Правовое государство
|
Введение 3
1. Историко-теоретическое развитие концепции правового государства 6
1.1. Возникновение идей правового государства 6
1.2. Развитие и формирование концепции правового государства 9
2. Сущность правового государства 14
2.1. Понятие и признаки правового государства 14
2.2. Проблемы формирования правового государства в России 19
Заключение 26
Библиографический список 28
1. Историко-теоретическое развитие концепции правового государства 6
1.1. Возникновение идей правового государства 6
1.2. Развитие и формирование концепции правового государства 9
2. Сущность правового государства 14
2.1. Понятие и признаки правового государства 14
2.2. Проблемы формирования правового государства в России 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Актуальность исследования связана со следующим.
Главной задачей правового государства провозглашается обеспечение интересов общества и личности, защита прав и свобод человека и гражданина. Условием её решения является обеспечение национальной безопасности и охрана правопорядка в условиях глобализации противоправных проявлений и появления их новых видов. Многие современные государства, в т.ч. и Российская Федерация, провозгласили себя правовыми государствами и, следовательно, взяли на себя обязанность решения целого комплекса вопросов в сфере обеспечения безопасности общества и личности, укрепления правопорядка и поиска оптимальных моделей взаимоотношений между государством, обществом и личностью.
Идея правового государства в истории политико-правовой мысли имеет свою давнюю историю. Вопросы, касающиеся правового государства, широко обсуждаются и в современной научной литературе, хотя к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства.
Концепция разделения властей стала теоретическим оформлением интересов, потребностей и ориентации различных социальных слоев общества, а практическая ее реализация открыла путь для их экономической, социально-политической и духовной самореализации.
В условиях демократического общества государственное управление должно обеспечивать сбалансированное и максимально возможное (доступное) в данных конкретно-исторических условиях удовлетворение различных общесоциальных, групповых и личных интересов.
Важным является вопрос о возможности построения правового государства в современных условиях. Для этого требуются социально-экономические, концептуальные, нормативные и организационные условия. Изучение законодательства современных демократических государств, прежде всего норм, закрепленных в конституциях государств, позволяет констатировать наличие нормативных основ формирования и функционирования правового государства.
Понимание феномена «правовое государство» возможно через выделение его основных признаков. В их числе выделяют общие признаки, которые свойственны всем государствам, а также специфические признаки, характерные только для правового государства. Государство отличается от других видов и форм организации общества, о чём свидетельствуют его признаки: наличие аппарата публичной политической власти, обособленной территории, суверенитета и населения, проживающего на данной территории. Выделение специфических признаков правового государства продолжает вызывать дискуссии. Вопрос о том, какие именно специфические признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность, до настоящего времени продолжает оставаться открытым.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие вследствие формирования правового государства.
В качестве предмета исследования выбраны теоретические аспекты понятия и формирования правового государства.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении современного научного понимания правового государства и проблем реализации данной концепции в России.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели работы:
- рассмотреть историко-теоретическую основу концепции правового государства;
- изучить возникновение идей правового государства;
- проанализировать развитие и формирование концепции правового государства;
- определить понятие и признаки правового государства;
- выявить проблемы формирования правового государства в России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: исторический, формально-юридический.
Степень разработанности темы исследования. К категории правового государства приковано внимание исследований уже достаточно продолжительное время, библиография достаточно обширна. Отметим, что в российской науке концепция правового государства развивалась учеными юристами, придерживающихся либеральных взглядов на государственно-правовое устройство, до революционных потрясений 1917 года. Здесь можно назвать имена таких теоретиков как В. М. Гессена, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина. Особый вклад в развитие идеи правового государства внес Б. А. Кистяковский.
Идея разделения властей зародилась в античности, но современное ее оформление принадлежит Дж. Лильберну (Англия). Он высказал эту мысль на 50 лет раньше Дж. Локка (Англия).
Дальнейший всплеск внимания к данному вопросу в отечественной юридической науке обусловлен демократическими преобразованиями 90-х годов прошлого века.
