ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления
жилищно-коммунальным хозяйством 7
1.1 ЖКХ: понятие, структура, управление 7
1.2 Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ в Российской
Федерации 12
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления ЖКХ 18
2 Анализ системы управления ЖКХ на примере Управление городского
хозяйства и жизнеобеспечения населения г. Набережные Челны 26
2.1 Характеристика Управления городского хозяйства и
жизнеобеспечения населения г. Набережные Челны 26
2.2 Анализ в сфере ЖКХ управления г. Набережные Челны 30
2.3 Проблемы организации и управления в сфере ЖКХ 39
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ
в г. Набережные Челны 47
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности
муниципального управления в сфере ЖКХ в г. Набережные Челны 47
3.2 Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день Российская Федерация находится в сложной социально-экономической ситуации, которая является следствием неэффективного взаимодействия власти и населения по вопросам реформирования жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, среди которых ведущее место занимает жилищно-коммунальное хозяйство. Слабое взаимодействие и недостаточное внимание к реальным проблемам населения в этой сфере способствуют нарастанию социального напряжения, которое впоследствии при определенных условиях приводит к социально экономическим конфликтам. Отсутствие воды, тепла, света, канализации, ветхость и аварийность жилья и ресурсоснабжающих коммуникаций - это достаточно серьезный источник конфликта в современном мире, поскольку может восприниматься гражданами как угроза своему здоровью и жизни со стороны государства. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере, направленные на создание рыночных организационно финансовых механизмов реформирования и модернизации ЖКХ, зачастую не учитывают население как полноценного участника рыночных отношений, что влечет за собой слабое понимание интересов населения, на улучшение жизни которого направлена вся деятельность. Помимо этого, население не всегда осознает себя участником рыночных отношений и ведет себя безответственно в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, в той части этой сферы, где от него необходимо участие. Тем не менее, до сих пор существует проблема взаимодействия, которая зачастую является причиной конфликтов, которые можно предупреждать и регулировать на ранних стадиях процесса. В этих условиях необходимо рассматривать методы предупреждения и регулирования конфликтных ситуаций между жителями муниципальных образований и органами управления ЖКХ, поскольку именно на этом уровне государственного устройства происходит взаимодействия между населением и властью. Поскольку именно на этом уровне государственного устройства, как правило (чаще всего или зачастую) происходит взаимодействие между населением и властью. Достижение взаимосвязи и согласованности в управлении жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне позволит эффективнее проводить региональную и государственную политику в управлении ЖКХ а также позволит развить и усовершенствовать нормативно правовое обеспечение функционирования ЖКХ, создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном обслуживании и повысить качество коммунальных услуг. Поэтому изучение выбранной темы актуально на сегодняшний день.
Цель работы: разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ в г. Набережные Челны.
Задачи работы:
1. Выявить теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством;
2. Провести анализ системы управления ЖКХ на примере Управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения г. Набережные Челны;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления ЖКХ в г. Набережные Челны.
Объектом исследования является система управления ЖКХ.
Предметом исследования является эффективность системы управление ЖКХ на примере Управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения г. Набережные Челны.
Методы исследования: теоретические методы исследования: дедукция, синтез, классификация и др., эмпирические методы: наблюдение, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством, дано понятие, изучены структура, управление ЖКХ, рассмотрены проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ в РФ, а также описаны нормативно- правовые аспекты обеспечения управления ЖКХ.
Во второй главе работы проведен анализ системы управления ЖКХ на примере Управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения г. Набережные Челны, дана его характеристика, выявлены проблемы
организации и управления в сфере ЖКХ.
В третьей главе работы даны рекомендации по совершенствованию системы управления ЖКХ в г. Набережные Челны, разработаны мероприятия и оценена их эффективность.
При выполнении работы были использованы исследования ведущих специалистов в области управления ЖКХ по вопросам децентрализации управления в городском хозяйстве Зильберовой И.Ю., Белого А.М., по проблемам правового регулирования управления объектами жилищно-коммунального хозяйства Ключниковой Я.А., по формированию механизма муниципального заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства Котлячкова О.В., Теплых Г.И., Аршавы М.С., Баранника А.Г.
Также при исследовании управления качеством услуг ЖКХ на основе инноваций были использованы материалы периодических изданий: «Экономика и предпринимательство», «Проблемы современной науки и образования», «Центральный научный вестник» и др.
