Ресурс двигателя, в первую очередь, зависит от износостойкости деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ), которые при капитальном ремонте двигателя заменяются на новые или восстановленные.
Основным способом восстановления изношенных гильз цилиндров является расточка под ремонтный размер, что влечет за собой снижение твердости внутренней поверхности и необходимость организации производства поршней и поршневых колец ремонтного размера. Способы восстановления гильз цилиндров в номинальный размер не нашли широкого применения из–за того, что не соответствуют требованиям стандарта по качеству и имеют высокую себестоимость.
В связи с этим, разработка метода восстановления гильз цилиндров в номинальный размер, отвечающих требованиям стандартов, является актуальной задачей ремонтного производства.
Целью исследований является разработка и внедрение в ремонтное производство новой технологии восстановления гильз цилиндров дизельных двигателей способом термопластической деформации (ТПД), обеспечивающая 100 процентный послеремонтный ресурс.
Объекты исследования это гильзы цилиндров, наиболее распространенных в сельском хозяйстве дизелей, СМД-14, Д-50, А-41, КамАЗ-740, СМД-60.
Предметом исследования являются значения напряженно-деформированного состояния, количественные показатели физико-механических свойств восстанавливаемых гильз цилиндров в процессе воздействия на них переменного градиента температуры, как по радиусу, так и вдоль оси, а также воздействия жесткой охлаждаемой матрицы.
Методы исследования. Процесс ТПД в матрице рассматривали на основе механики деформируемого твердого тела. Экспериментальные исследования проводили с применением теории планирования экспериментов, с использованием современных приборов и оборудования, теории вероятностей и математической статистики.
1. Исследование и разработка технологии, оборудования и оснастки для восстановления гильз цилиндров тракторных двигателей СМД-14, Д-50, Д-240 с; программой 100 тыс. шт. в год.// Отсчет о НИР. Рук. раб….. Гос рег. № 79045802.- М..Ф. ГОСНИТИ, . 1981г.-246с..
2. Хромов В.Н., Лялякин В.П. Костюков А.Ю. Новые технологии восстановления деталей термопластическим деформированием.// Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1998 №8.;
3. Костюков А.Ю. Восстановление гильз цилиндров дизелей термопластическим деформированием в матрице.: -Орел: Труды ОрелГАУ– 2000г.;
4. Ширяев А.А., Костюков А.Ю, Бойченко А.Э.Финишная антифрикционная безабразивная обработка внутренней поверхности гильз и цилиндров блоков автотракторных двигателей.:-М.: Труды ВНИИТУВИД «Ремдеталь».– 1999.;
5. Ширяев А.А., Костюков А.Ю, Бойченко А.Э...Восстановление гильз цилиндров автотракторных двигателей способом термопластической деформации.: -М.: Труды ВНИИТУВИД «Ремдеталь»– 1999.;
6. Костюков А.Ю. Восстановление гильз цилиндров термическим деформированием в матрице.: -М.: Труды МГАУ, 2000г.;
7. Лялякин В.П. Костюков А.Ю Унифицированная технология восстановления гильз цилиндров автотракторных двигателей в номинальный размер. //Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2000г, №12;
8. Костюков А.Ю. Совершенствование технологии восстановления гильз цилиндров.//Ремонт ,восстановление , модернизация, .2002г, № 9;
9. Хромов В.Н., Костюков А.Ю. Теоретическое обоснование величины усадки гильз цилиндров автотракторных двигателей при восстановлении их термопластическим деформированием в матрице. –М.: Труды ВНИИТУВИД «Ремдеталь» - 2003г.;
10. Патент Р.Ф.№ 2181649. Способ восстановления закаленных гильз цилиндров Б.И. №12, 27.04.2002, (авт. колл.: Хромов В.Н., Лялякин В.П., Ширяев А.А, Костюков А.Ю).;
11. Патент Р.Ф.№2182932 Установка для термической обработки полых цилиндрических изделий (авт. колл. Ширяев А.А, Костюков А.Ю. Хромов В.Н., Лялякин В.П). Б.И. №15, 27.05.2002г.;
12. Лялякин В.П. Бойченко А.Э. Костюков А.Ю. и др. Методы контроля новых и изношенных деталей. М.: ГОСНИТИ 2005г.-240с.