Автотранспортные средства являются с одной стороны ключевой составляющей экономики любой экономически развитой страны, а с другой – крупным потребителем энергоресурсов (мировой автомобильный парк насчитывает около 800 млн. единиц общей мощностью более 51,5 млрд. кВт). В нашей стране насчитывается около 36 млн. АТС, из них более 14% - грузовых, с их годовым производством к 2007 году 293 тыс. ед. Поэтому, в нашей стране в условиях жестко централизованной экономической системы 1980-1990 г.г., выполняя соответствующие Постановления правительства страны, автозаводами ЗИЛ, ГАЗ, Камаз и МАЗ были разработаны газовые и газодизельные модификации автомобильной техники, организовано их производство и была создана инфраструктура обеспечения крупномасштабного использования природного газа в качестве топлива для автотранспорта:
на территории СССР вошли в строй 350 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС);
на автозаводах ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ, ЛАЗ было налажено производство 13 моделей автотранспортных средств, работающих на сжатом природном газе и 14 моделей для работы на сжиженном нефтяном газе;
В итоге к 1991 году парк газобаллонных автомобилей насчитывал свыше 315 тыс. шт. и потреблял более 510 млн. м3 газа, что обеспечивало сокращение потребления нефтяных топлив.
В связи с вышесказанным, а также современное состояние экономических условий в РФ, связанное с ее вступлением в ВТО, подписанием Киотского протокола, внедрением норм ЕВРО 3, 4 и 5, реструктуризацией нефтегазового комплекса страны с целью наращивания энергетического ресурса и необходимости улучшения экологической обстановки в крупных городах, мировые тенденции, связанные с конечностью нефтяных запасов, показывают то, что переход на использование альтернативных энергоносителей – это не просто научный поиск, а необходимая практическая деятельность, развитие которой определит конкурентное преимущество страны, имеющей свой достаточно богатый опыт в этой области.
. Коноплев В.Н. Формирование топливно-скоростных качеств грузовых автотранспортных средств серийного производства, работающих на газомоторных топливах, на стадии проектирования с использованием статистических методов / Изд. РНЦ «Курчатовский институт», 2006 г., 147 с., илл.
2. Коноплев В.Н. Безопасность грузовых автотранспортных средств, работающих на газомоторных топливах/ Изд. РНЦ «Курчатовский институт», 2007 г., 253 с., илл.
3. Мазепа В.Г., Брагин А.В., . Коноплев В.Н. и др. Автомобили и двигатели АМО ЗИС, ЗИЛ за 90 лет 1916-2006 г.г,. ГОУ.МГИУ, Москва, 2006 г.
Список статей в изданиях, рекомендованных ВАКом.
1. Коноплев В.Н. Газобаллонные автомобили ЗИЛ/Автомобильная промышленность №9, 1988 г., с. 17,18.
2. Коноплев В.Н. Соединения типа «врезающееся кольцо» в трубопроводах высокого давления грузовых автотранспортных средств, работающих на газомоторных топливах./Вестник машиностроения № 4, 2007 г., с. 81,82.
3. Коноплев В.Н. Методология формирования заданного уровня качества грузовых автотранспортных средств на стадии проектирования по энергетическим показателям./ Вестник машиностроения № 7, с. 83,84.
4. Коноплев В.Н. Прогнозирование показателей топливной экономичности и скоростных свойств грузовых автотранспортных средств на стадии их проектирования./Автомобильная промышленности № 11, 2007 г.
5. Коноплев В.Н. Оценки качества автотранспортных средств по энергетическим показателям./Автомобильная промышленность № 2, 2008 г.
Научные статьи
1. Супрун Г.И., Коноплев В.Н. Расчетный эксперимент на стадии проектирования автомобиля, - В сб.: Теория, проектирование и испытания автомобиля, М. 1982, вып. 1, с. 85-89.
2. Коноплев В.Н. Исследование топливно-скоростных качеств газобаллонных автомобилей ЗИЛ-138А и ЗИЛ-138И, М. 1983, 12 с. Рукопись предст. Заводом-ВТУЗом при ЗИЛе. Деп. ВНИИНавтопроме 10.02.1983 г., № 845 АП-Д83.
3. Коноплев В.Н. Исследование неустановившихся режимов движения газобаллонных автомобилей ЗИЛ-138А и ЗИЛ-138И, М. 1983, 12 с. Рукопись предст. Заводом-ВТУЗом при ЗИЛе. Деп. ВНИИНавтопроме 15.04.1983 № 870 АП-Д83.
4. Коноплев В.Н. Оценка и анализ уровня топливно-скоростных качеств серийных грузовых автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ и МАЗ. М., 1983, 12 с. Рукопись предст.Заводом-Втузом при ЗИЛе. Деп. ВНИИНавтопроме 15.04.19 № 871 АП-Д83.
5. Коноплев В.Н., Андреев А.А. Результаты проведения стендовых испытаний автомобиля-самосвала ЗИЛ-45054 на боковую устойчивость при разгрузке на площадке с поперечным уклоном под задними колесами. Сборник научных трудов АМО ЗИЛ № 18. Конструирование, исследование, технология и экономика производства автомобиля, АМО ЗИЛ, М., 1992 г.
6. Коноплев В.Н., Волков В.Е. К анализу стабильности топливно-скоростных свойств автомобилей массового производства/ сб. научных трудов, выпуск № 15, Конструирование, исследование, технология и экономика производства автомобиля/ Изд. ЦНИИТЭИАВТОПРОМ, М., 1987, с. 110.
