Развитие самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся (Кемеровский Государственный Университет)
|
База исследования: МБОУ СОШ «Средняя школа № 1».
В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 14-15 лет.
Если поменять название базы исследования на нужное, тог работа подойдет для любого города .
Введение 3
1 Теоретические основы развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся 5
1.1 Понятие и сущность формирования общественно-активной позиции учащихся 5
1.2 Развитие самоуправления учащихся в системе школьного образования 9
1.3 Условия реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе 14
2 Методика развития самоуправления учащихся с целью формирования общественно-активной позиции учащихся 20
2.1 Методика определения общественной активности учащихся 20
2.2 Модель организации ученического самоуправления 24
Заключение 35
Список использованных источников 38
В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 14-15 лет.
Если поменять название базы исследования на нужное, тог работа подойдет для любого города .
Введение 3
1 Теоретические основы развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся 5
1.1 Понятие и сущность формирования общественно-активной позиции учащихся 5
1.2 Развитие самоуправления учащихся в системе школьного образования 9
1.3 Условия реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе 14
2 Методика развития самоуправления учащихся с целью формирования общественно-активной позиции учащихся 20
2.1 Методика определения общественной активности учащихся 20
2.2 Модель организации ученического самоуправления 24
Заключение 35
Список использованных источников 38
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского.
Цель работы: рассмотреть проблему развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность формирования общественно-активной позиции учащихся.
2. Изучить проблему развития самоуправления учащихся в системе современного образования.
3. Охарактеризовать условия педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.
4. Выявить методологию развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся.
Объект исследования – развитие самоуправления учащихся.
Предмет исследования – проблема развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, реферирование, цитирование, эксперимент, наблюдение.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ «Средняя школа № 1».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского.
Цель работы: рассмотреть проблему развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность формирования общественно-активной позиции учащихся.
2. Изучить проблему развития самоуправления учащихся в системе современного образования.
3. Охарактеризовать условия педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.
4. Выявить методологию развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся.
Объект исследования – развитие самоуправления учащихся.
Предмет исследования – проблема развития самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, реферирование, цитирование, эксперимент, наблюдение.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ «Средняя школа № 1».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Становление гражданской позиции, а также социальной активности учащихся – это одна из важнейших задач, стоящих перед современным образовательным процессом. Активная позиция характеризуется неравнодушным отношением к действительности, постоянным стремлением ее изменить.
Социальной активностью личности является наличие не соглашательского, а критического отношения к окружающей действительности, означающего постоянную потребность самостоятельного осмысления происходящее вокруг, стремления улучшить условия жизни. Компоненты активной гражданской позиции – это проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств.
Формируется гражданская позиция, начиная с раннего детства, основа ее закладывается в семье и в школе. Она является результатом долгого труда тех, кто принимал участие в формировании мыслей, души, жизненных установок личности.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования говорит о необходимости приобщения учеников к общественной деятельности, а также к участию в школьном самоуправлении. Самоуправлением является процесс, который включает планирование всех дел, организацию деятельности, а затем подведение итогов и их анализ. Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива школьников, в процессе которого развивается их самостоятельность при принятии и реализации решений с целью достижения общественно значимых задач. Существуют принципы ученического самоуправления: принцип выборности органов ученического самоуправления: для каждой отдельной школы; принцип гласности и открытости деятельности; принцип гуманизма, приоритета личности; принцип сменяемости выборных членов самоуправления; принцип педагогического руководства: по степени вовлеченности педагогов могут быть разные варианты (в зависимости от срока и эффективности работы этой системы), но нельзя пустить эти процессы на самотек. В систему ученического самоуправления включены различные уровни и направления.
То, как будет развиваться ученическое самоуправление в школе, зависит от многих условий, в том числе от успешного решения целого ряда организационных, кадровых, программно-методических, социально-психологических задач. Организационные условия – это условия, при которых функционирование самоуправления в школе затрагивает все четыре уровня (на индивидуальном уровне, уровне первичного коллектива, уровне коллектива школы и уровне общешкольных органов). Для создания этих условий должен быть проведен анализ социально-педагогической ситуации, в которой работает школа, выяснить особенности интересов и потребностей детей, а также членов семьи.
Кадровыми условиями является наличие возможности профессионального роста педагогов, это касается сферы школьного самоуправления. Необходимо систематически проводить семинары, курсы, педагогические дискуссии, где должны прорабатываться наиболее значимые проблемы самоуправления, в том числе школьного, эта работа должна быть направлена на то, чтобы совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, уровень их самообразования и умение сотрудничать с коллегами, которые участвуют в самоуправлении.
Программно-методическими условиями является то, что развивать ученическое самоуправление необходимо используя серьезное программно-методическое обеспечение.
