Введение
Глава 1. Развитие утопии и антиутопии в зарубежной литературе 6
1.1. Утопия и антиутопия как обособленные литературные жанры 6
1.2. Эволюция жанра утопии и антиутопии в зарубежной литературе 17
Глава 2. Утопические и антиутопические мотивы в произведениях Пат Мёрфи 25
2.1. Жанровое своеобразие творчества Пат Мёрфи 25
2.2. Столкновение утопии и антиутопии в романе Пат Мёрфи «Город несколько
лет спустя» 32
Заключение 41
Список используемой литературы
Данная исследовательская работа содержит обзор эволюции утопии и антиутопии как литературного жанра, анализ научно-фантастической литературы творчества американской писательницы Патриции Мёрфи, жанровое своеобразие ее произведений, а также выявление утопических и антиутопических мотивов в творчестве Пат Мёрфи.
Актуальность работы обосновывается необходимостью исследования творчества выдающегося автора современности, удостоившегося премий мирового уровня, но до сих пор практически не изученного в российском литературоведении. Кроме того, интерес представляет исторический контекст утопических и антиутопических произведений, так как сейчас мы живём в то самое время, страшные предположения о котором, строили писатели прошлых столетий, и многие из их опасений уже находят подтверждение в современном нам мире. Проблема соотношения жанра и «антижанра», связанная с влиянием эпохи на литературу, особенно актуальна сегодня, в попытке понять причину нарастающего количества многочисленных утопических и антиутопических произведений в наши дни.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые осуществляется жанровый анализ творчества американской писательницы Пат Мёрфи в российском литературоведении, в частности, выявляются черты утопии и антиутопии произведений изучаемого автора, результаты теоретического обзора которых, могут обогатить понимание эволюции утопии и антиутопии как литературных жанров в целом. Кроме того, существует необходимость проследить тенденции и связи утопии и антиутопии нашего времени с этими жанрами прошедших столетий, в связи с новым витком их популярности в современном мире.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осмысляются мировоззренческие позиции исследуемого автора и уточняется характер его творческого метода. Проводится обобщение исследований по теории утопии и антиутопии, а также сделан обзор на развитие этих жанров зарубежной литературе.
Практическое применение данная работа может найти в том, что ее материалы могут быть использованы в монографических исследованиях, посвященных творчеству Пат Мёрфи, а также в преподавании литературы в вузе, колледже или школе, где может быть предложен спецкурс или факультатив по изучению утопии или антиутопии как литературного жанра.
Цель бакалаврской работы — проследить развитие жанра утопии и антиутопии и его признаков в творчестве Мёрфи.
Для достижения этой цели представляется необходимым выдвинуть и решить в ходе исследования ряд конкретных задач:
1. Описать причины появление утопии и антиутопии как литературного жанра.
2. Исследовать жанровые особенности научно-фантастического творчества Пат Мёрфи.
3. Выявить утопические и антиутопические мотивы в творчестве Пат Мёрфи.
Объект исследования — научно-фантастические произведения Пат Мёрфи.
Предмет исследования — взаимодействие жанров утопии и антиутопии в творчестве Пат Мёрфи.
При написании данной работы были использованы научно-критическая и теоретическая, справочная и учебная литература, а также художественные источники.
При выработке концепции работы и анализе материала теоретико-методологической основой послужили труды Ануфриева А.Е., Альтова Г., Архиповой Ю.И., Гакова В., Морсона Г., Букера М., Баталова Э.Я., Мзареулова К.Д., Геллера А., Шацкого Е. и других авторов.
В работе польского историка Ежи Шацкого рассмотрена природа утопии и антиутопии в контексте различных систем мировоззрения и в разных условиях политических и общественных положений.
