ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 6
1.1. История развития проблемного обучения как одной из форм
личностно-ориентированного подхода 6
1.2. Сущность проблемного обучения в школе 10
1.3. Интеграция уроков английского языка и математики как способ
формирования межпредметных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИКИ 22
2.1. Методические особенности преподавания английского языка с
элементами математики методом проблемного изложения 22
2.2. Задачи и условия организации опытно-экспериментальной работы по
оценке эффективности проблемного метода в обучении 27
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 33
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обновление общеобразовательной школы, переход на новую структуру и содержание общего среднего образования ставят школу перед необходимостью достижения нового качества в обучении. Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы имеет большое значение. Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию познавательной активности школьников.
За последние годы качество математического образования значительно снизилось. К одной из причин его снижения следует относить недостаточность технологической проработки процесса, который повышает уровень познавательной активности учащихся и, как следствие, отсутствие мотивации к изучению предмета.
Также у учащихся возникает вопрос и о важности изучения английского языка. Они считают это пустой тратой времени, а учителю английского языка часто приходится слышать «ну и зачем нам ваш английский в России?», «я все равно не перееду жить в Англию или США, а для отдыха мне и пары фраз достаточно, зачем учить так много?». А на уроках математики, изучая новые свойства чисел и фигур, совсем не узнают их общий исторический путь, следуя которому человечество добывало эти математические знания. А постоянный наш помощник - учебник, не содержит в себе информации о том, кто причастен к открытию того или иного понятия или эта информация дается в очень краткой форме. Так же в наше время стало важным хорошо знать IT технологии. Создают роботов, искусственный интеллект. Для этого необходимы современны ученые. Для успешного изучения необходимо получить основательное математическое образование, но уже на международном уровне. Так, у учителя математики и английского языка появляется возможность повысить интерес к изучению языка, показав, что на уроке математики иностранный язык может стать неплохим помощником и, таким образом, устранив пробел в знаниях об истории развития математики и математических терминов, что поможет в будущем учащимся получить достойное высшее образование.
Актуальность данного вопроса позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Проблемный метод обучения английскому языку с элементами математики».
Почему именно проблемное обучение? Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при которой отводится большое место самостоятельной работе учащимся. Что является наиболее эффективным способом при интегрировании уроков математики и английского языка. Такое обучение будет способствовать расширению математической лексики на английском языке. Однако роль преподавателя при этом не уменьшается, а возрастает, так как ему необходимо четко управлять учебным процессом и давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности школьников, контролировать конечный результат выполнения заданий, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам.
Объектом данного исследования является процесс обучения английскому языку в 9 классе общеобразовательной школы.
Предметом исследования: метод проблемного изложения в обучении английскому языку с элементами математики.
Цель исследования заключается в изучении возможностей использования метода проблемного обучения в преподавании английского языка с элементами математики, доказать его эффективность и доступность.
В соответствии с объектом, предметом и целью выпускной аттестационной работы были определены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические основы проблемного обучения английскому языку;
2. разработать конспекты уроков проблемного изложения материала на уроках английского языка с использованием элементов математики;
3. экспериментально проверить уровень владения математической лексикой на английском языке;
4. показать в ходе эксперимента эффективность данной методики.
Гипотеза: при соблюдении принципов проблемного обучения при создании проблемных ситуаций на уроке с использованием математического содержания будет достигнута эффективность обучения английскому языку.
Использование проблемного обучения английскому языку дает возможность учителю создать еще одну мотивационную ситуацию для учащихся, которая поможет учащимся повысить знания по английскому языку и математике.
Нами была исследована литература и проанализирован электронный ресурс, содержащий информацию об эффективности использования проблемного метода на уроках английского языка. Основываясь на полученной информации, мы подтвердились тому, что использовать математические элементы на уроках английского языка посредством проблемного метода будем наиболее эффективным и безболезненным способом для учащихся.
Знания математической лексики учащихся на английском языке на начальной стадии были не достаточно высокими, что дало возможность исследования эффективности нашего метода.
Экспериментальная работа основана на уроках в 9 «А» классе, составленные по методике интегрированного обучения, конспекты которых тщательно подготовлены, хорошо спланированы. Задания и упражнения направлены на развитие творческих способностей ученика и на поддержание мотивации к обучению.
