ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Трактовка понятия задача в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Типы и структура лингвистических задач 16
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Анализ утверждённых учебников по русскому языку за 8 класс 31
2.2. Диагностика лингвистических знаний учащихся 8 «А» класса МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ и студентов 6 курса факультета филологии и истории
ЕИ К(П), выявленных в ходе констатирующего эксперимента 38
2.3 Типология лингвистических задач для учащихся 8 класса 50
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лингвистические задачи для 8 класса 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Лингвистические задачи для студентов 6 курса 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Лингвистические задачи по фонетике, морфологии,
словообразованию, лексике
В системе школьного обучения русский язык является основном предметом обучения. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная учебная дисциплина, в ходе которой обучающиеся должны освоить целый комплекс лингвистических и речевых понятий, способствующих формированию и развитию основных видов компетенций: языковой (лингвистической), коммуникативной, правописной и культуроведческой.
Для усвоения правил русского языка, их быстрого и правильного применения, школьник должен обладать целым рядом общих и специальных умений. В этом случае нужно применять специально разработанные лингвистические задачи, которые способствуют формированию и развитию названных выше компетенций.
Такие задачи не требуют специальных знаний для их решения. К ответу ведёт путь строгой логики и рассуждения, опирающиеся в основном на приведённые в условии данные, а также на знание закономерностей и правил литературного языка, его истории. В процессе решения задач обучающиеся знакомятся с интересными явлениями русского языка, часто в сопоставлении с другими языками; также они приобретают новые знания о некоторых проблемах современной лингвистики. Ряд задач иллюстрирует прикладные аспекты языковедения, а также межпредметные связи с другими дисциплинами (математикой, историей, литературой, риторикой и др.).
Выпускная квалификационная работа (ВКР) рассматривает методику применения лингвистических задач на уроках русского языка в основном звене с учетом данных экспериментального исследования.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в рамках введения Федерального закона« Об образовании в Российской Федерации» от 23 декабря 2012 г. № 273 [38] и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 [39] меняется стратегия образования; основное внимание уделяется технологии личностно-ориентированного обучения, целью которой является развитие личности ребёнка, его индивидуальных познавательных способностей.
Во-вторых, тем, что современное общество не удовлетворено состоянием языковой и речевой культуры выпускников школ, поэтому разрабатываются новые методы и приёмы обучения, направленные на формирование познавательной активности и мотивацию к обучению у школьников. Роль учителя русского языка заключается в том, чтобы учащиеся, изучая данный предмет, развивали мыслительные способности, творческое мышление, умели связно излагать свои мысли в соответствии нормами и правилами русского литературного языка.
В-третьих, необходимостью получения новых лингвистических знаний. Родной язык является не только средством обучения, но и средством познания. Лингвистические задачи занимают важное место в системе обучения языку. Решение лингвистических задач способствует не только закреплению теоретических знаний, но и воспитанию научно-исследовательских навыков школьников. А.Н. Журинский «Лингвистика в задачах» [6], Л.Р. Зиндер «Сборник задач по общему языкознанию» [7], Б.Ю. Норман «Лингвистические задачи» [24] и другие авторы в своих трудах указывают значимость применения в языке лингвистических задач. В дальнейшем эта мысль получает своё развитие в диссертационных работах: А.А. Соловьёва «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе решения лингвистических задач», 2000 г.[30], Н.А. Киселёва «Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического факультета на
основе информационного моделирования», 2010 г.[13], в которых авторы рассматривают педагогический и методический потенциал применения лингвистических задач в школе и в вузе. Школьники, которые интересуются лингвистикой и любят решать задачи, могут попробовать свои силы в разных лингвистических олимпиадах и конкурсах: в конкурсе-игре «Русский медвежонок - языкознание для всех» [http://www.rm.kirov.ru/], в лингвистическом конкурсе (турнир имени М.В. Ломоносова) [http://turlom.olimpiada.ru/], в Московской традиционной олимпиаде по
лингвистике [http: //www. lingling. ru/olymps/mos olymp/], а также в Международной олимпиаде по лингвистике [http://www.ioling.org/], участие в которой принимают традиционно около ста школьников из разных стран мира.
