Введение 3
Глава 1. Теоретические основы цифровых образовательных ресурсов в обучении и методика их использования 6
1.1. Понятие цифрового образовательного ресурса и его применение в школе.. 6
1.2. Классификация и виды цифровых образовательных ресурсов 9
1.3. Требования к применению цифрового образовательного ресурса при
преподавании уроков информатики 12
1.4. Методика использования цифровых образовательных ресурсов в
школе 15
Глава 2. Методические особенности изучения темы «Моделирование» в старших классах 21
2.1. Понятийный аппарат темы «Моделирование» 21
2.2. Анализ учебников информатики и ИКТ базового и углубленного
уровня 28
2.3. Разбор задач по теме «Моделирование» из ЕГЭ 37
2.4. Методика изучения темы «Моделирование» в старшей школе 44
Глава 3. Разработка цифровых образовательных ресурсов по теме «Моделирование» 51
3.1. Презентации для проведения уроков изучения нового материала 51
3.2. Электронная рабочая тетрадь 52
3.3. Итоговый контроль, разработанный в оболочке Hot Potatoes 53
3.4. Разработка уроков с применением ЦОР 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 60
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Два центральных направления модернизации образования - кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи - повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию - стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала. Поэтому обеспечение ресурсами лежит в русле центральных направлений модернизации образования - решает задачу доступности современных ресурсов и одновременно является оптимальным по экономичности, так как доступ к электронным ресурсам имеют все образовательные учреждения. На сегодняшний день одним из самых актуальных и современных средств обучения является цифровой образовательный ресурс.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) - продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер. Использование ЦОР уместно на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания [9].
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Курс «Моделирование» отличается значительной широтой, максимальным использованием межпредметных связей информатики, с одной стороны, и математики, физики, биологии, экономики и других наук, с другой стороны, причем связи эти базируются на хорошо апробированной методологии моделирования, которая делает предмет целостным. Метод моделирования является с давних времен одним из фундаментальных методов познания, а появление и развитие информационных технологий дало новый толчок его совершенствованию. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, учащиеся должны овладеть основами компьютерного моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.
Основной целью работы является разработка цифровых образовательных ресурсов при обучении информатике по теме «Моделирование» для старших классов.
Поставленная цель работы потребовала решения следующих конкретных задач:
1. Анализ учебно-методической литературы по теме исследования, анализ учебников для старших классов по «Информатике и ИКТ» разных авторских коллективов.
2. Разработка электронной рабочей тетради по теме «Моделирование» для учащихся старших классов.
3. Разработка презентаций для проведения уроков по теме «Моделирование».
4. Разработка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов.
5. Разработка материалов для итогового электронного контроля.
Объект исследования - процесс обучения информатике в старшей школе.
Предмет исследования - методика разработки и применения цифровых образовательных ресурсов при изучении моделирования в старшей школе.
Для решения поставленных задач при написании выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
а) изучение и анализ философской, педагогической, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по теме исследования;
б) анализ проектов образовательных стандартов, программ, учебных пособий, заданий ЕГЭ и методической литературы по основам информатики и математики, смежным школьным предметам;
в) изучение и последующая реализация создания, применения и методики цифровых образовательных ресурсов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места в лаборантских помещениях. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).
Профильный курс "Моделирование" выступает в качестве средства формирования научного мировоззрения учащихся, реализации целей и задач общего образования по информатике в его базовой и профильно-ориентированной частях, реализации межпредметных связей информатики и других школьных дисциплин, профессиональной ориентации учащихся.
Основными формами организации занятий по профильному курсу "Моделирование" должны быть лекции, компьютерные лабораторные работы и зачетные занятия.
На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики может стать комплексный подход к использованию ЦОР на уроках.
В контексте нашей работы мы опирались на определение Босовой Л.Л. « ... ЦОР - необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями».
В работе были рассмотрены различные классификации ЦОР. Классификация ЦОР показывает, что активная роль ЦОР в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения учащихся [2].
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю.
Разработанные ЦОР и конспекты уроков могут быть использованы учителями в школах с углубленным изучением предмета «Информатика и ИКТ», а также являются обменом результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
1. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы/ Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2017 г.- 448 с.
2. Босова Л.Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ/ Л.Л. Босова. [Текст] // Информатика и образование. - 2014. -№2. - С.32-46.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 224 с.
4. Брыкова О. Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. [Текст] URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908
5. Гаврилова Л. В. Электронные и цифровые образовательные ресурсы.
[Текст] // URL: http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i-tcifrovye-
obrazovatelnye-resursy.
6. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ [Текст]: 11 класс. Базовый и профильный уровни. Учебник. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 336 с.
7. Григорьев С.Г., В.В. Гриншкун Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов [Текст] // Энциклопедия знаний. URL: http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php
8. Исупова Л.В. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий, включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс [Текст] // Педагогическая планета. URL: http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942
9. Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе [Текст] // Студенческий научный форум. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf
10. Крылов С. С., Ушаков Д. М. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач. [Текст] ФИПИ-М: Интеллект-Центр, 2015 г. — 152 с.
11. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; М: Издательский центр «Академия», 2013. - 592 с.
12. Лыскова В.Ю. Логика в информатике. - Москва [Текст]: Лаборатория базовых знаний. 2016 г. - 160 с.
13. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика [Текст]: учебник для 11 класса. Углубленный уровень. — М.: Бином, 2014.
14. Рыжов, В.Н. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, педагогических колледжей и училищ/ В.Н. Рыжов. 3-е изд. перераб. и доп. - Саратов, 2013. - 375с.
15. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс [Текст]: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
16. Семакин И.Г., Хеннер Е.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст]: практикум для 10-11 классов - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2017.- 120 с.
17. Семакин И.Г., Хеннер Е.Г. Задачник практикум по информатике [Текст]: Учебное пособие для средней школы/ Москва: Лаборатория базовых знаний, 2015 г. - в 2-х томах.
18. Семакин И.Г., Хеннер Е.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10-11 классов - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2017.- 246 с.
19. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. 2017.
20. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст]: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.