ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМТЕКСТЕ
1.1. Основные положения стилистики 6
1.2. Стилистические средства 11
1.3. Идиостиль 16
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХОБРАЗОВ В РОМАНАХ Т. ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ» И«ДЖЕННИ ГЕРХАРДТ»
2.1. Художественное своеобразие романа Т. Драйзера «Американская трагедия» 21
2.1.1. Роль стилистических средств в раскрытии образа главного героя романа
Т. Драйзера «Американская трагедия» 23
2.2. Художественное своеобразие романа Т. Драйзера «Дженни Герхардт» 38
2.2.1. Роль стилистических средств в раскрытии образа главной героини
романа Т. Драйзера «Дженни Герхардт» 39
Выводы по Главе 2 55
ГЛАВА 3. ИДИОСТИЛЬ Т. ДРАЙЗЕРА
3.1. Сопоставительный анализ стилистических средств художественной
выразительности романов Т. Драйзера «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт» 56
Выводы по Главе 3 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 69
В последние десятилетия среди ведущих отечественных и зарубежных языковедов отмечается рост интереса к стилистике языка и её частным случаям.
Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования Арнольд И. В., Виноградова В. В., Гальперина И. Р., посвященные вопросам изучения роли стилистических средств в художественных тестах, что неудивительно, так как благодаря подобным приёмам художественное произведение приобретает эстетическую ценность и смысловую глубину. Следовательно, тема настоящей работы посвящена комплексному исследованию стилистических средств создания центральных образов в романах Теодора Драйзера «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт» и их роли в раскрытии личностных качеств главных героев произведений.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы обуславливается необходимостью изучения названных выше произведений в контексте их стилистической направленности. Впервые данные романы исследуется на предмет наличия и функционирования в них стилистических средств при создании центральных образов, что, несомненно, представляет интерес как для филологов, так и для литературоведов.
Цель исследования заключается в комплексном изучении стилистических средств при передаче центральных образов романов Теодора Драйзера «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт».
Обозначенная цель работы достигается путем решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы и базовые понятия стилистики и средств художественной выразительности, а также идиостиля автора;
2) представить классификацию и описание основных стилистических средств;
3) изложить краткую характеристику романов «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт» Теодора Драйзера;
4) выделить в названных выше романах стилистические средства, используемые автором при создании образов главных героев;
5) определить роль выделенных стилистических средств для раскрытия характера и личности центральных персонажей произведений, а также для изучения идиостиля Теодора Драйзера.
Теоретической базой исследования послужили работы: «Дань Теодору Драйзеру» Уоррена Р. П., «Путь, проложенный Драйзером» Анисимова И. И. и другие.
Объектом исследования выступает язык романов Теодора Драйзера «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт» как пример художественного стиля.
Предметом исследования являются стилистические средства создания центральных образов рассматриваемых произведений.
Научная новизна данной работы заключается в недостаточной изученности данных произведений с точки зрения лингвистики, в частности, в отсутствии исследований стилистических приёмов создания главных персонажей романов.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты и материалы могут найти применение при написании научно-исследовательских работ в области лингвистики, языкознания и литературоведения и текстологии английского и русского языков, а также в практике преподавания английского языка для филологов, культурологов и переводчиков.
Методологической основой исследования является совокупность таких известных научных методов, как метод сплошной выборки, стилистический анализ, приём интерпретации, описательный метод, метод «слово-образ», статистический анализ и лингвопоэтический подход.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования, его целям и задачам. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список условных сокращений и библиографию.
Апробация работы. Результаты исследования представлены на международной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы» (г. Стерлитамак, 2017), а также на итоговой научно-образовательной конференции студентов НЧИ КФУ (г. Набережные Челны, 2018).
При написании данной работы нами были изучены стилистика и средства художественной выразительности, используемые Т. Драйзером в романах «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт» при описании центральных образов. Автор неоднократно прибегает к употреблению различных средств, чтобы полностью раскрыть богатый образ главных героев, придать насыщенность характеристике Клайда и Дженни.
Также было проведено исследование, с помощью которого можно выявить частотность употребления автором средств художественной выразительности в каждом романе.
Посчитав количество всех стилистических средств, мы классифицировали их по разновидностям тропов и фигур речи. Впоследствии узнали сумму каждого художественного средства, тем самым вычислили, что именно эпитет и собранные воедино такие средства, как метафора (простая и расширенная) и олицетворение использованы Теодором Драйзером в наибольшей степени. Данные средства придают главным персонажам яркость, выразительность, а также позволяют сравнивать героев с неодушевлёнными предметами для построения полноценной характеристики главных персонажей, вызывая определённое эмоциональное отношение к центральным образам, помогая понять авторскую оценку и его расположение к основным действующим лицам, а именно к Клайду Гриффитсу и Дженни Герхардт.
В ходе исследования также были рассмотрены неоднократно повторяющиеся ЛЕ в каждом романе, имеющие непосредственное отношение к формированию образов главных героев, их характеристике. Мы показали их в виде диаграммы, где выявлены часто употребляющиеся слова или выражения, на которые Т. Драйзер неоднократно акцентирует внимание в произведении с целью представить читателю самые важные составляющие образов Клайда и Дженни.
