Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интегрированный подход в обучении русскому языку как условие эффективного формирования УУД

Работа №49548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 8
1.1. Сущность и содержание понятия «универсальные учебные действия»
1.2. Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения 17
1.3. Интегрированные уроки в обучении русскому языку с позиции
формирования универсальных учебных действий
ГЛАВА II. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК 30
2.1. Урок русского языка с применением интегрированного подхода:
практический аспект 28
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной части исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список использованной литературы 57

Сегодня образовательная система Российской Федерации претерпевает сильные изменения: ее особенностью являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем и т.д. Обществу необходимы люди, которые способны самостоятельно учиться, принимать решения, готовые к самостоятельным действиям. Именно поэтому особенно актуальной в образовании становится проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, к которым относятся, в первую очередь, умение учиться. Освоение универсальных учебных действий предоставляет огромные возможности для этого, открывает возможность широкой ориентации обучающихся.
Особенностью Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения является его ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности обучающихся, овладение ею универсальными способами учебной деятельности, которые призваны обеспечить успешность их познавательной деятельности на всех дальнейших этапах образования.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий, выступает идея интегрированного подхода к обучению.
В последнее время идея интегрированного подхода в проведении занятий стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований, что связано с начавшимися процессами дифференциации в обучении.
На сегодняшнем этапе интеграция развивается как в теоретико-методологическом аспекте (создаются и совершенствуются интегрированные курсы, которые иногда объединяют многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательных заведений), так и в практике преподавания школьных предметов (разрабатываются и проводятся интегрированные уроки).
Интегрированный подход - это подход к обучению, который воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения. Интегрированный урок - это и особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Они несут в себе огромный потенциал, так как позволяют показать обучающимся «мир в целом», преодолевая дисциплинарную разобщенность научного знания. Кроме того, интеграция позволяет высвобождаемое за ее счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Итак, преимущества интегрированного подхода очевидны: он направлен на усиление межпредметных связей, расширение сферы получаемой информации, снижение учебной нагрузки обучающихся и т.д.
Актуальность темы исследования заключается в следующем:
во-первых, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) в общеобразовательных организациях изменились требования к обучающимся в начальном, основном звене. На современном этапе выпускник школы рассматривается не как безликий носитель знаний, умений и навыков, а как личность способная творчески преобразовывать действительность, выстраивать свой личный мир в условиях множественности культур и актуализировать его в продуктах своей деятельности;
во-вторых, в последнее время проблема интегрированного подхода в обучении вызывает огромный интерес в среде педагогической общественности;
в-третьих, сегодня образовательный процесс претерпевает существенные изменения: меняется сущность процесса, его содержание и требования. В ФГОС ООО прописаны основные универсальные учебные действия (далее УУД), которые должны формироваться у обучающегося.
Объект исследования - понятие и специфика интегрированного подхода и универсальных учебных действий.
Предмет исследования - особенности применения интегрированного подхода как способа формирования УУД на уроках русского языка.
Цель исследования - проследить эффективность использования интегрированного подхода в обучении предмету «Русский язык» в среднем звене общеобразовательной школы как одного из условий формирования УУД.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу о сущности и содержании понятия «интегрированный подход», «универсальные учебные действия»;
2) изучить ФГОС ООО второго поколения с позиции необходимости формирования УУД;
3) рассмотреть психолого-педагогические подходы интеграции в обучении;
4) разработать методическую карту урока русского языка с применением интегрированного подхода;
5) провести урок в среднем звене общеобразовательной школы с применением интегрированного подхода русского языка;
6) проанализировать эффективность применения интегрированного подхода на занятиях по русскому языку как условия формирования УУД;
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: применение интегрированного урока является эффективным способом формирования УУД на занятиях по русскому языку.
В работе были использованы следующие методы:
- изучение и анализ литературы по данной тематике;
- наблюдение (за учащимися экспериментального и контрольного классов);
- беседа (с учащимися класса, в котором проходил эксперимент);
- эксперимент (проведение интегрированного урока по теме «Имя числительное»);
- статистический метод (при количественной обработке полученных данных);
- метод обобщения и комплексного анализа полученных результатов.
Методологической базой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них «Теоретические основы интеграции образования» М.Н. Берулавой [Берулаева 1998: 4], «Создание системы формирования нового
содержания образования на основе принципов метапредметности» И.А. Фоменко [Фоменко: 52] и проч. Кроме того, были изучены статьи об интеграции «Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании» и «Учебный предмет как интегрированная система» А.Я. Данилюк [Данелюк 1998: 12], «Образование как рабочее поле интеграции» Г.А. Монаховой [Монахова 1997: 27], «Способы интеграции психолого-педагогических и методических знаний в профессиональной подготовке будущего учителя» Е.В. Чухиной [Чухина 2015: 59], «Интеграция предметов в современной школе» Т.Г. Браже [Браже 1996: 2] т.д. Важную роль при написании выпускной квалификационной работы сыграли исследования, посвященные проблеме формирования универсальных учебных действий: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г. Асмолова [Асмолов 2013: 1], «Универсальные учебные действия. От теории к практике формирования» Т.Н. Серой [Серая: 43], «Программа формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты начального общего образования», «Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. Методы, инструментарий, организация оценивания» и др.
