УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования речевой деятельности школьников 7
1.1. Речь. Речевая деятельность. Компетентностный подход в обучении русскому языку 7
1.2. Современные тенденции формирования и оценивания основных видов
речевой деятельности учащихся 14
Глава 2. Устная часть ОГЭ по русскому языку как способ контроля речевой деятельности учащихся 21
2.1. Новое содержание контроля речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 21
2.2.Особенности проверки и оценивания видов речевой деятельности в устной части ОГЭ по русскому языку. Методические рекомендации и упражнения 31
Заключение 50
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы совершенствования речевой деятельности школьников 7
1.1. Речь. Речевая деятельность. Компетентностный подход в обучении русскому языку 7
1.2. Современные тенденции формирования и оценивания основных видов
речевой деятельности учащихся 14
Глава 2. Устная часть ОГЭ по русскому языку как способ контроля речевой деятельности учащихся 21
2.1. Новое содержание контроля речевой деятельности учащихся на уроках русского языка 21
2.2.Особенности проверки и оценивания видов речевой деятельности в устной части ОГЭ по русскому языку. Методические рекомендации и упражнения 31
Заключение 50
Список использованной литературы
Качество процесса совершенствования образования на всех его этапах обеспечивает язык обучения - русский язык.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является центром формирования российской идентичности, гражданского, культурного и образовательного пространства страны, но в настоящее время наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным [43].
Подчеркивая важность языка и речи в жизнедеятельности человека, Л.С. Выготский писал: «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» [9, с. 9].
Однако содержание учебного предмета "Русский язык", как отмечается в Концепции преподавания русского языка и литературы, слабо обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Выпускники образовательных организаций в недостаточной степени владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями в большинстве случаев не связано с умением применять знания в практической речевой деятельности [18].
Соответственно изучение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и - овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения [18].
Федеральный государственный стандарт также нацеливает на то, что в результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации, создавать устные и письменные высказывания [44].
В связи с этим осуществляется разработка национальной системы оценки качества речевой деятельности обучающихся [35], совершенствуется содержание контрольно-измерительных материалов по предмету «Русский язык» и вводится модуль оценки уровня владения устной речью.
В 2018 г. в состав основного государственного экзамена по русскому языку (ОГЭ) вводится устная часть, которая примет форму собеседования.
Как видим, целью введения устной части итоговой аттестации по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении, определяющей развитие современной школы. Известно, что в настоящее время в обществе предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, осваивать разные профессии. Соответственно речевое развитие, уровень сформированных умений школьников читать, слушать, писать и, прежде всего, говорить, имеет решающее значение.
В связи с введением устного собеседования по русскому языку, ориентированного на проверку коммуникативно-речевых компетенций учащихся, насущными оказываются вопросы понимания его структуры, содержания, критериев оценки качества речевой деятельности, а также подготовки к нему, что и определяет актуальность выпускной работы.
Объектом нашего рассмотрения в ней является процесс совершенствования речевой деятельности учащихся основной школы.
Предметом исследования являются способы проверки и оценки речевых умений учащихся на уроках и в устной части ОГЭ по русскому языку и учебно-методический материал для их коррекции.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать теоретические аспекты речевой деятельности учащихся и предоставить сведения об устном экзамене как способе контроля речевых компетенций, формируемых на учебном материале.
Для достижения цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психолингвистической,
педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты изучения и освоения школьниками видов речевой деятельности на уроках русского языка;
3) дать характеристику видов и форм контроля и оценки владения основными видами речевой деятельности учащихся;
4) определить новизну подхода к итоговому контролю знаний и умений учащихся в устной части ОГЭ;
5) описать структуру заданий устной части и критерии их оценивания;
6) дать методические рекомендации учителю и предложить формы работы с учащимися для их подготовки к устному собеседованию.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды по психологии и педагогике, включающие в себя идеи современных подходов к обучению, обновления системы образования: В.П. Беспалько, А.Г. Асмолова, А.В. Хуторского и др.; труды, содержащие психолингвистические концепции речевой деятельности: Л.С. Выготского, М.Р. Львова, И.А. Зимней и др.;работы, в которых излагаются методические концепции речевого развития учащихся: Т.М. Воителевой, Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой и др.; работы по средствам оценивания результатов обучения в школе: Е.М. Ермошкиной, И.П. Цыбулько, Е.В. Лопаткиной и др.
