ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-методологические и правовые основы использования
муниципальных программ как инструмента муниципального управления 9
1.1 Сущность и назначение программно-целевого подхода в
муниципальном управлении 9
1.2 Правовые основы использования муниципальных программ в
муниципальном управлении 17
1.3 Роль муниципальных программ в социально-экономическом
развитии муниципальных образований 24
2 Анализ роли муниципальных программ в социально-экономическом
развитии города Набережные Челны 37
2.1 Система муниципального управления города набережные челны и ее
проблемы 37
2.2 Анализ действующих в муниципальном образовании муниципальных
программ социально-экономического развития 49
2.3 Оценка результативности муниципальных программ, реализованных
в муниципальном образовании 61
3 Повышение эффективности муниципальных программ и их роли в
социально-экономическом развитии муниципального образования
«города Набережные Челны» 74
3.1 Совершенствование механизмов разработки и реализации
муниципальных программ 74
3.2 Обоснование эффективности предложений по совершенствованию
механизмов разработки и реализации муниципальных программ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время отмечается усиление внимания со стороны органов государственной власти к проблеме программно-целевого управления социально-экономическим развитием страны в целом и отдельными регионами в частности. С целью внедрения программно-целевого подхода на разных уровнях экономики правительством Российской Федерации приняты постановления, которые расширяют круг применяемых в управлении экономикой целевых программ. Наряду c федеральными и региональными программами стали разрабатываться муниципальные программы, ведомственные программы, программные проекты.
В последние годы происходит сближение государственного программирования и бюджетирования, которое приобретает не только среднесрочный, но и долгосрочный характер. На уровне правительства предпринимаются попытки увязать целевые программы и бюджеты с перспективным прогнозированием, чтобы обеспечить долгосрочное устойчивое развитие страны.
Несмотря предпринимаемые правительством усилия по внедрению программно-целевого подхода в управление социально-экономическим развитие страны, существует множество недостатков в сфере внедрения программно-целевого подхода не только на муниципальном, но и федеральном уровне. Проблемы, препятствующие полному переходу на программно-целевое управление экономикой, связаны преимущественно с несовершенством методологии и организации разработки и применения целевых программ в управлении экономикой, переводом всей системы управления на программно-целевую основу.
В настоящее время стало очевидным то, что требуется научное подкрепление государственного программирования с учетом особенностей российской экономики, накопленного положительного и отрицательного опыта программных разработок. Несовершенство научно-методологической базы можно объяснить тем, что в данной сфере очень мало научных разработок, учебных пособий и публикаций, отражающих недостатки использования программно-целевого подхода в государственном управлении, не говоря уж о проблемах в применении данного подхода в муниципальном управлении.
В настоящее время программно-целевой подход в муниципальном управлении рассматривается преимущественно в учебниках и учебных пособиях по государственному и муниципальному управлению. К таким источникам можно отнести труды таких ученых, как А.А. Васильев, С.Н. Кленов, В.В. Крупенков, Н.А. Мамедова, А.А. Мельников, В.П. Орешин, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова, Н.И. Захарова, А.Н. Сыров, О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева, В.Е. Чиркин, Г. М. Шамарова. Эти авторы рассматривают программно-целевой подход к муниципальному управлению недостаточно глубоко. Непосредственно исследованию проблем программно-целевого подхода в муниципальном управлении посвящено небольшое количество работ. Например, программно-целевой подход в системе государственного и муниципального управления рассматривается в трудах следующих ученых: Л.И. Гатина, Б.А. Райзберг, А.О. Литвинов, А.М. Мурцалов. Основные направления совершенствования порядка разработки и реализации целевых программ и способы их решения изучены в работе Л.Н. Айрапетяна. Вопросам анализа эффективности программ посвящена работа И.В. Князевой. Обзор литературы показал, что в настоящее время данная проблема мало изучена. Данная работа представляет собой попытку восполнить существующий пробел, существующий в отечественной научной литературе в сфере исследования роли программно-целевого подхода в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
Объект исследования - система муниципального управления города Набережные Челны.
Предмет исследования - муниципальные программы как инструмент муниципального управления в городе Набережные Челны.