База проведения исследования. Практическая часть исследовательской работы была апробирована на базе МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района РТ.
Научная новизна определяется выбором объекта и предмета исследования, а также предпринятой попыткой провести сравнительный анализ уроков русского языка с использованием интегрированного подхода и без его применения.
Практическая значимость работы заключается, на наш взгляд, в том, что ее результаты могут стать могут быть использованы студентами при прохождении педагогической практики, а также учителями среднего звена в целях совершенствования системы проведения уроков русского языка. Кроме того, материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами филологических отделений при подготовке к семинарским занятиям по предмету «Методика преподавания русского языка».
Структура работы построена традиционно и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы, её актуальность, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, обосновывается практическая значимость работы, описывается методологическая база и структура исследования.
Первая глава «Теоретические основы понятия «универсальные учебные действия» посвящена изучению ключевых понятий работы «интеграция», «интегрированный поход», «универсальные учебные действия», «ФГОС ООО», рассмотрены взгляды ученых относительно их понимания, избраны точки зрения исследователей, оказавших влияние на понимание обозначенных терминов в настоящем исследовании, выработано рабочее определение данных терминов, взятое за основу в ВКР. Кроме того, в данной главе рассмотрены и психолого-педагогические подходы к интеграции обучения, а также содержание понятия «интегрированный урок» и его роль в обучении русскому языку с позиции формирования универсальных учебных действий.
Вторая глава «Опыт применения интегрированного подхода в рамках учебной дисциплины «русский язык» как условия эффективного формирования универсальных учебных действий» посвящена описанию практической стороны исследования. Предпринимается попытка разработки методической карты урока с применение интегрированного подхода, проведение урока в соответствии с данной методической картой, а также проводится сравнительный анализ уроков с аналогичной темой с использованием обозначенного подхода и без его применения.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, справочники. В целом библиография насчитывает 61 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускном квалификационном исследовании был рассмотрен интегрированный подход в обучении русскому языку как условие эффективного формирования УУД.
Первая глава была посвящена теоретическим основам понятия «универсальные учебные действия». В качестве рабочего определения рассматриваемого понятия использовалось следующее: универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Данная выпускная квалификационная работа базировалась также на понятии «интеграция». В нашем представлении, интеграция - это процесс, или действие, имеющие своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства. Интегрированный урок дает возможность спроектировать урок так, чтобы во время его проведения у учащихся формировались не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Дисциплина «Русский язык» имеет связи с многими учебными предметами. Знание языка - решающее условие усвоения учащимися знаний по любому предмету.
Вторая глава посвящена практическому опыту формирования универсальных учебных действий в рамках учебной дисциплины «русский язык» посредством применения интегрированного подхода в обучении.
Интегрированный подход в обучении - относительно недавнее веяние в образовании. Несмотря на это интеграция - явление востребованное в современном образовании, нацеленном на поиски инновационных педагогических технологий.
Интеграция способствует воссоединению целостности мировосприятия. Благодаря интеграции становится возможным наглядно показать, что всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения дисциплины «Русский язык».
На интегрированном уроке школьники имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. Благодаря интеграции знания школьников синтезируются, формируются умения переносить знания из одного предмета в другой.
Базой исследования выступало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района Республики Татарстан. На практике мы применили технологию интеграции на уроке русского языка в 6 «Б» классе. Была разработана методическая карта на тему «Имя числительное».
Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы выявили имеющийся уровень знаний школьников. Было отмечено, что знания в контрольном и экспериментальном классах приблизительно находятся на одном уровне.
Во время формирующего этапа была разработана методическая карта по теме «Имя числительное». Занятие было проведено в 6 «Б» классе. Урок получился продуктивным. Учащиеся активно отвечали, выполняли разнообразные виды деятельности, помогали друг другу, работали самостоятельно, соблюдали правила поведения. Во время урока использовались методы и приемы целесообразные возрасту учащихся: работа в парах, коллективная, индивидуальная и групповая, дифференцированная работа. Это обеспечило смену видов деятельности, способствовало снятию усталости, напряжения, лучшему пониманию темы урока.
На контрольном этапе, сравнивая знания школьников, у которых был использован интегрированный подход, и школьников, которые изучали числительные, не прибегая к интеграции, мы сделали вывод, что качество знаний в экспериментальной группе было гораздо выше, чем в контрольной.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно утверждать, что интеграция является условием эффективного формирования УУД. Так, получается, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность современности. Благодаря интеграции становится возможным сформировать всесторонне развитую личность.