Сегодня система жилищно-коммунального хозяйства - это не только обеспечение инженерной инфраструктурой различных сооружений и их эксплуатация, а целый комплекс, создающий условия для удобного и комфортного проживания гражданам. Все больше внимания уделяется повышению качества предоставляемых услуг гражданам, которого возможно достичь с помощью внедрения средств инновационного управления в систему ЖКХ. Современное экономическое развитие возможно только при условии его повсеместной модернизации для муниципального образования и внедрения системы инноваций. Такие выводы уже сделаны в ряде стран, таких как Германия, Израиль, Китай, которые делают акцент именно на инновационном подходе к управлению для формирования качественной среды в современном городе, а, следовательно, и в стране. Поэтому уделять особое внимание необходимо именно инновационному менеджменту в системе ЖКХ как основной перспективной модели управления будущего. Для этого уже сегодня правительствами многих стран создана линейка инновационных программ, кластеров, мер государственной поддержки, научно-исследовательских площадок, рычагов управления инновационными проектами, построены технопарки.
Существующая система ЖКХ определяется нестабильной ввиду прежде всего некачественного предоставления услуг населению. Нет оптимальной модели ведения жилищно-хозяйственной деятельности, на которой бы базировалась вся система управления. Назовем ряд основных проблем формирования качественной системы предоставления жилищно-коммунальных услуг: граждане тратят много времени на оплату коммунальных платежей и передачу показаний приборов учета; на сегодняшний день существует высокая доля кредиторской задолженности граждан перед обслуживающими компаниями; несовершенна система взимания денежных средств на капитальный ремонт; далека от решения проблема расселения
Анализируя процессы, происходящие в ЖКХ, многие исследователи пришли к выводу, что именно слабость экономических и социальных институтов является причиной кризисного состояния отрасли, что вызывает необходимость осуществления институциональных преобразований
В г. Набережные Челны координация в сфере ЖКХ осуществляется Управлением городского хозяйства и жизнеобеспечения населения, данное подразделение определяет работу многопрофильной инфраструктуры управляющих компаний и предприятий, функционирующих с целью сотрудничества, которые обеспечивают поставку потребителям услуг жилищно-коммунального характера. В г. Набережные Челны управление жилищно-коммунальной сферой распределено между управляющими компаниями, которые осуществляют свою деятельность на основе тарифов по предоставлению услуг, нанимают организации для их реализации, данная деятельность регулируется и контролируется подразделениями
Исполнительного комитета.
Основными вопросами в сфере ЖКХ являются: регулирование тарифов на отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, а также распределение бюджетных средств по капитальному ремонту и обслуживанию жилого фонда г. Набережные Челны. Управляющие компании г. Набережные Челны функционируют посредством полученных тендеров на оказание услуг, выступают в качестве посредника между собственниками жилья и государством. Наблюдается высокий процент обращений населения по ненадлежащим коммунальным услугам управляющих компаний, что определяет низкое качество управления сферой ЖКХ.
Специфика проблем управления ЖКХ г. Набережные Челны заключается в том, что это однотипные недостатки, которые имеют затяжной характер ввиду отсутствия механизмов профилактики и взаимодействия населения и органов управления. Основными проблемами в сфере ЖКХ г. Набережные Челны являются: несовершенство ценообразования и тарифов, непрозрачность определения цен за коммунальные услуги управляющими компаниями;
проблема несоответствия размера платы по использованию жилья и фактических затрат по его содержанию, т.е. переплата пользователем услуг, проблема некомпетентности управления, сложность контроля, проблема несовершенства действующей системы финансирования работ, которые связаны с обслуживанием и модернизацией всего жилищного фонда; иждивенческое отношение собственников к жилью, что влечёт быстрый физический и моральный износ. Решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства определено консолидацией всех уровней управления, требует содействия от участников системы жилищно-коммунального хозяйства для целей социального и экономического развития муниципального образования г. Набережные Челны.
Органам муниципальной власти следует сформировать направления по эффективному взаимодействию с населением, с задачей решения вопросов сферы ЖКХ, наладить обратную связь, проинформировать собственников жилья о правах и обязанностях в системе ЖКХ ввиду схожести выявленных проблем, как в отдельно взятом регионе и муниципальном образовании, так и в целом по стране. Деятельность по ликвидации факторов, которые мешают вырабатыванию партнерских отношений в сфере ЖКХ необходимо усилить ввиду локального и временного характера на сегодняшний день. Поэтому разработка мероприятий по развитию системы управления ЖКХ в г. Набережные Челны необходима и актуальна.
