Введение
1 Теоретические основы понятия «бренд» и стратегии развития и
продвижения бренда на рынке e-commerce
1.1 Сущность понятия «бренд» и его отличия от сходных понятий
«имидж» и «репутация»
1.2 Методы выбора стратегии развития и продвижения бренда 11
1.3 Специфика продвижения бренда на современном рынке e-commerce 18
2 Анализ стратегий развития и особенностей управления брендом на примере
организации ООО «Юлмарт РСК» 24
2.1 Общая характеристика ООО «Юлмарт РСК» 24
2.2 Характеристика деятельности предприятия ООО «Юлмарт РСК» на
российском рынке e-commerce 30
2.3 Анализ системы управления брендом ООО «Юлмарт РСК» 38
3 Разработка рекомендаций и обоснование мероприятий по совершенствованию
управления брендом ООО «Юлмарт РСК» на территории Татарстана 46
3.1 Разработка стратегии развития и продвижения бренда ООО «Юлмарт РС 46
Заключение 60
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Приложение 5
Эффективность развития современных компаний различных форм собственности и отраслей экономики непосредственно зависит от качества и научной обоснованности системы управления брендом. В целом, формирование основных принципов, методов и направлений совершенствования систем управления брендами организаций является одним из наиболее актуальных направлений современной теории и практики управления и маркетинга организации.
Актуальность исследования продвижения бренда «Юлмарт» на рынке e-commerce на примере компании «Юлмарт-РСК» заключается в том, что в настоящее время НЕПАО «Юлмарт» покидает регионы, сокращая зону ответственности «Юлмарт РСК». Сохранение бренда, как наработанной репутации, в которую вложены огромные ресурсы, при, как будет показано в главе второй, естественном для рынка e-commerce переходе в иной формат деятельности, становится проблемой, которая решается на глазах рынка. Следовательно, опыт сохранения и развития бренда в условиях рыночного давления и изменения формата деятельности - актуальная проблема, исследование которой позволит создать ряд теоретических выводов на примере практической ситуации, которая на рынке, существовавшем до информационной эпохи, была невозможна.
Степень разработанности темы развития бренда в современной литературе, как будет показано в главе 1, параграф 1.1, невелика. Направления научных исследований в рамках разрабатываемой темы на настоящее время сводятся к анализу практических ситуаций и рекомендаций применительно к тому или иному состоянию рынка, в котором реализуется политика развития бренда. Такого рода политика в любом случае должна быть в должной мере научно обоснованной.
1) проанализировать теоретические основы понятия «бренд» и стратегии развития и продвижения бренда на рынке e-commerce;
2) провести на собранном материале анализ стратегий развития и особенностей управления брендом на примере организации ООО «Юлмарт РСК»;
3) разработать рекомендации и обосновать мероприятия по совершенствованию управления брендом ООО «Юлмарт РСК» на территории Татарстана;
4) предложить мероприятия по совершенствованию системы продвижения бренда исследуемой организации на отраслевом рынке интернет- продаж;
5) на основании инструментария экспертного подхода оценить уровень эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления брендом организации;
6) оценить влияние мероприятий по совершенствованию системы управления брендом в части имиджевой рекламы на уровень рентабельности деятельности организации.
Объект исследования- бренд «Юлмарт» на рынке e-commerce.
Предмет исследования - пути совершенствования управления брендом на рынке e-commerce.
Методы исследования: эмпирический анализ массива данных, методики экономического и управленческого анализа, соотнесение количественных и качественных показателей работы предприятия, как системы.
Общие методологические подходы в работе: рационалистический, ситуационный, процессный, синергетический.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы управления брендом современных организаций, выделена специфика бренд-менеджмента в области интернет-торговли. Во второй главе выделены основные тенденции и проблемы управления брендом ООО «Юлмарт РСК». В третьей главе предложены направления совершенствования системы управления брендом ООО «Юлмарт РСК» и оценен уровень эффективности предлагаемых мероприятий.
Теоретический анализ показал, что репутация и имидж оказывают воздействие на бренд, являются активной частью его формирования. Репутация и имидж взаимосвязаны и функционируют в тесной зависимости. Бренд обладает определенным имиджем и репутацией, и данные категории по качественным характеристикам могут меняться у одного бренда.
Определяя методы выбора стратегии развития и продвижения бренда на современном рынке предприятие опирается на исследования, анализ, и в связи с этим выталкивание или продвижение принимаются за основу. Метод Push чаще используется в продвижении новых брендов, тогда средства вкладываются в рекламные компании для формирования имиджа, образа бренда в восприятии потребителя.