Лингвистические задачи являются объектом изучения многих наук: психологии, педагогики, лингвистики, математики и т. д. Однако многие проблемы, связанные с применением лингвистических задач на уроках русского как средством развития познавательной активности учащихся в средней образовательной школе, остаются по-прежнему актуальными и все ещё недостаточно изученными.
Объект исследования - лингвистические задачи на уроках русского языка.
Предметом исследования является методика применения лингвистических задач на уроках русского языка.
Цель ВКР - рассмотреть методику применения лингвистических задач на уроках русского языка в 8 классе, выявить уровень подготовленности будущих учителей русского языка в решении и применению таких задач в практической деятельности на основе экспериментального исследования.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что если на уроках русского языка применять лингвистические задачи, то уровень познавательной активности учащихся 8 класса может быть повышен, а будущие учителя (при условии их методической подготовки) будут готовы к решению и применению таких задач в процессе обучению русскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу и систематизировать материал по теме исследования;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как задача, лингвистическая задача;
3) провести анализ содержания современных учебно-методических
комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., в частности УМК по русскому языку (8
класс) с целью выявления представленности в нём лингвистических задач;
4) подобрать систему заданий для констатирующего эксперимента для учащихся 8 класса и будущих учителей для выявления их умения решать подобного типа лингвистические задачи;
5) сделать статистический анализ данных констатирующего эксперимента;
6) разработать типологию лингвистических задач с целью применения их в практике обучения русскому языку на основе анализа ряда источников и рассмотреть методику работы с такими задачами.
В решении указанных задач в работе применялись следующие методы педагогического исследования:
1) анализ научной литературы по теме исследования;
2) метод сплошной выборки (при сборе фактического материала, примеров лингвистических задач из научных источников);
3) описательный метод, используемый при обработке фактического материала; составляющими этого метода выступают наблюдение, сравнение, обобщение и распределение лингвистических задач по типам и признакам;
4) метод констатирующего эксперимент, с целью исследования особенностей применения лингвистических задач на уроках русского языка.
Теоретической базой данного исследования являются труды отечественных педагогов и психологов А.М. Матюшкина «Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций»[19], М.И. Махмутова «Проблемное обучение. Основные вопросы теории»[20], а также работы специалистов предметной подготовки С.А. Шаповал «Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр» [37] и Н.Г. Баженовой, И.Г. Одоевцевой «Теория и методика решения текстовых задач»[3] и других ученых, чьи мысли нашли отражение в нашем исследовании.
Материалом исследования послужили результаты письменных работ 15 учащихся 8 «А» класса МБОУ «Гимназия № 2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан и 10 студентов 6 курса факультета филологии и истории Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета (ЕИ К(П)ФУ).
Научная новизна определена выбором объекта и предмета исследования. ВКР представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования применения лингвистических задач на уроках русского языка в 8 классе для активизации их познавательной активности.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты данной работы вносят определённый вклад в разработку теоретических проблем методики преподавания русского языка, связанных с изучением методики применения лингвистических задач на уроках русского языка для развития познавательной активности обучающихся.
Практическое значение состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания русскому языку, а также современным технологиям обучения русскому языку.
Апробация работы осуществлена констатирующим экспериментом проведённого среза знаний по теме данного исследования среди 15 учащихся 8 «А» класса МБОУ «Гимназия № 2» ЕМР РТ г. и 10 студентов 6 курса факультета филологии и истории ЕИ К(П)ФУ, получающих квалификацию бакалавров русского языка и литературы.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формулируются цель работы и ее задачи, указываются объект и предмет исследования, называются источники и методы исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения и применения лингвистических задач в практике школьного обучения» посвящена рассмотрению теоретических предпосылок научного исследования;, рассматривается определение, семантика, структура и типы лингвистических задач, а также выявляется их специфика.
