Информационно - коммуникационные технологии как средство обучения лексике английского языка па старшей ступени обучения (на примере интернет платформы Memrise)
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования информационно - коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам 9
1.1. Учебные информационно-коммуникационные технологии: определение,
виды, поиск и критерии отбора 9
1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка: дидактические свойства, методические функции 18
Выводы по главе I 25
Глава II. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике иностранных языков на старшем этапе 27
2.1. Особенности обучения лексике иностранных языков на старшем этапе 27
2.2. Методика применения информационно-коммуникационных технологий
при обучении лексике на старшем этапе 35
2.3. Языкова онлайн платформа Memrise. Педагогический эксперимент 39
Выводы по главе II 49
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложения
Технологии, в той или иной форме, всегда были частью учебного процесса. Это часть профессионального инструментария учителя. Другими словами, это один из ресурсов, который учителя используют при обучении студентов.
За последние десятилетия технологии резко изменились. Все большее разнообразие и доступность технологий расширили инструментарий учителя, и у учителей появилась прекрасная возможность использовать современные технологии. Компьютерные устройства более мощные и бывают разных видов, от тех, которые мы видим на наших столах до тех, которые запросто умещаются в ладони наших рук. Интернет объединяет эти устройства и объединяет студентов друг с другом в классе, в школе и во всем мире.
В нашей работе мы рассматриваем технологии, которые доступны учителям для поддержки их стратегий обучения. Работа посвящена информационно-коммуникационным технологиям, которые поддерживают преподавание и обучение. Мы рассматриваем инструменты, которые учителя используют, чтобы помочь своим студентам использовать, создавать, манипулировать и обмениваться информацией на компьютерных устройствах и по компьютерным сетям.
Технологические устройства и сети изменили наши школы и классы. В России за последние 10 лет технические инвестиции в школы осуществляются на уровне страны / республик и на национальном уровне в рамках таких инициатив, как Революция в Области Цифрового Образования.
В настоящее время в школах есть компьютеры и интерактивные доски, а школы соединены друг с другом и миром на более высоких скоростях, чем когда-либо прежде. Технологии в школах стали мобильными, с портативными компьютерами, планшетными устройствами и смартфонами, которые теперь являются частью учебного процесса. В этой работе мы также рассматриваем, что учителя могут сделать для поддержки обучения учащихся с помощью приложений и средств ресурсов, независимо от устройства. Основное внимание в нем уделяется тем инструментам, которые являются актуальными и могут использоваться в школе.
Сегодня в нашем обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе развития общества, его системы образования и культуры. Система образования и наука является одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования требует теоретического обоснования и выбора используемых информационных технологий. Естественно, что, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества проведения урока иностранного языка.
Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Всё это осуществляется с помощью переписки по электронной почте со школьниками других стран, создания и проведения совместных телекоммуникационных проектов, возможности чтения книг в оригинале, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.
Современный этап компьютеризации обучения предполагает использование компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в технологии создания компьютерного курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса.
Степень разработанности проблемы. Возможности применения информационных технологий в обучении иностранным языкам отражены в работах многих исследователей (А. В. Зубова, М. Г. Евдокимовой, Е. С. Полат, П. В. Сысоева, М. Н. Евстигнеев, Т. А. Лавиной и др.). Однако, несмотря на накопленный практический опыт в области применения информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, такие исследования не объединены общим методологическим подходом. До настоящего времени отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, вопросы использования информационных технологий слабо связаны с учебными планами и программами, недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты их внедрения в образовательный процесс.
Современное общество диктует необходимость высокого уровня развития лексических навыков у учащихся старшей ступени обучения, что делает проблему формирования данных навыков крайне острой. Большинство исследовательских работ по методике обучения иностранным языкам подтверждает тот факт, что межъязыковое общение немыслимо без владения лексическим минимумом.
Актуальность темы данной научной работы определяется стандартами школьного образования на современном этапе развития. ИКТ активно внедряются в процесс обучения иностранным языкам. Это связано прежде всего с тем, что российское образование стремиться повысить эффективность процесса обучения, создать благоприятные условия для педагогической и учебной деятельности, повысить мотивацию учащихся к учебе.
Цель: выявление особенностей использования информационно-коммуникационных технологий (на примере языковой платформы Memrise) при обучении лексике иностранного языка на старшем этапе.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• изучить проблему и сущность применения языковых платформ в обучении иностранным языкам;
• рассмотреть виды языковых платформ, применяемых в обучении иностранному языку;
• выявить особенности, цели и задачи применения языковой платформы в обучении лексике на уроках английского языка;
• на экспериментальной основе выявить эффективность применения языковой онлайн платформы для формирования лексической компетенции на старшем этапе обучения.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
• теоретическое изучение и обобщение научно-методической литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;
• анализ содержания выбранных информационно-коммуникационных технологий, применяемых для обучения иностранным языкам, и их учебной направленности;
• сравнение изученных информационно-коммуникационных технологий;
• педагогический эксперимент.
