Оценка состояния развития современных двигателей внутреннего сгорания показывает, что рост удельной мощности следует рассматривать как объективную закономерность, следуя которой необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании рабочего процесса, конструкции и эксплуатационных материалов. Повышение технического уровня дизелей включает несколько аспектов: проектирование и производство с использованием современных передовых технологий, воплощение и развитие в конкретных конструкциях новых и известных апробированных технических решений, использование эксплуатационных материалов повышенного ка-чества.
Достигнутые уровни удельной мощности и топливной экономичности отечественных дизелей несколько уступают аналогичным показателям лучших зарубежных образцов. Это относится и к уровням надежности, ресурса, выбросов вредных веществ, шума и вибрации дизелей. В России ощущается дефицит в отечественных дизелях практически всех типов и назначений, отвечающих требованиям мирового технического уровня. Интегрирование России в мировое экономическое сообщество неминуемо приведет к обострению конкурентной ситуации для современных отечественных дизелей с позиций обеспечения высоких технико-экономических показателей во многих важнейших отраслях народного хозяйства. С учетом многообразия областей применения дизелей задача выхода отечественного дизелестроения на мировой уровень является актуальной и сложной в реализации. Однако резервы в этой области далеко не исчерпаны.
Использование современных методов проектирования, развитие известных и разработка новых системных технических решений с применением прогрессивных технологий и новых материалов при совершенствовании рабочего цикла, основных механизмов и обслуживающих систем, корпусных деталей, микропроцессорного управления – необходимые условия повышения конкурентоспособности дизелей. Важнейшей проблемой является реализация в условиях отечественного производства передового опыта фирм США, Европы и Японии.
Аналогичными задачами в России и за рубежом занимаются ведущие компании ЯМЗ, АМЗ, КамАЗ, ММЗ, СМД, Caterpillar, MAN, Deutz, AVL, Ricardo, Cammins, Mitsubishi и др.
1. Мурзин, В.С. Развитие двигателестроения на ЧТЗ / В.С. Мурзин // Двигателестроение. – 2008. – № 2 (232). – С. 9–10.
2. Гидромеханические характеристики коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4Т371 / В.Н. Прокопьев, Ю.В. Рождественский, К.В. Гаврилов, В.С. Мурзин // Двигателестроение. – 2008. – № 2 (232). – С. 27–30.
3. Мурзин, В.С. Эффективность разделенного впрыскивания топлива в камеру сгорания дизеля / В.С. Мурзин, А.П. Маслов, Е.А. Лазарев // Двигателестроение. –2008. – № 3 (233). – С. 13–17.
4. Мурзин, В.С. Модельный ряд двигателей двойного применения/ В.С. Мурзин, Б.А. Мурдасов, В.И. Скориков // Двигателестроение. – 2008.– № 2 (232).– С. 14–17.
5. Маслов, А.П. Профилирование и результаты исследований работы поршней с трибологическим профилем / А.П. Маслов, В.С. Мурзин // Двигателестроение. – 2008. – № 3 (233). – С. 9–12.
6. Температурное состояние поршней различных конструкций в дизеле с неразделенной камерой сгорания / В.С. Мурзин, А.П. Маслов, Е.А. Лазарев, В.Н. Прокопьев // Двигателестроение. – 2009. – № 1 (235). – С. 6–9.
7. Создание федерального научно-технического центра развития двигателе-строения / В.И. Захаров, В.С. Мурзин, Ю.В. Рождественский, А.П. Маслов // Транспорт и связь Российской Федерации. – 2010. – № 1. – С. 13–17.
8. Бояршинова, А. К. Обоснование предельных значений допусков для шатунных и коренных подшипников коленчатых валов дизельных двигателей // А.К. Бояршинова, В.С. Мурзин, Д.С. Бобин / Тракторы и сельхозмашины. – 2010. – № 11. – С. 30–33.
9. Рождественский, Ю.В. Совершенствование конструкции поршня трактор-ного дизеля // Ю.В. Рождественский, А.А Дойкин, В.С. Мурзин / Вестник Са-марского государственного аэрокосмического университета. – 2009. – № 3(19). – С. 338–341.
10. Мурзин, В.С. Совершенствование рабочего процесса дизелей серии Т для достижения параметров мирового технического уровня / В.С. Мурзин // Двигателестроение. – 2011. – № 2 (244). – С. 17–21.
Материалы международных, всероссийских и региональных конференций
11. Мурзин, В.С. Создание нового перспективного семейства двигателей с турбонаддувом на Челябинском тракторном заводе / В.С. Мурзин // Материалы международной научно-технической конференции «Турбонаддув автомобильных и тракторных двигателей» Протвино, 24–25 июня 2009. – С. 26–29.
12. Расчетная оценка нагруженности картера дизельного двигателя про-мышленного трактора // В.С. Мурзин, В.А. Романов, С.Б. Сапожников, Н.А. Хозе-нюк / Сборник научных трудов международной конференции Двигатель – 2010, посвященной 180-летию МВТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – С. 71–75.