В ходе выполнения настоящей выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:
-метод анализа: анализ психолингвистической, педагогической и методической литературы; анализ форм, методов и приемов, применяемых на уроках русского языка для совершенствования речевой деятельности; - методы синтеза; наблюдения; изучения и обобщения педагогического опыта; формализации; описания.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют представления об инновационном подходе к итоговому контролю речевых умений учащихся с включением в состав ОГЭ по русскому языку устной части.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование учебно-педагогической и методической работы учителя русского языка и литературы при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку, в применении полученных знаний в процессе преподавания русского языка в средней школе.
Структура и объем работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические основы совершенствования речевой деятельности школьников» - последовательно рассматриваются вопросы теории речевой деятельности, формирования и оценивания основных видов речевой деятельности учащихся.
Во второй главе - «Устная часть ОГЭ по русскому языку как способ контроля речевой деятельности учащихся» - характеризуются новые подходы к аттестации школьников по русскому языку, состав заданий и критерии оценки, формы учебно-методической работы учителя при подготовке к устному собеседованию.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 47 наименований.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является центром формирования российской идентичности, гражданского, культурного и образовательного пространства страны, но в настоящее время наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным [43].
Подчеркивая важность языка и речи в жизнедеятельности человека, Л.С. Выготский писал: «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» [9, с. 9].
Однако содержание учебного предмета "Русский язык", как отмечается в Концепции преподавания русского языка и литературы, слабо обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Выпускники образовательных организаций в недостаточной степени владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями в большинстве случаев не связано с умением применять знания в практической речевой деятельности [18].
Соответственно изучение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и - овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения [18].
Федеральный государственный стандарт также нацеливает на то, что в результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации, создавать устные и письменные высказывания [44].
В связи с этим осуществляется разработка национальной системы оценки качества речевой деятельности обучающихся [35], совершенствуется содержание контрольно-измерительных материалов по предмету «Русский язык» и вводится модуль оценки уровня владения устной речью.
В 2018 г. в состав основного государственного экзамена по русскому языку (ОГЭ) вводится устная часть, которая примет форму собеседования.
Как видим, целью введения устной части итоговой аттестации по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении, определяющей развитие современной школы. Известно, что в настоящее время в обществе предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, осваивать разные профессии. Соответственно речевое развитие, уровень сформированных умений школьников читать, слушать, писать и, прежде всего, говорить, имеет решающее значение.
В связи с введением устного собеседования по русскому языку, ориентированного на проверку коммуникативно-речевых компетенций учащихся, насущными оказываются вопросы понимания его структуры, содержания, критериев оценки качества речевой деятельности, а также подготовки к нему, что и определяет актуальность выпускной работы.
Объектом нашего рассмотрения в ней является процесс совершенствования речевой деятельности учащихся основной школы.
Предметом исследования являются способы проверки и оценки речевых умений учащихся на уроках и в устной части ОГЭ по русскому языку и учебно-методический материал для их коррекции.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать теоретические аспекты речевой деятельности учащихся и предоставить сведения об устном экзамене как способе контроля речевых компетенций, формируемых на учебном материале.
Для достижения цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психолингвистической,
педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты изучения и освоения школьниками видов речевой деятельности на уроках русского языка;
3) дать характеристику видов и форм контроля и оценки владения основными видами речевой деятельности учащихся;
4) определить новизну подхода к итоговому контролю знаний и умений учащихся в устной части ОГЭ;
5) описать структуру заданий устной части и критерии их оценивания;
6) дать методические рекомендации учителю и предложить формы работы с учащимися для их подготовки к устному собеседованию.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды по психологии и педагогике, включающие в себя идеи современных подходов к обучению, обновления системы образования: В.П. Беспалько, А.Г. Асмолова, А.В. Хуторского и др.; труды, содержащие психолингвистические концепции речевой деятельности: Л.С. Выготского, М.Р. Львова, И.А. Зимней и др.;работы, в которых излагаются методические концепции речевого развития учащихся: Т.М. Воителевой, Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой и др.; работы по средствам оценивания результатов обучения в школе: Е.М. Ермошкиной, И.П. Цыбулько, Е.В. Лопаткиной и др.
