ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Телеканал «Дождь» в системе тележурналистики
1.1. Мировое развитие тележурналистики
1.2. Развитие тележурналистики в России
1.3. Новаторские телеканалы на современном российском медийном
пространстве
Глава 2. Анализ Телеканал «Дождь» как новаторского телеканала
2.1. История Телеканал «Дождь»
2.2. Контентный анализ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Современное общество активно вступило в расширяющееся информационно-коммуникативное пространство.
Посредником между социумом и непосредственными источниками информации служат СМИ (средства массовой информации). Сами СМИ источниками информации с точки зрения функциональности не являются, они лишь соединяют социум с такими источниками. СМИ и социум функционируют и сосуществуют на едином информационно-коммуникативном поле, в медиа-среде. Изначально функционируя как способы трансляции, фиксации, тиражирования, консервации информации, СМИ постепенно превратились в мощное орудие воздействия на массовое сознание. Их роль в формировании образа реальной действительности велика, СМИ оказывают огромное влияние на взгляды и мнения представителей всех слоев общества.
Создаваемые СМИ информационные связи обеспечивают коммуникацию в дифференцированном и интегрированном социальном процессе. Масс-медиа становится общественным институтом, который, с одной стороны, артикулирует коллективные интересы и представления о нормативном, с другой - производит и транслирует новые значения и ценности.
Особая роль на медиа пространстве отведена телевидению. Телевизионные СМИ сегодня - это мощный механизм, связывающий общественность с реалиями. Кроме того, даже в век развития альтернативных СМИ, например, интернета, телевидение остается лидером на медиа пространстве любого государства. Именно поэтому телевизионные СМИ в первую очередь подвержены монополизации со стороны властных структур, наделяющих телевидение пропагандистскими функциями. Тележурналистика характеризуется большей зависимостью от властей, чем все другие СМИ.
На современном этапе развития России телевизионный сегмент ее медиа пространства снова монополизирован государством. Несмотря на заверение властей в том, что цензура отсутствует, в том числе и на телевидении, центральные каналы передают исключительно выгодную власти информацию. Часть информации отсеивается, проходя через негласный государственный фильтр, а потому оп полноценном и независимом развитии тележурналистики в России сейчас говорить не приходится. Однако в 2010 г. начал вещание телеканал «Дождь». На данный момент это - единственный относительно независимый телеканал, вещающий не только в России. В 2014 г. власти предприняли попытку закрыть телеканал, но после многочисленных дискуссий и заявлений он продолжил свою работу. Кроме того, в поддержку телеканала высказался В.В. Путин [42].
На текущий момент актуализируется проблема интерпретации ТВ «Дождь» как оппозиционных власти СМИ. Наряду с радиостанцией «Эхо Москвы», телеканал широко представлен в интернет-среде, у него имеется собственный веб-сайт. Но для того чтобы оценить масштабы позиционирования телеканала как оппозиционных СМИ, необходимо провести комплексный анализ его контента.
Объект исследования - Телеканал «Дождь» в системе телевизионных СМИ. Предмет - контент Телеканал «Дождь».
Цель настоящего исследования - анализ Телеканал «Дождь» как инновационного телевизионного проекта.
Задачи:
1) проанализировать процесс развития тележурналистики как мирового масс медиа явления,
2) выявить особенности развития отечественной тележурналистики,
3) рассмотреть систему новаторских телеканалов на современном этапе развития отечественной тележурналистики,
4) провести комплексный анализ ТВ «Дождь» как инновационного телевизионного проекта.
Методы исследования:
- индукция,
- метод проработки документальной информации,
- анализ,
- наблюдение.