Во второй главе «Методика применения лингвистических задач на уроках русского языка» дается анализ различных типов задач для 8 классов, способствующих формированию познавательной активности школьников, а также выявляются соответствующие компетенции студентов факультета филологии и истории ЕИ К(П)ФУ в решении лингвистических задач. В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 39 источников, а также приложения: Приложение 1. «Лингвистические задачи для 8 класса»; Приложение 2. «Лингвистические задачи для студентов 6 курса»; Приложение 3. «Задачи по фонетике, морфологии, словообразованию, лексике».
Апробация работы. По результатам работы была опубликована статья (РИНЦ): Пупышева Е.Л., Колушева Е. А. Методика применения лингвистических задач на уроках русского языка: Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2017. - С.476-477. http://olimpiks.ru/d/1340546/d/ind29.pdf
Данное исследование велось в соответствии с поставленной целью и задачами исследования.
В первой главе мы рассмотрели теоретические и исторические аспекты изучения и применения лингвистических задач, где отметили, что методика применения лингвистических задач имеет давнюю традицию с начала ХХ века, связанная с именем Бодуэна де Куртенэ. Позже, в 1957 году, вышел сборник задач по языкознанию Л.Р. Зиндера, также популярными стали задачники Б.Ю. Нормана, А.Н. Журинского и других. Выяснили то, что лингвистическая задача представляет собой особый тип учебных задач, важными элементами которой являются условие и требование разрешить лингвистическую проблему, нацеленная на достижение понимания как результат решения. В ходе рассмотрения вопроса определили структуру и специфику применения и решения лингвистических задач, также выяснили трактовку данного понятия в психолого-педагогической литературе. Показали, что типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности учащихся, необходимые для их успешного выполнения. Многочисленные исследования показывают, что проблема применения лингвистических задач в последнее время всё больше привлекают внимание языковедов. Однако лингвистический статус, отношение к системе языка и речи, принципы типологии лингвистических задач остаются малоизученными.
Во второй главе мы проанализировали использование лингвистических задач на уроке русского языка в ходе констатирующего эксперимента. Основной целью проведения такого эксперимента является наблюдение познавательной активности учащихся и влияния их на языковую природу учащихся, так как настоящее время повысился практический интерес к применению лингвистических задач на уроках, в том числе и на уроках русского языка.
Констатирующий эксперимент предполагал проверку условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, оптимальных вариантов использования. Лингвистические задачи могут быть разного типа. Они могут содержать противоречия правилам грамматики или правильность любого высказывания, сопоставление знаков, символов с текстом или словами, перевод текстов при помощи логического сопоставления, иметь разную формулировку, структуру, содержание, но цель лингвистических задач всегда одна - привлечь учащихся к познавательной активности, развивая их логико-лингвистические способности. Подбор задач вполне посилен всем, без исключения, учащимся, независимо от их различий в уровне интеллектуального развития и лингвистической подготовки.
В результате исследования было выявлено следующее:
1) рассмотрены теоретические и методические основы изучения и применения лингвистических задач по дисциплине «Русский язык»;
2) анализ содержания учебно-методических комплексов по русскому языку за 8 класс, показал, что в них в основном представлены упражнения репродуктивного характера, формирующие языковые, коммуникативные, правописные умения и навыки, хотя имеются задания исследовательского характера, представляющие лингвистические задачи;
3) определены особенности применения лингвистических задач, способствующих познавательной активности школьников и студентов;
4) подобрана и проанализирована система лингвистических задач в ходе констатирующего эксперимента;
5) выявлен общий результат усвоения лингвистических знаний учащихся, студентов, а также их умение решать разного типа лингвистические задачи.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что проведённым нами констатирующим экспериментом был установлен исходный (реальный) уровень самостоятельного лингвистического мышления учащихся. Весьма полезными для нас оказались результаты исследования, отраженные в диаграммах 1 и 2, в которых указано процентное соотношение верных ответов учащихся и студентов. Так, по данным диаграмм мы можем утверждать, что самым трудным заданием оказалась лингвистическая задача № 8. Здесь уместно обратить внимание на то, что для школьников 8 «А» класса процент правильно решивших её составляет 7%, студентов - 20%. Решив лингвистическую задачу № 4 как учащиеся, так и студенты показали высокий 100% результат выполнения.
