Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
|
Было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 7 месяцев (5 мальчиков и 5 девочек). У всех детей согласно заключению логопеда диагностировано ФФНР.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследовангия. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Особенности связной речи как формы речевого общения 5
1.2 Развитие связной речи у детей в норме 9
1.3 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 21
2.1 Описание процедуры и методики исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 35
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 7 месяцев (5 мальчиков и 5 девочек). У всех детей согласно заключению логопеда диагностировано ФФНР.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследовангия. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Особенности связной речи как формы речевого общения 5
1.2 Развитие связной речи у детей в норме 9
1.3 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 21
2.1 Описание процедуры и методики исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 35
Актуальность выбранной темы объясняется неуклонно растущим интересом к коммуникативным проблемам, которые сопровождают детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (Далее – ФФНР). При этом в настоящее время, несмотря на значимость проблемы, исследования, посвященные экспериментальному изучению связной речи у старших дошкольников с ФФНР, фрагментарны, а на практике нередко не учитываются личностные особенности детей данной категории. В то же время понимание особенностей и причин коммуникативных проблем старших дошкольников с ФФНР значимо с точки зрения поиска путей разрешения этих проблем и повышения эффективности коррекции.
Степень изученности. Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста раскрыта в исследованиях О.А. Бизиковой, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, и др. Сущность понятие «связная речь» и особенности ее формирования в дошкольном возрасте представлены в научных трудах Н.В. Елкиной, И.Н. Лебедевой, Н.Г. Смольниковой и др. Механизмы развития связной речи у старших дошкольников при фонетико-фонематическом недоразвитии речи определены в работах С.А. Игнатьевой, А.Р. Ястребовой и др. Методы и приемы коррекции нарушений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР проанализированы в исследованиях Л.О. Кривощаповой, Н.Э. Теремковой и др.
Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема развития и коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время не теряет своей научной значимости в связи с отсутствием единых подходов к коррекции и развитию связной речи у детей данной категории. Сказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить специфику формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Экспериментально изучить специфику овладения связной речью детей старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются существенные нарушения в сформированности связной речи.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами курсовой работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ, в работе учителей-дефектологов и логопедов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Степень изученности. Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста раскрыта в исследованиях О.А. Бизиковой, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, и др. Сущность понятие «связная речь» и особенности ее формирования в дошкольном возрасте представлены в научных трудах Н.В. Елкиной, И.Н. Лебедевой, Н.Г. Смольниковой и др. Механизмы развития связной речи у старших дошкольников при фонетико-фонематическом недоразвитии речи определены в работах С.А. Игнатьевой, А.Р. Ястребовой и др. Методы и приемы коррекции нарушений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР проанализированы в исследованиях Л.О. Кривощаповой, Н.Э. Теремковой и др.
Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема развития и коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время не теряет своей научной значимости в связи с отсутствием единых подходов к коррекции и развитию связной речи у детей данной категории. Сказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить специфику формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Экспериментально изучить специфику овладения связной речью детей старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются существенные нарушения в сформированности связной речи.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами курсовой работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ, в работе учителей-дефектологов и логопедов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с ФФНР, подобран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР; интерпретированы полученные результаты.
Связная речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. Сложноорганизованное, развернутое речевое высказывание определяется основными (цельность, связность) и дополнительными (лексическое разнообразие, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания) критериями.
Экспериментальное исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР испытывают значительные трудности соблюдения последовательности в процессе составления устного монологического высказывания (рассказ, пересказ), что приводит к нарушению связности рассказа вцелом. Старшие дошкольники следуют механическому пересказу, пропуская целостные смысловые блоки, не соблюдается логика построения высказывания (не выделяется вводная часть, основная, заключительная). В связи с этим очевидна необходимость работы по совершенствованию навыка последовательного построения высказываний. Лишь немногие дошкольники с ФФНР способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют.
Связная речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. Сложноорганизованное, развернутое речевое высказывание определяется основными (цельность, связность) и дополнительными (лексическое разнообразие, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания) критериями.
Экспериментальное исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР испытывают значительные трудности соблюдения последовательности в процессе составления устного монологического высказывания (рассказ, пересказ), что приводит к нарушению связности рассказа вцелом. Старшие дошкольники следуют механическому пересказу, пропуская целостные смысловые блоки, не соблюдается логика построения высказывания (не выделяется вводная часть, основная, заключительная). В связи с этим очевидна необходимость работы по совершенствованию навыка последовательного построения высказываний. Лишь немногие дошкольники с ФФНР способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Особенности речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021



