Управление системой здравоохранения на региональном уровне и пути его совершенствования
|
Введение 4
1. Теоретические основы исследования системы
управления здравоохранением на региональном уровне 7
1.1. Социально-экономическая сущность здравоохранения
и ее роль в жизни общества 7
1.2. Здравоохранение как объект государственного управления 15
1.3. Нормативно-правовые аспекты обеспечения управления
системой здравоохранения 23
2. Анализ управления здравоохранением в Республике Татарстан 28
2.1. Состояние государственного управления
в Республике Татарстан и место системы здравоохранения в нем 28
2.2. Оценка реализации государственной программы по здравоохранению
как инструмента управления системы здравоохранения 34
2.3. Определение основных проблем системы на региональном уровне 43
3. Совершенствование управления системой здравоохранения
в Республике Татарстан 53
3.1. Предложения по повышению эффективности системы
регионального управления в сфере здравоохранения 53
3.2. Оценка предложенных мероприятий и их эффективность 58
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения
1. Теоретические основы исследования системы
управления здравоохранением на региональном уровне 7
1.1. Социально-экономическая сущность здравоохранения
и ее роль в жизни общества 7
1.2. Здравоохранение как объект государственного управления 15
1.3. Нормативно-правовые аспекты обеспечения управления
системой здравоохранения 23
2. Анализ управления здравоохранением в Республике Татарстан 28
2.1. Состояние государственного управления
в Республике Татарстан и место системы здравоохранения в нем 28
2.2. Оценка реализации государственной программы по здравоохранению
как инструмента управления системы здравоохранения 34
2.3. Определение основных проблем системы на региональном уровне 43
3. Совершенствование управления системой здравоохранения
в Республике Татарстан 53
3.1. Предложения по повышению эффективности системы
регионального управления в сфере здравоохранения 53
3.2. Оценка предложенных мероприятий и их эффективность 58
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения
Одним из важнейших направлений социальной политики государства сегодня является охрана здоровья населения страны. Региональные системы здравоохранения включают изучение региональных социально-экономических, финансово-кредитных отношений и процессов формирования и функционирования этих систем. Здесь особую важность приобретает территориальная привязка и поэтому особенности того или иного региона накладывает дополнительные условия, которые необходимо учитывать при реализации национальных проектов в качестве стратегических задач. Источниками финансирования мероприятий в данной сфере являются средства бюджетов различных уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан.
Актуальность выбранной темы определили указанные выше факторы и то, что здравоохранение стало важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором высокого уровня жизни населения. К сфере регионального здравоохранения относятся разнообразные учреждения и предприятия всех форм собственности, она неразрывно связана с медицинской промышленностью, производящей лекарственные средства, оборудование, инструменты.
Объектом исследования в работе выступает региональная система управления здравоохранением и здравоохранение Республике Татарстан.
Предмет исследования - отношения с сфере здравоохранения между региональной властью, медицинскими учреждениями и населением по поводу получения медицинских услуги профилактики.
Целью работы является изучение системы управления здравоохранением на региональном уровне, на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена социально-экономическая сущность здравоохранения и ее роль в жизни общества;
- система здравоохранения рассмотрена как объект государственного управления и нормативно-правовые аспекты обеспечения управления системой здравоохранения;
- исследовано состояние государственного управления в Республике Татарстан и место системы здравоохранения в нем;
- выявлены основные проблем системы здравоохранения на региональном уровне;
- сделаны предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения и проведена оценка предложенных мероприятий и их эффективность.
Информационной базой бакалаврской работы послужили указы Президента Российской Федерации; федеральные и региональные законы Российской Федерации; официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; региональной статистики; аналитические исследования, представленные в периодической печати и на интернет-сайтах в сфере здравоохранения.
Теоретической базой исследования стала современная экономической литературе проблемам управления здравоохранением уделено достаточно внимания как отечественными, так и зарубежными учеными. В основу исследования в рамках бакалаврской работы положены труды Агапенко Э., Акишкина В.Г., С.Л. Гольдштейн, Ерохиной Т.В., Лисицына Ю.П., Чалоян В.Б. и ряда других авторов.
Методическая база исследования состояла в использовании ключевых методологических принципов познания такие, как диалектический, конкретно-исторический, междисциплинарный, системный подходы, а также общенаучных методов экспертного, статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.
Данная работа состоит из трех глав, соответствующих поставленным задачам, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой, теоретической, главе рассмотрены теоретические основы исследования системы управления здравоохранением на региональном уровне, раскрыта социально-экономическая сущность здравоохранения и ее роль в жизни общества, изучена система здравоохранения как объект государственного управления и нормативно-правовые аспекты обеспечения управления системой здравоохранения. Во второй главе проведен анализ управления здравоохранением в Республике Татарстан, рассмотрено состояние государственного управления в Республике Татарстан и место системы здравоохранения в нем, дана оценка сложившейся системы здравоохранения и определены основные проблемы здравоохранения на региональном уровне. В третьей главе проведен анализ эффективности реализации государственной программы по здравоохранению, предложены мероприятия по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения и дана оценка их эффективности.
