Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Работа №49455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Конституционный судебный контроль: понятие, история, современность
§1. Становление и развитие конституционного контроля в субъектах РФ
§2. Конституционный судебный контроль как средство правовой охраны конституций субъектов РФ
2. Организационные и теоретические основы конституционного контроля в РТ
§1. Учреждение и структура Конституционного суда в РТ
§2. Принципы организации и деятельности Конституционного суда в РТ
З. Компетенция Конституционного суда в РТ
§1. Понятие и природа компетенции Конституционного суда в РТ
§2. Юридическая особенность решения Конституционного суда РТ
Заключение
Список использованной литературы


Актуальность темы исследования. Преобразование судебной власти с наличием адекватного законодательного регулирования для создания демократического, правового государства, а также обеспечения прямого действия и верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции, является одной из важных задач современного правового государства. Это обуславливает необходимость в создании и конституционно- правовом закреплении набора правовых средств охраны
норм Конституции .Наиболее важное место в числе данных средств определяет институт конституционного контроля.
В нашей стране этот процесс сопровождался созданием конституционной юстиции, как на уровне федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Учреждение Конституционного Суда Российской Федерации положило начало конституционному правосудию в Российской Федерации, поэтому эта структура судебной власти определяет российскую государственность. Опыт формирования органов государственной власти в Российской Федерации и ряде ее субъектов свидетельствует, что эффективной формой защиты Конституции и основных законов субъектов Федерации, осуществления конституционного контроля является функционирование в них Конституционных судов субъектов Российской Федерации.
Конституционные суды субъектов Российской Федерации осуществляют конституционное судопроизводство на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Они занимают особое место в системе органов государственной власти субъектов, как и у Конституционного Суда Российской Федерации, у них свои задачи, они осуществляют специальные функции. Собственно благодаря созданию Конституционного суда субъект завершает создание своей третьей ветви государственной власти-судебной, потому что только этот орган может быть отнесен к суду субъекта. Исходя из этого, Конституционные суды субъектов Российской Федерации служат конституции и уставу субъекта Российской Федерации, обеспечивают действительное разделение властей, определяют особую сферу государственно-правовых отношений, вписываются в государственно-правовую действительность субъектов Федерации и создают завершенность их государственности.
Актуальные вопросы повышения эффективности деятельности Конституционного Суда по отправлению конституционного правосудия предполагают необходимость дальнейшего совершенствования порядка осуществления конституционного судебного процесса в ходе рассмотрения и разрешения дел, отнесенных к его юрисдикции. Установление надлежащих юридических процедур и правил конституционного судопроизводства способствует обеспечению правильного понимания и применения предписаний материальных конституционных норм, защите прав, свобод и законных интересов субъектов конституционного судопроизводства ив конечном счете вынесению Конституционным Судом по результатам рассмотрения конкретного дела всестороннего и объективного итогового решения. В противном случае, как отмечает Н.В. Витрук: «несоблюдение требований судебно-конституционной процессуальной формы на практике может привести к подрыву авторитета Конституционного Суда РФ, ставит под сомнение легитимность принимаемых им актов и в целом снижает уровень гарантированности реализации права сторон-заявителей на судебную защиту посредством отправления конституционного правосудия» . Соблюдение Конституции РФ и законов государства стало важнейшим условием жизнедеятельности политической, социальной и экономической систем, их стабильности и устойчивости. Конституцию страны должны соблюдать все субъекты права, таким образом, проблематика судебного конституционного контроля занимает в юриспруденции важное место.
Общеизвестно, что создание судопроизводство по нормам Конституции в субъектах-это важное условие существования правового государства, как и на уровне Российской Федерации. В Российской Федерации все субъекты правовые образования, но их в полной мере невозможно считать таковыми, когда множество нормативных правовых актов, принятых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Российской Федерации, не проверены на соответствие Конституции субъекта Российской Федерации. Каждый уровень конституционного контроля должен контролировать свой уровень законодательной власти. Тем более, что развитие федеративных интересов определяет функционирование конституционной юстиции в субъектах Федерации при защите региональных интересов. Таким образом, Конституционные суды субъектов Российской Федерации, являясь частью единой правовой системы и защищая конституции и уставы соответствующих субъектов Российской Федерации, должны, одновременно, защищать и Конституцию Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Вопросы определения понятия, правовой природы, содержания конституционного
контроля, видов конституционного контроля исследовались в работах авторов Е.А. Бондаря, А.Г. Гатауллина,В.Н. Демидова, С.Э. Несмеяновой, М.Б. Смоленского, Г.А. Шмавонян, Ю.Л. Шульженко и др.
