ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАМООТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейных взаимоотношений в русской классической литературе 7
1.1. Понятия семьи и ее типов с позиции зарубежных и отечественных ученых 7
1.2. Семейные взаимоотношения как психолого-педагогическая проблема 14
1.3. Тема семьи и семейных взаимоотношений в русской
классической литературе 20
Выводы по Главе 1 26
Глава II. Исследование типов семейных взаимоотношений в русской классической литературе 28
2.1 Анализ супружеских отношений на примерах разных типов
семей в русской классической литературе 28
2.2 Детско-родительские отношения на примерах разных
типов семей в русской классической литературе 35
Выводы по Главе II 44
Заключение 46
Список использованной литературы
Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейных взаимоотношений в русской классической литературе 7
1.1. Понятия семьи и ее типов с позиции зарубежных и отечественных ученых 7
1.2. Семейные взаимоотношения как психолого-педагогическая проблема 14
1.3. Тема семьи и семейных взаимоотношений в русской
классической литературе 20
Выводы по Главе 1 26
Глава II. Исследование типов семейных взаимоотношений в русской классической литературе 28
2.1 Анализ супружеских отношений на примерах разных типов
семей в русской классической литературе 28
2.2 Детско-родительские отношения на примерах разных
типов семей в русской классической литературе 35
Выводы по Главе II 44
Заключение 46
Список использованной литературы
Во втором тысячелетии, со сменой ценностных ориентаций нового поколения актуализируется проблема семьи. Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед обществом. Государственная установка на крепкую семью, являющуюся основой благополучного общества в реалиях XXI несколько изменилась. Социально-экономические условия, нестабильность социальной системы, низкий уровень жизни трансформировали традиционно ролевую структуру семьи и ролевые функций в ней. Значительно возросло количество неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов приводят к нарушениям коммуникации, неудовлетворенности их потребности в уважении, любви. Это, в свою очередь, приводит к росту эмоционально-личностных расстройств, напряженности, нарушениям личностного роста и формирования идентичности.
Сегодня можно говорить об обеднении общения в семье как между самими супругами, так и между родителями и детьми. Эмоциональное тепло, сотрудничество, информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах своих детей в настоящее время во многих семьях доведено до минимума.
Актуальность нашего исследования обусловлена значимостью семьи и семейных взаимоотношений, как важнейших феноменов, сопровождающих человека всю его жизнь и оказывающих влияния на его личностное развитие.
Сложность, многогранность и проблематичность семейных взаимоотношений наиболее значимо отражены в русской классической литературе, что и предопределило большое количество различных подходов к изучению семьи. Как важный социальный институт воспроизводства и социализации новых поколений, семья всегда привлекала к себе пристальное внимание лучших зарубежных и отечественных психологов педагогов, социологов, писателей. Представляя собой объект исследования многих наук, семья предстает воплощением междисциплинарного, системного подхода к ее изучению. Исследованием семьи занимались психологические, педагогические, социологические, философские и литературоведческие научные направления (М. Мид, Э. Берн, Э. Фромм, К. Г. Юнг, А. Адлер, И. С. Кон, А. А. Кроник, А. И. Антонов, И.Ю. Шилов, Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис др.). В рамках системного подхода ученые рассматривали семью как целостную систему, функционально обеспечивающую полное удовлетворение потребностей ее членов. Достаточно глубоко изучалась динамика эмоциональных отношений в семье (А. А. Кроник, А. И. Антонов, О.А Карабанова, И.С. Тургеньев), причины одиночества в семье и ее распада (Л.Б. Шнейдер, М. Мид, Э. Берн, А.И. Фет, А.П. Чехов), особенности семейного воспитания (Т.А. Андреева, И.С. Кон, О.В. Полетаева, Л.Н. Толстой). При всей изученности данной проблематики нам представляется, что глубокий психологический анализ семейных взаимоотношений более целесообразно проводить через обращение к произведениям русской художественной литературы. Именно русская художественная классика в описании и изображении семьи обращается к чувственным, полным любви и переживаний взаимоотношениям, почитания семейных ценностей как основных событий человеческой жизни.
Цель нашего исследования - изучить типы семейных взаимоотношений в русской классической литературе.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
• раскрыть понятия «семья» «семейные взаимоотношения»;
• рассмотреть типы семейных взаимоотношений;
• изучить психологический аспект семейных взаимоотношений в русской классической литературе;
• проанализировать супружеские и детско-родительские отношения на примерах разных типов семей в русской литературе.
Объектом исследования являются типы семейных взаимоотношений.