Актуальность выбранной темы определили указанные выше факторы и то, что здравоохранение стало важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором высокого уровня жизни населения. К сфере регионального здравоохранения относятся разнообразные учреждения и предприятия всех форм собственности, она неразрывно связана с медицинской промышленностью, производящей лекарственные средства, оборудование, инструменты.
Объектом исследования в работе выступает региональная система управления здравоохранением и здравоохранение Республике Татарстан.
Предмет исследования - отношения с сфере здравоохранения между региональной властью, медицинскими учреждениями и населением по поводу получения медицинских услуги профилактики.
Целью работы является изучение системы управления здравоохранением на региональном уровне, на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена социально-экономическая сущность здравоохранения и ее роль в жизни общества;
- система здравоохранения рассмотрена как объект государственного управления и нормативно-правовые аспекты обеспечения управления системой здравоохранения;
- исследовано состояние государственного управления в Республике Татарстан и место системы здравоохранения в нем;
- выявлены основные проблем системы здравоохранения на региональном уровне;
- сделаны предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения и проведена оценка предложенных мероприятий и их эффективность.
Информационной базой бакалаврской работы послужили указы Президента Российской Федерации; федеральные и региональные законы Российской Федерации; официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; региональной статистики; аналитические исследования, представленные в периодической печати и на интернет-сайтах в сфере здравоохранения.
Теоретической базой исследования стала современная экономической литературе проблемам управления здравоохранением уделено достаточно внимания как отечественными, так и зарубежными учеными. В основу исследования в рамках бакалаврской работы положены труды Агапенко Э., Акишкина В.Г., С.Л. Гольдштейн, Ерохиной Т.В., Лисицына Ю.П., Чалоян В.Б. и ряда других авторов.
Методическая база исследования состояла в использовании ключевых методологических принципов познания такие, как диалектический, конкретно-исторический, междисциплинарный, системный подходы, а также общенаучных методов экспертного, статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.
Данная работа состоит из трех глав, соответствующих поставленным задачам, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой, теоретической, главе рассмотрены теоретические основы исследования системы управления здравоохранением на региональном уровне, раскрыта социально-экономическая сущность здравоохранения и ее роль в жизни общества, изучена система здравоохранения как объект государственного управления и нормативно-правовые аспекты обеспечения управления системой здравоохранения. Во второй главе проведен анализ управления здравоохранением в Республике Татарстан, рассмотрено состояние государственного управления в Республике Татарстан и место системы здравоохранения в нем, дана оценка сложившейся системы здравоохранения и определены основные проблемы здравоохранения на региональном уровне. В третьей главе проведен анализ эффективности реализации государственной программы по здравоохранению, предложены мероприятия по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения и дана оценка их эффективности.
В представленной бакалаврской работе были рассмотрены теоретические основы и практические особенности здравоохранения в Республике Татарстан, в частности, здравоохранение в экономике нашего государства, его проблемы, и дальнейшие направления развития. Можно сделать вывод, что сфера здравоохранения в первую очередь зависит от государственного финансирования, а также от уровня и типа экономической активности и экономической политики государства. В то же время состояние здоровья региона значительным образом влияет на уровень развития экономики региона и государства в целом.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, а также профилактику и лечение заболеваний. Хорошее здоровье населения является условием, необходимым для устойчивого экономического роста. Учитывая разнообразие факторов, влияющих на формирование общественного здоровья, и его значимость как одного из важнейших ресурсов, следует считать, что здоровье - это показатель качества жизни и объективный критерий оценки успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ в стране.
Проведенные при написании работы исследования показали, что стратегические направления развития отрасли в Республике Татарстан определяются указами и посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан. Правовая основа развития здравоохранения обеспечивается законами Республики Татарстан, которые в допустимой мере конкретизируют нормы федерального законодательства.
Тактические направления развития отрасли детализировались постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, которые утверждали планы реализации посланий Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан, а также конкретные организационные мероприятия по развитию различных служб и учреждений здравоохранения.
Материальную основу регионального управления в сфере здравоохранения составляют республиканский бюджет, фонды медицинских учреждений и средства Фонда обязательного медицинского страхования. Наибольшая часть расходов на здравоохранение приходится на различные вопросы в области здравоохранения, которые связаны с содержанием и ремонтом объектов здравоохранением, закупкой специального оборудования, лекарственных препаратов и т.п. Другие элементы расходов на здравоохранение не столь значительны.
Значимым в структуре затрат бюджета Республики Татарстан на здравоохранение являются стационарная и амбулаторная медицинская помощь. Это вполне логично, так как именно в стационарах проходит основное лечение, а амбулаторное лечение происходит в домашних условиях, без госпитализации.
