Введение 3
1. Теоретические основы управления профессиональной карьерой
сотрудников в сфере гостеприимства 6
1.1. Понятие и сущность, типология, особенности профессиональной карьеры 6
1.2. Теория и практика управления профессиональной карьерой сотрудников
предприятий индустрии в сфере гостеприимства 19
2. Формирование системы управления профессиональной карьерой
сотрудников предприятий индустрии в сфере гостеприимства 27
2.1. Характеристика системы и механизма управления профессиональной
карьерой сотрудников предприятий индустрии в сфере гостеприимства 27
2.2. Самоуправление профессиональной карьерой сотрудников: содержание и
функции 37
3. Совершенствование управления профессиональной карьерой сотрудников предприятий индустрии в сфере гостеприимства
на примере отеля «Корстон» 40
3.1. Краткая информация и характеристика отеля «Корстон» 40
3.2. Управление развитием персонала в отеле «Корстон» 47
3.3. Предложения по совершенствованию управления персональным
развитием и профессиональной карьерой сотрудников и их эффективность 62 Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения 77
Радикальная перестройка системы управления экономической, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне гостиниц, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической
самостоятельностью и полностью отвечающим за результатом своей хозяйственной деятельности, гостиница должна сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Гостиничная индустрия приобретает все черты самостоятельности, характерные для работ в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления, увеличение объема и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих поведении, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большое значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персонала, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и потенциале и по существу предопределяющим успех фирмы в достижении ее целей.
Менеджмент организаций, работающей в рыночной среде, предъявляет высокое требование к профессионализму управленческого персонала. Современный управленец - это человек, владеющий общими основаниями науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области
стратегии управления, инновации, маркетинга, управления персоналом и производством.
Тема актуальна, обширна и мало изучена. Особенно это касается вопросов возрастающей роли гостиниц на современном этапе, специфических особенностей управления персоналом, которым и посвящена данная работа.
Таким образом, цель дипломной работы - выявить высокую важность развития карьеры персонала для повышения его конкурентоспособности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить сущность, типологию, особенности профессиональной карьеры;
- рассмотреть теорию и практику управления профессиональной карьерой сотрудников предприятий индустрии в сфере гостеприимства;
- охарактеризовать механизмы управления профессиональной карьерой сотрудников предприятий индустрии в сфере гостеприимства;
- проанализировать систему самоуправления профессиональной карьерой сотрудников: содержание и функции;
- дать краткую характеристику отелю «Корстон»;
- рассмотреть управление развитием персонала в отеле «Корстон»;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления персональным развитием и профессиональной карьерой сотрудников и их эффективность.
Предметом исследования являются социально-психологические аспекты управления карьерой в сфере гостеприимства, объектом - карьера персонала отеля «Корстон».
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области управления карьерой, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях.
В качестве методической базы послужили следующие методы исследования: системный, сравнительный и экономический анализы.
Структура данной работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения
Во введении краткая характеристика темы, определения ее задачи, актуальность и практическая значимость, представление структуры работы.
Первая глава посвящена теории основы управления профессиональной карьерой сотрудников. В главе рассмотрены концепция управления персоналом, принципы и методы построения системы управления в организации, а так же основы кадрового планирования в гостиницах.
Во второй и третьей главе освещены такие вопросы, как: формирование системы управления, принципы и технологии организации управления персоналом, оперативный план работы с персоналом.
Автор самостоятельно проанализировал пути совершенствования персонала отеля «Корстон» и дал практические рекомендации по их внедрению.
В заключении представлены основные выводы по проблеме управления (менеджмент).
Огромную роль в жизни человека играет карьера. Она отражает его административный, профессиональный и личностный статус, а так же способствует самореализации и материальному благополучию. При этом сегодня появляется все больше исследований, посвященных изучению карьеры. В зарубежных источниках она, в большей степени, трактуется как профессиональный путь человека.
Отечественная литература демонстрирует большую полемику в отношении данного термина.
Одни авторы склоняются к тому, что под карьерой следует понимать продвижение в какой-либо деятельности, связанное с повышением социального статуса, другие авторы усматривают в карьере последовательность ролей, которые выполняет индивид на протяжении всей своей жизни.
В связи с активным развитием индустрии гостеприимства перед выпускниками и многочисленными абитуриентами туристских вузов встает вопрос о целесообразности выбора данной профессии и возможностях карьерного роста.
