ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие геометрического мышления 5
1.2. Уровни развития геометрического мышления 10
1.3. Компьютерный эксперимент в обучении математике 16
1.4. Технология развития геометрического мышления с помощью
компьютерного эксперимента 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАНИМЕТРИИ 23
2.1. Определение уровня геометрического мышления студентов 23
2.2. Методика организации опытно-экспериментальной работы по использованию программы GeoGebra в обучении студентов 30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Повышение качества математического образования (МО) является одним из приоритетных направлений современной государственной политики [14]. Развитие российского математического образования в настоящее время немыслимо без использования средств компьютерной математики. В соответствии с Концепцией развития российского математического образования, благодаря использованию ИКТ в образовательном процессе увеличивается доля математических рассуждений, развивается самостоятельность и повышается мотивация учащихся, устанавливаются связи математических моделей с реальностью, расширяется круг задач, которые можно решить при помощи компьютера [14].
Многолетняя практика проведения ЕГЭ и ОГЭ по математике, а также результаты математических олимпиад, показывают, что учащиеся затрудняются в решении геометрических задач, требующих навыков продуктивного мышления. Геометрическое мышление (ГМ) является одним из ключевых компонентов математического образования, поэтому повышение качества МО напрямую связано с развитием этого вида мышления.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует общепринятое определения геометрического мышления, а также нарушены границы между геометрическим и пространственным видами мышления. Исследования, доказывающие или опровергающие эффективность применения программы GeoGebra в процессе обучения студентов геометрии с целью повышения уровня ГМ, не имеют экспериментальной базы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества геометрического образования на всех ступенях образования, поскольку низкий уровень математической подготовки абитуриентов, поступающих на педагогические направления, сказывается на результатах их дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс обучения в педагогическом вузе или педагогических отделениях университетов.
Предмет исследования: особенности организации обучения геометрии с компьютерным экспериментом студентов педагогического отделения университета.
Цель исследования: изучить возможности применения программы GeoGebra в обучении геометрии с целью повышения уровня геометрического мышления студентов.
Задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть и проанализировать известные формулировки определения геометрического мышления.
3. Изучить возможности применения компьютерного эксперимента в обучении геометрии.
4. Разработать методику развития геометрического мышления посредством применения программы GeoGebra в обучении.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы, сформулировать выводы по методике организации занятий.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературы и Интернет-источников;
- эмпирические: наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение и обобщение полученных экспериментальных данных.
В рамках данного исследования была обоснована важность понимания развития геометрического мышления, приведены стадии его развития, описана технология развития ГМ с помощью компьютерного эксперимента, проведена работа по измерению уровня развития геометрического мышления студентов и организована опытно-экспериментальная работа по использованию программы GeoGebra в обучении курсу «Методика решения задач по элементарной математике: Планиметрия» студентов второго курса Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ. В основу эксперимента была положена теория уровней геометрического мышления ван Хиле, обоснована адекватность применения данной теории в условиях современного российского образования, сформулированы этапы работы с задачами с использованием компьютерного эксперимента.
Непосредственно перед внедрением данной методики обучения планиметрии были проанализированы зарубежные статьи и монографии, содержащие экспериментальные данные по данной теме, изучен опыт применения теории ван Хиле за рубежом, переведен на русский язык тест Залмана Узискина, разработанный для измерения уровня ГМ теории ван Хиле.
В результате опытно-экспериментальной работы был проведен количественный и качественный анализ полученных данных, подтверждающих наличие положительной динамики в развитии геометрического мышления студентов и эффективность применения данного подхода в обучении.
Анализ российского опыта показал отсутствие подобного рода исследований по развитию геометрического мышления в соответствии с теорией ван Хиле, содержащих экспериментальные данные. Работа в данном направлении не закончена и требует дальнейшего исследования на экспериментальном уровне.
Настоящее исследование носит прикладной характер и будет полезно преподавателям высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку учителей математики, а также школьным учителям.
1. Clements D. H., & Battista, М. T. (1992). Geometry and spatial reasoning. In D. A. Grouws (Ed.), Handbook of research on mathematics teaching and learning (pp. 420-464). New York: MacMillan.
2. Frykholm, J. A. (1994 The significance of external variables as predictors of van Hiele levels in algebra and geometry students. Madison: University of WisconsinMadison. (ERIC Document Reproduction Service No. ED 372 924)
3. Fuys, D., Geddes, D., & Tischler, R. (1988). The van Hiele model of thinking in geometry among adolescents. Journal for Research in Mathematics Education Monograph 3. Reston, VA: National Council of Teachers of Mathematics.
