Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цепные дроби и замощение полосы

Работа №49244

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
§1. Цепные дроби и их свойства 6
1.1. История появления и развития цепных дробей 6
1.2. Алгоритм Евклида 8
1.3. Определение цепной дроби 10
1.4. Подходящие дроби 15
1.5. Свойства подходящих дробей 21
1.6. Число т 24
§2. Замощение полосы 26
2.1. Замощение полосы и цепные дроби 28
2.2. Замощение полосы доминошками 37
2.3. Ацтекский бриллиант 40
2.4. Замощение треугольниками 42
2.5. Решение задач на замощение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Теория чисел - это наука о числовых системах, их связи и законы. При этом в первую очередь уделяется внимание числам натурального ряда, которые являются основой для построения других числовых систем: целых, рациональных и иррациональных, действительных и комплексных.
Теория чисел изучает числа с точки зрения их строения и внутренних связей, рассматривает такие возможности, как представить одни числа через другие, более простые по своим свойствам, между тем строгое логическое обоснование понятия натурального числа и его обобщений, а также с ним теория действий рассматриваются отдельно в основаниях арифметики.
Поскольку упомянутые вопросы изучаются в школьном курсе, они объединяются под одним названием арифметики, хотя, как наука, арифметика отождествляется с теорией чисел.
Следует отметить, что в последнее время бурно развиваются новые области математики. В связи с этим возрастает интерес к теории чисел.
Бесконечные цепные дроби, связанные с темой дипломной работы, относятся к одному из основных разделов теории чисел. Впервые цепные дроби были описаны в алгебре Бомбелли, вышедшей в 1572 году. Но современное обозначение для непрерывных дробей встречается у Катальди в 1613 году, только вместо знака «+» он писал « е t».
Большое применение цепные дроби получили, начиная с работ известного ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695). Он рассматривал цепные дроби в связи с задачей подбора зубчатых колес, у которых отношение числа зубцов было возможно ближе к некоторому заданному числу. Число зубцов в таких колесах нельзя было взять слишком большим, так что приходилось отыскивать два сравнительно небольших натуральных числа, отношение которых было близко к заданному числу. Решение задач такого рода конечно же приводит к рассмотрению цепных дробей и подходящих к ним. Подбор таких зубчатых колес был нужен Гюйгенсу для того, чтобы построить модель, имитирующую движение планет в солнечной системе.
В данной работе рассмотрена связь цепных дробей с числами Фибоначчи и замощением полосы.
Предположим, что у нас есть два взаимно простых натуральных числаpи q,то есть два числа, не имеющих общих делителей, отличных от 1. Тогда существуют целые числа г и s такие, что рг + qs = 1 . Эти числа обычно ищутся с помощью алгоритма Евклида. Берется большее из чисел р и q и с остатком делится на меньшее. Остаток является суммой двух изначальных чисел с целыми коэффициентами. Затем берется меньшее число и остаток и с ними проделывается то же самое. Так как изначальные два числа были взаимно простые, то на каждом шаге мы будем получать два взаимно простых числа и алгоритм можно продолжать. В конце концов, мы дойдем до единицы. Оказывается, этот алгоритм можно формализовать и сделать более наглядным с помощью так называемых цепных дробей.
Любую дробь можно разложить в цепную дробь; при этом процесс завершится. Оказывается, точно так же можно разлагать в цепные дроби и иррациональные числа. В этом случае, очевидно, мы получим бесконечную цепную дробь, значение которой будет стремиться к какому-то иррациональному числу. Если вычесть из этой дроби единицу, а затем обратить, то получим снова эту же дробь. Обозначим ее через х. Тогда для нахождения значения х нужно решить уравнение. Теперь уже видно, что если обрубить эту дробь в каком-нибудь конечном месте, мы получим дробь, выражающую отношение двух соседних чисел Фибоначчи.
