ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников 6
1.2. Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы 22
Выводы по I главе 27
Глава II. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29
2.1. Цели, задачи, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы..29
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по II главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.
Приоритет воспитания нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Анализ научно-педагогической литературы и практики работы классного руководителя по воспитанию у учащихся нравственных ценностей, результатов проведенного нами констатирующего эксперимента показал, что классные руководители затрудняются в воспитании нравственных ценностей школьников; целенаправленно занимаются воспитанием нравственных ценностей 59% классных руководителей, многие из них недостаточно учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников при воспитании нравственных ценностей. Особенно остро стоит проблема воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя.
Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью воспитания нравственных ценностей классным руководителем у старшеклассников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность воспитания классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников в общеобразовательной школе?
Цель исследования: рассмотреть особенности эффективного воспитания классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников в общеобразовательной школе.
Объект исследования: воспитательный процесс в средней образовательной школе, ориентированный на воспитание у старшеклассников нравственных ценностей.
Предмет исследования: процесс воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и особенности содержания нравственных ценностей у старшеклассников в системе воспитательной работы классного руководителя.
2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у старших школьников в деятельности классного руководителя.
4. Проверить эффективность деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей в опытно-экспериментальной работе.
5. Разработать научно-практические рекомендации для классных руководителей по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников. Методологической основой исследования являются:
концепция системного подхода, основывающегося на общей теории систем в психолого-педагогических исследованиях в образовательной деятельности (П.А. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, Л.В. Загрекова, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); идеи личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, Е.Н. Шиянов); аксиологического (А.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Б.И. Додонов, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов) подхода, как конкретно методологического принципа педагогических исследований. В основу философского анализа положена гуманистическая направленность ценностей (М.С. Каган, В.П. Тугаринов, А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц, В.А. Ядов); экзистенциональные ориентиры при воспитании ценностей (И.А. Бердяев, Т.И. Власова, И.А. Ильин, А. Камю, Н.О. Лосский, В.В. Николина, В.С. Соловьев, П.И. Шестов, Г. Ясперс).
Теоретическими основами воспитания нравственных ценностей стали положения: теории отношения личности (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский); культуро-творческой парадигмы образования (Б.Т. Гершунский, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.А. Караковкий, О.С. Газман); теории направленности личности (Л.И. Новикова, К.К. Платонов); проблем нравственного формирования личности (Е.В. Бондаревская, В.И. Васильева, Т.Е. Конникова, Т.И. Власова, В.Д. Шадриков); гуманистической направленности воспитания личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг, Н.Е. Щуркова, С.В. Кульневич, Л.И. Маленкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Исследование выполнялось с помощью комплекса методов, взаимодополняемость которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, в процессе которого использовались беседы с родителями, классными руководителями, учащимися, анкетирование и наблюдение; совокупность методов, позволяющих определить нравственные ориентации старшеклассников: различные виды опроса и оценок, тезис и мнение по тезису, ранжирование, качественный и количественный анализ. Результаты эксперимента проверялись методами математической обработки и статистики, анализом результатов, рефлексивным управлением и самоуправлением. Творческие работы, этические и педагогические ситуации; анализ собственной воспитательной деятельности, моделирование позволили углубить процесс достоверности результата.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы обоснованных рекомендаций, использование которых позволит обеспечить классным руководителям воспитание нравственных ценностей у старшеклассников. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ для повышения эффективности воспитательного процесса, для анализа его качества и служить основой для поиска новых решений по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у школьников. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации классных руководителей, при разработке практических заданий по общей педагогике для студентов педагогических вузов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены основные научные результаты.
На основе теоретического анализа литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы. В исследовании отводится особая роль классному руководителю по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников; показано, что развитие нравственных ценностей будет успешным, если оно строится на комплексном, системном, аксиологическом, личностно-деятельностном, культурологическом подходах, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, создаются условия для успешной самореализации личности учащихся в воспитательной системе класса, ориентированной на нравственные ценности.
Выявлено, что воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностноориентированном подходах. Рассмотрены основные черты гуманистической воспитательной системы класса и этапы развития. Возведение школьника в статус цели воспитания нравственных ценностей принципиально значимо при моделировании воспитательной системы классного сообщества.
