планирования, данная диссертационная работа весьма актуальна. Всё большее число городов и регионов осознает необходимость поиска своего индивидуального пути развития, способного обеспечить успешность. Поиск стратегических ориентиров, разработка долгосрочных целей и задач в рамках стратегического планирования социально-экономического развития регионов и территорий становится задачей не просто важной, а необходимой.
Всё более актуальным становится совершенствование механизма формирования стратегий развития территорий, комплексно учитывающего условия состояния межрегиональных отношений, изменения во внешнеэкономической ситуации и влияние государственной политики в части формирования стратегических целей и задач.
В работе на основе ретроспективного анализа выделяются этапы становления и развития территориального стратегического планирования в современной России.
Несмотря на то что российская практика стратегического планирования муниципального развития насчитывает больше 15 лет, до сих пор не существует единых подходов к формированию стратегического процесса, нет устоявшейся нормативно-правовой базы, общепринятых методических рекомендаций, обеспечивающих качественное содержание стратегических документов, их реализацию и контроль исполнения.
В работе были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, вертикального и горизонтального анализа, метод ретроспективного анализа, метод аналогий и сопоставлений. Работа представляет собой комплексный обзор всей системы стратегического планирования и управления социально-экономическими процессами развития на уровне отдельного региона.
Методологической основой диссертации является системно-аналитический подход, включающий изучение объекта и предмета.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать процесс определения зон социально-экономического влияния, уточнить роль пространственного стратегирования региона, интегрировать концепции стратегического планирования развития территорий.
Цель работы: Определение зон социально-экономического влияния системы городских центров и выявление границ перспективных агломераций Республики Татарстан.
Объект исследования: Зоны экономического влияния и перспективные городские агломерации Республики Татарстан.
Предмет исследования: Изучение процессов влияния системы городских центров на территории муниципальных районов Республики Татарстан.
Для достижения цели диссертационной работы были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть разнообразие концепций пространственных подходов в современном мире;
2) Оценить перспективы развития городских агломераций Республики Татарстан в 2017-2030 гг.;
3) Определить и проанализировать зоны социально-экономического влияния и границы перспективных городских агломераций Республики Татарстан;
4) Дать рекомендации по составу и структуре системы экономических зон и городских агломераций Республики Татарстан.
Диссертационная работа состоит из трёх глав, девяти параграфов. Структура работы выражает основные этапы исследования и его внутреннюю логику.
В силу сравнительной новизны проблемы выявления зон социально-экономического влияния, её исследование характеризуется наличием многообразия подходов и направлений, наряду со сравнительно слабой систематизацией и интеграцией полученных результатов.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам стратегического планирования.
Во второй главе описывается мировой и российский опыт территориального развития.
В третьей главе производится анализ зон влияния городских центров на основе геоинформационной карты республики Татарстан, выявляются перспективы развития территорий.
В работе используются труды таких авторов как Андросик Ю.Н., Бечвая М.Р., Василенко П.В., Константиниди Х.А., Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А., Ушвицкий Л.И., а также ряда зарубежных авторов.
Начиная с середины XIX века, в целом ряде работ ученых прошлых столетий описаны факторы и закономерности размещения предприятий. Например, «изолированное государство» И. Тюнена, теория «штандорта» А. Вебера, а также теория центральных мест В. Кристаллера и теория А. Леша о размещении сферы услуг и развитии сети обслуживания.
Научные подходы к выявлению закономерностей и факторов размещения городской торговой сети породили целый ряд методик исследования и регулирования размещения торговых предприятий и позволили выявить движущие силы.
Вся совокупность выявленных закономерностей размещения объектов социальной инфраструктуры касается, в основном, выявления мотивов и стимулов посетителей, потребителей или покупателей, движущихся в пространстве города, как наиболее важного ресурса получения прибыли торговым предприятием посредством удовлетворения совокупностей потребностей жителей города.
В отечественной и зарубежной литературе описан ряд количественных методов определения границ торгового пространства. Наиболее распространенными являются методы, основанные на гравитационных моделях.
