Реализация полномочий территориальной избирательной комиссии (Тюменский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере территориальной избирательной комиссии г. Нового Уренгоя.
Есть приложения (статстические данные по г. Новый Уренгой).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Система избирательных комиссий в Российской Федерации 6
1.2. Место территориальных избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации 16
2. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 24
2.1. Взаимодействие территориальных и муниципальных избирательных комиссий (на примере Тюменской области) 24
2.2. Анализ деятельности территориальной избирательной комиссии Нового Уренгоя 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Работа сделана на примере территориальной избирательной комиссии г. Нового Уренгоя.
Есть приложения (статстические данные по г. Новый Уренгой).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Система избирательных комиссий в Российской Федерации 6
1.2. Место территориальных избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации 16
2. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 24
2.1. Взаимодействие территориальных и муниципальных избирательных комиссий (на примере Тюменской области) 24
2.2. Анализ деятельности территориальной избирательной комиссии Нового Уренгоя 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации , носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве выступает многонациональный народ, свободные выборы наряду с референдумом являются формами высшего непосредственного выражения народовластия.
Иными словами, активное и пассивное избирательное право (т.е. право избирать и быть избранным) являет собой юридическое поле реализации конституционных положений о народовластии.
Конституция лишь определяет и закрепляет основы избирательной системы, свою же конкретизацию данная сфера общественных отношений получает посредством реализации государственного управления, а именно системы избирательных комиссий, действующих на стыке административного и избирательного права.
С сожалением следует отметить, что в нашем государстве и обществе отсутствуют прочные избирательные традиции – ни во времена Российской Империи, ни во времена Советского Союза выборы не являлись действенным инструментом реализации народовластия – ни формально, ни фактически.
В современной России несмотря на то, что всеобъемлющим избирательным правам придан важный конституционный статус, деятельность системы избирательных комиссий как составного элемента избирательной системы в целом характеризуется достаточно значительной теоретической и практической проблематикой, связанной с вопросами формирования таких комиссий, взаимодействия избирательных комиссий различного уровня, контроля за действиями участников избирательного процесса, в том числе за законностью проведения предвыборной агитации и т.д.
Очевидно, что деятельность избирательных комиссий по подготовке, проведению и подведению итогов выборов призвана обеспечить объективный и законный характер процедуры волеизъявления граждан.
В целом вопросы, связанные с реализацией полномочий избирательных комиссий достаточно глубоко изучены наукой, в частности, можно отметить таких авторов, как А. Макарцев, Е. Кузнецова, Л. Бакулина, Д. Котельников, Д. Емельянов и др.
Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступает деятельность избирательных комиссий в Российской Федерации.
Предмет исследования – реализация полномочий территориальной избирательной комиссии на примере города Новый Уренгой.
Целью исследования выступает выявление проблем, связанных с реализацией полномочий территориальных избирательных комиссий, разработка предложений по решению указанных проблем.
Задачи исследования:
охарактеризовать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
определить место территориальных избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации;
охарактеризовать взаимодействие территориальных и муниципальных избирательных комиссий (на примере Тюменской области);
провести анализ деятельности территориальной избирательной комиссии Нового Уренгоя.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о деятельности территориальных избирательных комиссий, выявляются основные проблемы, связанные с данной деятельностью.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для оптимизации деятельности территориальных избирательных комиссий.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы
Иными словами, активное и пассивное избирательное право (т.е. право избирать и быть избранным) являет собой юридическое поле реализации конституционных положений о народовластии.
Конституция лишь определяет и закрепляет основы избирательной системы, свою же конкретизацию данная сфера общественных отношений получает посредством реализации государственного управления, а именно системы избирательных комиссий, действующих на стыке административного и избирательного права.
С сожалением следует отметить, что в нашем государстве и обществе отсутствуют прочные избирательные традиции – ни во времена Российской Империи, ни во времена Советского Союза выборы не являлись действенным инструментом реализации народовластия – ни формально, ни фактически.