Нами были подготовлены специальные задачи, при создании которых мы стремились отойти от стереотипных формулировок и материалов. Данное положение мы выявили путем анализа существующих ныне учебников по русскому языку для среднего звена, в частности для 8 класса авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; С.Г. Бархударова, Л.А. Чешко; А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой; М.М. Разумовской и П.А. Леканта и других. В УМК нового поколения в контексте требований ФГОС мы отметили наличие лингвистических задач, являющиеся достаточно интересными и познавательными для учащихся, задачи логически структурированы и предполагают творческий подход к решению.
Из сказанного становится очевидным то, что результаты проведённого исследования помогают лучше понять некоторые закономерности применения лингвистических задач на уроке русского языка. Они могут быть использованы и в чисто практических целях: при создании учебных программ по дисциплине «Русский язык» как в школьном, так и вузовском образовании, в лингвистическом, педагогическом знании, а также в практике преподавания русского языка. Важным является то, что проблемно-познавательный характер задач лингвистического характера нашли отклик в той или иной мере у всех 25 испытуемых, что свидетельствует о желании учащихся совершенствовать и углублять свои знания по предмету.
Таким образом, исследование, проведённое на базе констатирующего эксперимента, позволяет утверждать, что познавательная активность учащихся и студентов формируется на основе наличия потребности в получении углубленной информации по предмету.
К перспективам работы относим следующее: дальнейшее совершенствование методической системы обучения решению лингвистических задач на уроках русского и иностранного языков на основе расширении типологии задач.
1. Алпатов В.М., Вентцель А.Д., Городецкий Б.Ю. и др. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. -223 с.
2. Баженова Н. Г. Теория и методика решения текстовых задач [Электронный ресурс]: курс по выбору для студентов специальности 050201- Математика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Г. Баженова, И. Г. Одоевцева. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 89 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В и др. Русский язык. 11-й класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. - М.: Баласс, 2007. - 272 с.
4. ГинецинскийВ.И. Предмет психологии: Дидактический аспект/
Пособие для преподавателей. - М.: Корпорация «Логос», 1994.- С.173.
5. ДуневА.И.Universum: Вестник Герценовского университета// Мотивация старшеклассников к решению лингвистических олимпиадных задач. - 2013. - №4. - С. 156-158.
6. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах : Условия, решения, коммент. / А. Н. Журинский. - М. : Индрик, 1995. - 208 с.
7. Зиндер Л.Р. Сборник задач по общему языкознанию. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. - 36 с.
8. Задачи лингвистических олимпиад. 1965 - 1975/ Ред.- сост. Беликов В.И., Муравенко Е. В., Алексеев М.Е. - М.: МЦНМО, 2006. - 570 с.
9. Задачи по русскому языку // Русский язык в школе. -2013. - № 2. С. 48., - № 4, С.32, - № 5. С. 27.,- №6, С.22, 28.
10. Задачи по русскому языку // Русский язык в школе. -2014. - №2, С. 20, - №3. С.20.
11. Зеленина Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе. [Электронный ресурс] - URL:https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-5/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-skolnikov(дата обращения: 14.01. 2015).
12. Зырянова Е.В., Овчинникова И.Г., Чудинова А.Р. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ: учеб.-метод. пособие - М.: Флинта: Наука, 2010. - С. 18-20.
13. Киселёва Н.А. Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического факультета на основе информационного моделирования: Дис.... канд. пед. наук. - Орёл, 2010. - 281 с.
14. Киселёва Н.А. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена// Лингвистические задачи и их классификация. - 2008. №80. - С. 159,160.