Особенности конституционного правосудия и судебного конституционализма стали предметом рассмотрения в трудах
Е.А. Бондаревой, Н.В. Григорьевой, А.Г. Гатауллина А.В. Зимина, П.М. Курдюк, С.Н. Школа и др. Теоретической основой данного исследования послужили работы таких авторов как: С.А. Авакьян, И.А. Алебастрова, А.Б. Барихин, Ю.М. Бердюгина, А.Д. Бойков, Н.С. Бондарь, О.В. Брежнев, Н.В. Витрук, И.В. Выдрин, Г.А. Гаджиев ,А.Г. Гатауллин, В.Н. Демидов, И.А. Ермолов, А.В. Зимин, А.Д. Керимов, Д.С. Коровинских, В.А. Кряжков, Ю.Е. Курилюк, Л.В. Лазарев, А.В. Мазуров, М.А. Митюков, И.Ю. Остапович, А.К. Полянина, А.М. Тарасов, В.Е. Чиркин, Д.Г. Шустров, А.В. Якушев и др. Объектом исследования магистерской диссертации являются: общественные отношения, которые складываются в сфере конституционного судопроизводства.
Предметом является правовое закрепление властных полномочий Конституционного Суда Республики
Татарстан в нормативных правовых актах и механизм их реализации. Цель исследования-комплексный анализ особенностей и порядка осуществления конституционного контроля в Республике Татарстан.
Задачи исследования:
-дать характеристику конституционному судебному контролю в историко - правовом и современном аспекте;
-рассмотреть конституционный судебный контроль как средство правовой охраны конституций субъектов РФ;
-раскрыть порядок учреждения и структуру Конституционного суда в РТ;
-перечислить и раскрыть принципы организации и деятельности Конституционного суда в РТ;
-раскрыть понятие и природу компетенции Конституционного суда в РТ;
-выявить юридическую особенность решения Конституционного суда РТ.
Методологическая основа исследования включает комплекс общенаучных, специальных и частно правовых методов познания правовой действительности. К общим и методам, использованным в работе, следует отнести: анализ и синтез, индукция и дедукция. К специальным методам относятся: системный и статистический. Также использовались частно-правовые методы: сравнительно-правовой и формально - юридический.
Структура исследования обусловлена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников. В первой главе «Конституционный судебный контроль: понятие, история, современность» проанализирован процесс становления и развития конституционного контроля в субъектах РФ, а также рассмотрена категория «конституционный судебный контроль» в контексте средства правовой охраны конституций субъектов РФ.
Вторая глава посвящена вопросам организационных и теоретических основ конституционного контроля в РТ. Рассматриваются такие вопросы как учреждение и структура Конституционного суда в РТ, а также принципы организации и деятельности Конституционного суда в РТ.
Третья глава посвящена непосредственно вопросам компетенции Конституционного суда в РТ. Рассматривается дефиниция и природа компетенции Конституционного суда в РТ. Отражается юридическая особенность решения Конституционного суда РТ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конституционный контроль - это один из элементов государства, чтобы претендовать называться правовым, создавать прочный общественно- политический строй, систему законности и защиты интересов граждан .
В свою очередь, «синтез, сплав двух начал — сущности конституционного контроля и формы правосудия представляют собой Конституционное правосудие». Благодаря этому осуществляется самостоятельный вид государственно - властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия.
Все политические, экономические, социальные и моральные ценности общества охраняет в генеральном плане конституционное правосудие.
Но более нацелено он способствует сохранению и действию тех из них, которые непросто оформлены правом, но и восходят к высшему юридическому источнику-конституции.
Конституция РФ провозглашает Россию «демократическим правовым государством.. ,». Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное действие.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно- правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч.1 ст. 15 Конституции РФ.
Конституция как основной закон государства по своей сути должна иметь правовой характер. Другими словами, она своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражает принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования) правового государства.
Однако, принципы верховенства конституции, конституционной законности не осуществляются само собой. Их действие может быть нарушено умышленно ( влияние различных политических ставящих свои партийные или конъюнктурные цели выше остальных) либо в силу прав о применительной ошибки. Для остановления и устранения таких "сбоев" имеется система правовых средств охраны конституции. Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль, который представляет собой специализированный механизм охраны конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы.
