Было проведено исследование.
База исследования. СмолГУ (г. Смоленск).
Выборка исследования. 100 студентов 2-3 курсов СмолГУ; из них 54 девушки, 47 юношей в возрасте от 20 до 23 лет. Все студенты получают высшее образование по очной форме обучения.
Есть приложение (Анкета «Общественно-политическая активность студенческой молодежи»).
Если поменять название базы исследования данной работы, то она подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы влияния профсоюзных организаций на политическую активность молодежи 6
1.1 Привлечение в профсоюзные организации молодежь как ресурс общественно-политической активности 6
1.2 Политическая активность молодежи 10
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Анализ результатов исследования особенностей общественно-политической активности студенческой молодежи СмолГУ как одного из направления деятельности профсоюзных организаций 17
2.1 Программа исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 18
Выводы по второй главе 27
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Актуальность исследования. Современная молодежь характеризуется лабильностью сознания, проявляющегося в недостаточной твердости жизненных установок и неопределенности социальных ориентаций; трансгрессивностью, т.е. способностью преодолевать табу, стереотипы, конструируя новую социальную реальность на микро- и макро- уровне; экстремальностью, выражающейся в максимализме и крайностях индивидуального и группового поведения. Благодаря своему инновационному потенциалу она обновляет социально-политический опыт для передачи будущим поколениям. От того, насколько сознательно молодой человек включается в общественно-политическую сферу, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит, в конечном счете, возможность реализации его политических интересов.
Поскольку социальные позиции основной массы молодежи не приобрели устойчивую форму, а процесс формирования собственных нравственных убеждений (императивов), которые составляют стержень сознания, еще не завершен, направленность общественно-политических настроений часто приобретает спонтанный характер и зависит от влияния внешних факторов. В кризисный период неустойчивость как имманентная характеристика социального статуса молодежи усиливается на фоне экономического расслоения в составе самой группы, способствуя росту напряженности и политической конфронтации. Поэтому интерес к политической активности молодежи и степени влияния на нее профсоюзных организаций остается одним из приоритетных направлений не только государственной политики, но и научных исследований.
Степень разработанности проблемы. За последнее десятилетие появился целый ряд исследовательских работ, рассматривающих отдельные аспекты проблемы общественно-политической активности молодежи. В числе значимых являются научные статьи А.А. Жиляевой, Л.Н. Захаровой, Ю.А. Зубок и др. Проблема политической активности студенческой молодежи представлена в научных трудах Э.Е. Кузнецовой, Е.Л. Малыгина, Н.В. Подвойской и др. В научных трудах В. Ситарова, Н.Н. Чалдышкиной и др. определены социальные функции и жизненные силы студенческой молодежи в аспекте участия в профсоюзном движении. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме общественно-политической активности молодежи в аспекте деятельности профсоюзных организаций, проблема не разрешена и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить деятельность профсоюзных организаций как инструмент повышения общественно-политической активности молодежи.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности привлечения в профсоюзные организации молодежь как ресурс общественно-политической активности.
2. Раскрыть методологические аспекты изучения общественно-политической активности молодежи в современной социологической литературе.
4. Разработать программу исследования особенностей общественно-политической активности студенческой молодежи СмолГУ в аспекте деятельности профсоюзных организаций.
5. Проанализировать результаты исследования особенностей общественно-политической активности студенческой молодежи СмолГУ в аспекте деятельности профсоюзных организаций.
Гипотеза: выдвигается предположение, что студенческая молодежь СмолГУ характеризуется общественно-политической активностью, заинтересованностью в работе профсоюзных организаций.
Объект исследования – общественно-политическая активность молодежи.
Предмет исследования – общественно-политическая активность молодежи в аспекте деятельности профсоюзных организаций.
Методы исследования: научного познания как диалектический – изучение явлений в их постоянном развитии, анализ и синтез, историко-логический, сравнительно-аналитический, системный, институциональный, экспертных опросов. В ходе исследования применялись методы систематизации, теоретического обобщения, научной классификации, сравнительного анализа, а также статистические и социологические (интервью, анкетирование) методы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к определению студенческой молодежи как субъекту деятельности профсоюзных организаций – В.В. Гаврилюк, С.В. Скутневой, П.И. Тимошенко и др.
- подходы к общественно-политической активности студенческой молодежи в современных условиях – В. А. Протопопова, М.В. Ромм и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть учтены в планировании работы по привлечению студенческой молодежи в профсоюзные организации.
Эмпирическая база исследования. Исследование проходило среди студентов : в исследовании приняли участие 10000 студентов СмолГУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
В настоящее время факт влияния профсоюзных организаций на политическую активность молодежи не подвергается сомнению. Политическая активность традиционно рассматривается исследователями как разновидность поведения и/или отношений индивидов в политике. При этом уточняются рамки активного участия в жизни общества и политики: либо это участие только в политическом процессе как «санкционированном», легитимном, либо, в более широком смысле, участие в политической жизни, которая масштабнее политического процесса и выходит за его пределы, охватывая и «несанкционированные», нелегитимные и насильственные действия.
