Введение 4
1. Теоретические основы управления бизнес-процессами организации 7
1.1 Экономическое содержание и основные элементы бизнес-процессов 7
1.2 Классификация бизнес-процессов и их характеристика 21
1.3 Современные подходы к управлению бизнес-процессами организации. ... 30
2. Изучение управления бизнес-процессами организации 40
2.1 Общая характеристика предприятия и его производственно-экономическая
деятельность 40
2.2 Организация бизнес-процессов анализируемого предприятия 54
2.3 Анализ процесса очистки воды через песочный фильтр 64
3. Мероприятия по совершенствованию процесса организации 78
3.1 Обоснование необходимости совершенствования процесса очистки воды 78
3.2 Применение информационной системы автоматизации процесса очистки
воды через песочный фильтр 86
3.3 Расчёт экономической эффективности внедрения автоматизированной
системы и ее влияние на бизнес-процессы предприятия 98
Заключение 116
Список использованных источников 120
В условиях рынка, объемы прибыли коммерческих предприятий напрямую зависят от качества организации бизнес-процессов и от эффективности выстаиваемых операций. Оперативные и качественные управленческие решения - залог конкурентоспособности и выживаемости компаний.
Аналитикам требуется непрерывно оценивать состояние исследуемых бизнес-процессов и операций, и давать комплексное заключение топ- менеджменту о мероприятиях для совершенствования и устранения недостатков процессов.
Возрастающая сложность бизнес-процессов приводит к широкому использованию моделирования как основы анализа. Появление множества подходов управления бизнес-процессами (BPM, Шесть сигм, Kaizen и др.), основанных на процессных моделях, показывает, насколько важен данный метод для организаций. Модели используются как в качестве инструментов описания, так и являются неотъемлемой частью контроля и оптимизации процессов.
Отличительной чертой современных промышленных предприятий является значительная насыщенность деятельности бизнес-процессами, которые состоят из множества операций, и сопутствующей им разнородной технологической информацией, которая представляет собой необходимую базу для проведения анализа эффективности использования оборудования, расчета ключевых показателей производительности, определения узких производственных мест и решения других задач. В последующем, результаты анализа и оценки бизнес-процессов и их подпроцессов дают возможность принимать оптимальные и рациональные решения по их оптимизации.
Одним из наиболее эффективных методов оптимизации процесса является его автоматизация, то есть внедрение программно-аппаратного комплекса, который совместно с новыми правилами выполнения типовых процедур обеспечивает качественное повышение уровня работы предприятия.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что слабая организация управления бизнес-процессами и низкая эффективность их реализации в промышленных предприятиях оказывают негативное влияние на деятельность компании в целом, что обуславливает необходимость постоянной работы по разработке теоретических и практических мер по совершенствованию и оптимизации всех бизнес-процессов предприятия.
Целью исследования выступает управление бизнес-процессами организации через основной бизнес-процесс «производство», путем сокращения стоимостных и временных затрат.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть экономическое содержание и основные элементы бизнес-процессов предприятия, дать их классификацию;
2) изучить современные подходы к управлению бизнес-процессами;
3) проанализировать производственно-экономическую деятельность предприятия;
4) обосновать необходимость совершенствования процесса «очистка воды через песочный фильтр», относящийся к основному бизнес- процессу «производство»;
5) разработать и применить информационную систему автоматизации процесса «очистка воды через песочный фильтр»
6) обосновать экономическую эффективность предложенной информационной системы.
Объектом исследования является крупнейшее промышленное предприятие республики Татарстан по производству бытовой химии АО «Нэфис Косметикс».
Предмет исследования - процесс «очистка воды через песочный фильтр», относящийся к основному бизнес-процессу «производство».
В качестве источников информации в данной выпускной квалификационной работе использованы: научная учебно-методическая литература и периодические издания, а также фактические данные, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность АО «Нэфис Косметикс».
В работе применяются методы наблюдения и измерения, метод аналогий, SWOT-анализ, метод сравнения, моделирование, метод коэффициентов, анкетирование.
Научной новизной данного исследования выступает уточненное авторское определение понятия «бизнес-процесс», сформированное на основе изученного материала и рассмотренного практического опыта применения BPM на современных производственных предприятиях. Разработан уникальный программный продукт, не имеющий аналогов на рынке современного программного обеспечения, автоматизирующий процесс «очистка воды через песочный фильтр» и специализированный под изучаемую отрасль производства.