В ходе выполнения настоящей выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:
-метод анализа: анализ психолингвистической, педагогической и методической литературы; анализ форм, методов и приемов, применяемых на уроках русского языка для совершенствования речевой деятельности; - методы синтеза; наблюдения; изучения и обобщения педагогического опыта; формализации; описания.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют представления об инновационном подходе к итоговому контролю речевых умений учащихся с включением в состав ОГЭ по русскому языку устной части.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование учебно-педагогической и методической работы учителя русского языка и литературы при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку, в применении полученных знаний в процессе преподавания русского языка в средней школе.
Структура и объем работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические основы совершенствования речевой деятельности школьников» - последовательно рассматриваются вопросы теории речевой деятельности, формирования и оценивания основных видов речевой деятельности учащихся.
Во второй главе - «Устная часть ОГЭ по русскому языку как способ контроля речевой деятельности учащихся» - характеризуются новые подходы к аттестации школьников по русскому языку, состав заданий и критерии оценки, формы учебно-методической работы учителя при подготовке к устному собеседованию.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 47 наименований.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы был осуществлен теоретический анализ психолингвистической, педагогической и методической литературы по теме нашего исследования.
Нами были описаны теоретические аспекты изучения и освоения школьниками основных видов речевой деятельности на уроках русского языка. Рассмотрены вопросы теории речевой деятельности, которые являются основой для последующей учебной и методической работы по обучению учащихся основным видам речевой деятельности. Даны дефиниции таких важных понятий, как речь, текст, монолог, диалог, высказывание, устная и письменная речь, виды речевой деятельности. Выделены аспекты функционирования речи, которые в своем единстве нашли выражение в коммуникативно-деятельностном, а затем в компетентностном подходе к обучению, когда в учебном процессе у школьников формируются коммуникативно-речевые компетенции, в содержание которых входит, прежде всего, знание теории речи и владение основными видами речевой деятельности, определяющие их личностные характеристики.
Роль речевой деятельности в современной коммуникации, ориентированной на вербальное поведение личности, оказывается настолько великой, что образовательная практика требует единых подходов к овладению учащимися основных видов речевой деятельности. С этой целью предлагается ввести в образовательных организациях единый речевой режим, создать единую развивающую среду, компонентами которой являются грамотная речь учителей, методы и приемы, направленные на развитие речи как средства коммуникации, развитие видов речевой деятельности и организация самостоятельной речевой деятельности школьников.
Система контроля и оценки достижений школьников в совершенствовании речевой деятельности также претерпела существенные изменения. Формы контроля, средства и методы оценки приобрели новый характер, или же были введены новые формы, средства и методы, что связано с изменившимися образовательными целями. Так, современными средствами оценивания результатов обучения являются мониторинг, рейтинговая система, тесты, портфолио учащихся и др. Выделяется новый критериально-ориентированный подход к оцениванию владения видами речевой деятельности, фиксирующий достижение учениками планируемых результатов.
При рассмотрении видов контроля и форм его организации в отношении речевого развития учащихся 5-9 классов на уроках русского языка было установлено, что, несмотря на традиционность таких видов, как входной, текущий или итоговый контроль, изменилось их содержание. Упражнения, задания, тесты направлены на текст, они связаны с анализом текста, созданием творческих проектов, сочинений, изложений, способами восстановления текста. При работе с текстом идет активное освоение основных видов речевой деятельности. Тем не менее, все используемые для проверки способы проверки, в том числе итоговые, имеют письменную форму (за исключением презентации проекта),и они направлены на развитие следующих видов речевой деятельности - слушания, чтения, письма. Устная речь проходит проверку и подвергается оцениванию в устной части ОГЭ по русскому языку.
Рассмотрены и описаны подходы к структуре устного собеседования, разработке заданий, прежде всего, комммуникативно-деятельностный подход, и специфические принципы типа учета индивидуальных качеств ученика, его жизненного опыта и т.д. Критерии оценивания имеют уровневый характер и связаны с решением коммуникативных задач. В качестве основы контрольных измерительных материалов применяется текст, и работа с ним осуществляется с целью проверки коммуникативной компетенции учащихся, умений восприятия речи (при выразительном чтении)или порождения речи (монологической и диалогической), но при этом контролируется и владение нормами русского литературного языка, этикета.
