ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ШКОЛЕ 5
1.1. Формы преподавания литературы о Великой Отечественной войне 5
1.2. Методы преподавания литературы о Великой Отечественной войне... 15
ГЛАВА II. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ 8-х КЛАССОВ) 26
2.1. Организация и проведение исследования сформированное™ представлений учащихся 8-х классов о Великой Отечественной войне 26
2.2. Описание системы работы с использованием форм и методов
преподавания литературы о Великой Отечественной войне 33
2.3. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом теоретиков и практиков к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Подтверждением высказанной мысли является обилие публикаций, которые можно увидеть не только на страницах специализированных изданий, представленных рецензируемыми журналами, но и в массовой периодической печати. Вопросы патриотического воспитания обсуждают с экранов телевизоров, по радио. Все это свидетельствует о том, что обществу небезразлична данная проблема.
Одним из действенных средств в деле воспитания являются уроки литературы. В соответствии с действующими программами изучение произведений о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны начинается с 5-го класса. Поэзия и проза, созданная фронтовиками, позволяет увидеть события того страшного времени глазами очевидцев. И это тем более ценно, поскольку с каждым годом становится все меньше людей, знающих о войне не понаслышке. Для того чтобы потенциал художественной литературы о Великой Отечественной войне мог быть эффективно использован на уроках литературы, учитель-словесник должен уметь методически правильно осуществить отбор форм и методов преподавания.
Объект исследования - преподавание литературы о Великой Отечественной войне в школьном курсе. Предмет исследования - использование форм и методов преподавания литературы о Великой Отечественной войне в школьном курсе.
Цель исследования - представить систему работы учителя-словесника с использованием наиболее эффективных форм и методов преподавания литературы о Великой Отечественной войне. Сформулированная цель позволила обозначить следующие задачи:
- охарактеризовать формы и методы преподавания литературы о Великой Отечественной войне;
- ответить на вопрос о необходимости и актуальности преподавания литературы о Великой Отечественной войне в школе;
- организовать и провести исследование сформированности
представлений учащихся 8-х классов о Великой Отечественной войне;
- провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта); эмпирические (анкетирование тестирование, беседа, формирующий педагогический эксперимент).
Практическая значимость исследования заключается в описании системы работы учителя-словесника, использующего наиболее эффективные формы и методы преподавания литературы о Великой Отечественной войне. Данная информация может стать полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 8-х классах.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Одной из важнейших проблем современной школы является проблема совершенствования преподавания литературы, ведь урок должен стимулировать учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Педагогический опыт многих учителей-словесников свидетельствует о том, что это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию литературы. В таком случае школьники будут не читать произведение, а проходить его, скользя равнодушным взглядом по сокровищам великой духовной ценности.
И это тем более опасно потому, что за обычными, как ученикам кажется, строчками литературных произведений стоят живые люди, некогда ставшие очевидцами событий, оказавших влияние на всех жителей нашей страны. Речь идет о Великой Отечественной войне, которую невозможно переоценить - слишком дорогой ценой досталась победа нашим соотечественникам. В стихах, поэмах, романах и рассказах описаны годы лихолетья, разделившие время на «до» и «после». И эти отправные точки будут фигурировать во многих текстах фронтовиков.
Безусловно, их наблюдения и оценки должны быть полезными потомкам. В данных обстоятельствах возрастает значимость педагогического поиска, направленного на отбор и апробирование наиболее эффективных методов преподавания литературы, организационных форм изучения произведений. Активные формы преподавания литературы помогают учителям-словесникам заинтересовать школьников процессом чтения, вырабатывать потребность читать умные, серьезные книги. Такие уроки не только не снижают стремления учеников-читателей попытаться проникнуть в глубины творческой лаборатории писателя, а напротив, концентрируясь на сюжете, стиле произведения, его композиции, художественной детали, учат вниманию и уважению к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем.