Специфика продвижения бренда на современном рынке e-commerce состоит в явлении, которое называется дезинтермедиация, что и приводит к необходимости новых концепций для продвижения бренда. Прогнозирующая аналитика и сближение продавца и покупателя в современных технологиях позволяет предугадать покупку пользователя, используя данные больших массивов данных, предыдущих покупок клиентов со сходным профилем. Поэтому отношения бренд-потребитель претерпевают изменения, становятся более личными, удобными, взаимопроникающими, что и требует проработки новых подходов.
Компания Юлмарт РСК предприятие сферы e-commerce, российский онлайн-магазин, торгующий непродовольственными товарами и цифровым контентом. В настоящее время, в связи с планируемым выходом на IPO, компания испытывает большое давление со стороны бывших работников и кредиторов, попытки подвести компанию под банкротство. В настоящее время предприятие «Юлмарт РСК», входя в структуру НЕПАО «Юлмарт» массово сокращает сотрудников и распродает производственные запасы. Предлагаемое
далее выделение и отдельное развитие «Юлмарт РСК» в качестве носителя бренда будет невозможно, если общее банкротство произойдет. Такой вывод следует из того факта, что электронные процессы, связанные с программированием, ведением баз данных, соотнесением данных выведены в отдельный проект. Следовательно, для сохранения и развития бренда «Юлмарт РСК» на территории республики Татарстан, требуется создание
логистического узла. Само предприятие по показателям постоянных пассивов и трудно реализуемых активов предприятие весь период имеет платежный излишек. В 2017 году это показатель 59 837 тыс.руб.
Потери от брака и излишнее расходование материалов, что обуславливает рост затрат, для предприятия вынужденные - подготовка производства, связанная с проблемами формирования запасов, обуславливается вынужденными спецификой, связанной с закупками небольшими партиями. Предприятие не имеет собственных складов, позволяющих закупать достаточно большие партии товара и своевременно проводить подготовку запасов для использования.
Такая ситуация приводит к росту оборачиваемости средств, к постоянной нехватке оборотных средств в расчетах.
В то же время собственный капитал рентабелен в силу вложений, но не рентабелен оборотный капитал. Такая ситуация является следствием платежной недостаточности в части высоколиквидных средств. Платежная недостаточность является следствием частых и неэффективных закупок по материальным ресурсам
Ключевое условие развития бренда предприятия, связанного с продажами в интернет, предприятия сферы e-commerce - развитие инфраструктур связи. Для этого в Республике Татарстан сохраняются тенденции прошлых лет - интенсивное развитие и улучшение доступа.
Товары, которые представляет «Юлмарт РСК» уникальны по своей природе тем, как они представлены. Покупателю из глубинки республики или крупных городов республики не нужно затрачивать время и ресурсы на 61 посещение магазина. Доставка может быть осуществлена в пределах республики Почтой России.
Для снижения затрат на запасы продукции с целью сохранения позиций на рынке предприятию требуется произвести затраты на покупку склада, отказаться от работы с неэффективными поставщиками, то есть выйти на другой уровень согласно планов продаж и закупок. Проект покупки склада, оптимизации запасов и отказ от неэффективных товаров можно считать эффективным решением для удержания позиций бренда. Сохраняя рыночные тенденции, связанные с e-commerce рынком, компания «Юлмарт РСК» на территории Татарстана может использовать наработки даже в случае ликвидации головного предприятия, в случае, если «Юлмарт РСК» на территории РТ удастся выйти на рынок в качестве предприятия самостоятельного.
Развитие бренда «Юлмарт РСК» на территории Татарстана может опираться на внутренний образ, имидж предприятия. Компании необходимо создать и обеспечить близкий контакт с потребителем на территории республики, используя как наработанный имидж, так и тенденции, следуя которым, предприятие сможет обеспечить себе рост. Стратегические планы: следование тенденциям дезинтермедиации, построение собственного склада, как логистического центра, периодизация скидок, освобождение от посредников за счет собственного логистического центра и отказ от непрофильных товаров и последовательный охват территории РТ посредством доставки Почтой России.