Предметом исследования стали супружеские и детско-родительские отношения в русской классической литературе.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования. Наряду с этим при проведении исследования были использованы культурно-исторический, психологический, историко-сравнительный и другие частные методы научно-исследовательской работы.
Теоретическая новизна исследования основана на том, что в нем предпринята попытка анализа типов семейных отношений в русской классической литературе.
Методом исследования стал анализ и интерпретация: произведения Д. И. Фонвизина («Недоросль»), А. С. Пушкина («Евгений Онегин»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), Л. Н. Толстого («Война и мир»), Н. В. Гоголя («Мертвые души»), И. С. Тургенева («Отцы и дети»), А. Н. Островского («Гроза»), И.А. Бунина («Красавица»).
Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении курсов классической русской литературы, психологии в процессе подготовки студентов педагогических вузов.
Структура работы обусловлена её целью и задачами и наличием в ее составе теоретического и практического компонентов: данное исследование состоит из двух равнозначных глав. Первая из глав представляет собой теоретический анализ исследуемой проблемы. Вторая глава данной работы представляет собой аналитическое исследование. Кроме того, в структуру работы входят введение, заключение, список использованной литературы и приложения.
Сегодня можно говорить об обеднении общения в семье как между самими супругами, так и между родителями и детьми. Эмоциональное тепло, сотрудничество, информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах своих детей в настоящее время во многих семьях доведено до минимума.
Актуальность нашего исследования обусловлена значимостью семьи и семейных взаимоотношений, как важнейших феноменов, сопровождающих человека всю его жизнь и оказывающих влияния на его личностное развитие.
Сложность, многогранность и проблематичность семейных взаимоотношений наиболее значимо отражены в русской классической литературе, что и предопределило большое количество различных подходов к изучению семьи. Как важный социальный институт воспроизводства и социализации новых поколений, семья всегда привлекала к себе пристальное внимание лучших зарубежных и отечественных психологов педагогов, социологов, писателей. Представляя собой объект исследования многих наук, семья предстает воплощением междисциплинарного, системного подхода к ее изучению. Исследованием семьи занимались психологические, педагогические, социологические, философские и литературоведческие научные направления (М. Мид, Э. Берн, Э. Фромм, К. Г. Юнг, А. Адлер, И. С. Кон, А. А. Кроник, А. И. Антонов, И.Ю. Шилов, Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис др.). В рамках системного подхода ученые рассматривали семью как целостную систему, функционально обеспечивающую полное удовлетворение потребностей ее членов. Достаточно глубоко изучалась динамика эмоциональных отношений в семье (А. А. Кроник, А. И. Антонов, О.А Карабанова, И.С. Тургеньев), причины одиночества в семье и ее распада (Л.Б. Шнейдер, М. Мид, Э. Берн, А.И. Фет, А.П. Чехов), особенности семейного воспитания (Т.А. Андреева, И.С. Кон, О.В. Полетаева, Л.Н. Толстой). При всей изученности данной проблематики нам представляется, что глубокий психологический анализ семейных взаимоотношений более целесообразно проводить через обращение к произведениям русской художественной литературы. Именно русская художественная классика в описании и изображении семьи обращается к чувственным, полным любви и переживаний взаимоотношениям, почитания семейных ценностей как основных событий человеческой жизни.
Цель нашего исследования - изучить типы семейных взаимоотношений в русской классической литературе.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
• раскрыть понятия «семья» «семейные взаимоотношения»;
• рассмотреть типы семейных взаимоотношений;
• изучить психологический аспект семейных взаимоотношений в русской классической литературе;
• проанализировать супружеские и детско-родительские отношения на примерах разных типов семей в русской литературе.
Объектом исследования являются типы семейных взаимоотношений.
Предметом исследования стали супружеские и детско-родительские отношения в русской классической литературе.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования. Наряду с этим при проведении исследования были использованы культурно-исторический, психологический, историко-сравнительный и другие частные методы научно-исследовательской работы.
Теоретическая новизна исследования основана на том, что в нем предпринята попытка анализа типов семейных отношений в русской классической литературе.
Методом исследования стал анализ и интерпретация: произведения Д. И. Фонвизина («Недоросль»), А. С. Пушкина («Евгений Онегин»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), Л. Н. Толстого («Война и мир»), Н. В. Гоголя («Мертвые души»), И. С. Тургенева («Отцы и дети»), А. Н. Островского («Гроза»), И.А. Бунина («Красавица»).
Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении курсов классической русской литературы, психологии в процессе подготовки студентов педагогических вузов.
Структура работы обусловлена её целью и задачами и наличием в ее составе теоретического и практического компонентов: данное исследование состоит из двух равнозначных глав. Первая из глав представляет собой теоретический анализ исследуемой проблемы. Вторая глава данной работы представляет собой аналитическое исследование. Кроме того, в структуру работы входят введение, заключение, список использованной литературы и приложения.
