Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении вида азартной игры и психологии игроков в романе Ф.М. Достоевского “Игрок”

Работа №49370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концепция игрового происхождения культуры 7
1.1 Исторический экскурс в историю вопроса 7
1.2 Роль игры в жизни человека и общества, основные принципы
игрового пространства 10
1.3 Проблема классификации игр 19
Глава 2. Вид азартной игры и психология игроков в романе Ф.М. Достоевского «Игрок» 25
2.1 Роль игры в жизни Ф.М. Достоевского 25
2.2 Изображение азартной игры и образов игроков в романе Ф.М. Достоевского «Игрок» 30
Глава 3. Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности при изучении романа Ф.М. Достоевского «Игрок» 39
3.1 Развитие у обучающихся навыков самостоятельной
исследовательской деятельности при изучении классической литературы на факультативных занятиях 39
3.2 Изучение романа Ф.М. Достоевского «Игрок» на
факультативных занятиях как средство развития у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности 42
Заключение 63
Библиография 67
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. В литературе как отечественной, так и зарубежной очень часто появляется образ игрока. Игрок - человек удачи, азартный и страстный, который с головой погружается в игру. Ощущение риска, ожидание победы красивой и громкой в конце игры толкает игроков на необдуманные поступки. Игрок способен поставить на кон всё: деньги, надежду, веру, любовь, жизнь. Азартная игра представляется многим не просто как источник острых ощущений, но и как легкое средство обогащения.
Пять лет назад в России были официально запрещены азартные игры, а с улиц убраны развлекательные заведения и надоевшие всем игровые автоматы. Долгое время журналисты «муссировали» эту тему, прецедент был достаточно «вопиющим»: бизнес, который сложился в стране, только зарождался, а его уже «давили тоталитарным сапогом». Ситуация с игорными заведениями в России выглядит несколько парадоксально. Фактически запрета на азартные игры нет. Если бы он существовал, то есть, если бы формально не было игорных зон и работающих в них заведений, таких как казино «Оракул» или «Алтай Палас», можно было бы смело заявлять во всемирную торговую организацию о притеснении бизнеса. Но формально закон соблюден. На практике же реализация любого проекта, связанного с открытием легального бизнеса, сильно затруднена вплоть до невозможности осуществления проекта. Таким образом, актуальность исследования заключается в неисчерпаемости темы игры и её особой роли в русской литературе.
Сегодня, в XXI веке, ФГОСы обязывают преподавателей искать инновационные подходы к обучению детей, более эффективные, чем были раньше. В условиях более высоких требований к организации обучения, особое место приобретает вопрос развития у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы. Это связано, в первую очередь, с тем, что на современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом, способные самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее.
Объектом исследования является изучение игры и психологии игроков в романе Ф.И. Достоевского «Игрок».
Предмет исследования - процесс развития навыков самостоятельной исследовательской работы обучающихся старших классов при изучении романа Ф.М. Достоевского «Игрок» на факультативных занятиях.
Цель дипломного исследования - способствовать развитию у обучающихся старших классов навыков самостоятельной
исследовательской деятельности при изучении романа Ф.М. Достоевского «Игрок» на факультативных занятиях.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить особенности игры в культуре;
2. Рассмотреть основные признаки игры;
3. Изучить развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении классической литературы на факультативных занятиях;
4. Описать роль игры в жизни Ф.М. Достоевского;
5. Проанализировать изображение азартной игры и образы игроков в романе Ф.М. Достоевского «Игрок»;
6. Разработать факультативное занятие по изучению романа Ф.М. Достоевского «Игрок».
Степень изученности темы. Теории игры и игре в литературе посвятили свои работы следующие писатели: К.Ю.Баннов «Философско - культурологические основания концепции игровой культуры», Й. Хейзинга «Человек играющий», Д.Б. Эльконин «Психология игры» и др.