Предложены методические рекомендации и упражнения, соответствующие заданиям собеседования, которые помогут скорректировать недостаточную освоенность учащимися коммуникативно-речевых умений. В целом можно сказать, что учебный материал, применяемый на уроках русского языка, в том числе и в формах контроля, а также используемый для подготовки к устному собеседованию, в виде упражнений, заданий, имеет творческий и аналитико-синтетический характер, с использованием многообразия методических приемов и современных технологий моделирования текста и учебного диалога. Он ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов посредством универсальных учебных действий.
Нами были описаны теоретические аспекты изучения и освоения школьниками основных видов речевой деятельности на уроках русского языка. Рассмотрены вопросы теории речевой деятельности, которые являются основой для последующей учебной и методической работы по обучению учащихся основным видам речевой деятельности. Даны дефиниции таких важных понятий, как речь, текст, монолог, диалог, высказывание, устная и письменная речь, виды речевой деятельности. Выделены аспекты функционирования речи, которые в своем единстве нашли выражение в коммуникативно-деятельностном, а затем в компетентностном подходе к обучению, когда в учебном процессе у школьников формируются коммуникативно-речевые компетенции, в содержание которых входит, прежде всего, знание теории речи и владение основными видами речевой деятельности, определяющие их личностные характеристики.
Роль речевой деятельности в современной коммуникации, ориентированной на вербальное поведение личности, оказывается настолько великой, что образовательная практика требует единых подходов к овладению учащимися основных видов речевой деятельности. С этой целью предлагается ввести в образовательных организациях единый речевой режим, создать единую развивающую среду, компонентами которой являются грамотная речь учителей, методы и приемы, направленные на развитие речи как средства коммуникации, развитие видов речевой деятельности и организация самостоятельной речевой деятельности школьников.
Система контроля и оценки достижений школьников в совершенствовании речевой деятельности также претерпела существенные изменения. Формы контроля, средства и методы оценки приобрели новый характер, или же были введены новые формы, средства и методы, что связано с изменившимися образовательными целями. Так, современными средствами оценивания результатов обучения являются мониторинг, рейтинговая система, тесты, портфолио учащихся и др. Выделяется новый критериально-ориентированный подход к оцениванию владения видами речевой деятельности, фиксирующий достижение учениками планируемых результатов.
При рассмотрении видов контроля и форм его организации в отношении речевого развития учащихся 5-9 классов на уроках русского языка было установлено, что, несмотря на традиционность таких видов, как входной, текущий или итоговый контроль, изменилось их содержание. Упражнения, задания, тесты направлены на текст, они связаны с анализом текста, созданием творческих проектов, сочинений, изложений, способами восстановления текста. При работе с текстом идет активное освоение основных видов речевой деятельности. Тем не менее, все используемые для проверки способы проверки, в том числе итоговые, имеют письменную форму (за исключением презентации проекта),и они направлены на развитие следующих видов речевой деятельности - слушания, чтения, письма. Устная речь проходит проверку и подвергается оцениванию в устной части ОГЭ по русскому языку.
Рассмотрены и описаны подходы к структуре устного собеседования, разработке заданий, прежде всего, комммуникативно-деятельностный подход, и специфические принципы типа учета индивидуальных качеств ученика, его жизненного опыта и т.д. Критерии оценивания имеют уровневый характер и связаны с решением коммуникативных задач. В качестве основы контрольных измерительных материалов применяется текст, и работа с ним осуществляется с целью проверки коммуникативной компетенции учащихся, умений восприятия речи (при выразительном чтении)или порождения речи (монологической и диалогической), но при этом контролируется и владение нормами русского литературного языка, этикета.
Предложены методические рекомендации и упражнения, соответствующие заданиям собеседования, которые помогут скорректировать недостаточную освоенность учащимися коммуникативно-речевых умений. В целом можно сказать, что учебный материал, применяемый на уроках русского языка, в том числе и в формах контроля, а также используемый для подготовки к устному собеседованию, в виде упражнений, заданий, имеет творческий и аналитико-синтетический характер, с использованием многообразия методических приемов и современных технологий моделирования текста и учебного диалога. Он ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов посредством универсальных учебных действий.