С целью оценки эффективности мероприятий по совершенствованию управления брендом ООО «Юлмарт РСК» нами применен экспертный опрос. в соответствии с усредненной экспертной оценкой, эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления брендом ООО «Юлмарт РСК» существенно увеличилась. Такого рода увеличение имело место прежде всего в рамках следующих параметров бренд- менеджмента организации: повышение уровня комплексности бренда ООО «Юлмарт РСК» прежде всего за счет системной потенциальной реализации предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления брендом; увеличение уровня интегративности бренд-менеджмента в первую очередь за счет предлагаемых мероприятий по развитию системы мультибрендинговой потребительской лояльности с участием исследуемого бренда ООО «Юлмарт РСК»;
Эффективность развития бренда «Юлмарт РСК» также можно оценить в системе координат сравнительной динамики затрат на имиджевую рекламу и рентабельности деятельности исследуемой организации. Так, в 2013 - 2017 г.г. доля затрат на имиджевую рекламу в бюджете маркетинга, как и рентабельность деятельности ООО «Юлмарт РСК» увеличивались параллельными темпами. Это позволило нам сделать вывод о наличии устойчивой прямой связи между динамикой затрат на имиджевую рекламу в системе управления брендом ООО «Юлмарт РСК» и рентабельностью деятельности исследуемой организации. Соответственно, среднее отношение рентабельности к доле затрат на имиджевую рекламу составило за исследуемый период 2,46 раза. Тем самым, планируя увеличение расходов на имиджевую рекламу до 12% общего бюджета маркетинга ООО «Юлмарт РСК» в 2018 г. мы с высокой долей вероятности можем предполагать от тенденции увеличения эффективности деятельности исследуемой организации по параметру рентабельности до 29,52%.
1. Азоев А. Персонализация маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. - 2017. - №3 (112). - С. 66-77.
2. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз: Пер. с англ. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 . - 317 с.
3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 624 с.: Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д.В. Тюрин. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 342 с.
4. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 2017. - 420 с.
5. Важенин С.Г., Сухих В.В. Специфика доверия как конкурентной цели в экономике // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2015. - №2. - С. 4-23.
6. Генри Минцберг. Портрет 14 [Электронный ресурс] URL: http://www.salesportal.ru/archives/465(дата доступа 23.03.2017)
7. Иванова, Е.И. Формирование стратегии управления развитием автомобильных дилеров в крупных городах современной России. - СПб.: 2013. - 164 с.
8. Курлов А.Б. Основы теории коммуникации. / А.Б.Курлов Уфа: изд-во БашГУ, 2012.-124 с
9. Маргаретта Дж., Стоун Н. Что такое менеджмент: Как управляют бизнесом и почему это надо знать каждому. - М.: Градиент, 2015 - 56 с.
10. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 «Менеджмент» / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - Москва: Инфра-М, 2014. - 420 с.
11. Наполитан Дж. 100 советов по организации избирательной кампании. - М., 1993. - 230 с.
12. НоэльНойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996. - 155 с.
13. Перлматтер Д. Справочник по политическому консультированию. - М., 2002. - 455 с.
14. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл-бук: Ваклер, 2015. - 638 с.
15. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за головами. - М., 1999.
16. Сидельник Э.А. Становление и развитие социального института PR в России. // Теория и практика общественного развития, 2016 №5. С. 47-49.
17. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. - 832 с.
18. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. - М.:
Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2012. - 246 с.
19. Яшева Г.А. Эффективность маркетинга: методика, оценка и результат [Электронный ресурс]//Практический маркетинг. — 2016. — № 8
20. Кожевина, О. В. Управление изменениями: учеб.пособие; допущено Советом УМО вузов России в области менеджмента / О. В. Кожевина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с. - (Высшее образование:Бакалавриат)
21. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2015. - 468 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс)
22. Корпоративный менеджмент: учеб.пособие; допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента / ред.: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2014. - 784 с.
23. Липсиц, И. В. Экономика: учебник для вузов; допущено МО РФ / И. В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2016. - 656 с
24. Лукичёва, Л. И. Управление организацией: учеб.пособие; рекомендовано УМО по образованию в области менеджмента / Л. И. Лукичёва. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2015. - 355 с.
25. Магомедов, М.Д. Экономика организации (предприятия): учебник; рекомендовано УМО по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии / М. Д. Магомедов, Е. Ю. Куломзина, И. И. Чайкина. - М.: "Дашков и К", 2016. - 276 с.
26. Мазин, А. Л. Экономика труда: учеб.пособие; рекомендовано МО РФ / А. Л. Мазин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 623 с.
27. Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / Н. М. Розанова. - М.: Юрайт, 2015. - 985 с. - (Серия:Учебники НИУ ВШЭ)
28. Салимова, Т. А. Управление качеством: учебник; допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента / Т. А. Салимова. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2013. - 416 с.
29. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений: учебник для бакалавров; рекомендовано МО и науки РФ / А. В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2016. - 572 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс)
30. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров; рекомендовано научно-техническим советом Санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов / ред. И. А. Максимцев. - М.: Юрайт, 2013. - 525 с. - (Серия: Бакалавр. Углубленный курс)
31. Фомичев, А. Н.Риск - менеджмент: учебное пособие/ А. Н. Фомичев. - 2¬е изд. - М.: "Дашков и К", 2009. - 376 с.