В современной России несмотря на то, что всеобъемлющим избирательным правам придан важный конституционный статус, деятельность системы избирательных комиссий как составного элемента избирательной системы в целом характеризуется достаточно значительной теоретической и практической проблематикой, связанной с вопросами формирования таких комиссий, взаимодействия избирательных комиссий различного уровня, контроля за действиями участников избирательного процесса, в том числе за законностью проведения предвыборной агитации и т.д.
Очевидно, что деятельность избирательных комиссий по подготовке, проведению и подведению итогов выборов призвана обеспечить объективный и законный характер процедуры волеизъявления граждан.
В целом вопросы, связанные с реализацией полномочий избирательных комиссий достаточно глубоко изучены наукой, в частности, можно отметить таких авторов, как А. Макарцев, Е. Кузнецова, Л. Бакулина, Д. Котельников, Д. Емельянов и др.
Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступает деятельность избирательных комиссий в Российской Федерации.
Предмет исследования – реализация полномочий территориальной избирательной комиссии на примере города Новый Уренгой.
Целью исследования выступает выявление проблем, связанных с реализацией полномочий территориальных избирательных комиссий, разработка предложений по решению указанных проблем.
Задачи исследования:
охарактеризовать систему избирательных комиссий в Российской Федерации;
определить место территориальных избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации;
охарактеризовать взаимодействие территориальных и муниципальных избирательных комиссий (на примере Тюменской области);
провести анализ деятельности территориальной избирательной комиссии Нового Уренгоя.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о деятельности территориальных избирательных комиссий, выявляются основные проблемы, связанные с данной деятельностью.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для оптимизации деятельности территориальных избирательных комиссий.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы
1) Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы власти государственного или муниципального уровня, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями и предназначенные для обеспечения проведения выборов как важнейшего инструмента реализации принципа народовластия.
Система избирательных комиссий состоит из шести звеньев – ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ, муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии и участковые комиссии.
Формально единую централизованную систему, как, например, министерства и ведомства, избирательные комиссии не образуют, вместе с тем, решения вышестоящих комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих.
При этом проведенный в п. 1.2 настоящего исследования анализ указывает на то, что фактически постоянно действующие избирательные комиссии фактически образуют единую вертикальную структуру, схожую с единым, централизованным государственным органом.
2) Территориальная избирательная комиссия является промежуточным звеном между избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и участковыми избирательными комиссиями.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует территориальные избирательные комиссии, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, принимает решения, обязательные для территориальных избиркомов.
В свою очередь, территориальные избирательные комиссии обладают такими же полномочиями в отношении участковых избирательных комиссий.
Все это позволяет согласиться к исследователям, полагающими, что, несмотря на формально отсутствие единства и централизованности в системе избирательных комиссий различного в Российской Федерации, фактически эта система обладает многими признаками, присущими единому, централизованному «вертикальному» органу государственной власти.
Представляется очевидным, что такое «слияние» избирательных комиссий в фактическое «ведомство» посягает на предназначение данных органов, которые занимают особое место в системе взаимоотношения государства и общества и призваны не столько управлять, сколько обеспечивать «автономию» выборов от воли государственной или муниципальной власти.
3) В практике деятельности системы избирательных комиссий как в Тюменской области в целом, так и в Ямало-Ненецком округе в частности распространены случаи возложения обязанностей территориальных избирательных комиссий на муниципальные и наоборот – муниципальных на территориальные.
Такая практика предусмотрена законодательством, однако в науке подвергается критике, поскольку возложение полномочий, «замена» одной комиссии другой, может в негативную сторону повлиять на организационную составляющую выборов. При этом в целом ситуация в сфере формирования территориальных избирательных комиссий хуже, чем в сфере формирования избирательных комиссий муниципальных образований, поскольку органам местного самоуправления объективно проще решить необходимые организационные вопросы, чем «далекой» Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, применительно непосредственно к Новому Уренгою проблема формирования территориальной избирательной комиссии отсутствует – такая комиссия создана и действует (текущий состав – с 2018 года).