К социально-психологическим условиям относятся такие условия, при которых администрацией школы ведется систематическая разъяснительная работа среди тех педагогов, которые сомневаются или недовольны тем, как развивается ученическое самоуправление.
Для решения исследовательских задач на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития общественной активности учащихся 8 класса средней школы. Работа осуществлялась в форме констатирующего эксперимента, на базе МБОУ СОШ «Средняя школа № 1». В ней приняли участие 10 детей в возрасте 14-15 лет.
Для выявления уровня сформированности общественно-активной позиции учащихся мы использовали методику исследования общественной активности учащихся Е.Н. Степанова.
Из результатов исследования нами выявлено, что общественно-активную позицию учащихся необходимо развивать, для этого предложена модель организации ученического самоуправления.
По результатам проведенного исследования была разработана модель организации ученического самоуправления для данной школы. Цель реализации данной модели: формирование у школьников общественно-активной позиции в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. Принципы построения и развития ученического самоуправления: равноправие; выборность; откровенность и гласность; законность; целесообразность; гуманность; самодеятельность; ответственность.
Социальной активностью личности является наличие не соглашательского, а критического отношения к окружающей действительности, означающего постоянную потребность самостоятельного осмысления происходящее вокруг, стремления улучшить условия жизни. Компоненты активной гражданской позиции – это проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств.
Формируется гражданская позиция, начиная с раннего детства, основа ее закладывается в семье и в школе. Она является результатом долгого труда тех, кто принимал участие в формировании мыслей, души, жизненных установок личности.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования говорит о необходимости приобщения учеников к общественной деятельности, а также к участию в школьном самоуправлении. Самоуправлением является процесс, который включает планирование всех дел, организацию деятельности, а затем подведение итогов и их анализ. Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива школьников, в процессе которого развивается их самостоятельность при принятии и реализации решений с целью достижения общественно значимых задач. Существуют принципы ученического самоуправления: принцип выборности органов ученического самоуправления: для каждой отдельной школы; принцип гласности и открытости деятельности; принцип гуманизма, приоритета личности; принцип сменяемости выборных членов самоуправления; принцип педагогического руководства: по степени вовлеченности педагогов могут быть разные варианты (в зависимости от срока и эффективности работы этой системы), но нельзя пустить эти процессы на самотек. В систему ученического самоуправления включены различные уровни и направления.
То, как будет развиваться ученическое самоуправление в школе, зависит от многих условий, в том числе от успешного решения целого ряда организационных, кадровых, программно-методических, социально-психологических задач. Организационные условия – это условия, при которых функционирование самоуправления в школе затрагивает все четыре уровня (на индивидуальном уровне, уровне первичного коллектива, уровне коллектива школы и уровне общешкольных органов). Для создания этих условий должен быть проведен анализ социально-педагогической ситуации, в которой работает школа, выяснить особенности интересов и потребностей детей, а также членов семьи.
Кадровыми условиями является наличие возможности профессионального роста педагогов, это касается сферы школьного самоуправления. Необходимо систематически проводить семинары, курсы, педагогические дискуссии, где должны прорабатываться наиболее значимые проблемы самоуправления, в том числе школьного, эта работа должна быть направлена на то, чтобы совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, уровень их самообразования и умение сотрудничать с коллегами, которые участвуют в самоуправлении.
Программно-методическими условиями является то, что развивать ученическое самоуправление необходимо используя серьезное программно-методическое обеспечение.
К социально-психологическим условиям относятся такие условия, при которых администрацией школы ведется систематическая разъяснительная работа среди тех педагогов, которые сомневаются или недовольны тем, как развивается ученическое самоуправление.
Для решения исследовательских задач на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития общественной активности учащихся 8 класса средней школы. Работа осуществлялась в форме констатирующего эксперимента, на базе МБОУ СОШ «Средняя школа № 1». В ней приняли участие 10 детей в возрасте 14-15 лет.
Для выявления уровня сформированности общественно-активной позиции учащихся мы использовали методику исследования общественной активности учащихся Е.Н. Степанова.
Из результатов исследования нами выявлено, что общественно-активную позицию учащихся необходимо развивать, для этого предложена модель организации ученического самоуправления.
По результатам проведенного исследования была разработана модель организации ученического самоуправления для данной школы. Цель реализации данной модели: формирование у школьников общественно-активной позиции в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. Принципы построения и развития ученического самоуправления: равноправие; выборность; откровенность и гласность; законность; целесообразность; гуманность; самодеятельность; ответственность.
Подобные работы
- Особенности изучения темы местного самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., в рамках элективного курса в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Представительство и защита интересов граждан в градостроительной сфере (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Развитие социальных компетенций учащихся в условиях школьного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - Особенности социальной активности младших школьников и пути ее формирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ГРАНИЦЫ СИБИРИ В ОБРАЗЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРЯКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ ТОМСКА)
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024