Конституционный контроль - это функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деле субъектов общественных отношений.
Высшим специализированным органом конституционного правосудия в нашей стране является Конституционный суд РФ.
“Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства
, гласит ст. 1 Закона Конституционном суде РФ. В нем четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти .Это означает, соответствие закона Конституции и решает исключительно проблемы права, т.е. он независим от политики, не является субъектом политических отношений. Поэтому ни в коем образов не должен предпочитать политическую целесообразность. В связи с этим новое законодательство попыталось деполитизировать его деятельность. Теперь Конституционный Суд не рассматривает дела о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений высших должностных лиц, не дает заключение о наличии оснований для отрешения их от должности. По сравнению с деятельностью Конституционного Суда в первом составе в настоящее время его полномочия значительно изменены.
Однако само по себе провозглашение того, что институт конституционного правосудия является исключительно юридическим (правовым) институтом не делает его в полной мере таковым.
С одной стороны конституционный суд является органом правосудия, составной частью судебной власти, а с другой — выступает как орган государственной власти, стоящий в одном ряду с президентом , парламентом, правительством. Кроме того, конституционный суд — важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных конституцией рамках.
Данный орган принимает самое непосредственное участие как политике в собственном смысле слова, так и в создании государственной политики в важных сферах общественной жизни. Конституционный суд рассматривает проблемы, в которых затрагиваются проблемы отношений власти (политики в собственном смысле этого слова), а также вопросы, связанные с проведением экономической, социальной, налоговой и иной политики государства. Соответственно решения органа конституционной юстиции имеют важнейшее политическое значение.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 1 2.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к КонституцииРФот30.12.2008 К6-ФКЗ,от30.12.2008К7-ФКЗ, от 05.02.2014К2- ФКЗ,от21.07.2014 И11- ФКЗ)//"Собрании законодательства РФ",04.08.2014,К31,ст.4398
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N1 - ФКЗ (ред.от28.12.2016)"О Конституционном Суде Российской Федерации"/ /"Российская газета" Ц138-139,23.07.1994,
3. Федеральныйконституционныйзаконот31.12.1996№- ФКЗ(ред.от05.02.2014)"О судебной системе Российской Федерации"//"Российская газета",№ ,06.01.1997,
4. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 0 8.03.2015 К21-ФЗ (ред. от 29.07.2017)//"Российская газета" 49,11.03.2015.
5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №199-
ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» //СЗРФ.2007. №31 .Ст. 3996.
6. Конституция Республики Татарстан (принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г//"Советская Татария №46-247 от 12 декабря 1992 г., Своде законов РТ, Том 2
7. О конституционном надзоре в Республике Татарстан (утратил силу на основании закона Республики Татарстан от 30.10.1998 №840) //Ведомости Верховного Совета Татарстана 1992 стр.68
8. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 11 января 2002 года №2-П по делу о толковании отдельных положений пункта 2 части 2 статьи 119 Конституции Республики Татарстан//Республика Татарстан. 2002.№11.
9. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 30 января 2002 года №3-П по делу о толковании отдельных положений пункта 4 части 2 статьи 89 Конституции Республики Татарстан//Республика Татарстан .2002.№24;
10. Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 18 августа 2011 г. №4662 (ред.От22 авг.2014г.) «О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений»//Сб. докладов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2011 .№33.С .127.
Научная литература
11. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран.-М., 2011.- С.58.
12. Анисимова Т.В. Юридическая природа конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации//Адвокат. 2009. №3.
13. Боброва В.К, Кровельщикова В.В. ,Митюков М.А. Закон об уставном суде субъекта Российской Федерации: каким он может быть?/Отв. ред. М.А. Митюков .М.,2000.
14. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001гг.):Очерки теории и практики .-М.,2001.-С.58.
15. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно- конституционноеправоипроцесс:учеб.пособие.4-еизд.-М.:Норма,Инфра- М,2012.-С.324.
16. Вступительное слово Д.А. Медведева//Государство и право.2001. №9.С.92.
17. ГатауллинА.Г. Теоретические и организационно- правовые основы конституционного судебного контроля в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис....докт. юрид. наук.- Саратов,2009.-С.12.
18. Гумерова Л.Ш. Повышение эффективности конституционного правосудия по защите социальных прав граждан в Республике Башкортостан. В Сб.: Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (вып .УШ).Казань: ООО «Офсет-сервис»,2013.С.184.