Конкретно для г. Набережные Челны основными предложениями повышению эффективности муниципального управления в сфере ЖКХ определены следующие направления. Для привлечения льгот и улучшения кредитных условий для организаций, которые функционируют в сфере ЖКХ рекомендуются мероприятия по оптимизации муниципальной жилищной политики. Для совершенствования системы финансирования ЖКХ предлагается осуществление эффективной для населения тарифной политики как централизовано, так и по управляющим компаниям с целью снижения задолженности населения по услугам ЖКХ. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства позволит развить конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Предложенные мероприятия по оптимизации системы управления ЖКХ г. Набережные Челны определены с позиции трех координат: социальной, экономической и экологической:
- разработка алгоритма оценки поставщиков услуг,
- разработка организационной структуры для всех участников деятельности с формированием функциональных связей,
- разработка планов и требований для входного контроля на конкурс для инвесторов,
- назначение ответственных по информационной поддержке жителей города по тарифам и задолженности,
- внедрение на сайте Госуслуг возможности оперативного получения информации по приобретению либо отказу от конкретных услуг,
- разработка предложений по возмещению задолжниками коммунальных платежей посредством работ, бартера, иных компромиссных действий,
- на собраниях собственников принятие решений по минимизации издержек, оценке качества услуг, донесение информации до должников,
- формирование зеленых зон, поиск решений по экономии ресурсов с привлечением для благоустройства территорий жителей города.
Поскольку достижение единой цели конкурентоспособности региональной экономики выглядит более обширно, эффект ожидается в обеспечении благоустройства и озеленения территорий, развитии малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, далее в повышении информированности собственников жилья, поиске возможностей экономии ресурсов управляющими компаниями и поиске путей снижения тарифов ЖКХ.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в ред. от 30.10.2017 // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
2. О приватизации государственного и муниципального имущества: федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ в ред. от 01.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 28.01.2002. - № 4. - Ст. 251.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 года № 442-ФЗ в ред. от 14.11.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
4. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ: в ред. от 28.12.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ : в ред. от 29.12.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.
6. О ветеранах : Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ : в редакции Федерального закона от 30.10.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.
7. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2337.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ
от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 29.12.2017// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть III). - Ст. 2169.
10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в ред. от 31.12.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
12. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р. // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 5. - Ст. 758.
13. Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан: Закон РТ от 07.12.2005 г. № 116-ЗРТ.
14. Земельный кодекс республики Татарстан: закон республики Татарстан от 10.07.1998 года № 1736.
II Монографии и научные статьи
III Учебники и учебные пособия
15. Аринцева О. Как управлять многоквартирным домом: методическое пособие / О. Аринцева, Е. Богомольный, А. Гонда, Е. Шерешовец. - М.: Проспект, 2016. - 128 с.
16. Арутюнян А.Р. Инновационные подходы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством России / Арутюнян А.Р., Уржа О.А. // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 2-1 (12). - С. 35-39.
17. Афанасьева А. Организационно-экономический механизм повышения доступности жилищного фонда и коммунальных услуг / А. Афанасьева, А. Романова, Л. Мустафина. - М.: Инфра-М, 2016. - 174 с.
18. Бурланков С.П. Модель оптимизации системы управления конкурентоустойчивостью жилищно-коммунальных хозяйств / Бурланков С.П. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -
2017. - № 5 (95). - С. 96-101.
19. Ветрова Е.А. Специфика конфликтов между жителями муниципальных образований и органами управления жилищно-коммунальным хозяйством / Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е. // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 16-22.
20. Гассуль В. Стандарты управления многоквартирным домом в сфере ЖКХ/ В. Гассуль. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 224 с.
21. Гассуль В. Управление многоквартирным домом в системе ЖКХ /
B. Гассуль. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с.
22. Деменев А.В. Исследование эффективности автоматизации системы диспетчерского обслуживания многоквартирных домов / Деменев А.В., Иванова А.В. // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т. 11. - № 5 (75). -
C. 116-122.
23. Дмитриева Н.С. Система управления и обеспечения экономической безопасности региона на примере жилищно-коммунального хозяйства как ее элемента / Дмитриева Н.С. // Евразийский научный журнал. - 2017. - № 8. - С. 86-88.
24. Дмитриева Н.С. Сфера жилищно-коммунального хозяйства как элемент в системе управления и обеспечения экономической безопасности региона / Дмитриева Н.С., Брянцев Д.В. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 4. - № 6. - С. 87-95.
