Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ

Работа №49432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
390
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения социального общения в виртуальном пространстве 8
1.1. Историография понятия «виртуальная реальность» и сущность
виртуального общения 8
1.2. Лингвокультурологические особенности общения в виртуальном пространстве 15
Краткие выводы по I главе 22
Глава II. Толерантность как фактор эффективного бесконфликтного общения 24
2.1 Понятие и маркеры толерантности. Толерантность в Интернет- общении 24
2.2 Речевые механизмы коммуникативных конфликтов 30
2.3. Коммуникативная структура бесконфликтного текста в Интернет-пространстве 34
Краткие выводы по II главе 39
Глава III. Контент-анализ социальных сайтов Республики Татарстан 40
3.1. Структурно-типологический анализ текстов социальных сайтов и пабликов Республики Татарстан (на примере анализа коммуникативных текстов в группах социальной сети Вконтакте: «ProKazan.ru| Новости Казани и Татарстана», «Казань Онлайн | Главный Казанский Паблик», «БИЗНЕС Online | Новости Казани и Татарстана», «Телекомпания ЭФИР», «Типичная Елабуга», «Digest. Новости Республики Татарстан») 40
3.2 Идентификация речевого поведения пользователей социальных сайтов РТ 44
Краткие выводы по III главе 49
Заключение 51
Библиография 55
Приложение 58

XXI век - это век высоких технологий. За последние годы наблюдается повышенный практический и научный интерес к изучению Интернет-пространства.
Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себе ни дня без него. Мы просим у него помощи, когда нам нужно что-то купить или продать, ищем рецепты для приготовления вкусного ужина, и обсуждаем с другими людьми важные проблемы как регионального, федерального, так и мирового уровней.
Интернет становится средством не просто массовой, но и глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему. Стоит отметить, что виртуальное пространство все чаще стало заменять реальную коммуникацию, что порой даже доходит до формы зависимости.
К счастью или, к сожалению, Интернет-пространство практически не ограничено никакими рамками. В сети публикуются неэтичные материалы, выставляются на всеобщий показ фотографии и видео, которые просматривают и могут комментировать дети.
Выбор изучения коммуникации на социальных платформах Интернет-пространства объектом исследования обусловлен значимостью сети Интернет на современном этапе развития общества. Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью коммуникативной среды Интернет-пространства, необходимостью понимания и систематизации специфических маркеров толерантного общения в виртуальном пространстве, а также неурегулированностью проблемы толерантного отношения к появлению новых норм в виртуальном коммуникативном пространстве.
Теоретическую базу исследования составили научные труды выдающихся отечественных и зарубежных авторов-исследователей:
- ученых-лингвистов (В.В. Воробьев, О.С. Иссерс, Ю.А. Левицкий, Е.Е. Анисимова и др.);
- психологов (А.Г. Асмолов, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, Г.У. Солдатова и др.);
- философов (П.К. Гречко, М.Уолцер и др.);
- социологов (П.Е. Кондрашов, А.П. Назаретян и др.).
Цель исследования была определена нами как выявление особенностей коммуникации на социальных сайтах в Интернет- пространстве.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:
1) определить основные понятия из теории изучения общения в виртуальном пространстве;
2) рассмотреть историографию понятия «виртуальная реальность» и сущность виртуального общения;
3) изучить понятие и маркеры толерантности в виртуальном пространстве;
4) рассмотреть речевые механизмы коммуникативных конфликтов;
5) провести структурно-типологический анализ текстов социальных сайтов и пабликов Республики Татарстан, обозначив фонетические, морфологические, лексические, синтаксические и графические маркеры толерантности Интернет-коммуникации;
6) провести идентификацию речевого поведения пользователей социальных сайтов РТ.
Объектом исследования выступают особенности Интернет- коммуникации в виртуальном пространстве Республике Татарстан.
Предмет исследования - речевое поведение пользователей социальных сайтов, выражающее толерантное или интолерантное отношение к другим личностям.
Материалом исследования послужили принт-скрины текстов на страницах (пабликах) социальной сети Вконтакте (vk.com). Общее количество собранного и обработанного материала составило 300 текстов.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые паблики Республики Татарстан в социальной сети исследуются как жанровая разновидность Интернет-общения, определяются маркеры толерантности относительно всех уровней Интернет-текста, проводится идентификация речевого поведения пользователей социальных сайтов.