15. Креативная педагогика. Пространство психолого-педагогических знаний для формирования энциклопедического словаря-справочника. [Электронный ресурс] - URL:http ://thisisme. ru/content/poznavatelnaya-zadacha(дата обращения: 6. 12. 2014).
16. Кудаев М.Р, Богус М.Б., Кятова М.К. Вестник Адыгейского Государственного Университета// Система учебных и познавательных задач при изучении гуманитарного предмета. - 2006. - №1. - С. 168.
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 343 с.
18. Лингвистические задачи: вопросы и решение. - [Электронный ресурс] - URL:http://tihonow.ru/viewtopic.php?id=1335(дата обращения: 20.01. 2015).
19. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие. - М.: КДУ, 2009.-190 с.
20. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
21. Машбиц Е.И. Советская педагогика // Психологический анализ учебной задачи. - 1973. - № 2. - С. 60.
22. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году. [Электронный ресурс] - URL :http://www. anichkov. ru/files/departments/olympiad/recommendations/2014-
2015/russkii_yazyk_rekomendatcii_ShE_ME_2014-2O15.pdf (дата обращения: 13.11. 2017).
23. Муравенко Е.В. Лингвистические задачи на уроке. [Электронный ресурс] - URL:http://rus.1september.ru/article.php?ID=200602109(дата обращения: 22.10.2017).
24. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. - М.: Флинта, 2008. - 272 с.
25. Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы. - Караганда: КГТУ, 2009. - С.162.
26. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. доп.. - М.: ООО «А ТЕМП», 2010.-874 с.
27. Проблемные лингвистические задачи. Электронный ресурс] -URL:http://www.libma.ru/jazykoznanie/vvedenie_v_jazykoznanie_kurs_lekcii/p111. php (дата обращения: 22.01.2015).
28. Принципы составления логико-лингвистических задач
[Электронный ресурс] - URL:https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7191.pdf(дата обращения: 8. 11. 2017).
29. Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: Просвещение, 2014. - 272с.
30. Соловьева А. А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе решения лингвистических задач : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 : Саратов, 2000. - 189 с.
31. Ситуационная задача. [Электронный ресурс] - иКЕ:ййрз://зйез.доод1е.сош/зйе/копз1гик1огигока/паз1-зегу1зу(дата обращения: 8. 01. 2017).
32. Урок. Лингвистические задачи. [Электронный ресурс] - URL:й11р://^^^1ргозу1ги/еЬоркз/1п13^^4Р34%201еасйег%20ко18/1иР41еасйегко18/INF 4metod15. й!ш(дата обращения: 29. 11.2017).
33. Филология. Задачи. Фальшивомонетчики. [Электронный ресурс] -
URL: http://www. рй11о1од1а. ru/tasks/task fa1 зй.й1ш(дата обращения: 20.11.
2017).
34. Чернышев И.А., Цуканов М.В. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе. - Курск: КГУ, 2011. - С.3-4.
35. Чиназирова А.Р. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология// Об инновационных идеях в дидактическом наследии И.Я. Лернера (90-летию со дня рождения ученого и его памяти посвящается). - 2007. - №3. - С. 3-4.
36. Шаповал С.А. О жанре «ситуационной» учебной задачи в филологическом образовании // «Камень, который презрели строители»: Культурно-историческая теория и социальные практики / Сборник тезисов X международной конференции «Чтения памяти Л.С. Выготского». М., РГГУ, 2009. С. 328-330.
37. Шаповал С. А. Самодостаточные филологические задачи как
учебный жанр. [Электронный ресурс] -
URL:http://www.рЫ1о1оду.ги/ШегаФге 1/SShapova12.Ыш#7(дата обращения: 5. 12. 2017).
38. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - URL:https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 5. 12. 2017).
39. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции" (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017) [Электронный ресурс] -
URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/#ixzz55U78S4IM
(дата обращения: 5. 12. 2017).