25. Добрынкина О.В. Проблемы управления дебиторской задолженности в жилищно-коммунальной отрасли / Добрынкина О.В. // Тенденции развития науки и образования. - 2017. - № 22-2. - С. 11-13.
26. Еременко В.Т., Шпичак С.А. Автоматизация управления доступом к ресурсам АСУ ТП предприятий строительной индустрии и ЖКХ / Еременко В.Т., Шпичак С.А. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2017. - № 6. - С. 141-146.
27. Ефремовских В.В. Особенности современного управления многоквартирным домом / Ефремовских В.В. // Аграрное образование и наука. -
2017. - № 3. - С. 13.
28. Жилина Н.Н. Приемы управления рисками в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства / Жилина Н.Н. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 4. - № 2. - С. 35-40.
29. Зильберова И.Ю. Проблемы децентрализации управления в городском хозяйстве / Зильберова И.Ю., Белый А.М. // Инновации в науке. - 2017. - № 14 (75). - С. 38-40.
30. Ключникова Я.А. Проблемы правового регулирования управления объектами жилищно-коммунального хозяйства / Ключникова Я.А. // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - № 3. - С. 7-9.
31. Козырев М.С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления / Козырев М.С., Мелентьева Т.С. // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-2 (11). - С. 200-206.
32. Котлячков О.В. Механизм формирования муниципального заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Котлячков О.В., Теплых Г.И., Аршава М.С., Баранник А.Г. // Фотинские чтения. - 2017. - № 2 (8). - С. 62-66.
33. Мазбудов М.С. Управление качеством услуг ЖКХ на основе инноваций / Мазбудов М.С. // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5-1 (82-1). - С. 735-739.
34. Масликов В.А., Максимова О.Ю. Структурно-функциональный анализ категории «социальный механизм» в современной практике управления / В.А. Масликов, О.Ю. Максимова // Вестник Государственного Университета управления. - 2016. - № 3. - С. 246-251.
35. Москалёв П.А., Саенко И.А. Разработка плана ресурсосбережения для России на основе зарубежного опыта в ЖКХ / Москалёв П.А., Саенко И.А. // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 16 (98). - С. 111-114.
36. Осипова И.В. Ключевые аспекты разработки методологического подхода к управлению инновационным развитием жилищно- коммунальным хозяйством города / Осипова И.В. // Центральный научный вестник. - 2017. - Т. 2. - № 21s (38s). - С. 39-40.
37. Петров К.С. Проблемы аварийности в городском хозяйстве / Петров К.С., Дурасов А.Ю. // Инновации в науке. - 2017. - № 14 (75). - С. 36-37.
38. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда / А. Романова, Д. Буркеев. - М.: Инфра-М, 2015. - 158 с.
39. Савельев И.А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / Савельев И.А. // Современное общество и власть. - 2017. - № 1 (11). - С. 25-27.
40. Саенко И. Совершенствование системы управления развития сферы жилой недвижимости / И. Саенко, Т. Кабошко. - Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2015. - 366 с.
41. Семенов А.В., Золотозубов Д.Г. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилищным фондом в России / Семенов А.В., Золотозубов Д.Г. // Master's Journal. - 2017. - № 1. - С. 142-150.
42. Семиколенова М.Н. Проблемы организации бюджетного управления в жилищно-коммунальных организациях / Семиколенова М.Н., Рудакова Т.А. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2017. - Т. 11. - № 2. - С. 48-54.
43. Солодова Е.П. Методологические основы управления развитием малых предпринимательских структур в жилищно-коммунальном хозяйстве / Солодова Е.П. // Интерактивная наука. - 2017. - № 1 (11). - С. 212-215.
44. Сомовидис Д. Просроченная задолженность в сфере ЖКХ: причины, способы ликвидации / Д. Сомовидис //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2016. - № 10. - С. 88-89.
45. Темукуев Т.Б. Управление энерго- и ресурсосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве / Темукуев Т.Б. // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5-2 (82-2). - С. 826-829.
46. Упоров И.В. Жилищный фонд в первые годы советской власти: огосударствление и формирование организационно-правовых основ управления / Упоров И.В. // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 3 (11). - С. 306-311.
III Электронные материалы
47. Городской сайт г. Набережные Челны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nabchelny.ru/
48. Единый Портал органов государственной власти и местного самоуправления РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/
49. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/main
50. Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minstroy.tatarstan.ru/rus/
51. Правовой сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/sys/sitemap/