Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лингвострановедческой компетенции при изучении английского языка на основе использования видеоматериала (YouTube-влоги)

Работа №48955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4305 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования
лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка в средней школе 6
1.1. Понятие, принципы организации, цели и задачи формирования
лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка 6
1.2. Особенности использования видеоматериала на уроках английского
языка при формировании лингвострановедческой компетенции 17
Психологические особенности детей среднего школьного возраста 26
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Технология реализации видеоматериала как одного из видов формирования лингвострановедческой компетенции 28
2.1. Понятие, история создания и примеры видеоблогов 28
2.2. Практическое применение видеоматериала на уроках английского языка
при формировании лингвострановедческой компетенции 35
2.3. Методические рекомендации по организации формирования
лингвострановедческой компетенции на основе использования видеоматериала (влогов) на уроках английского языка в средней школе 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ


С тех пор как в человеческом обществе возникла необходимость в обучение иностранному языку, появилась и задача поиска эффективных путей достижения этой цели. В наше время эта проблема приняла поистине глобальный характер: вопросами обучения иностранному языку занимаются практически во всех странах мира. Огромное количество учёных и педагогов стремятся создать конкретные системы обучения, способные обеспечить каждому обучающемуся успешное овладение иностранным языком.
Кроме того, все большее значение приобретают элементы лингвострановедения, вводимые в курс обучения иностранному языку в средней школе. Если раньше страноведческие сведения сопровождали базовый курс иностранного языка лишь как комментарий при изучении того или иного материала, то в настоящее время лингвострановедческий аспект должен стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка. Он способствует формированию мотивации учения, что в условиях школьного обучения важно, так как само иноязычное общение не подкреплено языковой средой. В практическом плане формирование лингвострановедческой компетенции направлено на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение общению.
Подготовить же учащихся к иноязычному общению, сформировать коммуникативную способность без привития им норм адекватного речевого поведения и в отрыве от фоновых знаний невозможно. Кроме того, использование видеоматериала на уроке иностранного языка при формировании данных фоновых знаний, в частности влогов, в силу недостаточной своей изученности и составляет актуальность данного исследования, в котором особое внимание уделяется специфике обучения иностранному языку учащихся средней школы. Именно изучению этих аспектов и посвящено данное исследование.
Объектом нашей работы является процесс обучения школьников иностранному языку на среднем этапе.
Предмет исследования - формирование лигвострановедческой компетенции при изучении английского языка на основе использования видеоматериала.
Целью нашей работы является доказать, что использование видеоматериала, в частности видео блогов, оказывает положительное влияние на формирование лингвострановедческой компетенции учащихся, а также способствует повышению интереса школьников к его изучению.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы: раскрыть понятие, цели и задачи лингвострановедческой компетенции.
2. Выявить и сформулировать основные особенности использования видеоматериала на уроках иностранного языка.
3. Охарактеризовать психологические особенности детей среднего школьного возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность использования видеоматериала при формировании лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка.
Успешное решение поставленной цели и задач, потребовало обращения к следующим методам научного исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме, описательно-аналитический метод, метод индукции, метод прогнозирования, метод обобщения, а также систематизации, метод наблюдения за учащимися, их деятельностью на уроке иностранного языка, сопоставительный метод, эксперимент, тестирование.
Научная новизна данного исследования заключается в предпринятой нами попытке обоснования успешного формирования лингвострановедческой компетенции у детей средней школы путем использования видеоматериала на уроках иностранного языка; а также в определении особенностей применения видеоматериала в рамках предмета иностранный язык.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации существующих знаний и информации для более точного и конкретного прояснения термина «лингвострановедческая компетенция», различных ее аспектов, ее формирование на основе видеоматериала.
Практическая значимость работы заключается в подробном описании и анализировании плана и хода урока английского языка с применением видеоматериала, а также упражнений для эффективной реализации видео блогов на уроках английского языка, которые могут послужить хорошей базой для преподавателей с целью использования на своих уроках.
Гипотезой исследования является предположение о том, что успешность развития лингвострановедческой компетенции будет выше у учащихся, если для её развития использовать на уроке видео блоги.