Информационная база диссертационного исследования. В ходе проведенного исследования использовались нормативно-правовые и программные документы, реализованных в муниципальном образовании города Набережные Челны.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать предложения по повышению эффективности муниципальных программ и их роли в социально-экономическом развитии муниципального образования «город Набережные Челны».
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические и правовые основы использования муниципальных программ как инструмента муниципального управления;
- проанализировать роль муниципальных программ в социально-экономическом развитии города Набережные Челны;
- разработать предложения, направленные на повышение эффективности муниципальных программ и их роли в социально-экономическом развитии муниципального образования «город Набережные Челны».
Методы исследования: общетеоретические методы исследования, анализ, синтез, сравнение, обобщение, социологический опрос, статистические и графические методы исследования, анализ документов.
Новизна данной работы заключается в том, что в рамках данного исследования автором:
1) разработана функциональная классификация муниципальных программ;
2) предложены алгоритмы разработки, реализации и оценки муниципальных программ;
3) предложен комплекс формализованных принципов целеполагания;
4) предложен образец оформления дерева проблем и дерева целей для муниципальных программ;
разработаны дополнительные критерии оценки эффективности муниципальных программ.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при изучении ряда образовательных дисциплин.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности реализации разработанных предложений в практике муниципального управления в городе Набережные Челны, а также в других муниципальных образованиях, так как они направлены на совершенствование механизмов разработки и реализации муниципальных программ.
Апробация результатов исследования была проведена в рамках публикаций и подготовки докладов на конференциях. Основные положения исследования представлены в пяти статьях в изданиях, три из которых включены в список журналов, рекомендованных ВАК и РИНЦ Министерства образования и науки РФ.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава посвящена изучению сущности и назначения программно-целевого подхода в муниципальном управлении, исследованию правовых основ использования муниципальных программ в муниципальном управлении, определению роли муниципальных программ в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
Во второй главе дается анализ роли муниципальных программ в социально-экономическом развитии города Набережные Челны, в рамках которого дается общая характеристика муниципального образования «Город Набережные Челны», приводится результаты анализа действующих в муниципальном образовании муниципальных программ социально-экономического развития, дается оценка результативности муниципальных программ, реализованных в муниципальном образовании.
В третьей главе предлагаются рекомендации по повышению эффективности муниципальных программ и их роли в социально-экономическом развитии муниципального образования «город Набережные Челны», в рамках которого предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию механизмов разработки и реализации муниципальных программ и обосновывается эффективность этих предложений.
Сущность программно-целевого подхода состоит в использовании целевых комплексных программ социально-экономического развития как основного инструмента планирования и решения крупномасштабных социальных, экономических, технологических, научно-технических и производственных проблем. Эффективность программно-целевого подхода в сфере государственного и муниципального управления не поддается сомнению, так как они обладают целевой направленностью, взаимосвязанностью мероприятий и ресурсным обеспечением.
В настоящее время созданы законодательные основы для внедрения программно-целевого подхода в муниципальное управление, которое достаточно четко определяет порядок и принципы разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Муниципальные программы играют важную роль в социально - экономическом развитии муниципальных образований, так как позволяют целенаправленно решать наиболее острые проблемы поселений за счет муниципального бюджета, привлечения средств вышестоящих бюджетов, а также частных инвестиций.
Муниципальные программы позволяют эффективно использовать ограниченные финансовые ресурсы для создания благоприятных условий для улучшения жизни населения и создания условий для развития предпринимательской среды.
Система муниципального управления города Набережные Челны представляет собой совокупность элементов, которые, взаимодействуя между собой, решают проблемы муниципального образования.
Система управления города состоит из управляющей (органы муниципального управления) и управляемой подсистем (муниципальное образование). Управляющая подсистема осуществляет управление всеми сферами муниципального образования с помощью методов управления, среди которых важное место занимает программно-целевой метод управления.
В рамках социально-экономического развития в муниципальном образовании формируется бюджет, большая часть средств расходуется в рамках муниципальных программ для решения задач в сфере экономики, социальной сферы, обеспечения населения инфраструктурой и необходимыми услугами. В целом управление муниципальным образованием организовано удовлетворительно, но еще не решено большое количество проблем социально-экономического развития города.
Анализ действующих в муниципальном образовании муниципальных программ показал, что в настоящее время в городе Набережные Челны реализуется 18 муниципальных программ, которые позволяют финансировать большую часть расходов муниципального бюджета.