Также был рассмотрен идиостиль Теодора Драйзера, который был выявлен при проведении исследования, в котором мы изучили частотность лексических единиц, взятых из двух вышеупомянутых романов. Тем самым, данные лексические единицы позволили выявить идиостиль, которым обладает Теодор Драйзер. Автор неоднократно прибегает к одним и тем же словам при описании главных героев, акцентируя внимания читателя на важные составляющие центральных персонажей - « beautiful good-looking, thoughts, inexperienced».Так, Дженни и Клайд являются весьма юными персонами с привлекательной внешностью. Однако красота, которую они видят в окружающей среде, манит неопытных персонажей к себе. Данная красота является той Американской мечтой, которая соблазняет Дженни и особенно Клайда своей роскошью, где, по их мнению, царит беззаботность и богатство. К сожалению, герои поздно осознают то, что Американская мечта есть некая иллюзия беззаботной жизни, к которой так сильно стремились люди XX века.
В ходе изучения идиостиля Т. Драйзера также была выявлена частотность стилистических средств выразительности при написании двух вышеупомянутых романов. Мы показали их в виде двух диаграмм, которые позволили сравнивать частотность использования автором стилистических средств романов «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт». Данное исследование показало то, что автор неоднократно употребляет собранные воедино такие средства, как метафора (простая и расширенная) и олицетворение, имеющие 181 употреблений, а именно 49,4% и эпитет, имеющий 188 употреблений, а именно 62%, при раскрытии образа центральных персонажей в рассматриваемых произведениях. Именно данные стилистические приёмы способствуют красочному и подробному описанию внешности, а также богатого духовного мира персонажа, в основе которого лежит образное представление, скрытое сравнение человека с неодушевлённым предметом или явлением, имеющим общий признак.
Таким образом, стилистические средства выразительности являются неотъемлемой частью текста, в частности художественного, тем самым усиливая выразительность речи и описываемых центральных образов, рассмотренных на примере двух романов Т. Драйзера «Американская трагедия» и «Дженни Герхардт». Каждый из них играет особую роль при составлении определённых характеристик героев и образов, в комплексе составляя неповторимый идиостиль Т. Драйзера.
1. Анисимов И. И. Путь, проложенный Драйзером // Живая жизнь классики. - М.: Наука, 1974. 518с.
2. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М.: Посвещение, 1990. 300 с.
3. Арутюнова Н. Д. Метонимия // Языкознание. Большой энциклопедический словарь» / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1998. 300 с.
4. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. 1990. С. 26-29.
5. Багге М. Б., Л. Г. Гвоздинская, В. Н. Ивлева и др. - Русский язык. «Учебно-методическое пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов» / - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2007. 147-149 с.
6. Барлас Л. Г. Русский язык: Стилистика. М.: Просвещение, 1978. 278 с.
7. Болотнова Н. С. Изучение идиостиля в современной коммуникативной стилистике художественного средства. М., 2004. 37 с.
8. Бондалетов В. Д. Стилистика русского языка. Л., 1989. 169 с.
9. Введение в литературоведение: Учеб. Пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. М.: Высшая школа. 2004. 680 с.
10. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959. 301 с.
11. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. 253 с.
12. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. 614 с.
13. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 655 с.
14. Гальперин И. Р. О понятиях «стиль» и «стилистика» // Вопросы языкознания. - М., 1973, № 3. с. 14-25.
15. Горкин А. П. Современная литературная энциклопедия. М.: Росмэн, 2000. 584 с.
16. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. М.: Флинта, Наука, 1983. 105 с.
17. Драйзер Т. Американская трагедия / Пер. с англ. З. Вершининой и Н. Галь. Москва: Художественная литература, 2007. 960 с.
18. Драйзер Т. Дженни Герхардт / Пер. с англ. Н.Галь / Москва: Эксмо, 2007. 357 с.
19. Драйзер Т. Письма: в 3 Т. М., 1959. 402 с.
20. Драйзер Т. Собрание сочинений в 12 томах М., Гослитиздат, 1953. 1026 с.
21. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М., МГУ. 1977. 320 с.
22. Зверев А. Модернизм в литературе. США. М., 1979. 355 с.
23. Золян С. Т Семантика и структура поэтического текста. Изд. 2, перераб. и доп., М., 2014. 336 с.
24. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., - 1998. 274 с.
25. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.
26. Кроткий Э. Афоризмы «Отрывки из ненаписанного» 1966. 85 с.
27. Одинцов В. В. Стилистика текста. М.: Наука. 1980. 263 с.
28. Осиновская И. А. Ироническое странничество. Ирония как сатир и бог // Ирония и Эрос. Поэтика образного поля. М.: 2007. С. 84-104.
29. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа. 1997. 352 с.
30. Русский язык. Учебно-методическое пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов» / М. Б. Багге, Л. Г. Гвоздинская, В. Н. Ивлева и др. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение». 2007. 176 с.
31. Сейфуллина Л. Н. О литературе. Статьи и воспоминания. М. 1958. 77 с.
32. Словарь литературоведческих терминов. / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение. 1974. 509 с.
33. Старкова Е. В. Проблемы понимания феномена идиостиля в
лингвистических исследованиях // Вестник вятского государственного университета. Киров, 2015. 76-79 с.
34. Степанов Ю. С. Стилистика // Лингвистический энциклопедическийсловарь. М.: СЭ, 1990. 493 с.
35. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожина. М.: Флинта, Наука. 2003. 358 с.
36. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996, 450 с.
37. Тураева З. Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. №3, М., 1994. 114 с.
38. Уоррен Р. П. Вестники бедствий: писатели и американская мечта // Писатели США о литературе. В 2 т. т.2. - М.: Прогресс, 1982. 356 с.
Электронные ресурсы
1. An American tragedy by Theodore Dreiser. URL:
https://ebooks.adelaide.edu.au/opds/root.xml(дата обращения: 22.02.2018).
2. Jennie Gerhardt by Theodore Dreiser. URL:
https://ebooks.adelaide.edu.au/opds/root.xml(дата обращения 15.03.2018).