Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика расследования дорожно-транспортных происшествий (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))

Работа №49055

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

криминалистика

Объем работы38
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
537
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 6
1.1 Понятие и виды ДТП и обстановки места совершения ДТП 6
1.2 Способ и механизм следообразования при совершении ДТП 10
1.3 Типичная личность водителя, совершившего ДТП 14
Глава 2. Особенности методики расследования ДТП 18
2.1 Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования ДТП и алгоритм их разрешения 18
2.2 Типичные следственные ситуации последующего этапа расследования ДТП и алгоритм их разрешения 24
2.3 Тактика отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, допрос, автотехническая экспертиза) при расследовании ДТП 28
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34



В 2019-м году в Российской Федерации зарегистрировано 19 618 дорожно-транспортных происшествий, квалифицированных как уголовные преступления по различным частям ст. 264 УК РФ . Несмотря на то, что по сравнению с 2018-м годом произошло снижение уголовно-наказуемых ДТП на 2,6 %, статистические показатели в целом носят негативный характер, поскольку, во-первых, указанный показатель снижения количества ДТП является крайне незначительным, во-вторых, на фоне общего снижения возросло число погибших в результате уголовно-наказуемых ДТП на 4,6 %, на 3,2 % возросло количество нераскрытых ДТП. В большинстве случаев ДТП остается нераскрытым по причине того, что водитель, скрывшийся с места происшествия, впоследствии так и не был установлен. Здесь следует отметить, что количество нераскрытых уголовно-наказуемых ДТП увеличивается на протяжении последних четырех лет .
Очевидно, что возрастание количества нераскрытых уголовно-наказуемых ДТП – это «упрек» в том числе в сторону теории и практики криминалистики. Дорожно-транспортные происшествия и их расследование – как с точки зрения теоретических разработок, так и практики следственной деятельности – существенно отличается от преступлений общеуголовной направленности. ДТП преступления характеризуются специфической следовой картиной, своей системой следственных ситуаций и версий, особой ролью экспертных исследований в рамках расследования, собственными механизмами доказывания и т.д. Иными словами, методика расследования дорожно-транспортных происшествий – достаточно сложный и специфический раздел криминалистической методики, что и обуславливает актуальность его углубленного изучения.
Вопросы, связанные с методикой расследования ДТП, достаточно глубоко изучены наукой, в частности, можно отметить работы таких авторов, как А.В. Базан, А.Д. Коленко, А.Г. Алексеев, Л.Б. Сыромля, С.А. Красненкова, Е.А. Попов и др.
Вместе с тем, проблематика изучаемой сферы обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
Цель настоящего исследования – системный анализ методики расследования дорожно-транспортных происшествий.
Задачи исследования:
 охарактеризовать понятие и виды ДТП и обстановки места совершения ДТП;
 определить способ и механизм следообразования при совершении ДТП;
 изучить типичную личность водителя, совершившего ДТП;
 рассмотреть типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования ДТП и алгоритм их разрешения;
 проанализировать типичные следственные ситуации последующего этапа расследования ДТП и алгоритм их разрешения ;
 изучить тактику отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, допрос, автотехническая экспертиза) при расследовании ДТП. Объектом исследования являются теоретические и практические аспекты криминалистической методики расследования преступлений.
Предмет исследования – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках обобщены научные представления о методике расследования дорожно-транспортных происшествий.