Разработанная тематическая программа по воспитанию нравственных ценностей, базируется на тематических циклах «Нравственные корни», «Нравственные основы коммуникации», «Я человек, но какой?», «Воспитание гражданина», «Слагаемые нравственной культуры», может быть использована классным руководителем в повседневной деятельности при планировании своей научно-методической работы по нравственному воспитанию учащихся.
1. Конституция Российской Федерации /Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М: Юридическая литература. 2014. - 133 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа. 2016. - 61 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года //Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2016. №6. - С.11-40.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 1988. - С. 15-45.
5. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для технологий. 2002. - 272. с.132
6. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. - 2000. №3. - С. 60-65.
7. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательной системах. - СПб.: С.Петербург 1996. - 122с.
8. Безрукова В.С. Педагогика: Проектная педагогика: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Деловая книга. - 1996. - 344с.
9. Бекетова Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы //Стандарты и мониторинг в образовании. - М. - 2002. №2. - С. 15-32.
10. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.: Просвещение. 1991. - 176с.
11. Богдан С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Оренбург. 1999. - 19 с.
12. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студ. пед. ин-ов. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 223с.
13. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно¬
ориентированного воспитания //Педагогика. - 1995. №4. - 29-36с.
14. Бочкарев В., Опалихин В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах. //Воспитание школьников 1995. №3. - С.12; 1996. №1. - С.22¬25; №2 - С. 14-16; №3 - С. 14-16; №4 - С. 22-24.
15. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 145 с.
16. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности. Дис. канд. пед. наук. - Петрозаводск. 1997. - 168с.
17. Власова Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (Аксиологический подход) //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. №2. - С. 35-41.
18. Власова Т.И. Духовно-нравственное самоопределение личности как проблема воспитания //Материалы конференций. /Под ред. Е.В. Бондаревской - Ростов-на-Дону: РГПУ. 1993. - С. 49-51.
19. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема //Новые ценности образования. - 1995. №3. - С.58-64.
20. Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наук М. 2000. 24 с.
21. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации //Педагогика. - 2000. №10. С.32-38.
22. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М.. 2001. - 64с.
23. Егоров С.Ф. Ценность общего образования //Педагогика. - 1995. №3. - С. 37-41.
24. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе //Педагогика. 2001. №3. - С.37-40.
25. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.:Петрополис. - 1996. - 294с. - С.46. (С.34).
26. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. - 1988. №4 с.25-34.
27. Кадол Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников //Педагогика. - 1997. №6. - С. 54-57.
28. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение. 1980. - 190с.
29. Коноваленко В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника: Автореф. дис. канд. пед. наук. - С.-Петербург. 1995.
30. Мальковская Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников //Ценностные ориентации и интересы школьников - М.: АПН. 1983. - С.5-19.
31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика 1985. - 102 с.
32. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика. 1990. - 191с.
33. Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель Л.Д. Гуткина- М.: Центр «Педагогический поиск». - 2000. - 143с.
34. Никаноров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. - 1998. №3 - С. 3-10.
35. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. 2002. С.85
36. Петрушин В.И. Педагогические аспекты деятельности учителей и классного руководителя. - М.: Центр «Педагогический поиск». 2001. - 160с.
37. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - кн.1. - 573 с.; кн.2. - 255 с.
38. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: В 2-х т. - Гуманитарный издательский центр «Владос». 1999. Т.1. - 312 с.
39. Пятьдесят сценариев классных часов - М.: Центр «Педагогический поиск». 2000. - 159с.
40. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. Волгоград: Перемена. 2001. - 289 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование. 1998. - 256с.
42. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество. 2000. - 192с.
43. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) //Вопросы философии. - 1981. №5. - С.48 -51.
44. Спутник классного руководителя /Под ред. Е.Н. Степанова - М.: Центр «Педагогический поиск». 2001. - 193с.
45. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика. 2002. №4.
46. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника //Педагогика. - 1997. №6. - С. 31-33.
47. Уроки нравственности чистоты. //Воспитание школьников. 1997. №3. - С.2.
48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для классного руководителя. - М.: Просвещение. 1983. - 158с.
49. Шагова Э.В. Взаимосвязь результативности и методики
воспитательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - С.- Петербург. 1998.
50. Шманева И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск. 1997. - 151с.
51. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Пед. общество России. 2000. - 256с.