Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые формы публичного характера (государственные и муниципальные предприятия и учреждения) 6
1.1 Государственные и муниципальные унитарные предприятия 6
1.2 Государственные и муниципальные учреждения 12
Глава 2. Организационно-правовые формы частного характера 17
2.1 Коммерческие корпоративные организации 17
2.2 Некоммерческие корпоративные организации 21
Заключение 26
Библиографический список 28
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что организационно-правовые формы, представляющие собой созданные при помощи юридической техники правовые конструкции, обладающие статусом юридического лица, приобретаемого для осуществления различных целей, играют важнейшую роль в различных государственных и общественных сферах – это и коммерческий оборот (предпринимательская деятельность), в котором участвуют различные коммерческие корпоративные организации, и государственное (муниципальное) управление, которое, помимо прочего, реализуется посредством создания и деятельности государственных и муниципальных учреждений, и решение иных общественных задач посредством функционирования некоммерческих корпоративных организаций и т.д.
В частности, такая организационно-правовая форма, как товарищество собственников недвижимости используется для удовлетворения интересов владельцев жилых или нежилых помещений, общины коренных малочисленных народов преследуют цель в виде защиты прав представителей таких народов, адвокатские объединения (коллегии и т.д.) направлены на обеспечение осуществления адвокатской деятельности.
Иными словами, многообразие организационно-правовых форм с точки зрения стоящих перед ними целей и задач чрезвычайно широко.
Очевидно, что юридическое лицо, представляя собой субъекта, существующего, в отличие от физического лица, не в материальной, а в правовой реальности, должно быть облачено в определенную организационно-правовую форму, без которой попросту невозможно его существование как такового.
Не менее очевидно и то, что система организационно-правовых форм должна постоянно совершенствоваться в ответ на изменение социально-экономических реалий, например, в настоящее время в науке встречается предложение о нецелесообразности существования государственных и муниципальных унитарных предприятий и замене их иными организационно-правовыми формами и т.д.
Иными словами, вопросы, связанные с современными организационно-правовыми формами, требуют глубокого и детального изучения.
Цель настоящего исследования – системный анализ современных организационно-правовых форм.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели поставлен ряд задач.
Здесь следует обратить внимание на то, что в рамках настоящего исследования рассмотреть все предусмотренные современным законодательством организационно-правовые формы не представляется возможным, в связи с чем для изучения выбраны представляющиеся наиболее значимыми.
Соответственно, задачи исследования выглядят следующим образом:
изучить государственные и муниципальные унитарные предприятия;
охарактеризовать государственные и муниципальные учреждения;
рассмотреть коммерческие корпоративные организации;
проанализировать некоммерческие корпоративные организации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере создания и деятельности юридических лиц.
Предмет исследования – современные организационно-правовые формы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления об основных современных организационно-правовых формах.
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической правоприменительной деятельности юриста.
Методологию исследования составляют:
общенаучные методы, а именно методы дедукции индукции, анализа и синтеза, классификации;
частно-юридические методы – метод правового моделирования, формально-юридический и др.
Структура работы.
Исследование включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 4 параграфов, заключение.
В конце работы приведен библиографический список, включающий в себя использованные при написании нормативно-правовые акты и научную литературу
1) Государственные и муниципальные унитарные предприятия выступают коммерческими организациями, закрепленное за которыми имущество принадлежит государству или муниципальным образованиям. Основная направленность деятельности таких предприятий – удовлетворение государственных или общественных нужд. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, по своей сути, являются формой опосредованного участия публично-правовых образований в предпринимательской деятельности, когда обособляется часть их имущества, закрепляется за некой юридической личностью и вовлекается в гражданский оборот.
2) Государственные и муниципальные учреждения, являющиеся некоммерческими организациями, принципиально отличаются от государственных и муниципальных унитарных предприятий тем, что их деятельность первоочередным образом направлена не на извлечение прибыли, а на удовлетворение управленческих, социально-культурных и иных потребностей общества.
При этом государственные и муниципальные учреждения также вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли (например, платные медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения), однако здесь, в отличие от государственных и муниципальных унитарных предприятий извлечение прибыли представляет собой факультативную, а не основную, цель.
