ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ 6
1.1. Сатира. Сатирическая публицистика 6
1.2. Специфика русской публицистики 15
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЗМ САТИРЫ 26
2.1. Психологизм как интерпретация 26
2.2. Анализ сатирических произведений 35
2.2.1. Анализ фельетона Л. Андреева «О российском интеллигенте».. .36
2.2.2. Анализ фельетона Т. Толстой «Засужу, замучаю, как Пол Пот Кампучию» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ 6
1.1. Сатира. Сатирическая публицистика 6
1.2. Специфика русской публицистики 15
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЗМ САТИРЫ 26
2.1. Психологизм как интерпретация 26
2.2. Анализ сатирических произведений 35
2.2.1. Анализ фельетона Л. Андреева «О российском интеллигенте».. .36
2.2.2. Анализ фельетона Т. Толстой «Засужу, замучаю, как Пол Пот Кампучию» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию психологизма русской сатирической публицистики. В ее центре стоят три составляющие: сатира, публицистика и психологизм. Сатира, как объясняют ученые, «отражая наиболее острые социокультурные противоречия, всегда была в авангарде осмысления событий реальности, оперативно и, вместе с тем, глубоко реагируя на значимые проблемы жизни социума» [Юмашев, 2016: 3]. Публицистика, как главный жанр периодической печати и распространенный жанр в литературе, является связующим звеном между богатыми традициями сатиры в классической литературе и социально-политическими событиями эпохи. Внимание к психологизму в литературе имеет тенденцию нарастанию в связи с тем, что, во-первых, за последние годы различными науками - антропологией, медициной, философией, этикой, педагогикой - накоплено огромное количество знаний о человеке, которые свидетельствуют о неисчерпаемости этого феномена, следовательно, раскрываются возможности по-новому изобразить внутренний мир, эволюцию или инволюцию нравственно-психологических ориентиров отдельно взятой личности или общества в целом. Ученые подтверждают целесообразность разностороннего изучения современной личности, так как данная проблема «актуализируется еще и потому, что его социальная и соматическая природа рассматривается уже в ином контексте - в контексте процессов глобализации» [Гришанина, 2005: 3]. Таким образом, изучение психологизма в русской сатирической публицистике имеет актуальность потому, что необходимо теоретическое осмысление и обобщение возможностей сатирической публицистики в применении приемов психологизма.
Степень изученности темы. История зарождения и развития русской сатирической публицистики имеет давние корни и восходит к русской литературе средних веков. Акцент на комическом свойственен литературе даже литературе Древней Руси, что подтверждается В.К. Былининым и В.А. Грихиным примерами из «Повести Временных лет», «Поучения преподобного Серапона», «Слова Данила Заточника», «Послания дворянина к дворянину» И.Фуникова [Былинин, Грихин]. Онтологический статус и функции сатиры в литературе ХХ века исследованы в трудах М.В. Покотыло [Покотыло, 2014: 261-271; Покотыло, 2014: 206-210]. Особенности сатиры в публицистических жанрах исследованы в трудах Л.Е. Кройчик, А.Н. Тепляшина, А.А. Терточного [Кройчик, 1975; Тепляшина, 2000; Терточный, 2015]. Интерес представляет труд таджикского ученого М.Б. Муродова, посвященный исследованию публицистической сатиры в таджикской периодической печати. М.Б. Муродов останавливается на факторах возникновения публицистической сатиры, особенности развития публицистической сатиры в периодической печати с начала ХХ века и до перестроечного периода, на проблемах образа и типизации жанров в публицистической сатире, на специфике содержания и способах изображения [Муродов, 2009]. В литературоведении имеется некоторый опыт исследования психологизма в произведениях русских писателей. Например, Л.М. Ведрикова, исследуя творчество В.Астафьева и В.Распутина, рассматривает их психологизм как средство решения проблемы «человек и общество», как отражение «стремительного бега времени» [Ведрикова, 1995]. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества исследуется в монографическом труде А.Н. Гришаниной [Гришанина, 2005]. Однако нами не обнаружены серьезные научные труды, посвященные изучению психологизма в сатирической публицистике.
Объектом исследования выступает русская сатирическая публицистика. Предмет исследования - методы и приемы психологизма в русской сатирической публицистике.
Цель нашего исследования - выявить своеобразие художественного психологизма русской сатирической публицистики.
Для реализации цели определен следующий круг задач:
- дать понятие о сатире, сатирической публицистике;
- выявить специфический характер русской публицистики;
- обобщить теоретический материал по проблеме художественного психологизма;
- исследовать совокупность форм, приемов и способов художественной изобразительности, посредством которого раскрываются психология и внутренний мир автора и сатирических объектов в публицистике.
Теоретическую основу работы представляют труды А.Есина, В.Хализева, М.Муродова, В.Ученовой, Н.Казаковой, Д.Юмашева, М.Покотыло, А.Тепляшина.
Выпускная квалификационная работа основывается на описательном, психологическом и сравнительно-историческом методах.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть включены в вузовские и школьные курсы по истории русской литературы и анализу художественного текста.