Кроме прочего, недавно было выявлено, что числа Фибоначчи Fnопределяют количество возможных путей покрытия шахматной доски размером п X 2 с помощью костяшек домино 1x2 . Это позволяет совершенно по-новому переосмыслить математическую интерпретируемость данных чисел, взамен вымышленной кроличьей саги-фантазии. Все помнят распространенные игры детства с домино, например, по выстраиванию различных рядов-полосок. Но вот, кому-то пришла здравая идея ещё раз подвигать с ребячества знакомые костяшки домино. И как оказалось, они во всей своей красе легко и непринужденно воспроизвели аддитивно- рекуррентный ряд чисел. Итак, возьмем доску размером п X 2 , а также п домино. Сколькими способами можно покрыть доску? То есть мы хотим пересчитать всевозможные варианты, считая все перестановки. Примечательно, что именно числа Фибоначчи Fn+± определяют количество вариантов покрытия шахматной доски п X 2 костяшками ( 1 X 2 ) -домино, как показано на рисунке ниже на примере пяти предметов.
В своей работе мы детально изучаем задачи, связанные с комбинаторной интерпретацией чисел Фибоначчи, и устанавливаем связи этих чисел с различными комбинаторными задачами замощениями. Мы также рассматриваем некоторые известные закономерности, связанные с этими числами, и показываем, как подобные разбиения могут быть использованы для вывода различных комбинаторных тождеств, приводим полезные обобщения задачи замощения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей квалификационной работе мы
1) Изучили разнообразные свойства цепных дробей, историю их возникновения;
2) Выяснили тесную логическую связь между цепными дробями и комбинаторными задачами замощения полосы;
3) Рассмотрели примеры решения комбинаторных задач перечисления с помощью пакета Maple.
В дипломный проект был включен интересный, на наш взгляд, материал, который не встречается в школьном курсе, отмечены новые, яркие комбинаторные интерпретации цепных дробей. В работе использовано много примеров и задач, которые помогают лучше понять данный материал. Ведь главная задача учителя не учить, а увлечь предметом ученика. Если это удастся, то ребенок сам будет изучать те аспекты предмета, которые не предусмотрены школьным курсом.
Данная работа может служить методическим пособием для проведения краткого факультатива, рассчитанного на 8-10 часов. Этот факультатив, направленный на комплексное решение задач обучения, характеризуется:
- непосредственной связью с математикой;
- содержательной связью с историей математики;
- богатыми внутрипредметными и межпредметными связями;
- математической занимательностью, в том числе математической красотой;
- широкими возможностями включения обучающихся в различные формы самостоятельной работы, развитием их творчества;
- своим применением в разнообразных комбинаторных задачах, в том числе и задачах олимпиадного характера.



1. Арнольд, В.И. Цепные дроби / В.И. Арнольд - М.: МЦНМО,2009. - с. 1-5.
2. Benjamin, A.T. Recounting Fibonacci and Lucas Identities /
A. T. Benjamin and J. J. Quinn - College Math. J. 30, (1999). -c. 359-366.
3. Brigham, R.C A tiling scheme for the Fibonacci numbers / R. C. Brigham, R. M. Caron, P. Z. Chinn, and R. P. Grimaldi// J. Recreational Math., Vol 28, (1996-97). - c. 10-16.
4. Niven, I.I. An Introduction to the Theory of Numbers / I.I. Niven, H. S. Zuckerman, and H. L. Montgomery - John Wiley & Sons, Inc., New York, 1991. - c.45-52.
5. Vajda, S. Fibonacci and Lucas Numbers, and the Golden Section /S. Vajda - John Wiley and Sons, New York, 1989. - c.1-4.
6. Benjamin, A.T. Proofs that Really Count /A.T. Benjamin and J. J. Quinn: The Art of Combinatorial Proof. MAA, 2003. - c.12-14.
7. http://oeis.org/A092832 - онлайн-энциклопедия целочисленных последовательностей.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