Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть приложение (Структура государственной инспекции Алтайского края).
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда 7
1.1 Капитальный ремонт жилищного фонда как объект контрольно-надзорной деятельности 7
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда 24
Глава 2. Практика и проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда (на примере г. Барнаула) 29
2.1 Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 29
2.2 Анализ практики контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 34
2.3 Практика и проблемы использования механизмов государственных закупок для обеспечения нужд капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле 41
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 59
Актуальность темы исследования.
В соответствии с частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации , каждый имеет право на жилище.
Представляется очевидным, что, помимо прочего, данное право корреспондирует обязанности органов государственной и муниципальной власти не только поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, но так же и реализовывать комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на поддержание удовлетворительного уровня жилищного фонда. Жилище как важнейшая категория, связанная с существованием человеческого индивида, должна отвечать всем требованиям, предусмотренным нормативно-техническими установлениями, иными словами, оно должно быть максимально пригодным для проживания и комфортабельным.
Соответственно, важнейшая задача органов государственной и муниципальной власти – осуществление капитального ремонта жилищного фонда как механизма, направленного на предупреждение обветшания жилья и его приведения в аварийное состояние.
Как установлено в рамках настоящего исследования, жилищный фонд г. Барнаула характеризуется достаточно высокой степенью износа, что говорит об особой важности исследуемого вопроса применительно к Барнаулу.
Так же нельзя обойти стороной и проблему, связанную с тем, что общество неоднозначно восприняло институт обязательных взносов на капитальный ремонт, которые администрируются не, например, товариществом собственников жилья или управляющими компаниями, а государственными субъектами, и, с точки зрения граждан, по сути прямой связи между взносом конкретного владельца жилого помещения и капитальным ремонтом его многоквартирного дома нет.
Соответственно, тем самым еще больше возрастает значимость контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта – очевидно, что в случае нарушений в данной сфере общественное отношение к системе взносов на капитальный ремонт станет еще более негативным.
Степень изученности темы исследования.
Вопросы, связанные с организацией контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта достаточно глубоко изучены наукой.
Например, можно отметить работы таких авторов, как А.И. Гурин, Н.И. Захарова, Л.Н. Чернышева и др.
Вместе с тем, значимость данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении. В частности, данный вопрос особенно актуален для Барнаула, характеризующего достаточно высоким уровнем износа жилищного фонда.
Объектом исследования являются административно-управленческие отношения в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Предмет исследования – организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле.
Цель настоящего исследования – системный анализ теории и практики контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать капитальный ремонт жилищного фонда как объект контрольно-надзорной деятельности;
определить систему органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда;
изучить нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
рассмотреть вопросы организации контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле;
проанализировать практику контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле;
охарактеризовать практику и проблемы использования механизмов государственных закупок для обеспечения нужд капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле.
Методология и методы исследования.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Информационная база исследования.
нормативные акты (федеральное законодательство – Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодательство Алтайского края, в частности, Закон Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» и др., локальные акты Государственной инспекции Алтайского края)
статистические сведения, характеризующие практику деятельности Государственной инспекции Алтайского края по контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления об основах государственного и муниципального контроля в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования предмета исследования.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 6 параграфов, заключение и список использованных источников.
1) Капитальный ремонт многоквартирных домов представляет собой межотраслевой институт, содержащий в себе нормативно-правовые, административно-управленческие и организационно-финансовые элементы, направленный на поддержание удовлетворительного технико-бытового состояния таких домов в соответствии с закрепленными строительными нормами и правилами характеристиками. С точки зрения своего содержания капитальный ремонт жилищного фонда представляет собой проведение предусмотренных законодательством работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Контрольно-надзорная деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда представляет собой установленную административными правовыми нормами деятельность специально уполномоченных органов федеральной и региональной исполнительной власти по наблюдению за функционированием всех субъектов, вовлеченных в сферу капитального ремонта.
2) Систему органов государственной власти, органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда, составляют органы федерального и регионального уровня, поскольку жилищная сфера отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На уровне Алтайского края основным органом контроля в исследуемой сфере выступает Государственная инспекция Алтайского края.
3) Нормативно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда осуществляется нормами жилищного (в первую очередь ЖК РФ) и административного законодательства (в первую очередь Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Следует отметить особое значение административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда. Представляется очевидным, что именно от такого регулирования первоочередным образом зависит активность субъектов предпринимательской деятельности на рынке государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Кроме того, контрольно-надзорная деятельность в сфере капитального ремонта жилищного фонда в г. Барнауле регулируется рядом локальных нормативных актов, а также государственными и муниципальными программами.
4) Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилищного фонда г. Барнаула осуществляется системой локальных актов, которые определяют цели и задачи деятельности Государственной инспекции Алтайского края.
Кроме того, определенные задачи перед Инспекцией, пусть и опосредованно, ставят муниципальные программы, направленные на решение проблем жилищного фонда г. Барнаула.