Использование финансовых инструментов управления в виде бюджета и Государственной программы позволяют оказывать не только медицинское обслуживание, но и укреплять и увеличивать материально-техническую базу и инфраструктуру регионального здравоохранения Республики Татарстан.
Проведенное исследование проблем здравоохранения на республиканском уровне показало, что среди главных и наиболее острых проблем - высокая смертность. При этом, существует некоторая взаимосвязь между смертностью и дефицитом медицинского персонала. Эта взаимосвязь научно не доказана, но примеры регионов и некоторых стан позволяют говорить, о том, что игнорировать эту взаимосвязь не стоит. Поэтому проблема недостатка медицинского персонала крайне остра и нуждается в скорейшем решении. Еще одна важная проблема связана с сильным износом медицинских фондов, зданий и сооружений. Важнейшую роль в обеспечении здоровья населения республики играют медицинские учреждения. Поэтому в бакалаврской работе предлагается разработка и принятие федерального закона «Об основах организации и деятельности медицинского учреждения», который бы регулировал организационные и финансовые отношения медицинского учреждения, а финансовые отношения, например, по привлечению средств по оказываемым платным услугам, целесообразно строить на основе моделирования бизнес-процессов, происходящих в медицинском учреждении.
Существующие проблемы в сфере здравоохранения Республики Татарстан связаны в первую очередь с низкой оплатой труда медицинских работников и отсталой материальной базой, особенно в сельскохозяйственных районах. В этой связи, предлагаемые меры по совершенствованию организации здравоохранения в первую очередь направлены на привлечение кадров в сельскую местность. Общий эффект от предлагаемых мероприятий составил 1,7 млн. рублей.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, а также профилактику и лечение заболеваний. Хорошее здоровье населения является условием, необходимым для устойчивого экономического роста. Учитывая разнообразие факторов, влияющих на формирование общественного здоровья, и его значимость как одного из важнейших ресурсов, следует считать, что здоровье - это показатель качества жизни и объективный критерий оценки успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ в стране.
Проведенные при написании работы исследования показали, что стратегические направления развития отрасли в Республике Татарстан определяются указами и посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан. Правовая основа развития здравоохранения обеспечивается законами Республики Татарстан, которые в допустимой мере конкретизируют нормы федерального законодательства.
Тактические направления развития отрасли детализировались постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, которые утверждали планы реализации посланий Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан, а также конкретные организационные мероприятия по развитию различных служб и учреждений здравоохранения.
Материальную основу регионального управления в сфере здравоохранения составляют республиканский бюджет, фонды медицинских учреждений и средства Фонда обязательного медицинского страхования. Наибольшая часть расходов на здравоохранение приходится на различные вопросы в области здравоохранения, которые связаны с содержанием и ремонтом объектов здравоохранением, закупкой специального оборудования, лекарственных препаратов и т.п. Другие элементы расходов на здравоохранение не столь значительны.
Значимым в структуре затрат бюджета Республики Татарстан на здравоохранение являются стационарная и амбулаторная медицинская помощь. Это вполне логично, так как именно в стационарах проходит основное лечение, а амбулаторное лечение происходит в домашних условиях, без госпитализации.
Использование финансовых инструментов управления в виде бюджета и Государственной программы позволяют оказывать не только медицинское обслуживание, но и укреплять и увеличивать материально-техническую базу и инфраструктуру регионального здравоохранения Республики Татарстан.
Проведенное исследование проблем здравоохранения на республиканском уровне показало, что среди главных и наиболее острых проблем - высокая смертность. При этом, существует некоторая взаимосвязь между смертностью и дефицитом медицинского персонала. Эта взаимосвязь научно не доказана, но примеры регионов и некоторых стан позволяют говорить, о том, что игнорировать эту взаимосвязь не стоит. Поэтому проблема недостатка медицинского персонала крайне остра и нуждается в скорейшем решении. Еще одна важная проблема связана с сильным износом медицинских фондов, зданий и сооружений. Важнейшую роль в обеспечении здоровья населения республики играют медицинские учреждения. Поэтому в бакалаврской работе предлагается разработка и принятие федерального закона «Об основах организации и деятельности медицинского учреждения», который бы регулировал организационные и финансовые отношения медицинского учреждения, а финансовые отношения, например, по привлечению средств по оказываемым платным услугам, целесообразно строить на основе моделирования бизнес-процессов, происходящих в медицинском учреждении.
Существующие проблемы в сфере здравоохранения Республики Татарстан связаны в первую очередь с низкой оплатой труда медицинских работников и отсталой материальной базой, особенно в сельскохозяйственных районах. В этой связи, предлагаемые меры по совершенствованию организации здравоохранения в первую очередь направлены на привлечение кадров в сельскую местность. Общий эффект от предлагаемых мероприятий составил 1,7 млн. рублей.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