О жизни и творчестве Ф.М. Достоевского в процессе работы были изучены следующие исследования: «Проблемы поэтики Достоевского» и «Слово в романе» М. Бахтина, «Миросозерцание Достоевского» и «Откровение о человеке в творчестве Достоевского» Н. Бердяева, «Система жанров Достоевского: типология и поэтика» В.Н. Захарова, «Эстетика Достоевского» Н.В. Кашиной, «Достоевский и его женщины, или Музы отложенного самоубийства» Н. Молевой, «Достоевский» Л. Сараксиной и т.д. Отдельный интерес представляли для исследования воспоминания жены Ф.М. Достоевского А. Снеткиной («Мой муж - Федор Достоевский»).
Также были рассмотрены исследования о проблеме развития у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы: «Работа с одаренными детьми в условиях массовой школы» и «Развитие филологической одаренности детей в условиях общеобразовательной школы» О.В. Сазоновой, «Подпрограмма работы с одаренными детьми» П. Фокина и проч.
В ходе работы были использованы историко-теоретический и формальный методы.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Ф.М. Достоевского, а также в вузовском и школьном преподавании литературы XIX века.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, определяются цели и задачи, теоретическая основа работы, определяется практическая значимость дипломной работы.
В первой главе говорится о концепции игрового происхождения культуры. В ней описаны основные признаки игры и ее составляющие, а также рассмотрено развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении классической литературы на факультативных занятиях.
Вторая глава непосредственно посвящена анализу романа Ф.М. Достоевского «Игрок». В ней изучена роль игры в жизни Ф.М. Достоевского. Рассмотрено изображение азартной игры и образы игроков в романе Ф.М. Достоевского «Игрок». Кроме того представлена разработка факультативного занятия по изучению романа Ф.М. Достоевского «Игрок».
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломном исследовании были рассмотрены способы развития у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении вида азартной игры и психологии игроков в романе Федора Михайловича Достоевского «Игрок». Исследование включало в себя три части: анализ литературы по теме исследования, анализ романа Ф.М. Достоевского «Игрок» и практическую разработку факультативных занятий по изучению этого произведения.
Итак, в первой главе мы рассмотрели всевозможные классификации игр и их особенности, а также концепцию игрового происхождения культуры. Об игре, как одном из важнейших видов деятельности, пронизывающей жизнь человека, говорили еще древние философы. И. Кант и Ф. Шиллер были одними из первых, кто попытались определить бытийную сущность игры. В XX веке появляется игровая концепция происхождения культуры, которая настаивает на том, что культура появилась на основе игры. Так, согласно этой концепции, из игры рождаются: язык, религия, политика, искусство, литература. Сущность поэзии подразумевает игру. Без игры невозможно её существование. Игра в литературе ощутима и на уровне формы, и на уровне содержания. Формы могут быть многообразны: метрические, строфические; такие поэтические средства, как рифма и ассонанс, чередование строф и рефрен; такие формы выражения, как драматическая, эпическая, лирическая. Какими бы разнообразными не были формы, во все периоды существования человеческого общества, в их основе лежит игра.
Были выделены основные признаки игры, среди которых: самодостаточность, замкнутость, ограниченность, эмоциональная напряжённость и эстетический характер игры, жёстко нормативная система, спонтанность, таинственность и т.д.
Любовь к игре всегда была частью жизни и литературы. Любил карточную игру Пётр Вяземский, играл и даже не гнушался шулерством Г.Р. Державин, заядлым игроком был А.С. Пушкин, об этом писатель рассказал в «Пиковой даме», «Выстреле». В полицейском списке картёжников был и Фёдор Толстой. Михаила Юрьевича Лермонтова в «Тамбовской казначейше» гусар выигрывает в карты красавицу жену хозяина дома, в «Маскараде» также идет карточная игра. Играют герои Льва Николаевича Толстого: юный Николай Ростов проигрывает огромную сумму Долохову. Сам Толстой играл безупречно, соблюдая правила, часто с А.А. Фетом. Зато поэт Николай Алексеевич Некрасов, играл не только профессионально, но и очень удачливо, благодаря игре он и сам жил безбедно, и журнал «Современник» часто спасал от финансового краха.