Основная часть расходов, предусмотренных бюджетной классификацией, в городе Набережные Челны охвачена программно-целевым подходом к финансированию. С каждым годом доля расходов муниципального бюджета, финансируемых в рамках целевых муниципальных программ, увеличивается, что говорит о развитии программно-целевого управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
Муниципальные программы позволяют решать большую часть проблем муниципального образования. В результате реализации муниципальных проблем было увеличено количество субъектов малого и среднего предпринимательства; уменьшилось количество дорог, не отвечающих нормативным требованиям; сократилось использование энергетических ресурсов. Однако на данный момент остаются нерешенными проблемы в сфере обеспечения качества медицинских услуг, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других сферах. В связи с этим требуется совершенствование программно-целевого подхода к муниципальному управлению.
Для совершенствования механизмов разработки и реализации муниципальных программ предложены следующие мероприятия:
- повысить уровень квалификации координаторов муниципальных программ;
- совершенствовать порядок разработки, реализации, контроля и оценки эффективности муниципальных программ;
- вовлечь в процесс разработки муниципальных программ предпринимателей и активную часть населения;
- внедрить непрерывный мониторинг процесса реализации муниципальных программ;
- внедрить систему общественного контроля процесса реализации муниципальных программ;
- внедрить более совершенные принципы целеполагания; внедрить дерево проблем и дерево целей для каждой муниципальной программы;
- охватить муниципальными программами решение проблем здравоохранения и охраны окружающей среды, которые в настоящее время финансируются вне муниципальных программ.
Предложенные мероприятия принесут социальный и экономический эффект, так как они не требуют больших затрат и быстро окупятся. За три года бюджет города получит дополнительную прибыль в размере 26314 тыс. руб., при внутренней норме доходности 138,77%. При этом срок окупаемости проекта составит около 8 дней.
Совершенствование механизмов разработки и реализации муниципальных программ позволит повысить заинтересованность и активность населения в сфере решения социально-экономических проблем города; улучшить качество жизни населения на территории муниципального образования; снизить социальную напряженность; повысить удовлетворенность населения системой муниципального управления и уровень доверия населения органам муниципальной власти; повысить удовлетворенность населения качеством жизни в городе.
Совершенствование механизмов разработки и реализации муниципальных программ позволит реализовать больше мероприятий при меньших затратах; сократить долю необоснованных бюджетных расходов; устранить возможности нецелевого использования бюджетных средств; сэкономить бюджетные средства за счет разработки более эффективных муниципальных программ и получать дополнительный доход.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ.
2013. №14. Ст. 1652.
5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: федер. закон от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2013. №19. Ст. 2331.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10. 2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 28.04. 2008 № 607 (ред. от 04.11.2016). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 02.08.2010 №588 (ред. от 15.11.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 17.12.2012 №1317 (ред. от 06.02.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 01.10.2015 №1050. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 25.12.2015 №1440. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О разработке программ комплексного развития систем коммунальной
инфраструктуры муниципальных образований [Электронный ресурс]:
приказ Минрегиона России от 06.05.2011 № 204. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ [Электронный ресурс]: письмо Минфина России от 30.09.2014 № 09-05-05/48843. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и
утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов [Электронный ресурс]: приказ
Минэкономразвития России от 29.03.2016 №181. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов [Электронный ресурс]: приказ Минтранса России от 26.05.2016 №131. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Постановление Исполнительного комитета муниципального образования
«Город Набережные Челны» РТ от 11 сентября 2017 года № 5326 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ» [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/upload/docs/2017/12/doc_5a2e92ef01aa9/7547_ot_06122017 O_vnesenii_izm_v_mun_programmu_Razvitie_munsluzhby_na_2018_2020_.pdf (дата обращения: 21.11.2017)
18. Об утверждении Муниципальной программы «Повышение эффективности
муниципального управления муниципального образования город Набережные Челны на период 2015 - 2017 годов»: постановление
Исполкома муниципального образования "г. Набережные Челны" от 05.11.2014 № 6767 [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/upload/files/user/Постановление_ИК_6767.pdf (дата
обращения: 21.11.2017)
19. Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования город Набережные Челны на 2017-2019 годы»: постановление Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 03.11.2016 №5794 [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/upload/docs/2016/12/doc_58514f7e92314/5794_Programma_
Terrorizm_ekstremizm_na 2017_2019.pdf (дата обращения: 21.11.2017)
20. «О бюджете муниципального образования город Набережные Челны на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»: решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 15 декабря 2016 г. № 13/5 [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/upload/docs/2016/12/doc_5862640b26699/Reshenie_ot_1512 2016 13_5_O_byudzhete_MO_gNabChelny_na_2017_god_i_planperiod_2018
_i_2019_godov.pdf (дата обращения: 21.11.2017)
II. Монографии и научные статьи
21. Гатина Л.И. Программно-целевой метод управления на производстве и в сфере государственного управления в Республике Татарстан // Управление устойчивым развитием. 2016. №6. С. 57-61.