Если еще 10-15 лет назад предприятия гостеприимства испытывали дефицит только линейного персонала, то сейчас идет активный поиск еще и работников среднего и высшего звена. И если до начала XXI в. туристы из России были не очень избалованы сервисом, то сейчас очень многие, побывав за границей и испытав на себе преимущества зарубежного сервиса, многого ждут от обслуживания и в нашей стране .
Несомненно, в индустрии гостеприимства основой является сервис. В эпоху сильнейшей конкуренции и высоких технологий сложно удивить дизайном интерьера, системами умного оборудования в номерах, качеством материальных объектов. Поэтому компании делают ставку на обслуживание гостей, повышая его качество и приближая его к недостижимому совершенству. В этот момент происходит понимание ценности человеческих ресурсов, то есть профессионально подготовленного персонала.
В сфере гостеприимства владение иностранным языком - практически обязательное условие приема на работу и продвижения по службе. Причем сейчас все большим спросом пользуются выпускники со знанием не только европейских языков, но и восточных, особенно китайского, корейского и японского. Базового уровня часто оказывается недостаточно: необходим целый словарный запас терминов именно из сферы гостеприимства.
Привязывая понятие карьерный рост к сфере гостеприимства, точнее, к туристско-гостиничным услугам, можно получить следующую структуру основных компонентов карьерных платформ: размещение, питание,
транспорт, досуг.
Образование играет особенную роль в карьере специалиста сферы гостеприимства. Оно прививает способность управлять своим временем, принимать независимые решения, коммуникативность, гибкость характера, уважение к себе и окружающим.
Управление персоналом приобретает особую значимость в гостиничной индустрии, так как предоставление услуг производится в присутствии гостя. В связи с этим персонал гостиничных предприятий образует стратегический фактор, необходимый для эффективной работы предприятия. Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда и привлечение всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей.
Механизм управления карьерой персонала представляет собой совокупность средств воздействия и кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию ее карьерной стратегии.
В успешных организациях существует определенный вид кадровых действий, которые определяют работу по планированию, развитию карьеры сотрудников как непременный атрибут эффективной деятельности фирмы. Эта работа требует хорошо поставленной оценки сотрудников, выявления из них людей способных расти по вертикальной (руководящей) карьерной лестнице.
Корстон-Казань — гостиничный торгово-развлекательный комплекс в г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация. Входит в международную сеть комплексов Korston Hotels & Malls, охватывающую Москву, Казань, Серпухов и Будву.
В целом можно отметить, что к персоналу отеля «Корстон» относятся высокие требования к соответствующей квалификации и профессиональному опыту. Его можно охарактеризовать как ответственный, производительный, сплоченный, однако недостаточно организованный и мотивированный персонал.
Руководство отеля «Корстон» понимает, что именно персонал является ведущим фактором успеха, что именно его интеллектуальный потенциал организационно сочетает все составляющие в одно целое, обеспечивая эффективную деятельность компании.
В современном мире важно учитывать все факторы, которые оказывают влияние на внутреннюю среду организации. И руководству отеля «Корстон» для лучшей работы своего предприятия необходимо учитывать все современные направления, способствующими повышению качества управления персоналом на предприятии. К основным направлениям можно отнести:
1. повышение профессионализма в управлении. Нужно вести работу по повышению квалификации работников.
2. применение современных технологий управления. Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства, как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.
Анализируя итоги деятельности управления персоналом в гостинице, можно сделать вывод, что главная цель, соответствие их практической деятельности принципа и нормами международного права. Критерием полноценности является тот вклад, который они вносят в свою фирму. Например как: культуру, экономику, образование, здравоохранение и другие социальные и материальные нужды работников фирмы. Располагая хорошими возможностями, гостиница правильно отражает и гибко реагирует на актуальные проблемы управления персоналом.
Можно с уверенностью предположить, что именно взаимопонимание и взаимоотношение руководителя с сотрудниками отеля приведут к тому, что в будущем оно будет наиболее эффективным средством процветания гостиницы, что повысит его конкурентоспособность, обеспечит рост клиентов и доходов.
1. Федеральный закон РФ от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Федеральный закон РФ от 24 ноября 2011 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Книги, монографии
3. Ананьева, Н.В. Управление персоналом в гостинице: учебное пособие / Н.В.Ананьева. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 235 с.
4. Балаева, О.Н. Управление организациями сферы услуг /
О.Н.Балаева, М.Д.Предводителева М.: ГУ-ВШЭ, 2015. - 241 с.
5. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Учебник. - 3¬е издание / Н.И.Кабушкин - Мн.: Новое знание, 2015. - 368с.
6. Кабушкин, Н.И. Организация туризма. Учебное пособие / Н.И,Кабушкин- Мн.: Новое знание, 2013. - 632с.
7. Кафидов, В. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения / В. Кафидов. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 208 с.
8. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А.Я. Кибанов. — Москва: КНОРУС, 2015. — 368 с.
9. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. Пособие / А.Я.Кибанов. — М.: Инфра-М, 2013. - 452 с.
10. Кузнецова, А.В. Охрана труда / А.В. Кузнецова, М.В. Беспалов. —
Москва: ГроссМедиа: Российский Бухгалтер, 2015. — 126 с.
11. Литвинюк, А.А. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / А.А.Литвинюк. — М.: Юрайт, 2013. - 392 с.
12. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом: учеб. пособие / В. В. Лукашевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: КноРус, 2014. — 270 с.
13. Лукьянова, Т.В. Психофизиология профессиональной
деятельности и безопасность труда персонала: учеб.-практ. пособие / Т. В. Лукьянова, Т. В. Сувалова, С. И. Ярцева. — Москва: Проспект, 2015. — 66 с.
14. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение / Е.Б.Моргунов — М.; Юрайт-Издат, 2013. - 228 с.
15. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г.Одегов — М.: Юрайт, 2016. - 429 с.
16. Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием организации / К. Э. Оксинойд. — Москва: Флинта, 2016. — 160 с.
17. Панкова, Л.В. Особенности стратегического планирования на предприятии гостиничного хозяйства/ Л.В. Панкова СПб.: «Питер», 2016 — 222с.
18. Потемкин, В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов / В.К.Потемкин — СПб.: Питер, 2016. - 296 с.
19. Скляревская, В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / В. А. Скляревская. — М.: Дашков и К, 2016. — 340 с.
20. Тебекин, А.В. Управление персоналом / А.В. Тебекин. — Москва: КНОРУС, 2016. — 624 с.
21. Форсиф, П. Развитие и обучение персонала / П.Форсиф — СПб.: ИД «Нева», 2013. — 182 с.
22. Шепель, В.М. Человеческая компетентность менеджера / В.М.Шепель - М.: Народное образование, 2015. - С.127.
Диссертации
23. Поленц, И.А. Формирование системы управления карьерой в
организации: дис... канд.эк.наук:08.00.05 / Илона Артуровна Поленц. -
Екатеринбург, 2016 - 150 с.
Авторефераты диссертаций
24. Дорожкина, Е. Г. Сбережение трудовых ресурсов как приоритет социальной политики государства: автореф. дис... канд.эк.наук: 08.00.05 / Елена Геннадьевна Дорожкина. - Саратов, 2013. — 24 с.
25. Змияк С. С. Региональный механизм государственного
регулирования рынка труда: концепция и направления совершенствования: автореф.дис... док. экон. наук: 08.00.05 / Сергей Сергеевич Змияк. -
Владикавказ:, 2013. — 50 с.
26. Курмышев, И. Н. Информационная асимметрия и рынок труда: автореф. дисс... кан.эк.наук: 08.00.05 / Игорь Николаевия Курмышев.- Санкт- Петербург, 2016. — 21 с.
27. Новикова, Е.В. Трудовая миграция как фактор формирования
регионального рынка труда: автореф.дисс... канд.эк.наук:08.00.05 / Елена
Васильевна Новикова. — Москва: 2013. — 24 с.
28. Симоненко В. Н. Методология мотивации и материального стимулирования развития трудового потенциала в условиях рынка: автореф.дисс... канд.эк.наук:08.00.05 / Владимир Николаевич Симоненко. —
Хабаровск, 2017. — 52 с.
Печатная периодика
29. Агаева, Н.Ю. Механизмы повышения эффективности и качества подбора персонала в индустрии гостеприимства / Н.Ю.Агаева, А.Н Веретенников // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. № 4 (21). - С. 13-16.
30. Баклыкова, Е.А. Управление персоналом в индустрии гостеприимства на основе системы компетенций работника / Е.А. Баклыкова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017.
№ 6. С. 69-73.
31. Головина, С.Г. Использование опросника смил (многофакторный метод исследования личности) в работе с персоналом в индустрии туризма и гостеприимства / С.Г. Головина // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 1. С. 92¬95.