Теоретическая база исследования представлена:
1) нормативно-правовыми актами (Закон о СМИ, Федеральный закон «О персональных данных», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью);
2) работами в области права, психологии и социологии СМИ (Г.Л. Акопов, Н.Н. Богомолова, Н. Луман, Л.Ю. Реснянская, Л.Н. Федотова)
3) трудами в сфере журналистики (В.М. Владимиров, В.В. Ворошилов, Т.Н. Галинская, Л.Б. Зубанова, М.Н. Ким, Е.А. Корнилов, В.Ф. Олешко, Е.Е. Пронина, Е.П. Прохоров, А. А. Тертычный, Т.И. Фролова, М.В. Шкондин);
4) работами в области телевизионных СМИ и тележурналистики (А.А. Алекберова, П. Бурдье, Н.В. Вакурова, Н.И. Дворецкая, Н.В. Зверева, О. Коновалова, Л.В. Матвеева, В.И. Михалкович, С.А. Муратов, Е.В. Подберезникова, В. Саппак, Б.М. Фирсов, А.В. Шариков);
5) интернет-ресурсы (информационные порталы «Slon», «Общество», новостные ресурсы Лента.ру).
Эмпирическую базу исследования представляет Телеканал «Дождь», его веб-сайт.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование посвящено одному из самых демократичных, но в то же время самых скандальных и противоречивых телеканалов современной России. Попытка всесторонне взглянуть на положение телеканала в современной российской медиа среде составляет новизну исследования, а результаты всех аспектов анализа Телеканал «Дождь» как информационного телеканала, освещающего насущные проблемы российской действительности, могут представлять интерес для специалистов в области развития телевизионных СМИ.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В данном исследовании были изучены проблемы функционирования телеканал «Дождь» как новаторского телеканала.
Прежде всего, проанализированы проблемы современной тележурналистики как особого направления журналистики, работающей в условиях массовости и доступности. Перед тележурналистикой ставится множество задач, в том числе и задач по достоверному и объективному освещению событий, людей и явлений в стране и за рубежом. Развитие телевизионных СМИ в России прошло множество фаз. Все фазы различались относительной свободой функционирования телевизионных СМИ в разные периоды времени. С реформами телевизионные СМИ значительно расширили свое медийное пространство: стали появляться новаторские телеканалы. Некоторые из них освещали определенную тематику (региональную, как ТВ Домодедово, например, или детскую, как ТВ «Карусель»), некоторые стали телеканалами с расширенной функциональностью. Одним из таких телеканалов стал телеканал «Дождь».
В настоящем исследовании телеканал «Дождь» проанализирован с точки зрения новаторства. Задача заключалась в выявлении именно тех особенностей телеканала, которые задавали бы его новаторство. Одним из ключевых признаков новаторского телеканала служит противопоставление его официальным государственным телеканалам. Действительно, Телеканал «Дождь» освещал некоторые проблемы, которые не решались освещать государственные телеканалы. Прежде всего, это касалось проблем, связанных с социальной сферой, оппозиционным движением в стране.
Кроме того, новаторские особенности телеканала определяются спецификой вещания, финансированием. В этом отношении ТВ «Дождь» тоже можно считать новаторским. В контенте телеканала «Дождь» в основном авторские программы критического характера. Среди новостных программ присутствуют аналитические программы, где новости, события не только передаются, но и анализируются. В содержании телеканала «Дождь» очень много познавательных программ, однако развлекательных программ практически не наблюдается. Совмещая аналитику и познание, телеканал «Дождь» воздействует на определенную часть аудитории, его функционирование явно не предусматривает такие огромные аудитории, которые наблюдаются у государственных официальных телеканалов.
Критика телеканала «Дождь» также в виду своей специфики позволяет отнести телеканал к новаторским: если некоторые другие телеканалы в основном критикуют за контент, за подбор материала, то телеканал «Дождь» - за некоторые высказывания и действия. В некоторых программах освещаются неудобные для власти проблемы и вопросы, что само по себе свидетельствует о независимости телеканала. Тем не менее власть все же допускает работу телеканала «Дождь», несмотря на недавние претензии к телеканалу. Более того, легитимность телевещания на канале отмечена В. Путиным, который пообещал не допускать излишний контроль над телеканалом «Дождь».