К моделям гравитации относят гравитационный закон розничной торговли Рейли-Конверса, являющийся одной из основ теории пространственного взаимодействия для малых агломераций в ходе поисковых исследований, а также предназначенный для оценки потенциальных торговых площадей. Его использование рекомендуется для определения предельных точек между городами или между двумя торговыми центрами.
Закон розничной гравитации Рейли-Конверса по аналогии с законом Ньютона оценивает взаимодействие между двумя местностями через расстояние между ними посредством анализа влияния конкурирующих предприятий на покупателей, живущих в промежуточных жилых районах.
Модель предполагает, что взаимодействие между двумя областями падает с ростом расстояния и увеличивается с ростом населения. Эта модель не объясняет, почему происходит взаимодействие, но оценивает общую склонность к взаимодействию.
Для решения поставленных в диссертационной работе задач по определению границ перспективных агломераций и зон социально-экономического влияния автором была выбрана гравитационная модель Рейли-Конверса, как одна из наиболее подходящих.
Проведенное автором исследование демографического и экономического потенциалов Республики Татарстан помогло выявить реальную ситуацию, сложившуюся на текущий момент в области агломерационных процессов.
Построенные диаграммы поверхности явно указали на наличие только двух агломераций в республике - Казанской и Камской. При этом Камская агломерация на данном этапе находится в стадии формирования и развития и весьма уступает Казанской.
Кроме того, исходя из произведенных расчетов и построенных графиков, можно сделать вывод, что о наличии третьей агломерации в РТ говорить пока очень рано. Использованная автором в исследовании гравитационная модель Рейли-Конверса Альметьевскую агломерацию попросту не выявила.
Таким образом, главный вопрос касается самой целесообразности выделения в Татарстане трех экономических зон вокруг трех агломераций, на основе которых и производится стратегическое планирование развития республики в территориальном разрезе.
По мнению автора, разумно говорить пока только о двух агломерациях на территории РТ, в статистически подтвержденных и перспективно-обоснованных границах.
В рамках сложившейся ситуации автором предложены следующие рекомендации:
1) Более четко разграничить городские и сельские поселения. Непонятно, почему в состав агломераций включаются обширные территории муниципальных районов. Если сельские жители заняты в сельском хозяйстве в своем населенном пункте, то устойчивые трудовые связи с городом отсутствуют.
2) Уделить большее внимание выделению татарстанских городских агломераций как таковых. Простое скопление городов ещё не признак существования городской агломерации. Это необходимое, но не достаточное условие. Агломерация объединяет те или иные населенные пункты в единую систему не только территориально, но и качественно, в первую очередь в разрезе трудовых связей.
3) Установить степень связности городов. Для этого необходимо обратиться к иностранному опыту выделения агломераций. А потом на этой основе провести серьезные исследования связности татарстанских городов и прочих поселений на основе обширной статистической базы.
4) Предпринимать меры для недопущения истощения окружающих агломерации территорий, давать им возможности для развития. Например, уменьшить угрозу вымирания малых поселений, развивая там сельское хозяйство.
Однако, стоит отметить, что проблема так называемого «высушивания» прилегающих к агломерациям территорий весьма распространена в мире и характерна не только для Республики Татарстан. С одной стороны, это полностью соответствует принципам рыночной экономики, когда ресурсы перемещаются в места наиболее эффективного их использования, что стимулирует экономический рост.
С другой сторон, такое перераспределение сложно назвать эффективным, так как оно накладывает дополнительную нагрузку на бюджеты малых городов, способствует социальной напряженности.
Таким образом, существует угроза вымирания малых поселений, поскольку они расположены близко к крупным центрам и другим сельским поселениям.
Тем не менее, возможно, что в будущем данная тенденция перестанет быть проблемой, т.к. стремление людей в более перспективные местности естественно и необратимо.
Научные подходы к выявлению закономерностей и факторов размещения городской торговой сети породили целый ряд методик исследования и регулирования размещения торговых предприятий и позволили выявить движущие силы.
Вся совокупность выявленных закономерностей размещения объектов социальной инфраструктуры касается, в основном, выявления мотивов и стимулов посетителей, потребителей или покупателей, движущихся в пространстве города, как наиболее важного ресурса получения прибыли торговым предприятием посредством удовлетворения совокупностей потребностей жителей города.