Монография советского ученого-американиста Баталова Э.Я. послужила основой для анализа творчества, изучаемой в данной исследовательской работе американской писательницы, Пат Мёрфи, так как в работе Баталова исследована диалектика именно американского утопического сознания. Автор связывает эволюцию утопической традиции в США с обострением идеологической борьбы между капитализмом и социализмом.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы ведущего жанра творчества П. Мёрфи — научной фантастики, послужили работы Альтова Г., Андреева К., Гакова В. и Гуревича Г.И. В исследовании Владимира Гакова «Зарубежная научная фантастика 60-70-х годов» представлен анализ наиболее выдающихся произведений англоязычной научной фантастики, обзор различных направлений и тенденций ее развития.
В статье Кирилла Андреева «Что же такое научная фантастика?» автор приходит к выводу, что главной идеей жанра научной фантастики является не научно-технический прогресс, а место Человека в мире. Именно Человек является двигателем науки, поэтому в центре научной фантастики, как и в любом другом жанре литературы, всегда стоит человек.
Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы
В процессе исследования мы убедились, что на первых порах своего развития антиутопия боролась с тоталитарным сознанием, захватывающим мир, указывая на изъяны и опасность общества, построенного без уважения к человеку как к самостоятельной единице. Даже после краха этой разрушающей идеи, когда отпала надобность бороться с тоталитаризмом и идеологизмом, антиутопия не перестала быть востребованным жанром. Теперь всплывают другие проблемы, скрытые внутри самого человека; прежде всего — это нравственные проблемы.
Нет сомнений, что жанр антиутопии в наше время обретает все большую актуальность. Многие авторы антиутопических произведений первой половины ХХ века пытались предвидеть именно то время, в которое мы сейчас живём.
Антиутопия по-прежнему осталась жанром-предупреждением, с устрашающими прогнозами будущего, заставляющими нас задумываться над устройством этого мира и нашего общества. Таким образом, она уберегает человечество от неверных шагов, предупреждает о возможных последствиях его деятельности.
Утопия же, ведя своё развитие из народного творчества мировой литературы, играет своеобразную историческую роль. Она развилась от идеи разделения земель до идеи создания социально-демократического общества.
Говоря о сравнении утопии с антиутопией, намного проще поверить в то, что может быть, описанное в книгах антиутопии, чем в то, чего никогда не существовало, и наврядли будет существовать, как описывали это писатели-утописты. Утопия — это идеализированная выдумка, несбыточные мечты авторов. Антиутопия, в свою очередь, предупреждает о реальных последствиях, к которым человечество может привести себя в будущем. Она демонстрирует негативные стороны общества, порой гиперболизируя их, чтобы показать, что стоит изменить в настоящем и чего следует опасаться и избегать в будущем.
Именно эти проблемы поднимает в своём творчестве американская писательница Патриция Мёрфи. Главной особенностью её творчества является способность комбинировать различные виды научной фантастики в одном произведении; а самым уникальным жанровым столкновением является роман «Город несколько лет спустя», заключающий в себе не только жанровые разновидности научной фантастики, но и совмещение противоположных отдельных жанров — утопии и антиутопии.
В данной исследовательской работе, сделан акцент на развитие именно этих контрастных жанров в творчестве писательницы.
В романе «Город несколько лет спустя» утопия и антиутопия находят свое воплощение в одном мире, существуя в конфликте друг с другом. Это произведение является уникальным в этом смысле. В романе Мёрфи читатель может наблюдать, как два противопоставленных жанра могут сосуществовать на одной литературной платформе. Таким образом, на контрасте двух жанровых структур, автор смог наилучшим образом раскрыть сущность того и другого направления литературы, внеся, при этом, глубокий смысл в своё произведение, затронув актуальные проблемы современности; а именно, проблемы непрекращающихся войн и борьбы за власть; в частности, стремления США захватить полномочия над всем миром.
С развитием научного прогресса становится все опаснее находиться в современном мире, так как сейчас, возможно, уже достаточно нажатия одной кнопки на ядерном оружии для того, чтобы уничтожить всю планету. А развивающаяся техника, такая как искусственный интеллект, с одной стороны облегчает многие задачи человеку, а с другой, — может привести к его деградации и сделать человека беспомощным.