Согласно определенной цели и задачам применялись следующие методы исследования: наблюдение, сопоставительный, структурно-типологический, количественный и контекстуальный анализы.
Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что отдельные положения данной работы можно использовать в рамках занятий по психолингвистике, социолингвистике и Интернет- журналистике.
Апробация работы. По теме ВКР отправлены на публикацию 2 научные статьи:
- в РИНЦ-издание Международный научно-практический журнал «Филологический аспект», тема «Сущность графических невербальных средств при анализе коммуникативного акта в интернет-пространстве»;
- в ВАК-издание Вестник Российского университета дружбы
народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. Тема «Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве Республики Татарстан (на примере анализа текстов социальных сайтов)».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При подготовке выпускной квалификационной работы нами была определена цель исследования - выявление особенностей коммуникации на социальных сайтах в интернет-пространстве Республики Татарстан.
Была проведена работа по исследованию толерантности в виртуальном общении. В ходе исследования были рассмотрены сущность виртуального общения, лингвокультурологические особенности, понятия толерантности, конфликта и бесконфликтного общения, а также проведен контент-анализ текстов социальных сайтов Республики Татарстан.
На основании рассмотренного теоретического материала по аспектам изучения социального общения в виртуальном пространстве было установлено следующее.
В первом параграфе «Историография понятия «виртуальная реальность» и сущность виртуального общения» нами были определены основные понятия из теории изучения общения в виртуальном пространстве, рассмотрены вопросы, связанные с историческим становлением виртуальной реальности и сущность виртуального общения.
На основе исследования были сделаны выводы, что то, для чего сегодня используется виртуальная реальность, не является его первостепенной целью. На начальном этапе она была создана исключительно для рабочих процессов. На сегодняшний день виртуальная реальность выступает как один из источников СМИ, что открывает перед ней большие возможности.
Во втором параграфе «Лингвокультурологические особенности общения в виртуальном пространстве» были рассмотрены понятия лингвокультурологии и проблемы несоответствия культурологических
В ходе исследования было выяснено, что многие субъекты общения в сети Интернет не проявляют толерантности по отношению к друг другу. Часто интолерантность никаких четких оснований под собой не имеет. В современном обществе толерантность ошибочно соотносят с терпимостью, что не является верным определением. Под толерантностью мы обозначили проявление уважения к языку, религии, этносу, гендерным и иным признакам другого человека.
Также в ходе исследования нами было выяснено, какие существуют речевые механизмы коммуникативных конфликтов и определили структуру бесконфликтного общения в виртуальном пространстве.
Стоит отметить, что бесконфликтное общение в Интернет- пространстве - несложный процесс. Следует соблюдать некоторые правила и проявлять толерантность по отношению к людям, невзирая на их происхождение, цвет кожи, социальное положение и другие характеристики.
В своем исследовании мы изучили шесть пабликов социальной сети «Вконтакте» Республики Татарстан и проанализировали около 300 текстов-примеров с комментариями пользователей. В результате проведенного нами контент-анализа мы пришли к следующим выводам:
1. При общении в Интернет-пространстве собеседникам характерно высказывать поспешные выводы об участниках коммуникации;
2. В реакции на информационные сообщения люди проявляют не всегда правильные/объективные эмоции;
3. Часто используется метод «перехода на личности»;
Стоит отметить, что в социальных сообществах Республики Татарстан люди более толерантны, нежели на просторах Сети по России в целом. Это можно заметить исходя из речевой идентификации текстов и комментариев в пабликах. Таким образом, для общения в социальной сети коммуниканты используют положительные интенции виртуального общения. Разумеется, негативная окраска, в том числе интолерантное поведение, имеет место быть, однако стороны все чаще соблюдают правила бесконфликтного общения.



1. ProKazan.ru/ Новости Казани и Татарстана: [Электронный ресурс] // vk.com. URL:http: //vk. com/novo stiprokazan.
2. Казань Онлайн / Главный Казанский Паблик: [Электронный ресурс] // vk.com. URL:http://vk.com/kznlife.
