Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
|
Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть приложение (Структура государственной инспекции Алтайского края).
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда 7
1.1 Капитальный ремонт жилищного фонда как объект контрольно-надзорной деятельности 7
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда 24
Глава 2. Практика и проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда (на примере г. Барнаула) 29
2.1 Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 29
2.2 Анализ практики контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 34
2.3 Практика и проблемы использования механизмов государственных закупок для обеспечения нужд капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 41
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 59
Работа сделана на примере Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть приложение (Структура государственной инспекции Алтайского края).
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда 7
1.1 Капитальный ремонт жилищного фонда как объект контрольно-надзорной деятельности 7
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда 24
Глава 2. Практика и проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда (на примере г. Барнаула) 29
2.1 Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 29
2.2 Анализ практики контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 34
2.3 Практика и проблемы использования механизмов государственных закупок для обеспечения нужд капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 41
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 59
Актуальность темы исследования.
В соответствии с частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации , каждый имеет право на жилище.
Представляется очевидным, что, помимо прочего, данное право корреспондирует обязанности органов государственной и муниципальной власти не только поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, но так же и реализовывать комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на поддержание удовлетворительного уровня жилищного фонда. Жилище как важнейшая категория, связанная с существованием человеческого индивида, должна отвечать всем требованиям, предусмотренным нормативно-техническими установлениями, иными словами, оно должно быть максимально пригодным для проживания и комфортабельным.
Соответственно, важнейшая задача органов государственной и муниципальной власти – осуществление капитального ремонта жилищного фонда как механизма, направленного на предупреждение обветшания жилья и его приведения в аварийное состояние.
Как установлено в рамках настоящего исследования, жилищный фонд г. Барнаула характеризуется достаточно высокой степенью износа, что говорит об особой важности исследуемого вопроса применительно к Барнаулу.
Так же нельзя обойти стороной и проблему, связанную с тем, что общество неоднозначно восприняло институт обязательных взносов на капитальный ремонт, которые администрируются не, например, товариществом собственников жилья или управляющими компаниями, а государственными субъектами, и, с точки зрения граждан, по сути прямой связи между взносом конкретного владельца жилого помещения и капитальным ремонтом его многоквартирного дома нет.
Соответственно, тем самым еще больше возрастает значимость контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта – очевидно, что в случае нарушений в данной сфере общественное отношение к системе взносов на капитальный ремонт станет еще более негативным.
Степень изученности темы исследования.
Вопросы, связанные с организацией контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта достаточно глубоко изучены наукой.
Например, можно отметить работы таких авторов, как А.И. Гурин, Н.И. Захарова, Л.Н. Чернышева и др.
Вместе с тем, значимость данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении. В частности, данный вопрос особенно актуален для Барнаула, характеризующего достаточно высоким уровнем износа жилищного фонда.
Объектом исследования являются административно-управленческие отношения в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Предмет исследования – организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле.
Цель настоящего исследования – системный анализ теории и практики контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать капитальный ремонт жилищного фонда как объект контрольно-надзорной деятельности;
определить систему органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда;
изучить нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
рассмотреть вопросы организации контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле;
проанализировать практику контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле;
охарактеризовать практику и проблемы использования механизмов государственных закупок для обеспечения нужд капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле.
Методология и методы исследования.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Информационная база исследования.
нормативные акты (федеральное законодательство – Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодательство Алтайского края, в частности, Закон Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» и др., локальные акты Государственной инспекции Алтайского края)
статистические сведения, характеризующие практику деятельности Государственной инспекции Алтайского края по контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления об основах государственного и муниципального контроля в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования предмета исследования.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 6 параграфов, заключение и список использованных источников.
В соответствии с частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации , каждый имеет право на жилище.
Представляется очевидным, что, помимо прочего, данное право корреспондирует обязанности органов государственной и муниципальной власти не только поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, но так же и реализовывать комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на поддержание удовлетворительного уровня жилищного фонда. Жилище как важнейшая категория, связанная с существованием человеческого индивида, должна отвечать всем требованиям, предусмотренным нормативно-техническими установлениями, иными словами, оно должно быть максимально пригодным для проживания и комфортабельным.