На наш взгляд, телеканал «Дождь» - это новаторское телевидение, функционирующее в весьма сложное и противоречивое время. Сейчас восприятие массового телезрителя обострено, государство позволяет отмечать деятельность СМИ, которая противоречит некоторым нормам общественно-политической жизни. Кроме того, рядовой зритель может подать в суда на весь телеканал или на отдельную программу в связи с вступлением в силу ряда законов об оскорблении чувств, о пропаганде экстремизма и терроризма. Но следует учитывать и субъективность мнений. Большинство претензий к телеканалу «Дождь» носят индивидуальный частный характер.
Функционирование телеканала «Дождь» - это хороший признак времени, свидетельствующий о том, что Россия идет демократическим путем, допускает иное мышление, развитие творческого потенциала в СМИ. Вместе с тем одного телеканала «Дождь» такого уровня и содержания недостаточно для заключения о развитии телевизионных СМИ в России. Должно быть побольше таких телеканалов, которые освещали бы проблематику с разных сторон, касались бы насущным тем в рамках общепринятых правил и норм, положений журналистской этики.
В современном мире телевидение постепенно вытесняется интернет- СМИ. Но новаторские телеканалы типа «Дождь» собирают аудиторию и этом секторе медийного пространства. Такие телеканалы как «Дождь», способны развиваться самостоятельно, только не следует мешать и препятствовать этому развитию.
Однако на российском медиа пространстве пока массовое распространение новаторского телевидения остается вопросом открытым. Государство управляет рядом телеканалов, а появление коммерческих телевизионных СМИ, вещающих в не эфирном режиме, государству не совсем выгодно. Что касается появления на медиа пространстве телеканала «Дождь», то здесь можно отметить феномен, поскольку ничего подобного на российском медиа пространстве до этого не возникало. Телеканалы, изначально создаваемые как независимые, в настоящее время полностью подчинены властным структурам. Они не вещают в режиме не эфирного времени, многое не освещают, то есть на первый взгляд подвергаются цензуре.
Вместе с тем необходимо отметить, что само существование телеканала «Дождь» на российском медиа пространстве свидетельствует о том, что в России приветствуются демократические ценности, а власть не препятствует нормальной работе СМИ. Миф о полной цензуре телевизионного медиа пространства развенчан именно функционированием телеканала «Дождь». Телеканал критикует власть, освещает различные проблемы, вызывает к неформальному ответу государственных деятелей. Все это напоминает массовому телезрителю о существовании конкуренции между государственными телеканалами и коммерческими медийными продуктами.
Телеканал «Дождь», безусловно, - это телеканал будущего. Это особая форма проявления отечественной телевизионной журналистики, у которой, судя по активной работе телеканала «Дождь», вполне осязаемое и хорошее будущее.
• Закон о СМИ / Принят 27 декабря 1991 г. (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // № 2124-I. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
• Федеральный закон «О персональных данных» / Принят 27 июля 2006 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 152-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
• Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» / Принят 27 июля 2006 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 149-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
• Кодекс профессиональной этики российского журналиста / Принят Конгрессом журналистов России в 1994 г. (в ред. от 1 июля 2000 г.) // № 15-МЖ. 01.01.2011. Журналистика. Правовые основы.
• Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью / Принят 26 сентября 2001 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 25. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.
Книги, статьи
• Акопов Г.Л. Информационное право / Г.Л. Акопов. - М.: Феникс, 2016. - 336 с.
• Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров / А.А. Алекберова // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 230-234.
• Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. - М., 1991.
• Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2012. - 160 с.
• Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебно-методическое пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Мастерская телевизионной журналистики, 2016. - 312 с.
• Владимиров В.М. Журналистика, лицо, общество: проблема понимания / В.М. Владимиров. - К: Киев нац. ун-т им. Тараса Шевченко, 2013. - ?
Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник / В.В. Ворошилов. - М.:
КНОРУС, 2017.
• Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной журналистике / Т.Н. Галинская // Вестник ОГПУ. - 2013. - № 11(160). - С. 91-94.
• Дворецкая Н.И. Телевидение. Время местное / Н.И. Дворецкая. - М., 2014.
• Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Зверева. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 320 с.
• Зверева Н.В. Школа тележурналиста / Н.В. Зверева. - Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009. - 272 с.
• Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации / Л.Б. Зубанова // Вестн. Челябинск. гос. академии культуры и искусств. - 2008. - № 2. - С. 6-17.
• Ким М.Н. Основы теории журналистики: Учебное пособие / М.Н. Ким. - Питер, 2013.
• Коновалова О. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (на материалах Юга России) / О. Коновалова; Автореферат диссерт. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. ИПК ТВ и РВ. - М., 1999. - 23 с.
• Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилов. - Ростов н/Д, 1999. - 159 с.
• Луман Н. Реальность масс медиа / Н. Луман; пер. с нем. А. Антоновского. - 3-е изд., стереотип. - М.: Праксис, 2015. - 256 с.
• Матвеева Л. В. Психология телевизионных коммуникаций / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М., 2014. - 143 с.
• Михалкович В. И. О сущности телевидения / В.И. Михалкович. - 3-е изд., стереотип. - М., 2014.
• Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения / С.А. Муратов. - М.: Издательство Московского университета, 2011.
• Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М., 2013. - 205 с.
• Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2013. - 331 с.
• Подберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Подберезникова. - М.: Аспект Пресс, 2014.
• Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 175 с.
• Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ: Уч. пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП-Холдинг, 2016. - 200 с.
• Реснянская Л.Ю. Специализация современных СМИ / Л.Ю. Реснянская // ТелеЦентр. - 2017. - № 6(7).
• Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы / В. Саппак. - М.: Искусство, 1988.
• Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития. Отраслевой доклад ФАПМК. - М., 2012. - 64 с.
• Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста / А. А. Тертычный. - М.: ВК, 2012.
• Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия и тактика потребления / Л.Н. Федотова. - 3-е изд., стереотип. - М., 2016.
• Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Аспект Пресс, 2012.
• Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога / Б.М. Фирсов. - 2-е изд., стереотип. - М., 2012.
• Фролова Т.И. Предметно-функциональные особенности социальной журналистики / Т.И. Фролова // Массовые коммуникации. Известия ИГЭА. - 2014. - № 2 (94). - С. 150-156.
Шариков А.В. Социальная безответственность телевидения в России / А.В. Шариков // Телефорум. - 2015. - № 1. - С. 100-105.
• Шариков А.В. Что вызывает недовольство общества в деятельности телевидения? / А.В. Шариков // Журналистика-2004. СМИ в многополярном мире: Сб. материалов научно-практической конференции. Ч. II. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - С. 64-67.
• Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73 ; № 5. - С. 45-55.
• Шкондин М.В. Миссия журналистики: системные аспекты / М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 1. - С. 37-48.
Электронные ресурсы:
• Зеленский М. Путин пообещал избавить «Дождь» от
«избыточного внимания контролирующих органов» [Электронный ресурс] / М. Зеленский // Информационный портал «Slon» (17.04.2014). - Режим доступа: https://republic.ru/fast/russia/putin-poobeshchal-izbavit-dozhd-ot-
izbytochnogo-vnimaniya-kontroliruyushchikh-organov-1086242.xhtml. - (Дата посещения 18.04.2018).
• «Дождь» заявил о политической кампании против себя [Электронный ресурс] // Лента.ру. 27.01.2014. - Режим доступа: . - (Дата посещения 18.04.2018).
• Когда с экранов выметут мусор [Электронный ресурс] //
Информационный портал «Общество». - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/2006/11/02/oa_222661.shtml. - (Дата посещения 18.04.2018).
• Официальный сайт телевизионного канала «Дождь». - Режим доступа: https://tvrain.ru/#close-modal. - (Дата посещения 18.04.2018).