Роман Ф.М. Достоевского «Игрок» повествует о жизни человека, который поддался пагубной страсти. Эта тема не понаслышке знакома писателю, так как сам Достоевский много времени проводил за игорным столом. Сегодня роман «Игрок» по-прежнему актуален, хотя был написан почти три века назад. Азартный «рулеточный» мир времен Ф.М. Достоевского отличается от современного только внешними атрибутами.
В романе несколько видов игр и типов игроков. Психологи выделяют несколько групп игроков: новички, накопители, киллеры, исследователи, социальщики, доггеры, математики, вилочники.
Особое внимание автор уделяет «джентльменам» и «плебеям» «Есть две игры, одна - джентльменская, а другая, плебейская»[1, с. 367]. Получается, что джентльменская игра - это игра человека, отличающегося благородством, порядочностью и великодушием. А плебейская, в представлении героя, - это игра корыстная, неблагородная. Ее ведут люди жадные, подлые, любители наживы, способные на самые низкие поступки ради денег.
Игра полностью меняет жизнь главного героя - он из «новичка» превращается в «накопителя» игры. Постепенно читатель замечает в герое не только черты «накопителя», но и «киллера», который всем стремиться доказать своё превосходство.
Раскрыть внутренний мир персонажа позволяет прямой вид психологизма: сны, внутренние монологи. Особого внимания заслуживают именно внутренние монологи, если до игры они линейны и логичны, то вовремя игры и после неё писатель использует «поток сознания», желая показать изменение внутреннего состояния героя.
Но особое внимание автор уделяет такому виду игры, как жизнь. Каждый из героев романа ведет свою собственную игру, каждый является «игроком». Все герои романа делают определенные ставки на жизнь (генерал - на смерть бабушки, а Бланш и Де-Грие - на генерала). Однако как практически невозможно предугадать исход игры в рулетку, так и невозможно предугадать жизнь. Ни одна ставка, сделанная героями в жизни себя не оправдала.
Роман Ф.М. Достоевского «Игрок» будет способствовать развитию исследовательских навыков обучающихся при изучении его на факультативных занятиях. Внеурочная деятельность может быть организована в различных формах: предметные недели, театрализованные праздники, олимпиады, игры, викторины, конкурсы и т.д. Сегодня становится популярным у педагогов урок-мастерская, который стимулирует творчество обучающихся, делает их активными участниками процесса обучения. Главная цель мастерской - научить обучающихся действовать автономно и рефлексивно, использовать различные интерактивные средства.
Результативным методом работы по изучению романа являются рефераты, доклады и сообщения, подготовленные обучающимися в индивидуальном порядке. Учителю необходимо проконсультировать учеников относительно тем докладов и даже совместно разработать структуру рефератов и обговорить литературно-критические источники. После докладов стоит устроить обсуждение в классе.
Обучающимся возможно предложить сделать небольшие сценические постановки отрывков романа, благодаря чему они смогут глубже понять образы героев, в которых им предстоит «вжиться».
Нами был разработан конспект урока и по нему проведено факультативное занятие по роману Ф.М. Достоевского «Игрок». Занятие прошло успешно, учащиеся активно участвовали в занятии, атмосфера была доброжелательная. Цели и задачи были достигнуты.
Кроме того нами было проведено анкетирование школьников, благодаря которому вы выяснили, что в наше время азартные игры не популярны. Сегодня большим интересом пользуются компьютерные и интеллектуальные игры.



1. Достоевский Ф.М. Игрок. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 416 с.
2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах, Т. 12. - СПб.: Наука, 1995. - Т.12. - 426 с.
3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах, Т. 15. - СПб.: Наука, 2002. - Т.15. - 354 с.