Ввиду вышеперечисленных проблем, читатель современного мира не может обойти стороной произведения утопий и антиутопий авторов наших дней, чтобы быть предупреждённым и иметь возможность сделать все необходимое для предотвращения потенциальных глобальных катастроф.
1. Брэдбери Р. Марсианские хроники: Будет ласковый дождь / пер. с англ. Л. Жданова. - М.: Эксмо. - 2004. - 222 с.
2. Замятин Е.И. Мы / Е. Замятин. - М.: АСТ, Харвест, 2007. - 480 с.
3. Мёрфи П. Город несколько лет спустя / пер. с англ. Е. Пшеничной. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 334 с.
4. Мёрфи П. Лучшее за год 2006: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк: Неадекватное поведение / под ред. Дозуа Г.; пер. с англ. А. Асвадова, А. Бродоцкой, К. Васильева. - М.: Азбука-классика, 2007. - 27 с.
5. Мёрфи П. Влюбленная Рашель / пер. с англ. А. Корженевского // Фантакрим MEGA. - 1992. - М.: Эридан, 1992. - 46 с.
6. Мёрфи П. Дикарки // Витпанк: цикл рас. / пер. с англ. В. Иванов.- М.: АСТ, 2007. - 288 с.
7. Мёрфи П. Норбит, или туда и обратно // Макс Меривелл: цикл рас. / пер. с англ. Ю. Новикова. - М.: АСТ, 2001. - 393 с.
8. Мёрфи П. Любовь и секс среди беспозвоночных // Секс с чужаками: цикл рас. / сост.: Э. Датлоу; пер. с англ. - М.: АСТ, 1990. - 328 с.
9. Мор Т. Утопия / пер. с лат. и комм. А. И. Малеина и Ф. А. Петровского. - M.: Издательство Академии наук СССР, 1953. - 240 с.
10. Платон. Государство / пер. с греч. В. Карпова. - М.: Азбука, 2015.- 576 с.
11. Хаксли О. О дивный новый мир / пер. с англ. О. Сорока. - М.: АСТ, 2014. - 311 с.
Научно-критическая и теоретическая литература
12. Альтов Г. Этюды о фантазии: Научная фантастика: сб. вып. - М.: Знание, 1980. - 217 с.
13. Андреев К.К. Что же такое научная фантастика? // Фантастика года: усл. цикл. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 3 с.
14. Архипова Ю.И. Утопия и антиутопия ХХ века / Ю.И. Архипова.
- М.: Прогресс, 1992. - 814 с.
15. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э.Я. Баталов. - М.: Наука, 1982. - 337 с.
16. Вечер в 2217 году // Утопия и антиутопия ХХ века / Сост., авт. и коммент. В.П. Шестаков. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
17. Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. Помеха — человек: Опыт века в зеркале антиутопий. - М.: Новый мир. -1988. - №12. - 272 с.
18. Гаков В. Виток спирали: зарубежная научная фантастика 60-70-х.
- М.: Знание, 1998. - 64 с.
19. Гаков В. Энциклопедия фантастики: кто есть кто / под ред. В. Гакова - Минск.: Галаксиас, 1995. - 695 с.
20. Геллер А. Вселенная за пределами догмы: размышления о советской фантастике / А. Геллер - Лондон.: OPL London, 1985. - 444 с.
21. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике / Г.И. Гуревич - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
22. Данилов Д.Д. Особенности жанра научной фантастики в творчестве Говарда Лавкрафта / Д.Д. Данилов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 3 (218). - Вып. 50. - 22 с.
23. Замятин Е.И. Избранные произведения / Е.И. Замятин. - М.: Сов. Россия, 1990. -241 с.
24. Ионин Л.Г. То, чего нигде нет: Размышления о романах- антиутопиях / Л.Г. Ионин. - М.: Новое время, 1988. - №25. - 244 с.
25. Карпачевский Л.О. История и современность: Советская цивилизация и утопия: мысли естественника / сост. Л.О. Карпачевский. - 2010. - №1. - 147 с.
26. Лазаренко О. Вперед смотрящие: О романах-антиутопиях О. Хаксли, Дж. Оруэлла, А. Платонова / О. Лазаренко. - М.: Подъем, 1991. - N9. - 233 с.