Практическая значимость исследования заключается в предложенной имитационной модели прогнозируемых поставок песка, которая отражает риски последующих возможных поставок сырьевого компонента от действующего поставщика песка фракционного. Разработанный автором программный продукт имеет прикладной характер применения, который сокращает стоимостные и временные издержки реализации процесса «очистка воды через песочный фильтр» и повышает эффективность работы сотрудников Центральной заводской лаборатории.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что слабая организация управления бизнес-процессами и низкая эффективность их реализации в промышленных предприятиях оказывают негативное влияние на деятельность компании в целом, что обуславливает необходимость постоянной работы по разработке теоретических и практических мер по совершенствованию и оптимизации всех бизнес-процессов предприятия.
В результате теоретического анализа определения сущности управления бизнес-процессами организации необходимо рассмотреть понятия бизнес-процессов. В целях исследования автором рассмотрены результаты исследований различных авторов, на основе которых был сделан вывод о том, что бизнес-процесс - это организованный комплекс взаимосвязанных действий, которые в совокупности дают ценный для клиента результат. Данное определение является обобщенным и не отражает сущность бизнес-процесса производственного предприятия в полной мере. Автором предложено и уточнено новое определение, которое раскрывает бизнес-процесс, как систему повторяющихся процедур, в основе которых лежит преобразование входного объекта по определенной технологии с применением необходимых ресурсов и под руководством владельца бизнес- процесса в результат, удовлетворяющий потребителя.
Автором рассмотрена классификация бизнес-процессов и их характеристика. Выявлено, что бизнес-процессы предприятия классифицируются по месту в организационной структуре, по сложности, по предназначению, по иерархии. Были изучены современные подходы к управлению бизнес-процессами, которые прошли длительный путь развития от трудов классиков менеджмента до использования таких современных концепций как BPR и BPM, таким образом процессный подход стал неотъемлемой частью менеджмента предприятий в рыночной экономике.
В магистерской работе подробно рассмотрена общая характеристика предприятия и описана его производственно-экономическая деятельность.
Для выявления проблемы слабой организации бизнес-процессов предприятия, автором был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности АО Нэфис Косметикс, который позволил заключить, что активы предприятия в основном финансируются за счёт заёмных средств, в связи с этим предприятие не является финансово устойчивым. Автор заключает, что, как показывает мировой опыт, повысить значительно прибыль способна эффективная организация бизнес-процессов, которая снижает издержки производства в большинстве случаев. Изучена организация бизнес-процессов анализируемого предприятия, а также стандарты, в соответствии с которыми процессы реализуются.
Основным бизнес-процессом АО Нэфис Косметикс является «производство», который включает в себя множество подпроцессов и операций. В ходе работы детально изучен процесс «Очистка воды через песочный фильтр», который также состоит из нескольких процедур. Автором проведен SWOT-анализ данного процесса, выявлены его сильные и слабые стороны, выявлены возможные риски при его реализации и предложены пути его совершенствования. В работе представлена модель процесса очистки воды через песочный фильтр в нотации IDEF0, которая наглядно описывает входы, выходы процесса, управляющий объект.
В целях избежать применения некачественного фракционного песка в процессе производства, лаборантами ЦЗЛ проводится предварительный анализ качества поставляемого сырья, после чего песок допускается к процессу фильтрации воды. В ходе анализа стоимостных и временных затрат на проведение процесса, а также выявления большой трудоемкости процесса со стороны персонала, было предложено сократить данные показатели, путем разработки и внедрения программного продукта, позволяющего автоматизировать операцию проведения анализа качества песка и, соответственно оптимизировать процесс очистки воды через песочный фильтр.
Для того, чтобы определить риски для производства, которые состоят в поставке и последующем применении некачественно сырья при фильтрации воды, была построена имитационная модель, раскрывающая прогноз последующих поставок фракционного песка для фильтра, на основе которой сделан вывод о том, что поставщик является неблагонадежным и 45% последующих поставок партий песка являются рисковыми.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1) рассмотрены экономическое содержание и основные элементы бизнес-процессов предприятия, дана их классификация;
2) изучены современные подходы к управлению бизнес-процессами;
3) проведен анализ производственно-экономической деятельности предприятия;
4) обоснована необходимость совершенствования процесса «очистка воды через песочный фильтр», относящегося к основному бизнес-процессу «производство»;
5) разработана и применена информационная система автоматизации процесса «очистка воды через песочный фильтр»
6) обоснована экономическая эффективность предложенной информационной системы.