3) Коммерческие корпоративные организации являются юридическими лицами, осуществляющими деятельность в предпринимательской сфере и играющими тем самым важнейшую роль в социально-экономической жизни. Действующее законодательство предусматривает шесть видов коммерческих корпоративных организаций, среди которых наибольшее распространение получили общества с ограниченной ответственностью, которые, в отличие от, например, полных товариществ, участники которых отвечают по их обязательствам всем своим имуществом, выгодны участникам именно ограниченным характером ответственности, а именно в пределах доли в уставном капитале. Соответственно, если посмотреть на данный аспект с обратной стороны, гражданам и организациям, чьи права и законные интересы нарушены недобросовестными действиями общества с ограниченной ответственностью, намного сложнее восстановить свои нарушенные имущественные права, чем если бы контрагентом выступало полное товарищество.
4) Некоммерческими корпоративными организациями являются юридические лица, не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли. В случае, если такая прибыль в качестве факультативной цели была получена, она не распределяется между участниками таких организаций, а используется на общие нужды, например, если товарищество собственников жилых помещений в многоквартирных домах получает прибыль от сдачи определенной части дома в аренду, такая прибыль не распределяется между жильцами, но используется в их интересах, в частности, для ремонта многоквартирного дома и т.д.
Всего действующее законодательство предусматривает десять видов некоммерческих корпоративных организаций, которые существенно дифференцированы по своему предназначению – от сохранения традиционного уклада жизни казачества до оказания нотариальных услуг.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.06.2020).
2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.06.2020).
3. Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.06.2020).
4. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.06.2020).
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.06.2020).
6. Головко К.Г. Правовые основы экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий / К.Г. Головко // Вестник науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 52-56.
7. Городилова Ю.Л. Особенности деятельности различных типов государственных и муниципальных учреждений / Ю.Л. Городилова // Гуманитарный вестник. – 2016. - № 5. – С. 145-149.
8. Кабанова И.Е. Субсидиарная ответственность публичных собственников по долгам унитарных предприятий / И.Е. Кабанова // Вестник Нижегородского университета. - 2016. - № 5. - С. 131-136.
9. Келарева Е.В. О понятии и признаках корпоративных коммерческих организаций / Е.В. Келарева // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2019. - № 2. – С. 76-79.
10. Клюстер Н.Ф. Признаки некоммерческих корпоративных организаций / Н.Ф. Клюстер // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2019. - № 5. – С. 64-69.
11. Орлов Е.В. Унитарные предприятия: история, основы деятельности, перспективы / Е.В. Орлов // Вестник Тульского государственного университета. - 2017. - № 5.- С. 33-36.
12. Смирнов А.Н. К вопросу о причинах повышенной востребованности общества с ограниченной ответственностью как вида хозяйственного общества в отечественной предпринимательской среде / А.Н. Смирнов // Вестник Пермского университета. – 2017. - № 1. – С. 106-109.
13. Терентьев А.В. О понятии корпоративных отношений в современном российском законодательстве / А.В. Терентьев // Российский юридический журнал. – 2018. - № 6. – С. 103-106.
14. Угренинова Е.А. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / Е.А. Угренинова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - № 5. - С. 21-25.
15. Усанова В.А. Некоторые аспекты создания муниципального бюджетного учреждения // Legalconcept. - 2016. - № 5. - С. 54-58.
16. Хабибуллина А. Р. Понятие и сущность унитарного предприятия / А.Р. Хабибуллина // Молодой ученый. 2015. - №24. - С. 792-795.
17. Чуняев Д.В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования / Д.В. Чуняев // Муниципалитет: экономика и управление. - 2016. - № 2. - С. 102-106.
18. Решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2017 года по иску конкурсного управляющего МУП «Тепловые сети» // Интернет-портал Федеральных арбитражных судов РФ. URl: http://www.arbitr.ru. (дата обращения 04.06.2020)
19. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 07 октября 2016 года по иску ООО «С.» // Интернет-портал Федеральных арбитражных судов РФ. URl: http://www.arbitr.ru. (дата обращения 04.06.2020)