27. Латынина Ю.Л. В ожидании Золотого Века: От сказки к антиутопии / Ю.Л. Латынина. - М.: Знание, 1989. - 177 с.
28. Михайлов О.Н. Гроссмейстер литературы // Евгений Замятин «Мы»: Роман, рассказы, повесть / сост. О.Н. Михайлов. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 365 с.
29. Морсон Г. Границы жанра / Г. Морсон. - Утопия и утопическое мышление. - М.: АСТ, 1991. - 233 с.
30. Новиков В.И. Возвращение к здравому смыслу: Субъективные
заметки читателя антиутопий / В.Новиков. - М.: Знамя, 1989. - № 7. -
214 с.
31. Новикова Л.И., Сиземская И. Три модели развития России / И. Новикова, И. Сиземская. - М.: ИФ РАН, 2000. - 98 с.
32. Оруэлл Д. 1984 / Д. Оруэлл; пер. с англ. В. Гольдышева, Л.Беспаловой. - М.: АСТ, 2008. - 361 с.
33. Уайльд О. Душа человека при социализме / О. Уайльд; пер. с англ. М. Головниковой // Дилетант. - 1907. - № 9. - 54 с.
34. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира / Ю. Ханютин. -М.: Искусство, 1977. - 304 с.
35. Шацкий Е. Утопия и традиция / пер. с польск.: К. Душенко, М. Леньшина. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
36. Шестаков В.П. Утопия и антиутопия ХХ века / В. Шестаков. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
37. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы / Л. М. Юрьева. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 320 с.
38. Booker M.K. Dystopian Literature: a Theory and Research Guide / M.K. Booker. - Westport: Greenwood Press, 1994. - 408 p.
39. Booker M.K. The Dystopian Impulse in Modern Literature: Fiction as Social Criticism / M.K. Booker. Westport: Greenwood Press, 1994. - 203 p.
40. Cooke B. Human Nature in Utopia: Zamyatin's We / B. Cooke. - Evanston, Illinois: Northwestern Univ. Press, 2002. - 221 p.
41. Dark Horizons: Science Fiction and Dystopian Imagination / Ed. by R. Baccolini and T. Moylan. - New York and London: Routledge, 2003. - 264 p.
Справочная и учебная литература
42. Новейший философский словарь / глав. сост. А. Грицанов. - Минск, 1998. - 743 с.
43. Осипов А. Фантастика от «А» до «Я»: Краткий
энциклопедический справочник / А. Осипов - М.: Дограф, 1999. - 352 с.
44. Политологический словарь-справочник / сост.: Д. Е. Подгорелый, К. В. Филиппов, В. Ю. Фесенко. - Ростов н/Д.: ООО Наука Спектр, 2008. - 238 с.
45. Словарь литературоведческих терминов / гл. ред. И. Книгин. - Саратов: Лицей, 2006. - 272 с.
46. Философский энциклопедический словарь / глав. ред.: Л. Ильичёв, П. Федосеев, С. Ковалёв, В. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 709 с.
47. The Oxford Dictionary of Literary Terms / red. Ch. Baldick. - O: Oxford University Press, 2008. - 124 p.
Интернет источники
48. Ануфриев А.Е. Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX века - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002336720,свободный (дата обращения: 15.05.18).
49. Мзареулов К.Д. Фантастика. Общий курс / К. Мзареулов -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/mzar/, свободный (дата
обращения: 01.03.18).
50. Романчук Л.В. Утопии и антиутопии: их прошлое и будущее / Л.В. Романчук. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fant- usas.at.ua/publ/ljubov romanchuk utopii i antiutopii ikh proshloe i budushhee/1-1-0-58,свободный (дата обращения: 12.03.18).
51. Чаликова В.А. Джордж Оруэлл: Философия истории / В.А.
Чаликова - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://chalikova.ru/dzhordzh-oruell-filosofiya-istorii.html,свободный (дата обращения: 10.04.2018).