Русская классическая литература является источником сильных драматичных сюжетов, ярких персонажей, богатых красочных символов. Образ семьи и семейных взаимоотношений нашел отражение в творчестве многих писателей и поэтов (М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина). Учитывая психологизм русской литературы и масштаб проблем, которые она поднимает нами предпринимается попытка анализа понятий "семья" “семейные отношения” “детско-родительские отношения” посредством русской классической литературы. В ее традициях семья выступает, как нравственная основа человеческого быта или бытия. «Мысль семейная» - одна из основных в литературе этих времен.
Примечательно, что подход к этой вечной теме у классиков был разный, при этом все они были едины в главном - в семье формируется личность, утверждаются нравственные устои, общечеловеческие ценности. Родители, которые дарят своим детям свою любовь, открывают им возможность полноценной жизни и обретения счастья. Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства, нужно всегда поддерживать в обществе ценность семейного воспитания и делать это обращаясь к образцам великой русской литературы.
Психология семейных отношений зависит от жизненного уклада семьи, от обстоятельств, в которых эта семья функционирует, а так же от культуры членов семьи, ценностей, морали, традиций, нравственности. Русская литература, как во все времена, клеймит пошлость, безнравственность, преступление против совести. На примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» автор показал тип дисгармоничной семьи Простаковых, где царит грубость, нелюбовь, результатом чего Митрофанушка, сын помещицы не приобрел никаких нравственных приоритетов и не научился уважать своих родителей. Такой результат, по мнению самого автора, естественен: это «злонравия достойные плоды».
Примером аналогичной семьи явилась семья купчихи Кабановой, из произведения А.Н. Островского «Гроза». Взаимоотношения основанные на диктате, ханжестве заставили Катерина, главную героиню, решившаяся на самоубийство.
Семья Курагиных («Война и мир» Л.Н. Толстой) - показатель «нездоровости» в отношениях; семья не питающая друг к другу родственных чувств, а только кровное родство, характеризуется многими пороками: подлостью, лицемерием, корыстолюбием. Примечательно то, что писатель показал, что семья Курагиных не имеет наследников, т.е. такая семья не имеет будущего. В противовес такому типу семьи Л.Н. Толстой рисует образы семей Болконских и Лариных. Только в семьях такого типа, где царят любовью и взаимное уважение, можно воспитать гармоничную личность и полноправного гражданина и человека.
Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. Мысль великого Толстого в двадцатом веке подтвердил великий педагог А. С. Макаренко: «Воспитывает все ... на первом месте родители».
Примечательно, что подход к этой вечной теме у классиков был разный, при этом все они были едины в главном - в семье формируется личность, утверждаются нравственные устои, общечеловеческие ценности. Родители, которые дарят своим детям свою любовь, открывают им возможность полноценной жизни и обретения счастья. Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства, нужно всегда поддерживать в обществе ценность семейного воспитания и делать это обращаясь к образцам великой русской литературы.
Психология семейных отношений зависит от жизненного уклада семьи, от обстоятельств, в которых эта семья функционирует, а так же от культуры членов семьи, ценностей, морали, традиций, нравственности. Русская литература, как во все времена, клеймит пошлость, безнравственность, преступление против совести. На примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» автор показал тип дисгармоничной семьи Простаковых, где царит грубость, нелюбовь, результатом чего Митрофанушка, сын помещицы не приобрел никаких нравственных приоритетов и не научился уважать своих родителей. Такой результат, по мнению самого автора, естественен: это «злонравия достойные плоды».
Примером аналогичной семьи явилась семья купчихи Кабановой, из произведения А.Н. Островского «Гроза». Взаимоотношения основанные на диктате, ханжестве заставили Катерина, главную героиню, решившаяся на самоубийство.
Семья Курагиных («Война и мир» Л.Н. Толстой) - показатель «нездоровости» в отношениях; семья не питающая друг к другу родственных чувств, а только кровное родство, характеризуется многими пороками: подлостью, лицемерием, корыстолюбием. Примечательно то, что писатель показал, что семья Курагиных не имеет наследников, т.е. такая семья не имеет будущего. В противовес такому типу семьи Л.Н. Толстой рисует образы семей Болконских и Лариных. Только в семьях такого типа, где царят любовью и взаимное уважение, можно воспитать гармоничную личность и полноправного гражданина и человека.
Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. Мысль великого Толстого в двадцатом веке подтвердил великий педагог А. С. Макаренко: «Воспитывает все ... на первом месте родители».