С целью изучения особенностей общественно-политической активности студенческой молодежи СмолГУ было организовано и проведено исследование. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Анализ результатов проведенного сисследования позволяет заключить, что в студенческой молодежной среде растет недовольство действиями властей, однако подавляющее большинство студентов СмолГУ не готово к активному выражению этого недовольства и при этом не рассматривает участие в общественно-политических организациях, а также участие в митингах и шествиях как эффективные способы выражения своего мнения и участи в политике.
2. По степени интенсивности политического участия студенческая молодежь СмолГУ представляет собой довольно пеструю картину. Наряду с группой активно интересующихся политикой исследование позволило выявить группы пассивно интересующихся и не интересующихся ею. Активность в данном случае демонстрирует психологическую вовлеченность, глубокое переживание острых социально-политических проблем, стремление занять определенную мировоззренческую позицию. Вцелом, уровень политического участия студенческой молодежи СмолГУ можно охарактеризовать как низкий.
3. Студенческая молодежь СмолГУ свободна в своей идейной и политической ориентации. Однако современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично и верит в будущее России. Вместе с тем необходимо констатировать, что в студенческой среде СмолГУ усиливается недоверие к институтам власти и ее представителям. В сознании молодых людей происходит формирование образа государства, в котором студенческие молодежные организации не могут повлиять на структуру общественных отношений.
4. Также было выявлено, что студенческая молодежь не знает, оказывает ли влияние на политическое устройство общество профсоюзные организации или нет. Только 17% студентов дали утвердительный ответ на данный вопрос.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Андрюшков, А. Программа социальной молодежной политики : вклад территориального сообщества / А. Андрюшков // Народное образование. – 2017. – № 8. – С. 47-51.
2. Арсентьев, Е. А. Молодёжные организации и объединения современной России / Е. А. Арсентьев // Преподавание истории в школе. – 2015. – №7. – С.16-24.
3. Борисова, Т.. Развитие инициативности учащейся молодежи: проблемы, ресурсы / Т. Борисова // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 2. – С. 37-40.
4. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 44 – 50.
5. Горбулева, М. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации / М. Горублева // Высшее образование в России. – 2016. – № 9. – С. 109-113.
6. Грязнова, О. Российская молодежь в структуре современного социально–политического процесса / О. Грязнова // Отечественные записки. – 2016. – №5. – С. 316–335.
7. Еремина, Е. В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа / Е. В. Еремина // Регионология. – 2017. – № 3. – С. 58-61.
8. Ермолин, А. Национальная молодежная политика: партнерская модель / А. Ермолин // Народное образование. – 2017. – № 3 – С. 10-17.
9. Жиляев, А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи / А. А. Жиляев // Инновации в образовании. – 2017. – №3. – С. 87- 96.
10. Захарова, Л. Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи / Л. Н. Захарова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2019. – № 4(14). – С. 218-222.
11. Зубенко, Н. Ю. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи в системе непрерывного образования / Н. Ю. Зубенко // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 7. – С. 20-22.
12. Кузнецова, Э. Е. Молодежь: социальные предпосылки политической активности / Э. Е. Кузнецова // Латинская Америка. – 2018. – №1. – С. 35–51.
13. Мальгин, Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания / Е. Л. Лисаускене // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 11. – С. 13-15.
14. Омельченко, Е. Стили жизни российской молодежи : из ХХ в ХХI век / Е. Омельченко // Народное образование. – 2016. – №5. – С. 171 – 178
15. Орлова, В. В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В. В. Орлова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2018. – №8. – С. 30-35.
16. Петровская, А. И. Профсоюзные организации и молодежь / А. И. Петровская // СОЦИУС. – 2018. – №4. – С. 78-79.
17. Петров, А. Ю. Социальные практики молодежи : механизмы структурирования и идентификации / А. Ю. Петров // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2016. – №3. – С. 123 – 134.
18. Плугарь, О. А. Молодежь как социальная группа : определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования / О. А. Плугарь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 11-17.
19. Подвойская, Н. В. Жизненные силы молодежи как потенциал инновационного развития России начала XXI века / Н. В. Подвойская // Социальная политика и социология. – 2016. – № 4. – С. 150-158.
20. Простов, А. Ф. Социально-культурологический анализ проблем современной российской молодежи / А. Ф. Простов // Вопросы культурологии. – 2016. – №9. – С. 51–58.
21. Протопопова, В. А. Принципы гуманитарно-кластерного управления современным социокультурным комплексом / В. А. Протопопова // Образование. Наука. Инновации. – 2013. – №6. – С. 37-43.
22. Романькова, С. С. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория / С. С. Романькова // Наука, образование и культура – №6 (21). – 2017. – С. 52-55.
23. Ромм, М. В. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе / М. В. Ромм // Высшее образование в России. – 2016. – №12. – С. 104-113.
24. Ситаров, В. Ментальные характеристики современной студенческой молодежи / В. Ситаров // Alma mater. – 2017. – № 7. –С. 13-17.
25. Скутнева, С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С. В. Скутнева // СОЦИС. – 2016. – №10. – С. 88 - 94.
26. Тимошенко, П. И. Современная позиция профсоюзных организаций по проблеме общественного устройства / П. И. Тимошенко // СОЦИУС. – 2018. – №4. – С. 44-46.
27. Чалдышкина, Н. Н. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза / Н. Н. Чалдышкина // Ярославский педагогический вестник. – 2017 – № 1 – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 49-55.