Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы товароведения 7
§1. Классификация и кодирование товаров 7
§2. Ассортимент и потребительские свойства товаров 16
§3. Качество и безопасность товаров 22
ГЛАВА 2. Правовые и организационные основы таможенной экспертизы 25 §1.Правовые основания таможенной экспертизы в РФ 25
§2. Цели и задачи таможенных экспертиз 27
§3. Основные виды таможенных товарных экспертиз 35
§4. Экспертные учреждения: функции и задачи 38
ГЛАВА 3.Таможенная экспертиза как мера, обеспечивающая проведение таможенного контроля 50
§1. Порядок отбора проб и образцов и проведения таможенной экспертизы 50 §2. Назначение и проведение таможенной экспертизы 54
§3. Проблемы, возникающие в процессе назначения и проведения экспертиз 57
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Товар, пересекающий таможенную границу России, является объектом таможенного оформления и контроля. В ходе таможенного контроля может назначаться таможенная экспертиза с целью установления страны происхождения, сырьевого состава, способов изготовления, стоимости и др. Специалист с товароведными знаниями во многом может способствовать обеспечению эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере. Таможенная экспертиза, кроме того, является одним из барьеров защиты потребительского рынка страны от импорта недоброкачественных, вредных, опасных, фальсифицированных контрафактных товаров.
Экспертное обеспечение таможенных органов является важным условием перехода на качественно новый уровень таможенного дела, соответствующего основным целям и задачам таможенного оформления и таможенного контроля. На современном этапе развития таможенного дела и таможенной экспертизы, мы смело можем утверждать тот факт, что сформировалось научное направление, в рамках которого проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, создающие научный базис и научно обоснованные рекомендации для таможенной экспертной практики.
Актуальность темы нашей дипломной работы будет заключаться в следующем. Тематика таможенных экспертиз, а также порядок ее проведения, конечно, занимает центральное место в таможенном производстве и контроле. Таможенная экспертиза является одной из часто проводимых операций таможенными органами, что мы можем подтвердить статистикой, которую привели ниже. Так же следует отметить тот факт, что негативная судебная практика для таможенных органов рассмотрения арбитражных дел привела к тому, что ФТС РФ включила в план переподготовки должностных лиц, так или иначе применяющих юридический инструмент специальных знаний, 3
направление, связанное с экспертизой в таможенных целях. Эти лица изучают юридический институт таможенной экспертизы для применения юридического инструмента таможенной экспертизы, чтобы не действовать на основе внутреннего убеждения.
Проведение таможенных экспертиз в большей степени является первоначальным источником информации для принятого таможенным органом (должностным лицом) правоприменительного решения. В связи с этим именно выводы таможенного эксперта являются объектом критики со стороны декларантов при обращении в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов (должностных лиц).
Таможенная экспертиза в современном научном поле понимается, как исследование с использованием специальных и (или) научных знаний для нахождения ответов на вопросы, стоящие перед специалистами таможенных органов. Субъектами таможенной экспертизы являются: должностные лица, назначающие проведение данной экспертизы и эксперты.
В этой связи объектом нашего исследования будет выступать таможенное дело.
Предметом анализ проведения таможенных экспертиз.
Специальные познания, полученные в ходе ведомственных проверок, а также заключения экспертов относительно исследований, осуществленных вне судебного процесса, обычно выступают в качестве письменных доказательств.
За 2016 год в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении было выполнено 46 807 таможенных экспертиз. Это составило 135,1% по отношению к количеству выполненных экспертиз в 2015 году. 48 026 экспертиз было сделано по обращениям таможенных органов Российской Федерации, что составило 124,3% к уровню 2015 года; 673 экспертиза была сделана по обращениям правоохранительных органов.
В 2016 году заключения таможенных экспертов Центрального экспертно¬криминалистического таможенного управления были доказательствами при разрешении судебных споров между таможенными органами и участниками ВЭД по 6 136 делам.
Как видим, имеется постоянная положительная динамика возрастания потребностей в производстве таможенных экспертиз и исследований таможенных органов при осуществлении таможенных операций и процедур, а также проведении таможенного контроля. Все это обуславливает актуальность рассматриваемой темы работы.
Целью настоящей работы является анализ таможенных экспертиз, характеристика видов и выявление проблем право-применения.
