Было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 7 месяцев (5 мальчиков и 5 девочек). У всех детей согласно заключению логопеда диагностировано ФФНР.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследовангия. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Особенности связной речи как формы речевого общения 5
1.2 Развитие связной речи у детей в норме 9
1.3 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 21
2.1 Описание процедуры и методики исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 35
Актуальность выбранной темы объясняется неуклонно растущим интересом к коммуникативным проблемам, которые сопровождают детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (Далее – ФФНР). При этом в настоящее время, несмотря на значимость проблемы, исследования, посвященные экспериментальному изучению связной речи у старших дошкольников с ФФНР, фрагментарны, а на практике нередко не учитываются личностные особенности детей данной категории. В то же время понимание особенностей и причин коммуникативных проблем старших дошкольников с ФФНР значимо с точки зрения поиска путей разрешения этих проблем и повышения эффективности коррекции.
Степень изученности. Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста раскрыта в исследованиях О.А. Бизиковой, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, и др. Сущность понятие «связная речь» и особенности ее формирования в дошкольном возрасте представлены в научных трудах Н.В. Елкиной, И.Н. Лебедевой, Н.Г. Смольниковой и др. Механизмы развития связной речи у старших дошкольников при фонетико-фонематическом недоразвитии речи определены в работах С.А. Игнатьевой, А.Р. Ястребовой и др. Методы и приемы коррекции нарушений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР проанализированы в исследованиях Л.О. Кривощаповой, Н.Э. Теремковой и др.
Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема развития и коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время не теряет своей научной значимости в связи с отсутствием единых подходов к коррекции и развитию связной речи у детей данной категории. Сказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить специфику формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Экспериментально изучить специфику овладения связной речью детей старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются существенные нарушения в сформированности связной речи.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами курсовой работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ, в работе учителей-дефектологов и логопедов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с ФФНР, подобран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР; интерпретированы полученные результаты.
Связная речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. Сложноорганизованное, развернутое речевое высказывание определяется основными (цельность, связность) и дополнительными (лексическое разнообразие, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания) критериями.
Экспериментальное исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР испытывают значительные трудности соблюдения последовательности в процессе составления устного монологического высказывания (рассказ, пересказ), что приводит к нарушению связности рассказа вцелом. Старшие дошкольники следуют механическому пересказу, пропуская целостные смысловые блоки, не соблюдается логика построения высказывания (не выделяется вводная часть, основная, заключительная). В связи с этим очевидна необходимость работы по совершенствованию навыка последовательного построения высказываний. Лишь немногие дошкольники с ФФНР способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют.
1. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников : онтогенез и дизонтогенез : монография [Текст] / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Москва : Прометей, 2013. – 191 с.
2. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск, 201. – 235 с.
3. Валуева, Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов [Текст] / Я. В. Валуева // Логопед. – 2017. – № 1. – С. 102-112.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб.пособие [Текст] / В. К. Воробьева. – Москва : Астрель, 2015. – 158 с.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – С. 33-61.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
7. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. – С. 89-97.
8. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
9. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 201. – №1. – С. 142-147.
10. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Изд-во ЛИТУР. 2014. – 320 с.
11. Игошина, Л. И. Особенности пересказа дошкольников [Текст] / Л. И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 17-24.
12. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : [учеб.пособие для вузов по специальности «Социал. работа] [Текст] / С. А. Игнатьева. – Москва : ВЛАДОС, 201. – 299 с.
13. Игры в логопедической работе с детьми : Пособие для логопедов и воспитателей детсадов [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2015. – 192 с.
14. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с ФФН [Текст] / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2017. – № 10. – С. 20-22.
15. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Пособие для логопеда [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – Москва : Владос, 2016. – 120 c.
16. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст]/ А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 380 с.
17. Коровко, Е. А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи [Текст] / Е. А. Коровко // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 22-33.
18. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с ФФНР [Текст] / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
19. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н.Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
20. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – Москва : Издат. Центр «Академия», 2019. – С. 358-369.
21. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников с ФФН [Текст] / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
22. Павлов. И. П. Избранные сочинения. – изд. 11. т. 3 [Текст] / И. П. Павлов. – Москва : Академия, 2016. – 879 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубийнштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 705 с.
24. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ФФН [Текст] / О. А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
25. Скитская, Л. В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей [Текст] / Л. В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 36-41.
26. Смольникова, Н .Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2016 – 250 с.
27. Теремкова, Н. Э. Пересказ – действенное средство развития связной речи у дошкольников [Текст] / Н. Э. Теремкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 13-15.
28. Хабарова, О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] / О. Г. Хабарова // Материалы VI международной научной конференции. – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 151-160.
29. Ястребова, А. Р. Речь дошкольников с ФФН как объект работы логопеда [Текст] / А. Р. Ястребова // Логопед. – 201. – №2. – С. 74-78.
30. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи [Текст] / Г. Л. Яцекова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.