Соответственно, важнейшая задача органов государственной и муниципальной власти – осуществление капитального ремонта жилищного фонда как механизма, направленного на предупреждение обветшания жилья и его приведения в аварийное состояние.
Как установлено в рамках настоящего исследования, жилищный фонд г. Барнаула характеризуется достаточно высокой степенью износа, что говорит об особой важности исследуемого вопроса применительно к Барнаулу.
Так же нельзя обойти стороной и проблему, связанную с тем, что общество неоднозначно восприняло институт обязательных взносов на капитальный ремонт, которые администрируются не, например, товариществом собственников жилья или управляющими компаниями, а государственными субъектами, и, с точки зрения граждан, по сути прямой связи между взносом конкретного владельца жилого помещения и капитальным ремонтом его многоквартирного дома нет.
Соответственно, тем самым еще больше возрастает значимость контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта – очевидно, что в случае нарушений в данной сфере общественное отношение к системе взносов на капитальный ремонт станет еще более негативным.
Степень изученности темы исследования.
Вопросы, связанные с организацией контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта достаточно глубоко изучены наукой.
Например, можно отметить работы таких авторов, как А.И. Гурин, Н.И. Захарова, Л.Н. Чернышева и др.
Вместе с тем, значимость данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении. В частности, данный вопрос особенно актуален для Барнаула, характеризующего достаточно высоким уровнем износа жилищного фонда.
Объектом исследования являются административно-управленческие отношения в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Предмет исследования – организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле.
Цель настоящего исследования – системный анализ теории и практики контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать капитальный ремонт жилищного фонда как объект контрольно-надзорной деятельности;
определить систему органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда;
изучить нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
рассмотреть вопросы организации контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле;
проанализировать практику контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле;
охарактеризовать практику и проблемы использования механизмов государственных закупок для обеспечения нужд капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле.
Методология и методы исследования.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Информационная база исследования.
нормативные акты (федеральное законодательство – Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодательство Алтайского края, в частности, Закон Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» и др., локальные акты Государственной инспекции Алтайского края)
статистические сведения, характеризующие практику деятельности Государственной инспекции Алтайского края по контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления об основах государственного и муниципального контроля в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования предмета исследования.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 6 параграфов, заключение и список использованных источников.
1) Капитальный ремонт многоквартирных домов представляет собой межотраслевой институт, содержащий в себе нормативно-правовые, административно-управленческие и организационно-финансовые элементы, направленный на поддержание удовлетворительного технико-бытового состояния таких домов в соответствии с закрепленными строительными нормами и правилами характеристиками. С точки зрения своего содержания капитальный ремонт жилищного фонда представляет собой проведение предусмотренных законодательством работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Контрольно-надзорная деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда представляет собой установленную административными правовыми нормами деятельность специально уполномоченных органов федеральной и региональной исполнительной власти по наблюдению за функционированием всех субъектов, вовлеченных в сферу капитального ремонта.
2) Систему органов государственной власти, органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда, составляют органы федерального и регионального уровня, поскольку жилищная сфера отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На уровне Алтайского края основным органом контроля в исследуемой сфере выступает Государственная инспекция Алтайского края.
3) Нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда осуществляется нормами жилищного (в первую очередь ЖК РФ) и административного законодательства (в первую очередь Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Следует отметить особое значение административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда. Представляется очевидным, что именно от такого регулирования первоочередным образом зависит активность субъектов предпринимательской деятельности на рынке государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Кроме того, контрольно-надзорная деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле регулируется рядом локальных нормативных актов, а также государственными и муниципальными программами.
4) Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда г. Барнаула осуществляется системой локальных актов, которые определяют цели и задачи деятельности Государственной инспекции Алтайского края.
Кроме того, определенные задачи перед Инспекцией, пусть и опосредованно, ставят муниципальные программы, направленные на решение проблем жилищного фонда г. Барнаула.