4. July Raquel Andrea. "Thinking in three dimensions: Exploring students'
geometric thinking and spatial ability with the Geometer's Sketchpad" (2001). ProQuest ETD Collection for FIU. AAI3018479.
http: //digitalcommons .fiu.edu/dissertations/AAI3018479
5. Nasser, L. (1995). Long term effects of a geometry course based on the van Hiele theory. In L. Meira & D. Carraher (Eds.), Proceedings of the annual conference of the international group for the psychology of mathematics education (19th. Recife Brazil. July 22-27'): Vol 1. (pp. 213).
6. Piaget J., Inhelder B. The Childs Conception of Space. New York: Norton, (1967).
7. Piaget J., Inhelder B., Szeminski A. The Childs Conception of Geometry. London: Routledge &Kegan Paul, (1960).
8. Pierre M. van Hiele. Structure and insight: a theory of mathematics education. Academic Press, 1986: 246 с.
9. Zalman Usiskin. “Van Hiele Levels and Achievement in Secondary School
Geometry.” University of Chicago, 1982: 438. https://www.researchgate.net/publication/234715504 Van Hiele Levels and Achievement in Secondary School Geometry CDASSG Project.
10. А.Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://azps.ru/handbook/p/pros357.html (Дата обращения: 20.11.2017)
11. А.В. Боровских, Э. Рейхани, Н.Х. Розов. Развитие геометрического мышления школьников. [Электронный ресурс] / Режим доступа: fpo.msu.ru/open_files/borovskikh/razv_geom_mish.doc
12. Дубинина С.А. Развитие пространственного мышления детей младшего школьного возраста при изучении геометрического материала. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docplayer.ru/55441511- Svetlana-alekseevna-razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-detey-mladshego- shkolnogo-vozrasta-pri-izuchenii-geometricheskogo-materiala.html
13. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации [Электронный ресурс] / справ. / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Электрон. дан. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 638 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70148
14. Кайгородцева Н.В. Геометрия, геометрическое мышление и геометро-графическое образование // Современные проблемы науки и образования.
- 2014. - № 2. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12330 (Дата обращения: 20.11.2017)
15. Концепция математического образования в РФ [Электронный ресурс] /
Режим доступа:
ЬЬрз://минобрнауки.рф/документы/3894/файл/2730/Концепция%20развит ия%20математического%20образования%20в%20РФ.рй1? (Дата обращения 09.02.2017)
16. Майер В.Р. Компьютерные исследования и эксперименты при обучении
геометрии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-issledovaniya-i-eksperimenty- pri-obuchenii-geometrii (Дата обращения 10.05.2018)
17. Методика решения задач элементарной математики: Планиметрия (4 семестр). Дистанционное образование КФУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://edu.kpfu.ru/enrol/index.php?id=792 (Дата обращения: 10.04.2017)
18. Налимов В.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. - 215 с.
19. Подготовка и проведение урока-исследования в стиле экспериментальной
математики. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby files/files/page 2588/eksperim entalnaya matematika kak soderzhatelno-
metodicheskaya liniya shkolnogo kursa matematiki.pdf
20. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
21. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Электронный
ресурс] / Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles/view/ponyatiynoe-myshlenie (Дата
обращения: 20.11.2017)
22. Рослова Л. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6
классов. Лекция 2. Журнал «Математика». N18 (680), 16-30.09.2009
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://mat.1 september.ru/view article.php?ID=200901814
23. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Психодиагностика. Psyera.ru
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://psyera.ru/2484/test-
struktury-intellekta-amthauera
24. Учебный процесс. Учебные планы. Департамент образования КФУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kpfu.ru/do/uchebnyj- process/uchebnye-plany
25. Фалилеева М.В., Дюпина А.Э. Обучение курсу «Элементарная
математика» с использование программы GeoGebra / В сборнике: Преподавание математики и компьютерных наук в высшей школе Материалы международной научно-методической конференции. Научный редактор Е.К. Хеннер. 2017. — С. 88-92. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //elibrary. ru/item. asp?id=29943037 (Дата обращения
09.02.2017)
26. Философский словарь. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www. harc. ru/ Дата обращения: 20.11.2017
27. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов / Ираида Сергеевна Якиманская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.