Расширение газомоторного бизнеса является одной из актуальных задач для ОАО «Газпром». В настоящее время отечественная автомобильная промышленность серийно не выпускает газодизельные автомобили. В ближайшие 8 – 10 лет применение газодизельных двигателей особенно целесообразно для России из-за больших расстояний перевозок и недостаточно развитой сети АГНКС.
Зарубежный опыт эксплуатации автобусов (Mersedes, RABA, Caterpillar), оснащенных газодизелями показал, что расход запального дизельного топлива для них составляет от 62 до 45% от его расхода в дизеле, что снижает их экономическую привлекательность и не обеспечивает перспективных норм по токсичности выпускных газов.
Поэтому снижение доли запального топлива является актуальной задачей исследований.
Цель диссертационной работы
Повышение эффективности использования газового топлива в газодизельном рабочем процессе с обеспечением перспективных норм токсичности выпускных газов и сохранением эксплуатационных показателей во всем диапазоне скоростных и нагрузочных режимов.
Основные задачи работы
Разработка математической модели рабочего процесса газодизельного двигателя, учитывающей его основные конструктивные особенности.
Создание экспериментального стенда с газодизелем для идентификации математической модели.
Разработка системы топливоподачи для серийного двигателя ЯМЗ – 236НЕ, конвертированного в газодизель.
Проведение расчетных и экспериментальных исследований рабочего процесса газодизельного двигателя с целью минимизации цикловой подачи запальной дозы топлива и обеспечением эксплуатационных характеристик на уровне дизельного прототипа.
1. Лисицын Е.Б. Повышение эффективности использования газового топлива в газодизельных двигателях.// Газовая промышленность. – 2009 г. №2. – С. 48-51.
2. Гайворонский А.И., Марков В.А., Лисицын Е.Б. Совершенствование технологии применения природного газа в газожидкостных двигателях. НИИ ЭМ МГТУ им. Н.Э.Баумана.- Москва, 2007. – 194 с. ил.- Библиогр.: 81 назв. – Рус. – Деп. в ВИНИТИ 26.02.2007, №175-В2007-04-25
3. Лапушкин Н.А., Лисицын Е.Б.. Математическая модель для описания действительных процессов в газовых и газодизельных двигателя. – Грузовик. №4. – 2006.
4. Гайворонский А.И., Лисицын Е.Б., Богославцев Р.В., Марков В.А. Газодизельный двигатель с воспламенением газа от запальной дозы диметилэфира. Материалы научной конференции «Проблемы и перспективы нефтегазовой промышленности в Северо-Западном регионе России» посвященной 45-летию Севернипигаза, Часть 2., – Ухта 2005, с. 53-66.
5. Лисицын Е.Б., Богославцев Р.В. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции: проблемы и пути их решения на примере Георгиевского ЛПУМГ ООО «Кавказтрансгаз» / Обз. инф. Сер.: Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. – М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2004. – 96 с.
6. Лисицын Е.Б., Богославцев Р.В., Пятибрат А.А. Современные тенденции расширения производства КПГ и развития АГНКС ООО «Кавказтрансгаз». Обз. инф. Сер.: Транспорт и подземное хранение газа. – М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2005. – 144 с.
7. Лисицын Е.Б. Автоматизированные системы управления технологическими процессами промышленных объектов: Обз. инф.; Сер. Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности. – М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003. – 32 с.
8. Лисицын Е.Б., Богославцев Р.В. Интегрированная автоматизированная система централизованного управления и мониторинга территориальной сетью АГНКС: Обз. инф. Сер.: Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. – М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2004. - 79с.
9. Гайворонский А.И., Савенков А.М., Богославцев Р.В., Лисицын Е.Б. Использование диметилового эфира для инициализации воспламенения метановоздушных смесей в двигателях внутреннего сгорания. Научно-технический сборник «Транспорт и подземное хранение газа». – М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2005. - 75с.
10. Гайворонский А.И., Савенков А.М., Лисицын Е.Б. Использование диметилового эфира для инициирования воспламенения метановоздушных смесей в двигателях внутреннего сгорания. – Автомобильный Газозаправочный Комплекс + Альтернативное Топливо. Международный научно-техн. журнал. 2005.- №5.- с.66-70