1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Академия, 2013. -274 с.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе //Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 37-38.
3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2014. - 171 с.
4. Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования. - М.: Совершенство, 1998. -192 с.
5. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология // Директор школы. - 2009. - № 1. - С. 10-13.
6. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Академия, 2016. -67 с.
7. Герасимович Е.Е.Междисциплинарная интеграция как условие развития правовой культуры студентов :автореф. дис ...канд. пед. наук. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. - 18 с.
8. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 3-7.
9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
10. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2015. - 384 с.
11. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. - М.: АРКТИ, 2010. - 97 с.
12. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 29-31.
13. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 13-17.
14. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2012. - 149 с.
15. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2015. - 496 с.
16. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. - Иркутск, 2009. - 218 с.
17. Интериоризация [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.psxchologos.ru/articles/yiew/interiorizacixa (Дата
обращения: 14.10.17).
18. История педагогики и образования / Под ред. А. Пискунова, А. Джуринского, М. Плоховой. - М.: Юрайт, 2015. - 576 с.
19. Казакова Э.С. Развиваем коммуникативную компетентность // Национальный проект «Образование». - №2. - 2007. - С. 4-6.
20. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Юрайт, 2016. - 719 с.
21. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www. standart. edu. ru/(Дата обращения: 28.12.17).
22. Колодин Н.Н. На стыке наук и времен [Энгельгардт В.А.] // Ярославские эскулапы. - 2009. - Т.3. Корифеи и академики. - С. 372-394.
23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
24. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№2. - С. 34-37.
25. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Рабочие программы «Русский язык». 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013. - 164 с.
26. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования // Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 3-17.
27. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - №5. - С. 7-8.
28. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//edu.tatar.ru/sarmanovo/roo(Дата обращения: 05.11.17).
29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петухов. - М.: Академия, 2012. - 185 с.
30. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ.ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.
31. Пашкевич А. Оцениваем метапредметные результаты. - М.: Учитель, 2016. - 136 с.
32. Пегова Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2015. - С. 215¬217.
33. Петрова Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//nsportal. ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i- formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh (Дата обращения: 14.11.17)
34. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
35. Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. - 2015. - № 5 (17). - С. 36.
36. Попова Н.Е., Еремина А.Г. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 139-144.
37. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. Методы, инструментарий, организация оценивания. - М.: Учитель, 2015. - 80 с.
38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
39. Программа формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2016. - 102 с.
40. Простоквашина Е.Н. Коммуникативные УУД в практике современного учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//pedportal.net/po-zadache/obschepedagogicheskie-tehnologii- nachalnye/formirovanie-kommunikativnyh-uud-v-praktike-sovremennogo- uchitelya-514473(Дата обращения: 21.12.17).
41. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - М.: Дрофа, 2017. - 125 с.
42. Сайт Федерального агентства по образованию РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.ed.gov.ru(Дата обращения: 11.11.17).
43. Серая Т.Н. Универсальные учебные действия. От теории к
практике формирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/universalnye-
uchebnye-deystviya-ot-teorii-k-praktike-formirovamya (Дата обращения:
29.11.17).
44. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. Прохорова, 1987. -1600 с.
45. Статья № 11 «Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
46. Субботина А.О. Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/655274/(Дата обращения: 01.11.17).
47. Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9 (149). - С. 73-79.
48. Трофимчук Е.А. Формирование и оценка коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования // Феномен человека. - 2015. - С. 293-296.
49. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 3 (22). - С. 3-8.
50. Универсальные учебные действия // Википедия [Электронный
ресурс]. - Режим
доступа:https: //ru. wikipedia. org/wiki/Универсальные учебные действия(Дата обращения: 09.11.17).
51. Урсул А.Д. Информатизация общества (поиск системы закономерностей) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/79afabe1c92fce5ec325763f004b11b0(Дата обращения: 14.10.17)
52. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https://fomenko.edusite.ru/p35aa 1.html/(Дата обращения: 27.11.17).
53. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А.Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2010. - 312 с.
54. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 174 с.
55. Хабибуллина Р.Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy- mo/formirovanie-lichnostnyh-i-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole-v- usloviyah-fgos-501036(Дата обращения: 03.11.17).
56. Хоменко В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh- uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-508239(Дата обращения: 03.11.17).
57. Цукерман Г.А. Оценка без отметки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm (Дата обращения: 05.12.17).
58. Черепанова Л.В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2010. - № 6 (35). - С. 30-39.
59. Чухина Е.В. Способы интеграции психолого-педагогических и методических знаний в профессиональной подготовке будущего учителя // Омский научный вестник. - 2015. - № 3 (139). - С. 116-119.
60. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 8-1 (109). - С. 283-287.
61. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - №2. - 2004. - С. 3-5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