Введение……………………………………………………………………..
1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного развития младших школьников средствами поликультурного образования в психолого-педагогической литературе …………………………………….
1.1. Нравственное развитие младших школьников в психолого -педагогической литературе на современном этапе образования...............
1.2. Поликультурное образование как средство нравственного развития младших школьников………………………………......................................
2. Опытно-экспериментальное исследование нравственного развития младших школьников средствами поликультурного образования ………
2.1. Методика опытно-экспериментального исследования и выявление уровня нравственного развития младших школьников…………………
2.2. Проектирование и апробация комплекса занятий, направленного на нравственное развитие младших школьников …………………………….
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования……………...............
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..………
Приложение
Актуальность исследования обусловлена законом Российской Федерации «Об образовании», который создаёт модель национальной школы, интегрирующую личность школьников в этнокультурную – национальную, общероссийскую – гражданскую и мировую среду. Осуществление решения данного вопроса проходит с некоторыми затруднениями. Определение национальной самобытности связано с национализмом и недооценкой роли традиций народов в процессе нравственного развития младших школьников.
Внимание к нравственному воспитанию не ослабевает из-за того, что уровень морального роста человека даёт возможность характеризовать общественный прогресс. Сегодня в нравственном мире чувство собственности становится преобладающим и такие нравственные принципы, которые имели место в западных странах, в извращённой форме появляются в нашей стране. Вследствие чего уровень нравственности общества продолжает понижаться, происходит нравственная деградация. СМИ пропагандирует жестокость, веками выработанный народами идеал нравственного развития разрушается, возникает другой, благодаря которому молодое поколение уделяет большее внимание односторонней физической подготовке, забывая о духовной составляющей. Воспитательная работа семье, школе и обществе приходит в состояние кризиса.
Таким образом, актуальность исследований, связанных с нравственным развитием в современном обществе, возрастает. В связи с этим возникает необходимость внедрения поликультурного образования во все образовательные учреждения страны.
В современных условиях вопросы, связанные с организацией поликультурного образования студентов, приобретают особую актуальность. Этот вопрос подчеркивается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» до 2025 г. (2000 г.), в «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2006 г.)», в «Концепции нравственного развития и воспитания русского человека». Гражданин »(2009), в проекте« Концепции поликультурного образования в России »(2010) и другие. Эта проблема нашла отражение в исследовании В.С. Библера, П.П. Блонский, Г.Д. Дмитриева, Зандфукс, М.С. Кагана, Н.В. Кочешкова, Э. Мейлер и многие другие. Обобщая взгляды ученых, можно отметить, что мультикультурное образование младших школьников - это процесс, направленный на то, чтобы познакомить учащихся с культурой не только своего народа, но и других, с его уникальностью и оригинальностью; воспитывать уважительное и терпимое отношение к ценностям и традициям других народов. Кроме того, в рамках поликультурного образования осуществляется культурное признание личности студента.
Проблема исследования заключается в том, что поликультурное образование на современном этапе является необходимым условием нравственного развития младших школьников, однако не в полной мере разработаны приемы ее решения по применению методов, направленных на формирование нравственности.
Объектом исследования является процесс нравственного развития младших школьников.
Предметом исследования является нравственное развитие младших школьников посредством поликультурного образования.
Цель исследования – проектирование и внедрение комплекса занятий, направленного на нравственное развитие младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме нравственного развития младших школьников;
- изучить особенности организации поликультурного образования младших школьников на современном этапе образования;
- выявить уровень нравственного развития младших школьников;
- осуществить проектирование и внедрение комплекса занятий по поликультурному образованию, направленного на нравственное развитие младших школьников;
- обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что нравственное развитие младших школьников будет эффективным при следующих условиях:
- выявление особенностей нравственного развития младших школьников на современном этапе;
- выявление специфики поликультурного образования в начальной школе;
- проектирование и апробирование комплекса занятий по поликультурному образованию направленного на нравственное развитие младших школьников.
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: Понятие нравственное развитие, нравственность (П.И. Подласый, В.И. Даль, Ф.В. Ницше, С.И. Ожегов, Л.А. Григорович и др.); система нравственного развития (Н.Е. Ковалёв, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин и др.); содержание нравственности (И.Ф. Харламов); стадии морального развития детей (Л. Колберг); постановка цели поликультурного образования (И. Ильинская); понятие педагогической технологии (Б.Т. Лихачёв, В.П. Беспалько, И.П. Волков, В.М. Монахов, ЮНЕСКО, М.В. Кларин).
В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы, нормативно-программной и учебно-планировочной документации, учебно-методических пособий; проектирование, системный анализ, синтез; наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка результатов.
Базой опытно-экспериментального исследования явилось МБУ «Школа №3», классы 2-А и 2-В в количестве 51 учащегося.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования нравственного развития у младших школьников в процессе поликультурного образования; определены показатели и уровни нравственного развития у младших школьников в процессе поликультурного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс занятий по поликультурному образованию, направленный на нравственное развитие младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.
При подготовке этого проекта я узнала, что моя семья многонациональная. У нас в роду есть и русские, и алтайцы. Я считаю, что это очень хорошо, знать свои корни и их традиции.
Это воспитывает в людях терпимость к другим народам. Мы все живем на одной земле, и это нас всех объединяет. Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство. В результате моей работы я получила вот такое генеалогическое древо. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что, что историю нашей семьи и ее традиции я передам своим детям и внукам. Пусть они продолжают генеалогическое древо нашего рода.
1. Алтайский национальный костюм» Алтайское книжное издательство, 1990 г.
2. Ефремова Т.Ф. «Алтайцы»
3. Газета « Звезда Алтая» № 5/2009г.
4. История Горного Алтая
5. Потапов Л.П. «Тубалары Горного Алтая»,1972 г. Москва
6. Фотоальбом «Республика Алтай» г. Горно-Алтайск, 1996 г.
Интернетресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тубалары