Для достижения указанной выше цели, нами был сформулирован ряд задач, которые необходимо решить в нашей исследовательской работе:
1. Рассмотреть товароведение как науку о товарах;.
2. Рассмотреть классификацию и кодирование товаров;
3. Охарактеризовать ассортимент и потребительские свойства товаров;
^Охарактеризовать качество и безопасность товаров;
5. Проанализировать классификацию экспертиз: понятие и виды.
6. Рассмотреть экспертные учреждения, в которых будут проводится экспертизы таможенного дела, а также обозначить функции и задачи экспертных учреждений. Рассмотреть основные требования к экспертным учреждениям.
7. Рассмотреть практику назначения и проведения отбора проб и образцов и проведения таможенных экспертиз.
8. Выявить правовые и организационные проблемы при назначении таможенных экспертиз и проведении отбора проб и образцов товаров.
9. Рассмотреть возможные пути решения проблем и по упрощению процедур по назначению таможенных экспертиз и проведению отбора проб и образцов товаров с целью повышения эффективности таможенного контроля и сокращения сроков его проведения.
Методологическую основу работы составляют такие методы как диалектический метод познания, анализ, синтез, дедуктивный метод, структурно-логический, формально-юридический, обобщение, индукция .
Степень научной разработанности. Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий такими авторами как Нестеров А.В., Бегишева И.В. и другие.
Структура работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Юридический институт таможенной экспертизы является частью юридического института экспертизы в юридически значимых целях, поэтому он должен соответствовать этому институту. Юридический инструмент таможенной экспертизы является сложным и наукоемким инструментом, требующим специальной подготовки от лиц, имеющих право его применять. К сожалению, легальный институт таможенной экспертизы по-прежнему требует его юридической доработки не только в системном виде, но и с методической точки зрения и юридической техники. К сожалению, авторы проекта не учли критики экспертного сообщества и фактически повторили в ТК ЕАЭС положения, регулирующие таможенную экспертизу в ТК ТС.
Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу, поскольку она имеет собственные объекты, предмет, задачи и методы исследования.
Объектами таможенной экспертизы являются материализованные источники информации: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их пробы, отобранные для исследования; объекты контрабанды и нарушений таможенных правил; сопровождающие товар документы (таможенные, нормативно-правовые, финансовые и др.), используемые при таможенном контроле.
К предмету таможенной экспертизы можно отнести как общие проблемы таможенного дела, так и конкретные факты и обстоятельства процедуры таможенного контроля.
Подводя итог сказанному, считаем необходимым остановиться на основных принципах Концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации, утвержденной соответствующим нормативным правовым документом ФТС России.
Принципами данной Концепции являются:
- усиление роли экспертно-криминалистического обеспечения при таможенном контроле и правоохранительной деятельности;
68
- эффективное использование имеющихся в распоряжении ФТС России финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов при экспертно- криминалистическом обеспечении таможенных органов;
- организация единообразного научно-методического подхода к управлению качественным экспертно-криминалистическим обеспечением деятельности таможенных органов;
- усиление в структуре ЦЭКТУ первичных "выносных" экспертно-криминалистических подразделений, обеспечивающих деятельность таможен и таможенных постов, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, а также в зонах таможенного контроля, функционирующих в регионе деятельности таможенных органов;
- организация круглосуточного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности правоохранительных структурных подразделений ФТС России, таможенных органов в проведении экспертиз и исследований.
Экспертиза по определению является независимой, если она зависимая, то это уже не экспертиза, и опровергнуть заключение эксперта можно только повторной экспертизой или рядом действий по признанию продукта экспертизы не соответствующим установленным требованиям.
Назначение таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС рассматривается как мера таможенного администрирования, в частности, обеспечивающая проведение таможенного контроля, т.е. как мера административного воздействия. Однако таможенной экспертизе дано технократическое определение, в частности, "таможенная экспертиза" - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы". Получается, что определение таможенной экспертизы не имеет юридических свойств и представляет собой исследовательскую операцию.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа (далее - уполномоченное лицо), выполняя административную функцию по назначению 69
"таможенной экспертизы (экспертизы)" (далее - экспертизы), использует свои интеллектуальные способности как инструмент для привлечения интеллектуальных и/или инструментальных способностей иного физического лица, назначаемого на юридическую роль эксперта. Так как любой инструмент является нейтральным, то поэтому к роли эксперта предъявляется требование по независимости (незаинтересованности). Если будет выявлено сомнение в независимости кандидата в эксперты, его кандидатуру можно отвести; если у самого эксперта возникнет конфликт интересов, то он должен заявить самоотвод; если будет обнаружена зависимость эксперта, приведшая к сомнению в заключении эксперта, то появляется возможность его опровергнуть.