В результате внедрения уникального программного продукта «Пески фракционные», следует ряд обретаемых преимуществ, в числе которых: сокращение времени и стоимости обработки данных рассева песка и определения группы качества песка, повышение степени достоверности полученных результатов обработки данных рассева песка; повышение степени защищенности информации, исключение возможности утери
информации о проведенных анализах, увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации; удовлетворение информационной потребности специалиста происходит своевременно, ускорены доступ и поиск обрабатываемой информации; сокращение производственного цикла; возможность задействовать лаборанта для выполнения других функций деятельности ЦЗЛ; возможность принимать аргументированные решения и меры в работе с поставщиками.
Анализ экономической эффективности проекта показал, что внедрение разработанного программного продукта сократило трудовые затраты и стоимостные затраты на реализацию процесса очистки воды через песочный фильтр. Срок окупаемости проекта составит 3,8 месяцев.
Таким образом, следует вывод, что внедрение разработанного программного продукта повысит эффективность реализации процесса «очистка воды через песочный фильтр», относящегося к основному бизнес- процессу «производство», а влияние, оказываемое им на другие бизнес- процессы организации, позволит усовершенствовать их организацию.
1. ГОСТ РИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. М.: ИПК «Издательство стандартов», 1997.
2. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ИПК «Стандартинформ», 2008.
3. ГОСТ 19.401-78 Единая система программной документации. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению. - Введ. 1980-01-01. - Государственный стандарт Союза ССР, cop., 1980.
4. ГОСТ 19.402 -78 Единая система программной документации.
Описание программы. - Введ. 1980-01-01. - Государственный стандарт Союза ССР, cop., 1980.
5. ГОСТ 19.701-90 Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные Обозначения и правила выполнения. - Введ. 1992-01-01. - Государственный стандарт Союза ССР, cop., 1992.
6. ГОСТ 2138-91. Пески фракционные. Общие технические условия. - Введ. 1993-01-01.- Госстандарт России, сор., 1993.
7. ГОСТ 29234.3-91. Пески фракционные. Метод определения среднего размера зерна и коэффициента однородности. - Введ. 1993-01-01.- Госстандарт России, сор., 1993.
8. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. - Введ. 1990-01-01. - Государственный стандарт Союза ССР, cop., 1990.
9. СТП СМК 013 - 2015. Порядок заключения договоров на поставку сырья, материалов, 2015.
10. СТП СМК 067-2015. Разработка и постановка упаковки продукции на производство, 2015.
11. СТП СМК 045-2013. Закупка сырья, материалов, 2013.
12. СТП СМК 027-2015. Взаимодействие дирекции по маркетингу и центральной заводской лаборатории, 2015.
13. СТП СМК 016-2015. Менеджмент процесса внутреннего аудита, 2015.
14. СТП СМК 004-2013. Управление документацией, 2013.
15. СТП СМК 023-2015. Анализ фракционного песка для фильтрации воды, 2015.
Монографии, диссертации
16. Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 592 с.
17. Абдикеев Н. М./Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 382с.
18. Август-Вильгельм Ш./ Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы. - М.: Просветитель, 2002.- 275с.
19. Андерсен, Б. / Практический менеджмент: Бизнес-процесс.
Инструменты совершенствования. - М.: РИА Стандарты и качество, 2003. -272с.
20. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 395 с.
21. Беккер Й./ Менеджмент процессов. - М.: Эксмо, 2016. - 190с.
22. Вачугов Д.Д./ Курс менеджмента. -М:"Феникс", 2014 - 512с.
23. Венделева, М.А. / Информационные технологии. - М. : Юрайт, 2015. - 462 с.
24. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. - М.: Форум, Инфра-М, 2011. - 544 с.
25. Елиферов В. Г. / Бизнес-процессы. Регламентация и управление - М.: "Инфра-М", 2014. - 270с.
26. Елиферов В.Г/ Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА Стандарты и качество, 2015. - 380с.
27. Ермилова, О.В. /Анализ финансовой отчетности. - М. ОМЕГА-Л., 2016.
28. Иванова Г.С. Технология программирования. - М.: КноРус, 2015. - 336 с.
29. Кознов Д.В. Языки визуального моделирования. Проектирование и визуализация программного обеспечения. - СпБ.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2014. - 172 с.
30. Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения. - М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 288 с.
31. Кудрявцев Е.М. Основы автоматизированного проектирования. - М.: Академия, 2011. - 304 с.
32. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2011. - 560 с.
33. Мальцев О.М. Оптимизация бизнес-процессов с помощью применения информационных технологий //- 2012.-№4. -С86-92.
34. Ойхман Е.Г/ Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 210с.