32. Алиев, И. И. Экономика труда: учебник для бакалавров / И. И. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. - М.: Юрайт, 2013. - 671 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс)
33. Баженов, Ю. К. Менеджмент организации: методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ: / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М.: "Дашков и К", 2014. - 168 с.
34. Банковские операции: учебник для бакалавров / О. М. Маркова [и др.]. - М.: Юрайт, 2012. - 537 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс)
35. Кныш М.И., Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб 2015, 284стр.
36. Фахутдинов Р.А., Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление, Учебное пособие. М. ИНФРА-М 2009г, 311стр.
37. Самойлов К., Пути достижения успеха бренда в условиях конкурентного рынка. Бренд-менеджмент №4 2016 г.
38. Третьяк О.А., Бренд-капитал: содержание, денежная оценка, управление. Бренд-менеджмент №2 2010 г.
39. Усков В., Правовые основы охраны бренда. Бренд-менеджмент №1 2014г.
40.Чумиков, А. Н. Медиарилейшнз. Учебное пособие / А.Н. Чумиков. — Москва: Наука, 2014. — 184 с.
41. Федотова, Л.Н. Реклама: теория и практика. Учебник для
академического бакалавриата / Л.Н. Федотова. — Москва: РГГУ, 2016. — 392 с.
42. Головлева, Е. Л. Торговая марка. Теория и практика управления. Учебное пособие / Е.Л. Головлева. — М.: Аспект пресс, 2015. — 160 с.
43. Песоцкий, Е. А. Реклама и мотивация потребителей / Е.А. Песоцкий. — Москва: ИЛ, 2014. — 240 с.
44. Пол Темпорал, «Эффективный бренд менеджмент» глава 4, издательский дом «Нева», Санкт-Петербург, 2013 г.
45. Гамаюнов Б.П.Маркетинг и продажа услуг/Б.П.Гамаюнов.-М.:Феникс, 2010-416 с.
46. Васильев Г. А. Управление сервисными продуктами в сфере услуг/Г.А.Васильев.-М.:Юнити-Дана, 2012-192 с.
47. Давыдов И.А. Измерение конкурентных аспектов стоимости бренда// Вестник ННГУ,№ 1-С.502-508
48.Захарова И.А. экономический эффект управления брендом компании. Автореферат. Москва, 2017.-26 с.
49. КеллерК.Л. Стратегический бренд-менеджмент/ К.Л.Келлер.-
М.:Вильямс, 2015-704 с.
50. Корзун А.В. Управление жизненным циклом бренда с помощью нормы потребительской стоимости//Бренд-менеджмент.№ 1,2016.-С.20-26
51. Мазилкина Е.И. Брендинг/ Е.И.Мазилкина.-М.:Дашков и К, 2014.-224 с.
52. Патуева В.В. Ребрендинг как инструмент управления жизненным циклом бренда.Автореферат.Волгоград.2015.-26 с.
53.Чернозуб О.Л. «Новый взгляд на стоимость брэнда». — Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования». № 1 (27).
54. Шалаева, Т.О. Развитие современной концепции бренд-капитала // Креативная экономика. -2008. - № 10
55. Шведина И.Б. Инструментальные возможности современного
маркетинга в оценке и управлении брендом. Автореферат. - Р/нД, 213- 36 с.
56. Валинуров И. Д. Рекрутинг на 100%: искусство привлекать лучших! / И. Д. Валинуров. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 127 с. - (Бизнес-класс).
57. Йеттер В. Эффективный отбор персонала. Метод структурированного интервью / В. Йеттер ; науч. ред. Е. А. Столярчук, пер. О. А. Шипилова. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2011. - 358 с.
58. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2015. - 557 с.
59. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 96 с.
60. Бирштейн Б., Боршевич В. Теория рефлексивности Джорджа Сороса // Рефлексивные процессы и управление. - 2012. - № 1-2 (Том 11).- С. 88-101.
61. Янкович В.С., Брагин А.А. Организационные изменения и развитие / Журнал «Экономика недвижимости» № 4, 2012г. с. 41-43.
62. Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие; рекомендовано УМО по образованию в области природообустройства и водопользования / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. - 3-е изд., испр. и доп. - [б. м.], 2010. - 336 с.
63. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник; допущено МО РФ / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2014. - 464 с.
64. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник; рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики / О. В. Ефимова . - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2013. - 350 с.
65. Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса: учебник для бакалавров; рекомендовано ГОУ ВПО "Государственный институт управления" / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. - М.: Юрайт, 2014. - 411 с. - (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).
66. Лукичёва, Л. И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб.пособие / Л. И. Лукичёва. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. - 551 с.
67. Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия: учебник;
рекомендовано МО РФ / В.М. Тарасевич. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.