3. БИЗНЕС Online / Новости Казани и Татарстана: [Электронный ресурс] // vk.com. URL:http://vk.com/businessgazeta.
4. Телекомпания «ЭФИР»: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk. com/efirtv.
5. Типичная Елабуга: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk. com/tipi4nelabuga.
6. Digest. Новости Республка Татарстан: [Электронный ресурс] // vk.com. URL:http: //vk. com/newsrt 116.
Методическая и научная литература
7. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. Фак. Иностр. Яз. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов филологических и лингвистических специальностей: [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2237930/(Дата обращения: 01.04.2018).
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: учеб.пособие для психол. Факультетов // Санкт-Петербург, 2000.
10. Варламова С., Гончарова Е., Соколова И. Интернет-зависимость
молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг. 2015. №2 (125): [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZinternet-zavisimost-molodyozhi-megapolisov-kriterii-i-tipologiya.(Дата обращения: 17.03.2018).
11. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. - М., 1997. - С. 36-37.
12. Добычина Н.В. Интернет как элемент виртуальной реальности: // Киберлиника. URL:https: ZZcyberleninka. ru/article/vZinternet-kak-element-virtualnoy-realnosti.(Дата обращения: 10.03.2018).
13. Журавлева Е.А., Шалин В.В. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). - Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. - 307 с.
14. Иконникова С.Н. История культурологии: [Электронный ресурс].
2018. URL:
https:ZZbooks.google.ruZbooks?id=cf9ODwAAQBAJ&lpg=PA49&hl=ru&pg=PA49#v=onepage&q&f=false.(Дата обращения 12.03.2018).
15. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М., 2003. - 284 с.
16. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики
лингвокультурных концептов // Антология концептов / Под ред.
В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 26 с.
17. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - С. 47.
18. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект : Дис. ... канд. филол. наук : Краснодар, 2004. - 189 с.
19. Корабельникова, Е.В. Конфликт как лингвистическая категория / Исследования молодых ученых: сб. ст. аспир. - Минск, 2006. - С. 26-32.
20. Круглова Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): Автореферат дис. ... канд. филос. наук : Санкт-Петербург, 2011.
21. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.
22. Муравьева Н.В. Речевые механизмы коммуникативных конфликтов: на материале текстов массовой информации. Научная библиотека диссертаций и авторефератов: Дис. ... канд. филол. наук : Москва, 2002. - 451 с.
23. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988. - С. 105.
24. Селютин А.А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве: на примере анализа текстов социальных сайтов Научная библиотека диссертаций и авторефератов: Дис. ... канд. филол. наук: Челябинск, 2009. - 247 с.
25. Третьякова В.С. Конфликт как феномен языка и речи / Проблемы образования, науки и культуры: Известия Уральского гос. ун-та. - Екатеринбург, 2003. №27. Вып.14. - С. 143-152.
26. Третьякова В.С. Конфликт глазами лингвиста: [Электронный ресурс] URL:http://dere.com.ua/library/other/tret konf lingv.shtml(Дата обращения: 04.04.2018).
27. Чепкина Э.В. Проблемы толерантности в средствах массовой информации : [учеб.-метод. пособие]. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 116 с.
28. Шаклеин В.М. Лингвокультурология. Традиции и инновации.
Монография: [Электронный ресурс]. URL:
https://books.google.ru/books?id=uba4AAAAQBAJ&lpg=PA1&hl=ru&pg=PA1#v=onepage&q&f=false. (Дата обращения: 19.03.2018).
29. Виртуальное общение: [Электронный ресурс] // Psymedcare.ru, 2006-2016. URL:http://psymedcare.ru/virtualnoe-obshhenie.(Дата обращения: 15.03.2018).
30. Декларация принципов толерантности. Утв. резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Толерантность - Гармония в многообразии: [Электронный ресурс]. URL:http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php(Дата обращения: 28.03.2018).
31. Контент-анализ как метод исследования: [Электронный ресурс] // Psyfactor.org, 2001-2018. URL: https://psyfactor.org/lib/content- analysis3.htm. (Дата обращения: 10.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