Организация и проведение исследования сформированности представлений учащихся о Великой Отечественной войне осуществлено с использованием методов тестирования, анкетирования, беседы. Выявлено, понимают ли школьники ее значение, видят ли необходимость поддержания традиций отмечать значимые для страны даты, считают ли возможным осуществлять самостоятельный подбор произведений по обозначенной теме, готовы ли принимать участие в поисковой работе. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточную сформированность представлений участников исследования о Великой Отечественной войне.
Для изменения ситуации была спроектирована и реализована система работы с использованием таких методов изучения произведений о войне, как проблемный, репродуктивный, проектный, наглядный, выразительного чтения, метод ситуации, а также следующих форм: урок-экскурсия, виртуальная экскурсия (заочное путешествие), урок-концерт, коллективная творческая деятельность в структуре внеклассной формы работы. Индивидуально-дифференцированный подход, максимально учитывающий интересы и познавательные потребности школьников, предполагался как при выборе методов, так и форм.
Повторная диагностика показала ярко выраженную динамику: школьники не только стали больше читать произведений о Великой Отечественной войне, но и качественнее, глубже постигая их суть. На основе этого сделан вывод об эффективности системы работы.
1. Ахматова А. Я - голос ваш... - М.: Кн. Палата, 1989. - 383с.
2. Богомолов В.О. Момент истины (В августе сорок четвертого.): роман / Владимир Богомолов; Худож. М.Петров. - М.: Дет. лит., 2010. - 525 с.
3. Бондарев Ю.В. Игра: Роман; Мгновения: Миниатюры. - М.: Худож. лит., 1987. - 287 с.
4. Быков В. Знак беды. Болото. - М.: Издательство «Вариус», 2004. - 351 с.
5. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. Повесть. Й-О.: Марийское книжное издательсво, 1982. - 271 с.
6. Гроссман В.С. Жизнь и судьба: Роман. - М.: Известия, 1990. - 400с
7. Кондратьев В.Л. Сашка. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1989. - 480 с.
8. Некрасов В. И жив остался. - М.: Издательство «Книга», 1991. - 447 с.
9. Симонов К. Стихотворения и поэмы. Пермь, Кн. Изд-во, 1974. - 377 с.
10. Сурков А.А. Именем жизни: Стихотворения / Сост. и вступ. Ст. А.Туркова. - М.: Сов. Россия, 1986. - 240 с.
11. Твардовский А.Т. Избранные сочинения. / Вступит. Статья и примеч. А.Туркова; Худож. О.Верейский. - М.: Худож. Лит., 1981. - 671 с.
12. Твардовский А.Т. По поводу памяти: Стихотворения. Поэмы. / Лениздат., 2014. - 288 с.
13. Твардовский А.Т. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2 М., Художественная литература, 1977. - 251 с.
14. Час мужества: Стихи о войне / Сост. В.А.Костров, Ч-24 Г.Н.Красников - М.: Олимп, 2015. - 556 с.
15. Шолохов М.А. Судьба человека: Рассказ; Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. - М.: Худож. лит., 1985. - 320 с.
II. Научно-методическая и справочная литература
16. Афанасьев А.С. Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старших классах: традиционный прием в современных реалиях / А.С. Афанасьев, З.Р. Зиннатуллина, И.С. Попп, О. А. Устинова // Педагогическое образование в России. - 2017. № 4. - с. 51-55.
17. Васильев В.К. Методы и приемы развития творческой активности учащихся на уроках родной литературы // Сибирский педагогический журнал. - 2011. № 8. - с. 161-169.
18. Гетманская Е.В. Методы изучения литературы (5-7 классы) // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: сб. статей. - М.: РЕМДЕР, 2009 - с. 16 - 21
19. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык и литература): Опыт построения терминосистемы / Под общ. ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунаева. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 306 с.
20. Горобец Н.И. Биография писателя в системе эстетического развития учащихся: методические рекомендации / Н.И. Горобец, И.А. Новикова. - Архангельск: Поморский университет, 2006. - 138 с.
21. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе: монография. Серия: «Библиотека учителя». - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 285 с.
22. Зазулина Л.Г. Анализ повести Э.Г. Казакевича «Звезда» (материалы к уроку) // Русский язык и литература. Все для учителя. - 2014. № 12(48). - с. 20-24.
23. Залуцкая С.Ю. Подготовка будущего учителя к преподаванию литературы в профильных негуманитарных классах: методический аспект // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя: сб. материалов науч. конф. - Киров: МЦНИП, 2013. - с. 287-295.
24. Зверева Л.А. Компаративный анализ литературных текстов на уроках мировой литературы: Теория и практика // Научный вестник Ужгородского университета. Серия: Филология. Социальные коммуникации. - 2014. № 2(32). - с. 124-127.
25. Кириллина И.В. Роль произведений о Великой Отечественной войне в формировании патриотизма при изучении их старшеклассниками на уроках // Современные научные исследования и инновации. - 2016. № 12.
26. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов/н/Д: «МарТ», 2005. - 448 с.
27. Коновалова В.М. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы // Русский язык и литература. Все для учителя. - 2016. № 2(62). - с. 2-12.
28. Куницкая Г.М. Развитие навыков анализа художественного произведения на уроках зарубежной литературы // Таврический вестник образования. - 2016. № 1(53). - с. 34-41.
29. Литература: программа для 5 - 9 классов: основное общее образование / под ред. И.Н. Сухих. - М.: Академия, 2014. - 157 с.
30. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5 - 9 классы / под ред. В.Я Коровиной. - М.: Просвещение, 2014. - 351 с.
31. Носкова Т.Н. От учебных телепередач к современным информационным технологиям в образовании // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: сб. статей. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - с. 4-30.
32. Поль Д.В. Память о победе в Великой Отечественной войне как одно из оснований национально-культурной топики // Культурное наследие. - 2016. № 1. - с. 44-49.
33. Полькина С.Н. Особенности содержания литературного образования в школе в контексте различных подходов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. №2 (177). - с. 135-139.
34. Потёмкина Е.В. Комментированное чтение художественного текста в иностранной аудитории как метод формирования билингвальной личности: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 296 с.
35. Программа курса. Литература. 5 - 9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 88 с.
36. Романичева Е.С. О практиках чтения на уроках литературы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. № 28. - с. 1002-1005.
37. Сапа А.В. Системно-деятельностный подход на уроках литературы // Русский язык и литература. Все для учителя. - 2015. № 10 (58). - с. 24-32.
38. Соколовская Т.А. Организационно-педагогические условиях использования современного радио в развитии профессионального самоопределения старших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2010. - 165 с.
39. Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации: электронное учеб. пособие. - Тольятти: Изд- во ТГУ, 2014. - 247 с.
40. Сосновская И.В. Биография писателя в контексте общекультурного и литературного образования школьника // Открытая методика. Трансформация смыслов школьного литературного и языкового образования. Поиски ориентиров: сб. науч. докл. и ст. / под. ред. Е.Р. Ядровской. - СПб.: АНО «ЦДО - «АЛЬФА-ДИАЛОГ», 2017. - с. 137-155.
41. Ступина В.Н. Основы литературного краеведения и исследовательской деятельности учащихся: учебно-методическое пособие. - Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2005. - 34 с.
42. Чайка В.М. Основы дидактики: учеб. пособ. для студ. вузов. - М.: Флинта, 2013. - 364 с.
43. Чуканова Л.Н. Эффективные методы преподавания русского языка и литературы: практический аспект // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2015. № 1(4). - с. 88-91.
44. Шелестова З.А. Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы // Наука и школа. - 2015. № 2. - с. 33-37.
45. Шкурат Л.С. Тема Великой Отечественной войны на уроках в школе // Русская классика: проблемы понимания и языкового своеобразия: сб. науч. ст. - Липецк, 2016. - с. 147-153.