4. Баннов К. Ю. Философско-культурологические основания концепции игровой культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.csu.rU/vch/092/9.pdf(дата обращения: 28.12.2017)
5. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР.- Москва: Физкультура и спорт, 1985.- 269 с.
6. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/(дата обращения: 08.10.2017)
7. Бахтин М. Слово в романе[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/(дата обращения: 18.10.2017)
8. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/(дата обращения: 08.10.2017)
9. Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве
Достоевского[Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.repetitor.org/(дата обращения: 09.10.2017)
10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/(дата обращения: 01.11.2017)
11. Достоевская А. Г. Воспоминания. - М.: Художественная литература, 1971. - 276 с.
12. Жизнь игрока, описанная им самим, или открытие хитрости карточной игры. В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 1997. - 254 с.
13.Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: типология и поэтика. -Л.: ЛГУ, 1985. - 208 с.
14. Иллюстрированный Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 654 с.
15. Исторический экскурс в историю вопроса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/doc196107581_438820152?hash=43fabdf658a8b54ee3&dl=a9bеЫ8931807е9519(дата обращения: 11.12.2017)
16. Карточные игры в русской литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pokerpress.ru/article/126(дата обращения: 12.12.2017)
17. Карлова Т.С. О структурном значении образа «Мертвого дома». - СПб.: Наука, 1974. - 131 с.
18. Кашина Н.В. Эстетика Достоевского. - М.: Высшая школа, 1989. - 283 с.
19. Кийко Е.И. Комментарий: Ф.М. Достоевский. Игрок[Электронный ресурс]
- Режим доступа:http://www.rvb.ru/(дата обращения: 28.10.2017)
20. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). - СПб.: Искусство-СПб., 1994. - 558 с.
21. Молева Н. Достоевский и его женщины, или Музы отложенного самоубийства. - М.: Астель, 2011. - 288 с.
22. Погребняк О.Д. Ядро одаренности // Директор школы. - 2010. - № 1. - С. 70-73.
23. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. - М.: Эксмо, 2008. - 213 с.
24. Работа с одаренными детьми в условиях массовой школы // Начальная школа. - 2001. - № 12. - С. 31-34.
25. Развитие филологической одаренности детей в условиях школы // Учитель в школе. - 2010. - № 3. - С. 91-96.
26. Сайт Федерального агентства по образованию РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.ed.gov.ru(дата обращения: 30.12.2017)
27. Сараксина Л. Достоевский. - М: Молодая гвардия, 2013. - 848 с.
28. Снеткина А. Мой муж - Федор Достоевский. - М.: АТС, 2014. - 416 с.
29. Способы выявления одаренных учащихся // Учитель в школе. - 2009. - №4. - С. 77-79.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт по
литературе[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://
sourceid=chrome&ie=UTF-8 (дата обращения: 30.12.2017)
31. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. - М.: Университетская книга, ПЕР СЭ, 2000 г. - 320 с.
32. Формы организации внеурочной деятельности школьника [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-136936.html(дата обращения: 17.11.2017)
33. Фокин П. Подпрограмма работы с одаренными детьми // Образование в современной школе. - 2004. - № 7. - С. 30-35.
34. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. — Л.: Сов. писатель, 1985. - 423 с.
35. Ф.М. Достоевский. Писатель, мыслитель, провидец / Под ред. В.
Катасонова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный
университет, 2012. - 160 с.
36. Хализев В. Е. Теория литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webreading.ru/nonf_/design/v-halizev-teoriya-literaturi.html. (дата обращения: 18.11.2017)
37. Хейзинга Й. HomoLudens. Статьи по истории культуры / Пер., сост. и
вступ. ст. Д. В. Сильвестрова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Heiz/index.php (дата
обращения: 10.10.2017)
38. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/182580/(дата
обращения: 04.12.2017)
39. Шульц С.А. «Игрок» Достоевского и «Манон Леско» Прево [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.dostoevskiy.net.ru/(дата обращения: 14.11.2017)
40.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1978. - 598 с.
41.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 364 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