Отсутствие в ТК ЕАЭС указания на порядок назначения таможенной экспертизы привело к тому, что в Приказе ФТС РФ 20.11.2014 № 2264 появилась норма, согласно которой заключение таможенного эксперта является обязательным для уполномоченного лица, что нарушает независимость таможенного эксперта. Этим стали пользоваться лица, обжалующие решения таможенных органов в судебных инстанциях и ставящие под сомнение независимость таможенных экспертов.
С целью совершенствования проводимой таможенными органами работы необходимо принять следующий комплекс мер:
1. С учетом проанализированных ранее результатов применения специальных знаний за последние 5 лет считаем необходимым разработать и внедрить в практику правоохранительной деятельности, а также в практику таможенного контроля порядок использования специальных знаний должностных лиц экспертных учреждений таможенных органов при производстве процессуальных и иных мероприятий, направленных на выявление фактов незаконного перемещения товаров.
2. Как показывает практика взаимодействия экспертов и правоохранителей таможенных органов, назрела необходимость Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению ФТС России сформировать порядок максимально оперативного участия должностных лиц в качестве специалистов с учетом имеющейся инфраструктуры, кадровой и транспортной укомплектованности, а также потребности актуализации нормативно-правовой базы.
3. При реализации какой-либо из организационных концепций криминалистического обеспечения таможенной деятельности (штатные должности таможенного органа либо организация обеспечения должностными лицами ЦЭКТУ) требуется организационно сформировать процесс обучения по программам дополнительного образования в сфере технико-криминалистической деятельности, обеспечения процессуальных действий, проводимых правоохранительными подразделениями таможенных органов.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)//Официальный сайт Евразийского экономического союза http: //www.eaeunion. org/, 12.04.2017
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 24.04.2018) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза"// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.04.2018
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 11.07.2017) "О формах таможенных документов"// Таможенный вестник. N 15.август. 2010.
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля".
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)// Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (ч. I), ст. 4921.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Федеральный закон от 31.12.2014 N 530-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий"// Собрание законодательства РФ. 05.01.2015. N 1 (часть I), ст. 83
9. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании"//Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140.
10. Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"// Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). ст. 6223.
11. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗи(ред. от 08.03.2015) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. N 23. ст. 2291.
12. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998.N 31. ст. 3813.
13. Приказ ФТС России от 20 ноября 2014 г. N 2264 "Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы"; письмо ФТС России от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167 "О Методических рекомендациях".
14. Приказ ФТС России от 3 мая 2011 г. N 902 "Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении" (в ред. Приказов ФТС России от 20.07.2012 N 1467, от 01.10.2012 N 1977, от 30.10.2012 N 2187) // Таможенные ведомости. 2012. N 1; N 12.
15. Приказ ФТС России от 10.07.2014 N 1338 (ред. от 06.04.2018) "О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Приволжского таможенного управления"// Таможенные ведомости. N 9. 2014.
16. Приказ ФТС России от 24.03.2016 N 568 "Об утверждении Положения о сообщении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, должностными лицами и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации"// Таможенные ведомости. N 8. Август. 2016.
17. Приказ ФТС России от 17.01.2014 N 61 "О совершенствовании организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России"// Таможенные ведомости. N 2. Август. 2014.
18. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 12.06.2017) "О Федеральной таможенной службе"// Собрание законодательства РФ. 23.09.2013, N 38. ст. 4823.
19. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 N 429 (ред. от 07.08.2017) "Вопросы Федеральной таможенной службы"// Собрание законодательства РФ. 30.08.2004. N 35. ст. 3637.
II. Специальная литература
20. Агамагомедова С.А. Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 79 - 88.
21. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: "Экономика и экологический менеджмент". 2014. N 4. С. 7 - 13
22. Агешкина Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
23. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно¬практическое пособие для бакалавров / С.А. Вилкова, Л.В. Михайлова и др. - М.: Дашков и К, 2015. С. 78.
24. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С. 32.
25. Власов Д.Г. Проблемные вопросы организации и проведения выездных таможенных проверок импортных операций: управленческая стратегия, тактика и пути решения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. N 1 (14). С. 10 - 13;
26. Горян Э.В. Некоторые аспекты применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенного контроля на территории свободного порта Владивосток // Административное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 640 - 648.
27. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 118.
28. Дружинин В.П. Вспомним о RFID-технологиях // Таможенное дело. 2011. N 4. С. 31 - 33.
29. Дудова М.В. Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях Единого экономического пространства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. N 8. С. 109 - 114.
30. Евразийский экономический союз (ЕАЭС): финансовая и промышленная политика: Коллективная монография / Под ред. д.э.н., академика РАЕН И.Н. Рыковой. М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2015. 166 с.
31. Зуева Т.С. Особенности регулирования системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках таможенного контроля, проводимого таможенными органами РФ // Таможенное дело. 2015. N 4. С. 3 - 7.
32. Илюхина С.С. Информационное обеспечение системы контроля корректировки таможенной стоимости товаров в аспекте реализации Стратегии развития таможенной службы России до 2020 года // Таможенное дело. 2015. N
2. С. 6 - 8.
33. Кобзарь-Фролова М.Н. Административно-правовое регулирование экономической деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2013. N 12. С. 1114 - 1121.
34. Кокнаева М.Д. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. N 2 (15). С. 10 - 13;
35. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный) / Абрамова Н.В., [и др]/ под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой, С.В. Рыбкина // СПС КонсультантПлюс. 2016.
36. Костин А.А., Костина О.В. Совершенствование института таможенного контроля в проекте таможенного кодекса ЕАЭС // Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции / Под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. СПб., 2015. С. 71 - 74
37. Леонтьев Б. Принципы и механизмы системной борьбы с контрафакцией // ИС. Промышленная собственность. 2016. N 4. С. 41 - 49.
38. Макаренко В.Г. Таможенная криминалистическая экспертиза при выявлении контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Таможенное дело. 2017. N 1. С. 37 - 40.
39. Метельков С.Н. Совершенствование правового статуса специалиста как направление развития института применения специальных знаний в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2013. N 3. С. 21.
40. Немирова Г.И., Костин А.А., Костина О.В. Актуальные проблемы системы таможенного контроля и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе // Таможенное дело. 2016. N 4. С. 11 - 15.
41. Нестеров А.В. Таможенная экспертиза как сложный юридический инструмент // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 17 - 18 ноября 2016 г.): В 2 ч. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016. Ч. II. С. 158 - 165.
42. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. 928 с. С. 48Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. Общие положения правового регулирования таможенного контроля // Право и экономика. 2016. N 6. С. 68 - 72.
43. Ступников А.А. Таможенная экспертиза при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров: постановка проблемы // Право и экономика.
2014. N 2 (312). С. 63 - 66.
44. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. Общие положения правового регулирования таможенного контроля // Право и экономика. 2016. N 6. С. 68 - 72.
45. Трошкина Т.Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 4. С. 21 - 26.
46. Трунина Е.В. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов Российской Федерации: проблемы правоприменения и судебная практика // Вестник арбитражной практики. 2013. N 1. С. 25 - 32.
47. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. В 2 ч. Ч. 2: Модуль II. Товарная экспертиза: Учебник / М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 184.
48. Туленев А.И. О возможности признания таможенных экспертиз судебными // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
2015. Т. 21. N 1. С. 186.
49. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учебное пособие/А.В. Виноградова и др.; под ред. Е.Л. Богдановой - Санкт - Петербург: Троицкий мост, 2013 с. 78.
50. Федоров А.В. Предметы контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Российский следователь. 2017. N 22. С. 3 - 13.
51. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. С. 148.
52. Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики // Вестник Российской таможенной академии. 2015. N 2 (31). С. 52 - 57;
53. Шохин С.О. Правовые основы использования таможенных механизмов в целях контроля за трансфертным ценообразованием // Таможенное дело. 2014. N 1. С. 17 - 20.
III. Интернет-ресурсы
54. Официальный сайт Евразийского экономического союза - http: //www.eaeunion. org
55. Официальный сайт Федеральная таможенная служба РФ -
http: //www.customs .ru