32. Дзамихов, И.К. Факторы, препятствующие построению карьеры в сфере гостиничного бизнеса / И.К.Дзамихов // Форум молодых ученых. - 2017. - № 6 (10). - С. 659-665.
33. Жижерина, Ю. Законы философии для философии управления персоналом / Ю. Жижерина // Справочник по управлению персоналом. —
2014. — №2. — С. 58-64.
34. Жучков, Ю. Повышение эффективности компенсационного пакета работника / Ю. Жучков // Справочник по управлению персоналом. — 2014. —
№1. — С. 74-80.
35. Иванщенко, П.П. Что нужно современной гостинице? / П.П. Иванщенко //Туристический Бизнес. -2016. — № 1. — С.7-9.
36. Казанцева, Г.А. Пути совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций специалистов / Г.А.Казанцева, Т.В.Перова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-7. С. 1309-1311.
37. Клочко, Е.Н. Методический подход к оценке степени компетентности персонала гостиничного хозяйства / Е.Н.Клочко, Е.С.Гавриш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 125. - С. 812-826.
38. Косыгина, А.П. Новые звезды российских гостиниц / А.П.Косыгина // Турбизнес. — 2015. — № 1. — С. 14.
39. Кулагин, О. Метод 5И-матриц: определяем функции
руководителей и сотрудников / О. Кулагин // Справочник по управлению персоналом. — 2014. — № 1. — С. 50-56.
40. Лустина, Т.Н. Формирование и использование компетентностного подхода к управлению персоналом гостиничных предприятий / Т.Н. Лустина // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 2 (72). С. 73-86.
41. Минаева, Т.С. Человеческий капитал как конкурентное преимущество / Т. С. Минаева // Банковское дело. — 2014. — №2. — С. 61-64.
42. Олейник, К.А. Методика оценки потенциала кандидата. / К. А. Олейник // Менеджмент сегодня. -2014. — № 1. — С. 10-22.
43. Олина, Н. Адаптация сотрудников при переводе внутри компании / Н. Олина // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — №2. — С. 38-45.
44. Панкин, А.В. Культура соревнований в современной организации: новое или забытое старое? / А.В. Панкин // Менеджмент сегодня. — 2014. —
№1. — С. 32-41.
45. Папонова, Н. Е. Оценка эффективности деятельности менеджера по персоналу / Н. Е. Папонова // Кадры предприятия. -2014. — №1. — С. 53-60.
46. Перова, Т.В. Способы повышения конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства / Т.В.Перова // Вестник евразийской науки. - 2015. - Т. 7. № 5 (30). - С. 77.
47. Ржепка, Э.А. Индустрия гостеприимства: изучение возможностей развития карьеры / Э.А. Ржепка, Т.Р.Новичкова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. № 9 (70). - С. 118-132.
48. Ржепка, Э.А. Управление карьерой персонала в области менеджмента гостеприимства / Э.А. Ржепка // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-11. С. 88-90.
49. Селюков, М.В. Целевое развитие персонала как фактор успешной деятельности организаций в сфере гостеприимства / М.В.Селюков, А.В. Рогова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — №4. - С.23-28.
50. Соколова, В. Мероприятия, мотивирующие персонал на развитие / В. Соколова // Справочник по управлению персоналом. — 2016. — №2. — С. 12-14.
51. Ташкинов, А.Г. Совершенствование системы мотивации труда с использованием процессного подхода к управлению на промышленном предприятии / А.Г. Ташкинов // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2017. — № 1. — С. 36-40.
52. Ушаков Р.Н., Новикова Н.Г. Практические рекомендации по развитию кадрового потенциала гостиничных предприятий на основе совершенствования системы взаимодействия со специализированными ВУЗами / Р.Н.Ушаков, Н.Г.Новикова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2016. - № 1. - С. 74-81.
53. Шилова, А. Кадровый резерв — золотой запас предприятия / А. Шилова // Справочник по управлению персоналом. — 2017. — №2. — С. 79-84.
54. Шинкаренко, О.Н. Управление персоналом в России. Взгляд со стороны / О. Н. Шинкаренко // Кадры предприятия. — 2016. — №2. — С. 39-51.
Электронные ресурсы
55. О гостинице [Электронный ресурс] Официальный сайт ООО «Корстон». Режим доступа: https://www.korston.ru/kazan/