35. Ойхман Е.Г., Попов Э.М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг
организаций и информационные технологии. М.: Финансы и
статистика, 1997. - 336 с.
36. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2014. - 408 с.
37. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. -М:РИА «Стандарты и качество», 2012. -325 с.
38. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 368 с.
39. Ручкин В.Н. Архитектура компьютерных сетей. - М.: Диалог-МИФИ, 2008. - 240 с.
40. Мур К. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK. - М.: ООО «Альпина паблишер»,2016. - 488 с.
41. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 368 с.
42. Харрингтон Дж. /Менеджмент бизнес-процессов. - М.: Инфра-М, 2011. - 360 с.
43. Харрингтон Дж. /Оптимизация бизнес-процессов.- М.: Издательство Бизнес-микр , -2011. - 478 с.
44. Хаммер М., Лиза Хершман /Быстрее, лучше, дешевле (Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов). - М.: Коммерсантъ, 2012. - 214 с.
45. Хусаинов Б.С. Структуры и алгоритмы обработки данных. Примеры на языке Си. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 464 с.
46. Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-МетаТехнология, 1999. - 155 с.
47. Щенников С. Ю. /Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное
моделирование, управление, планирование и оценка. - М., 2009. - 288 с.
48. Davenport T.H. Process innovation: reengineering work through information technology. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. - 337 p.
49. Deming W.E. Quality, productivity, and competitive position. Cambridge,
MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced
Engineering Study, 1982. - 373 p.
50. Ericsson Quality Institute. Business Process Management. Ericsson, Gothenburg, Sweden, 1993. - 134 р.
51. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A manifesto for business Revolution. N-Y: Harper Collins, 1993. - 282 p.
52. Porter M., Millar V. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review, 2016, May. — 145 p.
Статьи и материалы периодической печати
53. Бузова Е.А., Носов Н.А. Реинжиниринг бизнес-процессов на примере аналитического проектирования при проведении НИОКР // Вестник Самарского отраслевого научно-исследовательского института радио. - 2011. - 53с.
54. Глухов И.А. Стоимостно-ориентированный реинжиниринг бизнес- процессов // Вестник Финансовой академии. - 2008. - № 2. - С. 157-163.
55. Герасимов Е. Оптимизация бизнес-процессов по стандарту ISO// Справочник экономиста. - 2007. - №11.С.14-23.
56. Гордеев М., Технология оптимизации бизнес-процессов / М. Гордеев, А. Борисов, Н. Коршак // Управление человеческим потенциалом -
2015. - №4. - С. 159-161.
57. Горьков С.М. Оптимизация бизнес - процессов компании// Менеджмент в России и за рубежом. - 2010.-№1.- С.74-78.
58. Курманбеков О.К., Узенбаев Р.А. Теоретические вопросы современных принципов управления в бизнесе и реинжиниринг бизнес-процессов // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2016 - № 6. - С. 95-97.
59. Логинов П.П. Процессный подход к управлению стратегической позицией предприятия //Менеджмент в России и за рубежом. - 2015.- №4. - С.10-19.
60. Greasley А. Using business-process simulation within a business-process reengineering approach // Business process management journal. 2013. №4. - 417 p.
61. King W. IT capabilities, business processes, and impact on the bottom line // Information systems management. 2012. №19. - 87 p.
62. Niehaves B. Democratizing process innovation: a comparative study of public sector business process management networks // Proceedings of the annual hawaii international conference on system sciences. 2011. № 5. -162 p.
63. Stephen L. C. Information technology in business processes // Business process management journal. 2015. № 3. -237 p.
Электронные ресурсы
64. Стандарты ИСО 9000. Закономерный путь развития - менеджмент
предприятия [электронный ресурс]: актуальные вопросы
стандартизации: электрон. журн. 2016. № 1. URL:
http://quality.eup.ru/GOST/iso9000-way.htm(дата обращения 14.02.2017).
65. _Анализ предприятия [электронный ресурс] : современные методы
анализа : электрон. журн. 2016. № 3. URL:https://www.audit-
it.ru/finanaliz/terms/analysis/ (дата обращения 12.01.2016).
66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [электронный ресурс]:
Управление организацией: электрон. журн. 2014. № 2. URL:
http: //www. cfin. ru/finanaly sis/grisheko/0 8. shtml (дата обращения
16.03.2016).
67. Характеристика предприятия [электронный ресурс] - официальный
сайт. URL: http ://www. nefco. ru/ https: //www. audit-
it.ru/finanaliz/terms/analysis/ (дата обращения 17.04.2016).