Рост автомобильного парка и увеличение объема перевозок приводит к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению транспортной проблемы. Особенно остро она проявляется в тех пунктах улично-дорожной сети (УДС), где есть пересечение крупных транспортных магистралей. Здесь увеличиваются транспортные задержки, образуются очереди и заторы, что вызывает снижение скорости сообщения, неоправданный перерасход топлива и повышенное изнашивание узлов и агрегатов транспортных средств, а также ухудшается экологическая ситуация данного участка дороги.
На сегодняшний день существует ряд методик прогнозирования снижения эффективности УДС, а так же ряд моделей для выведения ситуации из критической и повышения скорости и пропускной способности на УДС городов. Однако последние методики связаны либо с теорией массового обслуживания либо с имитацией потоков жидкости. Теория массового обслуживания крайне сложна и требует огромного количество входных данных, а они очень быстро меняются, и переработка схемы УДС, режимов регулирования зачастую не успевает за прогрессом. Теории же основанные на истечении жидкостей устарели с преобразованием автопарка в скоростные и динамичные автомобили. Жидкости двигаются слоями и чем ближе к краям трубы (проезжей части) тем медленнее, – сегодня это не так. Назревшая транспортная проблема требует поиска принципиально новых подходов.
Изложенное выше подтверждает, что тема диссертационного исследования является актуальной и направлена на решение научно-практической задачи, имеющей большое значение для транспортного комплекса страны.
Цель работы - повышение эффективности организации дорожного движения на основе математического моделирования движения транспортных потоков.
Для достижения цели поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Установление факторов, влияющих на организацию движения на улично-дорожной сети городов.
2. Проведение анализа дорожного движения в городах, выявление факторов, определяющих основные показатели организации дорожного движения.
3. Анализ общей концепции изучения организации дорожного движения автомобильного транспорта.
4. Определение параметров транспортного потока для описания транс-портной ситуации на улично-дорожной сети городов.
5. Разработка математической модели для определения основных пара-метров автомобильного транспортного потока улично-дорожной сети городов с помощью аналогии электрическим законам.
6. Разработка мероприятий и рекомендаций по формированию сети парковок города.
7. Проведение апробации методики на улично-дорожной сети города Белгорода. Выяснение степени экономической целесообразности внедрения результатов исследования.
Объект исследования - дорожное движение автомобилей и процессы взаимодействия автомобильного транспорта с техническими средствами организации дорожного движения, стоянками.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертационной работе проведен анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации дорожного движения в различных городах мира. Произведено математическое моделирование автомобильных транспортных потоков. Инструментами исследования послужили основные положения электромоделирования, теории планирования экспериментов, методы графического анализа.
Кущенко С.В. Расчет коэффициента трения заблокированного автомобильного колеса / А.И. Шутов, Д.А. Лазарев // Автомобильная промышленность. - 2010. № 6. - С. 17-19.
2. Кущенко С.В. Возможный принцип моделирования транспортных потоков и прилегающих к проезжей части автомобильных стоянок / А.И. Шутов, Н.А.Загородний // Мир транспорта и технологических машин. - 2012. № 1. - С.88-94
3. Кущенко С.В. Решение проблемы дефицита парковочных мест в городе / А.И. Шутов, П.А. Воля // Автомобильная промышленность. - 2012. № 6.
Научные статьи
4. Кущенко С.В. Определение тангенциальной жесткости автомобильного колеса / А.И. Шутов, С.Н. Глаголев, Н.А. Загородний, С.В. Кущенко // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России (МНТК, 2008): сб. научн. тр. / ПГУАС. - Пенза, 2008. - Ч. 2. - С. 297-301.
5. Кущенко С.В. Реальная скорость транспортного средства при качении эластичного колеса / А.И. Шутов, С.Н. Глаголев, Н.А. Загородний, С.В. Кущенко // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России (МНТК, 2008): сб. научн. тр. / ПГУАС. - Пенза, 2008. - Ч. 2. - С. 301-305.
6. Кущенко С.В. Уточнение реальной скорости движения автомобиля / А.И. Шутов, Н.А. Загородний, С.В. Кущенко // Состояние и перспективы транспорта. Обеспечение безопасности дорожного движения (МНТК, 2009 к 30-летию автодорожного факультета): сб. науч. тр./ Пермь, 2009. – Т.-1. - С. 111-116.
7. Кущенко С.В. Задачи систем управления горнотранспортным комплексом / А.И. Шутов, Н.А. Загородний, С.В. Кущенко // Проблемы инновационного биосферно- совместимого социально-экономического развития в строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексах: 2-я международная научно-практическая конференция / Брянская государственная инженерно-технологическая академия - Брянск, 2010.
8. Кущенко С.В. Проблемы развития карьерного автомобильного транспорта / А.И. Шутов, Н.А. Загородний, С.В. Кущенко // Современные проблемы машиностроения: 5-я международная научно-техническая конференция / Национальный исследовательский Томский политех-нический университет - Томск, 2010.
9. Kushchenko S.V. Technical means of vehicles parking control / A.I. Shutov, P.A. Volya, Kushchenko S.V. // Студентство. Наука. Iноземна мова: международная научно-техническая конференция / Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет - Харьков, 2012.
10. Kushchenko S.V. The traffic flows and adjacent to the roadway car parks modelling principle / A.I. Shutov, P.A. Volya, Kushchenko S.V. // Студентство. Наука. Iноземна мова: международная научно-техническая конференция / Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет - Харьков, 2012.