Структура работы традиционна. Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее изученности, представляются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, раскрываются методы работы, и практическая значимость ВКР. Здесь же описываются используемые методы и структура исследования. Первая глава посвящена раскрытию содержания понятий «сатира», «сатирическая публицистика», далее представляются особенности онтогенеза русской сатирической публицистики. Во второй главе сначала дается интерпретация термина «психологизм», затем анализируются сатирические публицистические произведения с точки зрения представления в них психологизма. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования. Список использованной литературы включает 64 наименований источников.
Степень изученности темы. История зарождения и развития русской сатирической публицистики имеет давние корни и восходит к русской литературе средних веков. Акцент на комическом свойственен литературе даже литературе Древней Руси, что подтверждается В.К. Былининым и В.А. Грихиным примерами из «Повести Временных лет», «Поучения преподобного Серапона», «Слова Данила Заточника», «Послания дворянина к дворянину» И.Фуникова [Былинин, Грихин]. Онтологический статус и функции сатиры в литературе ХХ века исследованы в трудах М.В. Покотыло [Покотыло, 2014: 261-271; Покотыло, 2014: 206-210]. Особенности сатиры в публицистических жанрах исследованы в трудах Л.Е. Кройчик, А.Н. Тепляшина, А.А. Терточного [Кройчик, 1975; Тепляшина, 2000; Терточный, 2015]. Интерес представляет труд таджикского ученого М.Б. Муродова, посвященный исследованию публицистической сатиры в таджикской периодической печати. М.Б. Муродов останавливается на факторах возникновения публицистической сатиры, особенности развития публицистической сатиры в периодической печати с начала ХХ века и до перестроечного периода, на проблемах образа и типизации жанров в публицистической сатире, на специфике содержания и способах изображения [Муродов, 2009]. В литературоведении имеется некоторый опыт исследования психологизма в произведениях русских писателей. Например, Л.М. Ведрикова, исследуя творчество В.Астафьева и В.Распутина, рассматривает их психологизм как средство решения проблемы «человек и общество», как отражение «стремительного бега времени» [Ведрикова, 1995]. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества исследуется в монографическом труде А.Н. Гришаниной [Гришанина, 2005]. Однако нами не обнаружены серьезные научные труды, посвященные изучению психологизма в сатирической публицистике.
Объектом исследования выступает русская сатирическая публицистика. Предмет исследования - методы и приемы психологизма в русской сатирической публицистике.
Цель нашего исследования - выявить своеобразие художественного психологизма русской сатирической публицистики.
Для реализации цели определен следующий круг задач:
- дать понятие о сатире, сатирической публицистике;
- выявить специфический характер русской публицистики;
- обобщить теоретический материал по проблеме художественного психологизма;
- исследовать совокупность форм, приемов и способов художественной изобразительности, посредством которого раскрываются психология и внутренний мир автора и сатирических объектов в публицистике.
Теоретическую основу работы представляют труды А.Есина, В.Хализева, М.Муродова, В.Ученовой, Н.Казаковой, Д.Юмашева, М.Покотыло, А.Тепляшина.
Выпускная квалификационная работа основывается на описательном, психологическом и сравнительно-историческом методах.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть включены в вузовские и школьные курсы по истории русской литературы и анализу художественного текста.
Структура работы традиционна. Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее изученности, представляются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, раскрываются методы работы, и практическая значимость ВКР. Здесь же описываются используемые методы и структура исследования. Первая глава посвящена раскрытию содержания понятий «сатира», «сатирическая публицистика», далее представляются особенности онтогенеза русской сатирической публицистики. Во второй главе сначала дается интерпретация термина «психологизм», затем анализируются сатирические публицистические произведения с точки зрения представления в них психологизма. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования. Список использованной литературы включает 64 наименований источников.
Сатирический пафос известен в литературе с древнейших времен (например, высмеивание врага в фольклорных сказаниях и песнях, сатирические сказки и т.п.), однако в развитом виде сатира вызывается к жизни прежде всего общественной борьбой, поэтому широкое распространение сатирического пафоса мы находим в литературе античности, Возрождения и Просвещения; такова сатира русских революционных демократов, сатира в отечественной литературе XX века.
Обличительный пафос сатиры часто используется авторами, в том числе и современных аудиовизуальных произведений - для вынесения конкретной оценки, изобличения и низвержения отрицательных явлений. Примечательно, что сатирические произведения, характеризующиеся обличительным пафосом, вовсе не обязательно должны быть смешными
Сатира всегда была, есть и останется прежде всего средством обличения негативных, внутренне противоречивых явлений действительности. Ее глубинную сущность формирует комическое начало. Комическое - категория, имеющая социальную природу, обусловленную наличием острых нерешенных конфликтов жизни общества. Данная категория реализуется в противоречии явного и скрытого, мнения об объекте и его истинной сущности, формы и содержания и т.д. Переплетая в себе художественное, публицистическое, комическое, сатира становится мощным оружием в руках писателя или журналиста. В наивысшую силу, как нам представляется, сатира проявилась в журналах 18 века, когда Новиков вступает в полемику с самой Екатериной Великой. В эти же годы обозначается главная особенность сатиры - защита интересов простого народа. Особого внимания заслуживает издание «Почта духов» И.Крылова. Государственное давление все-таки оказывает воздействие на журналистов, и «Трутень», «Почта духов» перестают издаваться.