Апробация работы экспериментального обучения по формированию лингвострановедческой компетенции у учеников средней школы проведена на базе шестых классов школы №78 в 2017 году в городе Казани. Результаты эксперимента обсуждены и одобрены на педагогическом совете школы. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков на среднем этапе.
Данная работа структурно представлена: введением, двумя главами, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы, приложением.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенной работы позволяют сделать определенные выводы.
Прежде всего следует отметить, что усвоение лингвострановедческого материала - создает лингвострановедческую компетенцию, под которой понимается целостная система представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющая извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации. Все это является главной целью обучения иностранному языку, поскольку формирует вторичную языковую личность обучаемого. Повышение культурологического уровня учащихся является актуальной задачей уроков иностранного языка.
В данной работе были представлены теоретико-методические аспекты формирования лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка в средней школе, особенности использования видеоматериала на уроках английского языка, психологические особенности учеников среднего школьного возраста, понятия, история создания и примеры видеоблогов, практическое применение влогов на уроках иностранного языка, анализ и классификация реалий изучаемого языка, методические рекомендации по организации формирования лингвострановедческой компетенции на основе использования видеоматериала на уроках английского языка.
Цель данной работы достигнута. В результате проведенного исследования выявлено, что использование влогов на уроке иностранного языка приводит к:
• формированию у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
• воспитанию культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
• развитию языковых, интеллектуальных и познавательных
способностей, развитию ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Теоретическое и практическое исследование позволяет сделать вывод, что выдвинутая гипотеза об успешности развития лингвострановедческой компетенции, которая будет выше у тех учащихся, если для ее развития использовались видеоматериалы, в частности влоги.
Гипотезой исследования является предположение о том, что успешность развития лингвострановедческой компетенции будет выше у учащихся, если для её развития использовать на уроке видео блоги.
Для достижения цели поставленные задачи решены:
• был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования;
• определена сущность лингвострановедческой компетенции;
• рассмотрена эффективность использования видеоблогов с целью формирования и развития лингвострановедческой компетенции;
• экспериментально проверена эффективность использования влогов при формировании лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка.
Основными методами исследования стали:
1. анализ педагогической, методической, психологической литературы;
2. научное наблюдение и обобщение педагогического опыта;
3. тестирование;
4. опытное обучение;
5. методы статистического анализа результатов экспериментов.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
• в результате констатирующего эксперимента было установлено, что большинство учащихся недостаточно владеют лингвострановедческими знаниями и умениями;
• в результате контрольного эксперимента было установлено, что в группе, где обучение происходило с использованием видео, качество усвоения материала выше;
• использование влогов в обучающем эксперименте значительно
расширило информационную среду, заинтересованность учащихся в изучении лингвострановедения и послужило сильным мотивационным стимулом. За счет активного участия различных видов памяти существенно улучшилось запоминание лингвострановедчески ориентированной лексики;
• материалы контрольного эксперимента подтвердили практическую
значимость и реальную возможность формирования лингвострановедческих знаний и умений учащихся среднего этапа и развития лингвострановедческой компетенции при помощи видеоматериалов, в частности влогов.
Использование видеоблогов на уроке иностранного языка значительно расширило информационную среду, заинтересованность учащихся в изучении лингвострановедения и послужило сильным мотивационным стимулом. За счет активного участия различных видов памяти существенно улучшилось запоминание лингвострановедчески ориентированной лексики.
Материалы проведенных экспериментов подтвердили практическую значимость и реальную возможность формирования лингвострановедческих знаний и умений учащихся среднего этапа и развития лингвострановедческой компетенции при помощи влогов.
Перспективы исследования связаны, прежде всего, с возможностью составления методического комплекса к учебнику «Spotlight» на основе влогов и упражнений, создание списка рекомендуемых видеоблогов с наибольшей эффективностью. Кроме того, на следующем этапе нашего исследования, нам предстоит раскрыть использование видеоблогов не только через призму лингвострановедческой компетенции, но также через коммуникативную и языковую компетенцию.



1. Аршинова Н.И. О некоторых особенностях предмета «Иностранный
язык» и использовании компьютерных средств в его изучении / Н.И.Аршинова // Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация: материалы межрегиональной научно-практической
конференции / Камчатский государственный педагогический университет. - Петр. - Камчатский: Изд-во КГПУ, 2005. - Ч.1. - С. 13 - 27.