Проведя все уроки по составленным конспектам, было выявлено, что наша методика является эффективной и знания учеников значительно отличаются от тех знаний, которые у них были в начале эксперимента.
Использование математики на уроке английского языка развивает личностные и языковые компетенции учащихся, предоставляя учащимся возможность получения дальнейшего технического образования на международном уровне, расширяет кругозор и восполняет пробелы в знании математической истории.
Данная дипломная работа была апробирована на ежегодной студенческой научно-практической конференции по английскому языку.
1. Астахова С.Т., Лебедева О.А. Опыт проведения проектного интегрирования урока математики и английского языка в общеобразовательных 8 классах основной школы // Слово учителю: сетевое издание Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. - URL: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1554-astakhova-s-t-lebedeva-o-a- opyt-provedeniya-proektnogo-integrirovannogo-uroka-matematiki-i-anglijskogo- yazyka-v-obshcheobrazovatelnykh-8-klassakh-osnovnoj-shkoly (дата обращения: 15.05.18)
2. Бейзеров, В.А. Проблемное обучение//Образование в современной школе. - 2015. - №12. - с.48-52.
3. Бексултанова, З. М., Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А. Инновационные педагогические технологии//Материалы II Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. — с.90-95.
4. Бизюк Л.К. Английский язык для математиков=English Course for Mathematicians//Пособие для студентов I курса мех.-мат. фак. -Минск : БГУ, 2012. - 99 с.
5. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях// Научные исследования в образовании. - 2012. - №11. - с.6-11.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96с.
7. Дерябин П.А. Интегрированный урок английского языка и математики "How numerate are you?" "Математические действия на английском языке."// Мультиурок. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-iazyka-i- mati.html (дата обращения: 15.05.18)
8. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
9. Зеремская Ю.А, Солодовникова О.В. Английский язык для студентов элитного технического образования: учебное пособие. - Томск: Изд-во: Томский политехнический университет, 2015. - 123 с.
10. Иванова О.А. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. -
№ 161. - С. 215-219.
11. Кабакчи, В.В. Английский язык межкультурного общения - новый аспект в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - 100 с.
12. Коменский, Я.А. Великая дидактика. - М.: Книга по требованию, 2012. - 321 с.
13. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 3-6. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 10.04.18)
14. Макарова, Н.Э., Григоренко О.Е. Интегрированный урок как средство реализации межпредметных связей в обучении английскому языку и математике/Актуальные проблемы современного образования. - 2013. -
№ 1 (14). - С.72-76.
15. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
16. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1987. - 156 с.
17. Мельникова,Е.Л. Технология проблемного обучения//Под науч.ред. А.А.Леонтьева. - М.:Боласс, 1999. - 256 с.
18. Никитина, Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
19. Николаева, Е.Н. Развитие критического мышления и медиакомпетентности в вузе. // Традиции и инновации в строительстве :материалы 71-й Всероссийской научно- технической конференции по итогам НИР. - Самара, 2014. - С. 157-158.
20. Оконь, В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - 206 с.
21. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1953. - 752 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
23. Руссо,Ж.Ж. Эмиль или о воспитании[Электронный ресурс]. - URL: http://iknigi.net/avtor-zhan-zhak-russo/108144-emil-ili-o-vospitanii-zhan- zhak-russo/read/page- 1.html (дата обращения: 10.04.18)
24. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. 2 изд.// Сборник статей. Пособие для учителей. - М., 1955. - 304 c.
25. Усова, А. В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: сб. науч. тр.Челябинск, 1973. - 54 с.
26. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - СПб., 1994. - 250 с.
27. Федорова В. Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: пособие для учителей: сб. статей. - М.: Просвещение, 1980. - 86 с.
28. Харламов, И.Ф. Педагогика/Учеб.пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2013. - 519 с.
29. Manea T. An Interdisciplinary Curriculum: What’s A Math Teacher Doing In An English Classroom? // Rubicon. [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. rubicon. com/an-interdisciplinary-curriculum-whats-a-math- teacher-doing-in-an-english-classroom/ [дата обращения: 15.05.18]