7. Коноплев В.Н. Измерение расхода газового топлива при испытаниях автомобилей/ Конструирование, исследование, технология и экономика производства автомобиля/ Сб. научных трудов, выпуск № 17/ Изд. НИИСтандартавтосельхозмаш, М., 1991, с. 94-101.
8. Ивлев В.П., Коноплев В.Н., Латышев А.П. Оценка газовой аппаратуры для автомобилей ЗИЛ, работающих на сжатом природном газе. Ж. Грузовик № 5, 2005 г.
9. Макарихин А.В., Коноплев В.Н. Системы пуска автомобилей с альтернативным источником энергии. / Труды ХХVI Научно-технической конференции ААИ. «Автотракторостроение, промышленность и высшая школа»/ МГТУ «МАМИ» 09.1999 г., с. 33-34.
10. Бей А.В., Коноплев В.Н., Шкурко Л.С. Анализ отказов в эксплуатации грузовых автомобилей, обусловленных влиянием внешней образивной среды и определение мероприятий по их устранению/ Техника, технологии и перспективные материалы: Межвузовый сборник научных трудов/ Под.редак.Шляпина А.Д. – М., МГИУ, 2003 г., с. 226-228
11. Коноплев В.Н., Шкурко Л.С. и др. Герметизирующие и фиксирующие материалы в автомобилях. (АМО ЗИЛ, МГИУ)/ Труды XXX Международной научно-технической конференции ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров/ Москва, МГТУ «МАМИ», 25-26 сентября 2002 г.
12. Коноплев В.Н., Резчиков Е.А. Особенности и результаты экологических показателей газобаллонных автомобилей ЗИЛ на стадии производства./ Сборник трудов IX Международных чтений МАНЭБ с. 60.61/ Самара 2005 г.
13. Коноплев В.Н., Карнаухов Е.А. Оценка безопасности грузовых автотранспортных средств, работающих на газомоторных топливах (природный газ и водород). / Тезисы докладов II Международной конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов», с. 51/ Москва: Изд-во Прима-Пресс-М, 2006 г., с. 128.
14. Коноплев В.Н., Карнаухов Е.А., Шкурко Л.С Особенности подбора резино-технических изделий для дизельного двигателя грузового автомобиля ЗИЛ-5301, работающего на демитил-эфире./ Тезисы докладов II Международной конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов», с. 58/ Москва: Изд-во Прима-Прес-М. 2006 г., с. 128.
15. Коноплев В.Н., Лукшо В.А. и др. Исследование прочностных свойств стальных баллонов высокого давления, находившихся в эксплуатации на грузовых автотранспортных средствах от 2 до 30 лет. Сб. научных докладов по материалам докладов на III Международном автомобильном научном форуме (МАНФ) в ТНЦ РФ «НАМИ» выпуск 236, 2006 г.
16. Коноплев В.Н. Опыт использования и перспективы применения водородного топлива на грузовых автотранспортных средствах./Ж. «Грузовик», № 1, 2006 г., с. 49-54.
17. Коноплев В.Н., Земсков Д.В. Методы обоснования выбора легковых автомобилей. / Сб. научных трудов, т. 1, Техника, технология и перспективные материалы/ Под ред. Шляпина А.Д.- М.: МГИУ, 1999 г.
18. Коноплев В.Н., Макарихин А.В.Энергетические показатели систем пуска ДВС/ Сб. научных трудов, Техника, технология и перспективные материалы./ Под ред. Шляпина А.Д., Таратынова О.В.- М.: МГИУ, 2001 г.
19. Коноплев В.Н., Шкурко Л.С. О применении онаэробных герметиков в двигателе внутреннего сгорания / Сб. научных трудов, Техника, технология и перспективные материалы/ М.: МГИУ, 2003 г.
20. Коноплев В.Н., Карнаухов Е.А. Особенности разработки функциональных свойств систем хранения природного газа под давлением для грузовых автомобилей. / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Российский автопром: теоретические и прикладные проблемы механики и машиностроения» с. 21/ Институт машиноведения им. А.А.Благонравова РАН, Москва, 2007.
21. Коноплев В.Н. Разработка основ безопасности для автотранспортных средств, использующих водородное топливо. / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Российский автопром: теоретические и прикладные проблемы механики и машиностроения» с. 56 / Институт машиноведения им. А.А.Благонравова РАН, Москва, 2007.
22. Коноплев В.Н. Водородная энергетика, стратегия международного энергопотребления и ее связь с перспективой развития автотранспортных средств. / Ж. «Теоретические и прикладные проблемы автосервиса» № 2, 2008 г., с.27-32.
Учебники и учебные пособия.
1. Коноплев В.Н. Основы проектирования грузовых автотранспортных средств, М., 2008 г., Изд. МГИУ, с. 140, ил.
2. Евграфов А.Н., Коноплев В.Н. Компоновка грузовых автомобилей, Уч. Пособие по курсу «Конструирование и расчет автомобиля», МГИУ, 2004 г.
3. Коноплев В.Н., Сарбаев В.И. и др. Механизация производственных процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. Учебное пособие рекомендовано Департаментом автомобильного транспорта РФ, 2003 г. 284 с., ил.
4. Демин Ю.Н., Коноплев В.Н., Сарбаев В.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс». 2004. 448 с.. ил. Рекомендовано Департаментом автомобильного транспорта России.