Структура курсовой работы отражает цель и задачи исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Главной задачей правового государства провозглашается обеспечение интересов общества и личности, защита прав и свобод человека и гражданина. Условием её решения является обеспечение национальной безопасности и охрана правопорядка в условиях глобализации противоправных проявлений и появления их новых видов. Многие современные государства, в т.ч. и Российская Федерация, провозгласили себя правовыми государствами и, следовательно, взяли на себя обязанность решения целого комплекса вопросов в сфере обеспечения безопасности общества и личности, укрепления правопорядка и поиска оптимальных моделей взаимоотношений между государством, обществом и личностью.
Идея правового государства в истории политико-правовой мысли имеет свою давнюю историю. Вопросы, касающиеся правового государства, широко обсуждаются и в современной научной литературе, хотя к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства.
Концепция разделения властей стала теоретическим оформлением интересов, потребностей и ориентации различных социальных слоев общества, а практическая ее реализация открыла путь для их экономической, социально-политической и духовной самореализации.
В условиях демократического общества государственное управление должно обеспечивать сбалансированное и максимально возможное (доступное) в данных конкретно-исторических условиях удовлетворение различных общесоциальных, групповых и личных интересов.
Важным является вопрос о возможности построения правового государства в современных условиях. Для этого требуются социально-экономические, концептуальные, нормативные и организационные условия. Изучение законодательства современных демократических государств, прежде всего норм, закрепленных в конституциях государств, позволяет констатировать наличие нормативных основ формирования и функционирования правового государства.
Понимание феномена «правовое государство» возможно через выделение его основных признаков. В их числе выделяют общие признаки, которые свойственны всем государствам, а также специфические признаки, характерные только для правового государства. Государство отличается от других видов и форм организации общества, о чём свидетельствуют его признаки: наличие аппарата публичной политической власти, обособленной территории, суверенитета и населения, проживающего на данной территории. Выделение специфических признаков правового государства продолжает вызывать дискуссии. Вопрос о том, какие именно специфические признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность, до настоящего времени продолжает оставаться открытым.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие вследствие формирования правового государства.
В качестве предмета исследования выбраны теоретические аспекты понятия и формирования правового государства.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении современного научного понимания правового государства и проблем реализации данной концепции в России.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели работы:
- рассмотреть историко-теоретическую основу концепции правового государства;
- изучить возникновение идей правового государства;
- проанализировать развитие и формирование концепции правового государства;
- определить понятие и признаки правового государства;
- выявить проблемы формирования правового государства в России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: исторический, формально-юридический.
Степень разработанности темы исследования. К категории правового государства приковано внимание исследований уже достаточно продолжительное время, библиография достаточно обширна. Отметим, что в российской науке концепция правового государства развивалась учеными юристами, придерживающихся либеральных взглядов на государственно-правовое устройство, до революционных потрясений 1917 года. Здесь можно назвать имена таких теоретиков как В. М. Гессена, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина. Особый вклад в развитие идеи правового государства внес Б. А. Кистяковский.
Идея разделения властей зародилась в античности, но современное ее оформление принадлежит Дж. Лильберну (Англия). Он высказал эту мысль на 50 лет раньше Дж. Локка (Англия).
Дальнейший всплеск внимания к данному вопросу в отечественной юридической науке обусловлен демократическими преобразованиями 90-х годов прошлого века.
Структура курсовой работы отражает цель и задачи исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Теоретическая конструкция правового государства, сформировавшаяся в политико-правовой доктрине XVIII-ХХ вв., использует разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Во главе угла стоят: верховенство закона, взаимная ответственность каждой отдельной личности и государства в целом, принцип «дозволено все, что не запрещено законом», реальные гарантии прав и свобод личности.
Правовое государство представляется как государство с демократическим политическим режимом, основополагающими началами формирования и функционирования которого являются принципы разделения власти, верховенства права и взаимной ответственности государства, общества, личности, источником власти и суверенитета в котором является народ, а гарантией его нормального развития -гражданское общество.
Несмотря на существующее разнообразие мнений, общим является то, что основными признаками правового государства выступают принцип верховенства права, принцип разделения властей, признание и реальное обеспечение прав и свобод личности, судебная защита прав и свобод личности, обеспечение которой возможно лишь при независимой и самостоятельной судебной власти.