Лучшими сатирическими изданиями 19 века признаются «Искар», и «Сатира». А ХХ век признается расцветом русской сатиры. К сожалению русская сатира на сегодняшнем этапе своего развития претерпевает не лучшие времена. Некоторые исследователи объясняют это тем, что гласность лишает актуальности сатиры. Однако мы не можем полностью с этим согласиться, так как французский журнал Charlie Hebdo, испанский журнал El Jueves, американский журнал The Onion являются яркими представителями сегодняшней сатиры, несмотря на то, что в этих странах также существует свобода слова. Другие объясняют упадок русской сатирической публицистики тем, что журналист не чувствует заботу о собственной безопасности со стороны государства, поэтому многие преступные или иные неблаговидные дела правящей верхушки просто влиятельных людей не то, что не подвергаются сатире, а замалчиваются.
Во второй главе нашей работы мы обратились к проблеме психологизма в русской сатирической публицистике. Данная глава носит практический характер. На анализе работ современных публицистов были выявлены основные психологические приемы, используемые современными публицистами, а именно: игра слов, использование народно-поэтического слова, использование элементов черного юмора. На основе этого создается образ наивного, терпеливого, любящего выпить и украсть, что плохо лежит народа; ненасытного олигарха и правящей верхушки во главе президента и окружающих его олигархов-предателей.
В отдельной главе нами проанализированы публицистические произведения Л.Андреева и Т.Толстой. В первом случае выделена особая роль синтаксического строения предложения как средство создания образа кичащегося собой и никчемного интеллигента, во второй - юридическая терминология как способ создания образа американского общества.
Обличительный пафос сатиры часто используется авторами, в том числе и современных аудиовизуальных произведений - для вынесения конкретной оценки, изобличения и низвержения отрицательных явлений. Примечательно, что сатирические произведения, характеризующиеся обличительным пафосом, вовсе не обязательно должны быть смешными
Сатира всегда была, есть и останется прежде всего средством обличения негативных, внутренне противоречивых явлений действительности. Ее глубинную сущность формирует комическое начало. Комическое - категория, имеющая социальную природу, обусловленную наличием острых нерешенных конфликтов жизни общества. Данная категория реализуется в противоречии явного и скрытого, мнения об объекте и его истинной сущности, формы и содержания и т.д. Переплетая в себе художественное, публицистическое, комическое, сатира становится мощным оружием в руках писателя или журналиста. В наивысшую силу, как нам представляется, сатира проявилась в журналах 18 века, когда Новиков вступает в полемику с самой Екатериной Великой. В эти же годы обозначается главная особенность сатиры - защита интересов простого народа. Особого внимания заслуживает издание «Почта духов» И.Крылова. Государственное давление все-таки оказывает воздействие на журналистов, и «Трутень», «Почта духов» перестают издаваться.
Лучшими сатирическими изданиями 19 века признаются «Искар», и «Сатира». А ХХ век признается расцветом русской сатиры. К сожалению русская сатира на сегодняшнем этапе своего развития претерпевает не лучшие времена. Некоторые исследователи объясняют это тем, что гласность лишает актуальности сатиры. Однако мы не можем полностью с этим согласиться, так как французский журнал Charlie Hebdo, испанский журнал El Jueves, американский журнал The Onion являются яркими представителями сегодняшней сатиры, несмотря на то, что в этих странах также существует свобода слова. Другие объясняют упадок русской сатирической публицистики тем, что журналист не чувствует заботу о собственной безопасности со стороны государства, поэтому многие преступные или иные неблаговидные дела правящей верхушки просто влиятельных людей не то, что не подвергаются сатире, а замалчиваются.
Во второй главе нашей работы мы обратились к проблеме психологизма в русской сатирической публицистике. Данная глава носит практический характер. На анализе работ современных публицистов были выявлены основные психологические приемы, используемые современными публицистами, а именно: игра слов, использование народно-поэтического слова, использование элементов черного юмора. На основе этого создается образ наивного, терпеливого, любящего выпить и украсть, что плохо лежит народа; ненасытного олигарха и правящей верхушки во главе президента и окружающих его олигархов-предателей.
В отдельной главе нами проанализированы публицистические произведения Л.Андреева и Т.Толстой. В первом случае выделена особая роль синтаксического строения предложения как средство создания образа кичащегося собой и никчемного интеллигента, во второй - юридическая терминология как способ создания образа американского общества.
Подобные работы
- Жанр «сна» в истории отечественной журналистики XVIII - XIX вв. (на примере текстов А.П. Сумарокова, М.Е. Салтыкова - Щедрина)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Светская повесть в прозе Н.М. Карамзина: материалы к изучению в школе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