Практическая значимость исследования связана с тем, что теоретические разработки криминалистической науки сопоставлены с практикой, а так же с тем, что результаты исследования могут быть использованы для повышения результативности расследования дорожно-транспортных происшествий.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 6 параграфов, заключение. В конце приведен список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Под дорожно-транспортным преступлением следует понимать общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вследствие чего наступают последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, которые и влекут наступление уголовной ответственности. К основным видам ДТП относятся наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортного средства, наезд транспортного средства на препятствие и т.д.
2) Основное содержание следовой картины ДТП – следы автотранспортных средств, под которыми следует понимать материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта на грунте или дорожном покрытии, на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии и других объектах. К следам транспортных средств относятся также части, отделившиеся от целого в результате разрушения транспортного средства и других объектов, пятна смазочных и горючих веществ, крови, частицы грунта, краски на объектах ДТП. Отыскание, изъятие (фиксация) и исследование, в том числе экспертное, следов транспортных средств является одним из основных механизмов доказывания при расследовании ДТП.
3) Лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления, сложно отнести к типичным преступникам. В значительном числе случаев это социально благополучные граждане без криминального прошлого, имеющие семьи, трудоустроенные и т.д. Соответственно, такие лица намного чаще, чем закоренелые преступники испытывают искренние раскаяние в совершенном преступлении, и задача следователя – использовать такое позитивное психологическое состояние для получения от подозреваемого или обвиняемого максимального содействия расследованию. При этом особо следует выделить категорию «аварийщиков», т.е. лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за ДТП или же многократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Такие лица зачастую не испытывают угрызений совести и всеми возможными способами, в том числе, например, посредством ложных показаний переложить вину за столкновение на водителя другого автомобиля, пешехода и т.д. Очевидно, что добиться содействия расследованию от таких «аварийщиков» достаточно сложно.
4) Следственные ситуации первоначального этапа расследования ДТП характеризуются многообразием и зависят от ряда обстоятельств – в частности, поведения и действий виновного и потерпевшего после ДТП, наличия или отсутствия воздействия участников аварии или иных лиц на обстановку места происшествия (перемещение транспортных средств и т.д.). Наиболее сложными представляются следственные ситуации, когда водитель скрывается с места ДТП, после чего сообщает в органы внутренних дел о якобы имевшем место угоне его транспортного средства за определенное время до ДТП. Инсценируя угон, владелец автомобиля стремится убедить следователя в том, что именно лицо, совершившее угон, управляло автомобилем, например, в момент наезда на пешехода.
5) На последующих этапах расследования ДТП следователю зачастую приходится восполнять недостатки и изъяны первоначального этапа, которые могут быть обусловлены субъективными (некачественно проведенный осмотр места происшествия и т.д.) и объективными причинами (тщательная инсценировка угона транспортного средства якобы перед ДТП и др.). Существенное отличие последующих этапов расследования ДТП от первоначального связано с тем, что здесь как правило уже установлены фактические обстоятельства происшедшего (например, кто конкретно совершил наезд на пешехода), и теперь необходимо анализировать техническую и юридическую сторону события (механизм совершения ДТП, скорость транспортного средства, его техническое состояние, степень вины водителя и т.д.)
6) В связи с тем, что в рамках расследования ДТП следователю как правило приходится доказывать не факт аварии или участия в ней определенного лица (это необходимо доказывать только в тех случаях, если виновный скрылся с места происшествия), а технические и юридические аспекты, обуславливающие вину водителя, который, не отрицая факта ДТП и своего в нем участия, заявляет о своей невиновности в связи с тем, что он не нарушал ПДД. В таком случае на первое место в системе доказывания выходят грамотно и результативно проведенный осмотр места происшествия, допросы участников ДТП и свидетелей, а так же экспертизы (автотехническая, трасологическая, физико-химическая).