Отсутствие единства в проявлении сущности правового государства обусловлено социально-политической, экономической и правовой действительностью, традициями и менталитетом. Тем не менее, возможно установление наиболее принципиальных признаков, наличие которых позволяет охарактеризовать то или иное государство как правовое. Такими признаками, например, в России, являются функционирование в стране института конституционного контроля, системы ординарного правосудия, построенной таким образом, который позволяет обеспечить всестороннее и оперативное рассмотрение возникающих споров на основе принципа состязательности сторон, и обеспечение гарантий оказания квалифицированной юридической помощи.
Россию на современном этапе развития нельзя назвать окончательно сформировавшимся правовым государством. Достижение этой идеальной модели требует длительного времени и больших усилий стороны государства и со стороны граждан, поскольку формирование правового государства очень сложный и неоднозначный процесс. Его главной характерной чертой является верховенство права и закона, а так же наличие динамично развивающегося гражданского общества. Идея правового государства является утопической, в связи с тем, что она требует изменять и совершенствовать не только сложившуюся политику в государстве, но вспоминая о гражданственности и патриотизме, и самосознание граждан, что само по себе является сложным и долгосрочным процессом.
Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности, уровни политической и парламентской культуры и правовой культуры.
В России формирование правового государства происходит крайне медленно, и тому есть ряд причин. В данной ситуации важна гражданская позиция каждого отдельно взятого человека, поскольку совершенно точно необходимо защищать элементы правового государства. Потребуется аккумулирование всех созидательных сил - либеральных, демократических, социалистических.
Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на потом, уже сегодня практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правовой государственности, тем самым и формируя, создавая такое государство.
Теоретическая конструкция правового государства, сформировавшаяся в политико-правовой доктрине XVIII-ХХ вв., использует разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Во главе угла стоят: верховенство закона, взаимная ответственность каждой отдельной личности и государства в целом, принцип «дозволено все, что не запрещено законом», реальные гарантии прав и свобод личности.
Правовое государство представляется как государство с демократическим политическим режимом, основополагающими началами формирования и функционирования которого являются принципы разделения власти, верховенства права и взаимной ответственности государства, общества, личности, источником власти и суверенитета в котором является народ, а гарантией его нормального развития -гражданское общество.
Несмотря на существующее разнообразие мнений, общим является то, что основными признаками правового государства выступают принцип верховенства права, принцип разделения властей, признание и реальное обеспечение прав и свобод личности, судебная защита прав и свобод личности, обеспечение которой возможно лишь при независимой и самостоятельной судебной власти.
Отсутствие единства в проявлении сущности правового государства обусловлено социально-политической, экономической и правовой действительностью, традициями и менталитетом. Тем не менее, возможно установление наиболее принципиальных признаков, наличие которых позволяет охарактеризовать то или иное государство как правовое. Такими признаками, например, в России, являются функционирование в стране института конституционного контроля, системы ординарного правосудия, построенной таким образом, который позволяет обеспечить всестороннее и оперативное рассмотрение возникающих споров на основе принципа состязательности сторон, и обеспечение гарантий оказания квалифицированной юридической помощи.
Россию на современном этапе развития нельзя назвать окончательно сформировавшимся правовым государством. Достижение этой идеальной модели требует длительного времени и больших усилий стороны государства и со стороны граждан, поскольку формирование правового государства очень сложный и неоднозначный процесс. Его главной характерной чертой является верховенство права и закона, а так же наличие динамично развивающегося гражданского общества. Идея правового государства является утопической, в связи с тем, что она требует изменять и совершенствовать не только сложившуюся политику в государстве, но вспоминая о гражданственности и патриотизме, и самосознание граждан, что само по себе является сложным и долгосрочным процессом.
Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности, уровни политической и парламентской культуры и правовой культуры.
В России формирование правового государства происходит крайне медленно, и тому есть ряд причин. В данной ситуации важна гражданская позиция каждого отдельно взятого человека, поскольку совершенно точно необходимо защищать элементы правового государства. Потребуется аккумулирование всех созидательных сил - либеральных, демократических, социалистических.
Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на потом, уже сегодня практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правовой государственности, тем самым и формируя, создавая такое государство.
Подобные работы
- Гарантированность конституционных прав , свобод и обязанностей человека и гражданина как признак правового государства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Формирование правового государства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовое государство: идея, теория и практика
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Гражданское общество и правовое государство: историко-теоретические аспекты взаимосвязи
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Понятие и основные принципы правового государства (Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики)
Контрольные работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021



