ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ 5
1.1 Факторы влияния 5
1.2 Внешние факторы 6
1.3 Внутренние факторы 7
2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 8
2.1 Основы правил поведения 8
2.2 Ошибочное взаимодействие, ошибочный переход 9
2.3 Отмена ошибочного взаимодействия 10
2.4 Пауза во взаимодействии 11
3 ПРАВИЛА МОДИФИКАЦИИ ИНТЕРФЕЙСА 13
3.1 Модификация на основе внешних факторов 13
3.2 Модификация на основе правил поведения пользователя 15
4 МЕТОДЫ МОДИФИКАЦИИ ИНТЕРФЕЙСА 20
4.1 Основы методов модификации 20
4.2 Построение методов модификации 21
5 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 25
5.1 Архитектура библиотеки 25
5.2 Описание модулей 26
6 ПРИНЦИП РАБОТЫ ПРОГРАММНОГО РЕШЕНИЯ 34
6.1 Основная информация о библиотеке 34
6.2 Взаимодействие с элементами интерфейса 36
6.3 Анализ и хранение данных 37
6.4 Построение и применение методов модификации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
В области разработки визуальных интерфейсов мобильных приложений существует множество стандартов и правил проектирования, в которых интерфейсы подстраиваются под усредненного пользователя мобильного приложения. Данные стандарты и правила основываются на многих факторах, включающих в себя физиологические аспекты взаимодействия пользователя с устройством, визуальное восприятие и простоту понимания структуры интерфейса приложения. Несмотря на то, что многие из этих правил построения мобильных интерфейсов являются эталонными, существует проблема применимости правил для пользователей, отличающихся от усредненного портрета, на который эти правила ориентированы. Применение данных правил сказывается на скорости достижения цели взаимодействия с интерфейсом, а также усложнении понимания требуемых действий от пользователя.
В настоящее время разработка удобного мобильного интерфейса, учитывающего широкий спектр особенностей взаимодействия пользователя, является крайне сложной задачей. Большинство фундаментальных исследований трудно применить к современным требованиям - за последние годы изменилась и форма устройств, и принцип взаимодействия с ними. В данный момент, взаимодействие с пользователем положено на визуальную составляющую - экран и графический интерфейс. Использование экрана как интерфейса взаимодействия с устройством позволяет адаптировать такой интерфейс под определенные особенности взаимодействия пользователя и улучшить качество использования интерфейса приложения.
Целью данной работы является разработка библиотеки, реализующей методы модификации визуальных интерфейсов Android-приложений на основе индивидуальных пользовательских характеристик.
Для разработки методов модификации интерфейса приложения, основанных на пользовательских характеристиках, требуется определить факторы, влияющие на взаимодействие пользователя с интерфейсом, а также выделить правила поведения пользователя. В дальнейшем, основываясь на них, будут разработаны правила модификации элементов интерфейса, на основе которых и будут разработаны методы модификации интерфейса приложения.
Первым этапом является задача исследования факторов влияющих на модификацию визуальных интерфейсов, которую можно разделить на несколько подзадач на основе типа и вида влияния факторов на пользователя:
1. Исследование влияния внешних независимых факторов;
2. Исследование влияния внешних зависимых факторов;
3. Исследование влияния внутренних факторов.
Для каждой из подзадач требуется провести исследования влияния данной группы факторов на пользователя и выявить правила поведения пользователей и устройств в зависимости от влияния определенных факторов.
Исследование факторов, влияющих на взаимодействие с визуальным интерфейсом приложения, и формулировка правил их модификации позволит разработать методы модификации визуальных интерфейсов мобильных приложений, основываясь на совокупности данных, полученных от независимых пользователей и их поведенческих характеристик при использовании приложения.
В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы были разработаны методы модификации визуальных интерфейсов Android-приложений на основе индивидуальных пользовательских характеристик, а также реализована библиотека для операционной системы Android. Данная библиотека позволит упростить процесс разработки визуальных интерфейсов, либо его отдельные элементов, использующих методы модификации, основанные на поведении пользователя.
В процессе работы были исследованы факторы, влияющие на взаимодействие пользователя, и выявлены правила модификации интерфейса, которые стали основой для разработки методов модификации, являющихся одним из результатов выполнения данной работы.
Применение методов модификации интерфейса на основе пользовательских характеристик позволит улучшить UX для большого количества пользователей, которым по тем или иным причинам не подходят сегодняшние стандарты разработки интерфейса приложений.
Дальнейшими планами по работе являются: публикация библиотеки для общего доступа, более пристальное изучение правил поведения пользователя для разработки более точных правил модификации интерфейса и улучшения методов модификации пользователя, оптимизация работы библиотеки на интерфейсах с содержанием большого количества элементов, возможность применения библиотеки на динамически обновляемых списках и нестандартных типах view-элементов.