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 47. - ст. 4531.

Документальные материалы

3. Сведения о состоянии преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года. Подг. ГУ правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ // Официальный Интернет-портал Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://genproc.gov.ru. – (дата обращения – 08.04.2020)
4. Справочно-аналитические материалы Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России// Официальный Интернет-сайта МВД России. URL: https://мвд.рф/ (Дата обращения 08.04.2020).
5. Приговор Новоалтайского районного суда Алтайского края от 15 мая 2018 года в отношении С. по части 3 ст. 264 УК РФ // ГАС Правосудие. URL: https://sudrf.ru. – (дата обращения – 08.04.2020)
6. Приговор Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 сентября года в отношении У. по п. «б» части 2 ст. 164 и частью 1 ст. 306 УК РФ // ГАС Правосудие. URL: https://sudrf.ru. – (дата обращения – 08.04.2020)


Научная и учебная литература

7. Агафонов В.В. Криминалистика / В.В. Агафонов – М.: Юрайт, 2016. – 381 с.
8. Александров И.В. Криминалистика: тактика и методика / И.В. Александров. – М.: Юрайт, 2017. – 594 с.
9. Алексеев А. Г. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений / А.Г. Алексеев. – Саратов: изд-во СГЮА, 2015. – 213 с.
10. Базан А.В. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий / А.В. Базан // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. - № 5. – С. 102-106.
11. Бахтеев Д. В. Ситуационный характер процесса расследования преступлений: проблемные ситуации и подходы к их разрешению / Д.В. Бахтеев // Российский Юридический Журнал. - 2016.- № 1. – С. 101-106.
12. Гвоздева Е. В Типология преступников, совершивших уголовно наказуемое нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Е.В. Гвоздева // Legal concept. – 2017. - № 4. – С. 152-156.
13. Кан А.Г. Криминалистическая тактика / А.Н. Кан. – М.: изд-во МУ МВД России, 2015. – 462 с.
14. Коленко А.Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений / А.Д. Коленко. – Автореферат дисс..канд.юр.наук. – Владивосток, 2014. – 30 с.
15. Коровин Н.К. Криминалистика / Н.К. Коровин. Нижний Новгород, изд-во НГУ, 2015. – 380 с.
16. Королев С.А. Расследование дорожно-транспортных происшествий: уголовно-процессуальные и криминалистические особенности / С.А. Королев // Вестник Пермского университета. – 2016. - № 8. – С. 100-104.
17. Красненкова С.А. Изучение личностных особенностей виновников ДТП с тяжкими последствиями / С.А. Красненкова // Гуманитарный вектор. – 2017. - № 4. – С. 64-68.
18. Латыпова К.С. Особенности методики расследования и поддержания государственного обвинения по уголовным делам о нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, связанных с наездами на пешеходов / К.С. Латыпова. – Автореферат дисс..канд.юр. наук – Краснодар, 2017. – 31 с.
19. Попов Е.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений, совершенных с участием большегрузных автомобилей / Е.А. Попов. Автореферат дисс..канд.юр.наук. – Калининград, 2018. – 30 с.
20. Смирнов В.А. К вопросу о проблематике установления обстоятельств дорожно-транспортного преступления, совершенного в условиях неочевидности / В.А. Смирнов // Вестник Пермского университета. – 2017. – № 5. – С. 201-205.
21. Смирнов Н.А. Дорожно-транспортное преступление: криминалистические и уголовно-правовые особенности / Н.А. Смирнов. Изд-во Белгородского юридического института МВД России. – 2016. – 183 с.
22. Спиваков В. Р. Личность преступника, совершившего дорожно-транспортное происшествие / В.Р. Спиваков // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – № 4. – С. 210-214.
23. Сыромля Л.Б. Предварительное исследование материальных следов на месте дорожно-транспортного происшествия / Л.Б. Сыромля. – Автореферат дисс..канд.юр.наук. – М., 2017. – 30 с.
24. Таюрская Е.Л. Теоретические аспекты определения понятия дорожно-транспортного преступления / Е.Л. Таюрская // Сибирский юридический вестник. – 2017. - № 2. – С. 64-68.
25. Топорков А.А. Криминалистика / А.А. Топорков. – М.: Юрайт, 2015. – 560 с
26. Шапкин В.В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений / В.В. Шапкин // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. - № 2. -С. 84-88.
27. Шапошников А. Ю. Практическая криминалистика / А.Ю. Шапошников. - СПб: Питер, 2017. - 384 с.
28. Яблоков Н. П. Криминалистика / Н.П. Яблоков. - М: Инфра-М, 2017. – 831 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