5) Анализ практики деятельности Государственной инспекции Алтайского края по контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилых домов указывает на то, что за последние годы резко возрос удельный вес обращения жителей г. Барнаула, поступивших в Инспекцию по вопросам капитального ремонта, что существенно превышает показатели соседних регионов. Кроме того, увеличилось количество нарушений в данной сфере, выявленных в результате проведенных Государственной инспекцией проверок. В основном данные нарушения связаны с тем, что подрядчики нарушают сроки выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов.
6) Система государственных и муниципальных закупок в сфере капитального ремонта жилищного фонда направлена на удовлетворение интересов (потребностей) как государства и органов местного самоуправления, так и субъектов предпринимательской деятельности. С одной стороны, государство или муниципалитеты получают необходимые работы в сфере капитального ремонта по наиболее низкой цене из тех цен, которые предлагают участники конкурса, с другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности получают возможность практически неограниченного доступа к осуществлению коммерческой деятельности с такими достаточно надежными контрагентами, как государство и органы местного самоуправления. Вместе с тем, отсутствие четкого и ясного механизма отказа заказчика от исполнения контракта, вследствие которого заказчик может прибегнуть к экстренной закупке, является существенным нарушением принципа свободы конкуренции в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Здесь необходимо устранить разночтения закона в понимании оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а также внести в гражданское процессуальное законодательство изменения, в соответствии с которыми жалобы исполнителей государственных и муниципальных контрактов в случае одностороннего отказа заказчика должны быть рассмотрены в кратчайшие сроки.
2) Систему органов государственной власти, органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда, составляют органы федерального и регионального уровня, поскольку жилищная сфера отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На уровне Алтайского края основным органом контроля в исследуемой сфере выступает Государственная инспекция Алтайского края.
3) Нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда осуществляется нормами жилищного (в первую очередь ЖК РФ) и административного законодательства (в первую очередь Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Следует отметить особое значение административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда. Представляется очевидным, что именно от такого регулирования первоочередным образом зависит активность субъектов предпринимательской деятельности на рынке государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Кроме того, контрольно-надзорная деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле регулируется рядом локальных нормативных актов, а также государственными и муниципальными программами.
4) Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда г. Барнаула осуществляется системой локальных актов, которые определяют цели и задачи деятельности Государственной инспекции Алтайского края.
Кроме того, определенные задачи перед Инспекцией, пусть и опосредованно, ставят муниципальные программы, направленные на решение проблем жилищного фонда г. Барнаула.
5) Анализ практики деятельности Государственной инспекции Алтайского края по контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилых домов указывает на то, что за последние годы резко возрос удельный вес обращения жителей г. Барнаула, поступивших в Инспекцию по вопросам капитального ремонта, что существенно превышает показатели соседних регионов. Кроме того, увеличилось количество нарушений в данной сфере, выявленных в результате проведенных Государственной инспекцией проверок. В основном данные нарушения связаны с тем, что подрядчики нарушают сроки выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов.
6) Система государственных и муниципальных закупок в сфере капитального ремонта жилищного фонда направлена на удовлетворение интересов (потребностей) как государства и органов местного самоуправления, так и субъектов предпринимательской деятельности. С одной стороны, государство или муниципалитеты получают необходимые работы в сфере капитального ремонта по наиболее низкой цене из тех цен, которые предлагают участники конкурса, с другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности получают возможность практически неограниченного доступа к осуществлению коммерческой деятельности с такими достаточно надежными контрагентами, как государство и органы местного самоуправления. Вместе с тем, отсутствие четкого и ясного механизма отказа заказчика от исполнения контракта, вследствие которого заказчик может прибегнуть к экстренной закупке, является существенным нарушением принципа свободы конкуренции в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Здесь необходимо устранить разночтения закона в понимании оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а также внести в гражданское процессуальное законодательство изменения, в соответствии с которыми жалобы исполнителей государственных и муниципальных контрактов в случае одностороннего отказа заказчика должны быть рассмотрены в кратчайшие сроки.
Подобные работы
- Отчет по преддипломной практике (отдел технического надзора за капитальным ремонтом Комитета ЖКХ администрации (г. Барнаул), Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (РАНХ и ГС))
Отчеты по практике, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020