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. Иностранные языки в школе №3 - 1999. - С. 20.
3. Бим И.Л., Леонтьев А.А., Шатилов С.Ф. Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык. - 1991. - 325с.
4. Бовтенко М. А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: Учебное пособие/ М. А. Бовтенко. - Новосибирск, 2005. - 305 с.
5. Барагина А. А. Лексика языка и культура страны в лингвострановедческом аспекте. - М., Русский язык, 1981. - 49 с.
6. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников
при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе №5
- 2003. - С. 31.
7. Воробьева Е.И. Содержание и структура понятия
лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка. М., 1999. - С. 3-6.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
- М.: АРКТИ - ГЛОССА. - 2000. - 345 с.
9. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. - М., 1977. - 243 с.
10. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005 - 352 с.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1991. - 367 с.
12. Ильченко З.Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября, Английский язык №9 - 2003. - С. 7.
13. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной
компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом №4. - 1990. - С. 54 - 60.
14. Кирш Т.К .Аудиовизуальные и технические средства в обучении. М.: МГУ, 1975. - 355 с.
15. Конецкая В. П. Лексико-семантическая характеристика языковых
реалий. Великобритания. Лингвострановедческий словарь. М., 1980. -
19 с.
16. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе № 4. - 2007. - С. 49-53.
17. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и
лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школ // Иностранные языки в школе №5. - 2005. - С. 17.
18. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 2001. - 231 с.
19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
20. Любимцев Ю.Г. Дидактические условия сочетания обучения и
самообразования старшеклассников: диссертация кандидата
педагогических наук. - Тюмень: 1983. - 283 с.
21. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М., 2001. - 203 с.
22. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. - 3-е изд., стереотипное. - Минск: Вышэйшая школа, 1997. - 522 с.
23. Миронова С.Ю. Использование видеофильмов на уроках английского
языка / Педагогика: учебник для учреждений высшего
профессионального образования - М.: Академия, 2012. - 246 с.
24. Мятова М.И. Использование видеофильма в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе №6. - 2006. - С. 31-39.
25. Нефедова М.А. Лингвострановедческий аспект обучения на среднем этапе общеобразовательной школы (английский язык): диссертация кандидата педагогических наук. - М.: 1993. - 219 с.
26. Пальцева Т.И. Использование страноведческого материала в обучении английскому языку в 5 - 6 классах средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. - Петрозаводск: 1997. - 175 с.
27. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
28. Платонова Н.А. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе №4 - 1999. - с.17.
29. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
30. Саланович Н.А. Лингвострановедческие тексты при обучении
иностранному языку // Иностранные языки в школе № 3. - 1997. - С. 17-19.
31. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций, Воронеж: Истоки, 1996. - 256 с.
32. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе №3. - 2001. - С. 17-23.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
34. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS &VIEWS №1. - 2003. - С. 2.
35. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
36. Старков А. П. Обучение английскому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1978. - 222 с.
37. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре. - М.: Просвещение, 1998. - 324 с.
38. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - 2-е
издание, доработанное. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 352 с.
39. Томахин Г.Д. Культура стран английского языка // Иностранные языки в школе № 1. - М.: 1998. - С. 80-83.
40. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе №6. - 1996. - С. 22-27.
41. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы: Пособие по страноведению. - М.: 1988. - 231 с.
42. Томахин Г.Д. Реалии в языке и культуре // Иностранные языки в школе №3. - 1997. - С. 13-18.
43. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и
лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. - Издательство Мордовского университета, 1993. - 364 с.
44. Шатилов Ф.С. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1997. - 295 с.
45. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. - М., 1981. - 342 с.
46. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. - М., 2004. - 340 с.
47. Allright D., Baily K. Focus on the Language Classroom. - Cambrige Univercity Press, 1991. - 250 p.
48. Belz J., Thorne S. Computer-mediated Intercultural Foreign Language Education. Boston , MA : Heinle & Heinle , 2006 - 267 p.
Словари:
49. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
50. Акопян А.А., Винокуров А.М. Англо-русский и русско-английский словарь. 75000 слов и сочетаний.М.: «Мартин», 2007. - 992с.
51. Hirsh A. The Dictionary of Cultural literacy: What every American needs to know. - Boston, 1988. - 80 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