5) Анализ практики деятельности Государственной инспекции Алтайского края по контрольно-надзорной деятельности в сфере капитального ремонта жилых домов указывает на то, что за последние годы резко возрос удельный вес обращения жителей г. Барнаула, поступивших в Инспекцию по вопросам капитального ремонта, что существенно превышает показатели соседних регионов. Кроме того, увеличилось количество нарушений в данной сфере, выявленных в результате проведенных Государственной инспекцией проверок. В основном данные нарушения связаны с тем, что подрядчики нарушают сроки выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов.
6) Система государственных и муниципальных закупок в сфере капитального ремонта жилищного фонда направлена на удовлетворение интересов (потребностей) как государства и органов местного самоуправления, так и субъектов предпринимательской деятельности. С одной стороны, государство или муниципалитеты получают необходимые работы в сфере капитального ремонта по наиболее низкой цене из тех цен, которые предлагают участники конкурса, с другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности получают возможность практически неограниченного доступа к осуществлению коммерческой деятельности с такими достаточно надежными контрагентами, как государство и органы местного самоуправления. Вместе с тем, отсутствие четкого и ясного механизма отказа заказчика от исполнения контракта, вследствие которого заказчик может прибегнуть к экстренной закупке, является существенным нарушением принципа свободы конкуренции в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Здесь необходимо устранить разночтения закона в понимании оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а также внести в гражданское процессуальное законодательство изменения, в соответствии с которыми жалобы исполнителей государственных и муниципальных контрактов в случае одностороннего отказа заказчика должны быть рассмотрены в кратчайшие сроки.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.04.2020).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 24.04.2020).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 24.04.2020).
4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.04.2020).
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 24.05.2020).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.04.2020).
7. Устав (Основной закон) Алтайского края, принят Алтайским краевым Законодательным Собранием 26 мая 1995 года № 3-ЗС [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.04.2020).
8. Закон Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.04.2020).
9. Закон Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 24.04.2020).
10. Положение о Государственной инспекции Алтайского края, утв. Указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года № 107 // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.04.2020).
11. Постановление администрации города Барнаула от 17 сентября 2014 года № 2013 «Об утверждении муниципальной программы «Барнаул - комфортный город» на 2015 - 2030 годы» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 24.05.2020).
12. Свод правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 августа 2016 г. № 590/пр) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 24.04.2020).
13. Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года № 694 // Документ официально не публиковался
14. Положение об отделе технического надзора за капитальным ремонтом Комитета ЖКХ Администрации г. Барнаула. Приложение № 4 к Приказу Комитета ЖКХ Администрации г. Барнаула от 14 февраля 2013 года № 19 // Документ официально не публиковался
15. Приказ инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Алтайского края №8 от 24.01.2020 «О формировании Конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» // Документ официально опубликован не был
16. Должностная инструкция старшей должности муниципальной службы города Барнаула – главного специалиста отдела технического надзора за капитальным ремонтом комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. Председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула 14 июня 2019 года // Документ официально не публиковался
17. Отчет об исполнении муниципальной программы «Барнаул – комфортный город» на 2015-2030 годы // Официальный Интернет-сайт администрации г. Барнаула. URL: https://barnaul.org (дата обращения 25.05.2020)
18. Внутренние статистические отчёты Государственной инспекции Алтайского края по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в жилищной сфере» по Алтайскому краю за 2017-2019 годы // Документы официально опубликованы не были.
19. Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в жилищной сфере по Новосибирской области за 2017-2019 годы // Официальный Интернет-сайт Государственной инспекции Новосибирской области. URl: gji.nso.ru. – (дата обращения – 25.05.2020)
Научная и учебная литература
20. Гринев, В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств / В.П. Гринев // Право и экономика. – 2017. - № 7.- С. 38-43.
21. Гурин, А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти / А.И. Гурин. Автореферат…дисс..канд…юр…наук. М. – 2013. – 35 с.
22. Захарова, Н.И. Федеральный и региональный государственный контроль (надзор): задачи и взаимодействие / Н.И, Захарова // Государственное и муниципальное управление, 2017. - №. 2.- С. 62-68.
23. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / Н.А. Агешкина, Ю.Н. Вахрушева, А.П. Великанов и др.; под ред. Р.Ю. Закирова // СПС КонсультантПлюс, 2018.
24. Лачин, А.А. Контрольная (надзорная) функция государства. – Владимир: изд-во ВЮИ ФСИН, 2018. – 176 с.
25. Павлов, И.И. Система контроля государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / И.И. Павлов // Налоги. – 2018. - № 1. С. 27 – 30
26. Смирнов, А.А. Государственный и муниципальный заказ: юридические и управленческие аспекты / А.А. Смирнов – М.:Юрайт, 2018. – 290 с.
27. Совенко, О.Е. Контрольная функция государственных органов / О.Е. Совенко– М.: Статут, 2017. - 311 с.
28. Тарасов, А.М. Государственный контроль: сущность, современное состояние / А.М. Тарасов. – М.: КноРус, - 2017. – 231 с.
29. Халяпин, А.А., Теоретические основы госзакупок / А.А. Халяпин // Символ науки. - 2016. - № 9-1. - С. 166-170.
30. Чернышев, Л.Н. Капитальный ремонт многоквартирных домов: проблемы формирования и направления развития / Л.Н. Чернышев // Известия Байкальского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 45-49.