19. Демидов В.Н. Взаимодействие Конституционного суда с органами государственной власти и местного самоуправления как фактор совершенствования конституционного правосудия в Республике Татарстан//Вестник Уставного Суда Калининградской области. Сент. 2011-июнь 2012. №17-18.С.105-113.
20. Демидов В.Н. Исполнение решений Конституционного суда Татарстана как фактор совершенствования правовой системы республики// Казанская наука .2013.№7.С.13-19.
21. Демидов В.Н. Реализация решений органов конституционного правосудия субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) //Казанская наука.2014. №6.С.13-20.
22. Демидов В.Н. Компетенция конституционных (уставных)судов субъектов Российской Федерации: общее и особенное//Вестник Московского университета МВД России. 2015 .№2.С.54-62.
23. Зорькин В.Д. Конституционные основы развития цивилизации в современном глобальном мире. Вкн. :Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. Вып. 11. В сб. науч. тр. Казань, 2007.С.8,9.
24. Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации//Журнал российского права. 2013. №12. С.5-13.
25. Конституционное правосудие на рубеже веков. М.,2002.С.7; Мухаметшин Ф. Х., Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция как фактор развития российского федерализма//Г осударствоиправо.2007.№2 .С.46-54.
26. Конституционное право зарубежных стран/Под ред. М.В. Баглая и др.- М.,2012.-С.73.
27. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты; отв. ред. М.А. Митюков. М.,1999.С.2.
28. М.А. Митюков. Полномочия конституционного суда РФ в его собственной интерпретации//Вестник ТГУ.-№283- Сентябрь 2004.-45с.
29. Мухаметшин Ф.Х., Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция как фактор развития российского федерализма// Государство и право.2007.№2.С. 46-54.
30. Мухачев И.В. Конституция- юридический акт, обеспечивающий социальный гомеостазис//Вестник Саратовской гос. юрид. акад.2014. №1(96).С.62
31. Путин В.В. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России//Коммерсантъ. 7 февр. 2012.№21.С.5.
32. Опалев Ю.М. Конституционный контроль на Тайване: Дис....канд. юрид. наук.-М.,2007.-С.14.
33. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние//Журналрос. права. -2012.-№1. -С.28,31.
34. Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и российская Конституция//Журнал
российского права. 2008.№12.
35. Цалиев А.М. Соотношение права и политики в организации и деятельности конституционных (уставных) судов//Журнал конституционного правосудия. 2 012.№2.С.21.99
36. Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации.- М.,2011.-С.4
37. Шустров Д.Г. Государство и конституция//Конституционное и муниципальное право.-2012.-№2.-С.8-17.
38. Эбзеев Б.С. Личность и государствов России: Взаимная ответственность и конституционные обязанности.-М.,2007.-С.7.
39. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.: ЮНИТИ,1997.С.92.
40. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.,2005. С.510.
Материалы судебной практики
41. ПостановлениеКонституционногоСудаРФот16.06.1998И19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125,126 и 127 Конституции Российской Федерации 7/"Российская газета" Ц121,30.06.1998,
42. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N8 -П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха(Якутия)и Совета Республики Государственного Совета-
Хасэ Республики Адыгея'7/"Российская газета"Ц69,17.04.2002,
43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 Ш8(ред. от 09.02 .2012)"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части'7/"Российская газета" Ц276,08.12.2007
44. Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2001 года №12-О по жалобе гражданина В.М. Сухова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 1996г.№837 «О порядке реализации отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах"», другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
45. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 15 октября 2002 года №7-П по ходатайству Кабинета Министров Республики Татарстан о разрешении спора о компетенции между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Казанским Советом народных депутатов.
46. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 12 октября 2005 года №17- П по делу о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2004 года № 199 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан за период с 1990 по 1994 год» в части признания утратившим силу постановления Кабинета Министров Татарской ССР от 6 февраля 1992 года №62 "О ходе выполнения постановления
47. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2012 года №47- Ппо делу о проверке конституционности пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощии пункта 2.2.1.5 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи,утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 августа 2000 года №694 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Республики Татарстан"», в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.
48. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 19 октября 2012 года №50-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 г.№4662 «О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений» в связи с жалобой гражданки И.В. Тарасовой//Республика Татарстан.2012.3 нояб.№219-220.
49. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от28 мая 2008 года №30- П по делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. №24-
ЗРТ «О транспортном налоге» в связи с жалобой гражданина А.А. Абсатарова/ /Республика Татарстан.2008.3 июня №221-224.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