4) Важнейшим показателем, характеризующим деятельность территориальной избирательной комиссии Нового Уренгоя, является явка избирателей. Как установлено в ходе анализа данного показателя применительно к выборам Губернатора Тюменской области и Президента России, во-первых, явка выросла по сравнению с предыдущими аналогичными выборами, во-вторых, она намного превышает среднюю по Тюменской области и России в целом.
Представляется очевидным, что важнейшую роль в обеспечении высокой явки избирателей (т.е., по сути, в формировании у населения социальной активности) играет именно территориальная избирательная комиссия – не только посредством эффективной организации самого голосования, но и предварительной пропагандой, агитацией, стимулирующей жителей города реализовать свое избирательное право.
Система избирательных комиссий состоит из шести звеньев – ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ, муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии и участковые комиссии.
Формально единую централизованную систему, как, например, министерства и ведомства, избирательные комиссии не образуют, вместе с тем, решения вышестоящих комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих.
При этом проведенный в п. 1.2 настоящего исследования анализ указывает на то, что фактически постоянно действующие избирательные комиссии фактически образуют единую вертикальную структуру, схожую с единым, централизованным государственным органом.
2) Территориальная избирательная комиссия является промежуточным звеном между избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и участковыми избирательными комиссиями.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует территориальные избирательные комиссии, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, принимает решения, обязательные для территориальных избиркомов.
В свою очередь, территориальные избирательные комиссии обладают такими же полномочиями в отношении участковых избирательных комиссий.
Все это позволяет согласиться к исследователям, полагающими, что, несмотря на формально отсутствие единства и централизованности в системе избирательных комиссий различного в Российской Федерации, фактически эта система обладает многими признаками, присущими единому, централизованному «вертикальному» органу государственной власти.
Представляется очевидным, что такое «слияние» избирательных комиссий в фактическое «ведомство» посягает на предназначение данных органов, которые занимают особое место в системе взаимоотношения государства и общества и призваны не столько управлять, сколько обеспечивать «автономию» выборов от воли государственной или муниципальной власти.
3) В практике деятельности системы избирательных комиссий как в Тюменской области в целом, так и в Ямало-Ненецком округе в частности распространены случаи возложения обязанностей территориальных избирательных комиссий на муниципальные и наоборот – муниципальных на территориальные.
Такая практика предусмотрена законодательством, однако в науке подвергается критике, поскольку возложение полномочий, «замена» одной комиссии другой, может в негативную сторону повлиять на организационную составляющую выборов. При этом в целом ситуация в сфере формирования территориальных избирательных комиссий хуже, чем в сфере формирования избирательных комиссий муниципальных образований, поскольку органам местного самоуправления объективно проще решить необходимые организационные вопросы, чем «далекой» Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, применительно непосредственно к Новому Уренгою проблема формирования территориальной избирательной комиссии отсутствует – такая комиссия создана и действует (текущий состав – с 2018 года).
4) Важнейшим показателем, характеризующим деятельность территориальной избирательной комиссии Нового Уренгоя, является явка избирателей. Как установлено в ходе анализа данного показателя применительно к выборам Губернатора Тюменской области и Президента России, во-первых, явка выросла по сравнению с предыдущими аналогичными выборами, во-вторых, она намного превышает среднюю по Тюменской области и России в целом.
Представляется очевидным, что важнейшую роль в обеспечении высокой явки избирателей (т.е., по сути, в формировании у населения социальной активности) играет именно территориальная избирательная комиссия – не только посредством эффективной организации самого голосования, но и предварительной пропагандой, агитацией, стимулирующей жителей города реализовать свое избирательное право.
Подобные работы
- Избирательный процесс в системе местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Институт президентства в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты формирования и функционирования в политической системе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Частная торговля в многоукладной экономике Уральского региона (1921-1936 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021