В отечественной и зарубежной литературе описан ряд количественных методов определения границ торгового пространства. Наиболее распространенными являются методы, основанные на гравитационных моделях.
К моделям гравитации относят гравитационный закон розничной торговли Рейли-Конверса, являющийся одной из основ теории пространственного взаимодействия для малых агломераций в ходе поисковых исследований, а также предназначенный для оценки потенциальных торговых площадей. Его использование рекомендуется для определения предельных точек между городами или между двумя торговыми центрами.
Закон розничной гравитации Рейли-Конверса по аналогии с законом Ньютона оценивает взаимодействие между двумя местностями через расстояние между ними посредством анализа влияния конкурирующих предприятий на покупателей, живущих в промежуточных жилых районах.
Модель предполагает, что взаимодействие между двумя областями падает с ростом расстояния и увеличивается с ростом населения. Эта модель не объясняет, почему происходит взаимодействие, но оценивает общую склонность к взаимодействию.
Для решения поставленных в диссертационной работе задач по определению границ перспективных агломераций и зон социально-экономического влияния автором была выбрана гравитационная модель Рейли-Конверса, как одна из наиболее подходящих.
Проведенное автором исследование демографического и экономического потенциалов Республики Татарстан помогло выявить реальную ситуацию, сложившуюся на текущий момент в области агломерационных процессов.
Построенные диаграммы поверхности явно указали на наличие только двух агломераций в республике - Казанской и Камской. При этом Камская агломерация на данном этапе находится в стадии формирования и развития и весьма уступает Казанской.
Кроме того, исходя из произведенных расчетов и построенных графиков, можно сделать вывод, что о наличии третьей агломерации в РТ говорить пока очень рано. Использованная автором в исследовании гравитационная модель Рейли-Конверса Альметьевскую агломерацию попросту не выявила.
Таким образом, главный вопрос касается самой целесообразности выделения в Татарстане трех экономических зон вокруг трех агломераций, на основе которых и производится стратегическое планирование развития республики в территориальном разрезе.
По мнению автора, разумно говорить пока только о двух агломерациях на территории РТ, в статистически подтвержденных и перспективно-обоснованных границах.
В рамках сложившейся ситуации автором предложены следующие рекомендации:
1) Более четко разграничить городские и сельские поселения. Непонятно, почему в состав агломераций включаются обширные территории муниципальных районов. Если сельские жители заняты в сельском хозяйстве в своем населенном пункте, то устойчивые трудовые связи с городом отсутствуют.
2) Уделить большее внимание выделению татарстанских городских агломераций как таковых. Простое скопление городов ещё не признак существования городской агломерации. Это необходимое, но не достаточное условие. Агломерация объединяет те или иные населенные пункты в единую систему не только территориально, но и качественно, в первую очередь в разрезе трудовых связей.
3) Установить степень связности городов. Для этого необходимо обратиться к иностранному опыту выделения агломераций. А потом на этой основе провести серьезные исследования связности татарстанских городов и прочих поселений на основе обширной статистической базы.
4) Предпринимать меры для недопущения истощения окружающих агломерации территорий, давать им возможности для развития. Например, уменьшить угрозу вымирания малых поселений, развивая там сельское хозяйство.
Однако, стоит отметить, что проблема так называемого «высушивания» прилегающих к агломерациям территорий весьма распространена в мире и характерна не только для Республики Татарстан. С одной стороны, это полностью соответствует принципам рыночной экономики, когда ресурсы перемещаются в места наиболее эффективного их использования, что стимулирует экономический рост.
С другой сторон, такое перераспределение сложно назвать эффективным, так как оно накладывает дополнительную нагрузку на бюджеты малых городов, способствует социальной напряженности.
Таким образом, существует угроза вымирания малых поселений, поскольку они расположены близко к крупным центрам и другим сельским поселениям.
Тем не менее, возможно, что в будущем данная тенденция перестанет быть проблемой, т.к. стремление людей в более перспективные местности естественно и необратимо.