22. Каркавин М.В. Организация стратегического развития крупного города: программно- целевой метод // Фундаментальные исследования. 2014. №12. С.1973-1978.
23. Князева И.В. Анализ эффективности целевых программ как инструмента развития инфраструктуры // Фундаментальные исследования. 2014. №11-7. С. 1609-1613.
24. Литвинов А. О. Правовые основания использования программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований // Вестник ВИЭиСУ.2017. №2. С. 36-40.
25. Мурцалов А.М. Программно-целевой метод реализации муниципальной экономической политики // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2015. № 2. С. 156-159.
26. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография / Б.А. Райзберг. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 268 с.
27. Сыров А.Н. Практические вопросы муниципального управления экономикой городского поселения в России: монография / А.Н. Сыров. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 207 с.
28. Теребиленко Б.Н. Исследование опыта реализации целевых программ в Германии и Великобритании // Сегодня и завтра российской экономики. 2014. №64. С. 37-42.
III. Учебники и учебные пособии
29. Айрапетян Л.Н. Основные направления совершенствования порядка разработки и реализации целевых программ и способы их решения. // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. М.: Инфра-М, 2015. 725 с.
30. Васильев А.А. Муниципальное управление и местное самоуправление: словарь / А.А. Васильев. М.: ИНФРА-М, 2017. 300 с.
31. Герасимов В.В. Управление социально-экономическими портфелями программ и проектов организации: учебное пособие / В.В. Герасимов. Новосибирск: Золотой колос, 2014. 200 с.
32. Кленов С.Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. М.: НИЦ ИНФРА-М,
2015. 268 с.
33. Крупенков В.В. Государственное и муниципальное управление /В.В. Крупенков, Н.А. Мамедова, А.А. Мельников М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 335 с.
34. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. М.: ИНФРА-М, 2017. 393 с.
35. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Орешин В.П. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.
36. Попов В.Д. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова; Под ред. Н.И. Захарова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 288 с.
37. Пузанов А. Методические рекомендации по оптимизации стратегического планирования на муниципальном уровне. / А. Пузанов, Р. Попов, Д. Ланцев - М.: Фонд «Института экономики города», 2015. 28 с.
38. Райзберг Б.А. Целевые программы в государственном управлении экономикой России / Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. - М.: Инфра-М, 2015. 725 с.
39. Угурчиев О.Б. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие / О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 378 с.
40. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Методологические проблемы формирования и использования федеральных целевых программ // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. - М.: Инфра-М, 2015. 725 с.
41. Чеботарев Г.Н. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистрантов / Г.Н. Чеботарев, С.Г. Гуркова, К.А. Иванова, А.А. Мишунина; Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
42. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 432 с.
43. Цвикилевич А.В. Совершенствование управления развитием
муниципального образования. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3168(дата обращения: 20.12.2017).
44. Шамарова, Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник / Г. М. Шамарова. М.: МФПУ Синергия, 2013. 320 с.
IV. Электронные ресурсы
45. В Набережных Челнах подвели итоги 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/news/29702(дата обращения: 20.03.2017).
46. Итоги социально-экономического развития города Набережные Челны за
2015 год и задачи на 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.city- strategy.ru/upload/document/NCHitogy1.pdf(дата обращения: 20.12.2017).
47. Итоги социально-экономического развития города Набережные Челны за
2016 год и задачи на 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/114/2410(дата обращения: 20.12.2017).
48. Итоги социально-экономического развития города Набережные Челны за
2017 год и задачи на 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/114/2410(дата обращения: 20.05.2017).