Основные положения, выносимые на защиту дипломной работы:
1. Комплексное применение информационно-коммуникационных
технологий различных видов, возможностей и ресурсов Интернет повышает эффективность обучения лексике английского языка;
2. Скрытое управление учебным процессом, реализуемое в рассматриваемой модели обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, обеспечивает более прочное формирование лексических навыков по сравнению с традиционными формами обучения.
Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии (на примере языковой онлайн платформы Memrise) в обучении иностранным языкам.
Предметом исследования является использование языковой платформы Memrise в обучении лексике иностранного языка.
Гипотеза исследования - оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на базе разработанного дидактического инструментария обеспечит:
• эффективное развитие навыков самостоятельной работы и самообразования школьников;
• повышение качественных показателей успеваемости студентов;
• развитие учебной мотивации к изучению английского языка;
• комплексное решение задач образования и воспитания.
Научная новизна исследования состоит в обосновании роли и места языковой онлайн платформы в процессе формирования лексических навыков у школьников, в анализе информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование лексической компетенции учеников.
Методологическую основу исследования образуют огромные исследовательские труды отечественных и зарубежных ученых по использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку (Евстигнеев М. Н., Евдокимова М. Г., Зубов А. В., Кащук, С. М., Лавина Т.А., Сысоев, П. В.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации информации о рассмотрении языковой онлайн платформы Memrise, применяемой для формирования лексической компетенции учащихся при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут помочь при выборе онлайн программ для применения на уроках при обучении иностранному языку. Более того в данной исследовательской работе представлен результат опроса эффективности применения языковой онлайн платформы Memrise при обучении лексике иностранного языка.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа с ИКТ в классе английского языка может оказать благотворное влияние на мотивацию, но также позволит дифференцировать преподавание, поскольку ИКТ могут использоваться как индивидуально, так и совместно. Именно поэтому мы считаем важным работать с ИКТ в нашей будущей профессии. Кроме того, мы хотим оказать влияние на других, с тем чтобы они рассмотрели вопрос о работе с ИКТ с учетом преимуществ, которые дает это исследование. Но также, поскольку в учебном плане указано, что важно, чтобы студенты имели доступ к различным инструментам обучения, подходящим в нашу современную эпоху, и что их интересы должны влиять на преподавание и уроки. Об этом также говорится в учебном плане такое обучение должно поощрять студентов к развитию интереса к изучению языка, и мы считаем, что это можно сделать путем внедрения ИКТ, поскольку ИКТ являются частью их жизни. Мы считаем, что преподавание должно адаптироваться к ученикам в классе. Кроме того, еще одна причина для включения ИКТ заключается в том, что студенты, которые неохотно учили слова на английском языке, показали улучшение своей мотивации, когда они могли учить их и повторять на компьютерах или телефонах. При этом мы считаем, что ИКТ могут быть полезны большинству учащихся в классе.
Одним из способов дальнейшего исследования - это вовлечение в это исследование большего числа респондентов для получения более детальных результатов. При составлении выборок на большую долю опрашиваемых будут учитываться более широкие обобщения. Другим способом было бы использование последующих собеседований. Включение качественного компонента в исследование, такого как последующее интервью, позволяет выявить недостатки исследования и дать исследованиям преимущества качественных подходов. Затем мы можем попросить респондентов объяснить или проиллюстрировать полученные закономерности и тем самым добавить больше полезной информации. Это может быть полезным для почти каждого количественное исследования.
При проведении этого исследования мы сосредоточились на английском как иностранном языке. Это открывает возможности для будущих исследований влияния ИКТ на мотивацию в разных предметах в школе, а не только на английском языке. Другой подход к будущим исследованиям заключается в том, чтобы включить учителей в исследование, поскольку в данном исследовании мы включили только студентов. Проведение более масштабного исследования как с преподавателями, так и со студентами может дать более надежный ответ, так как тогда можно изучить как мнение учителей о мотивации, так и мнения студентов. Это может быть очень интересно, если мы сможем увидеть, есть ли какие-либо сходства и различия в том, как учителя и студенты считают, что ИКТ влияют на мотивацию студента.
Для более глубокого исследования, можно сделать интервью с некоторыми из участников опроса. Проведение интервью с использованием ответов студентов-это то, что все еще может быть проведено после этого исследования и, в свою очередь, использоваться для дальнейших исследований. Проводя интервью, можно продолжить открытое размышление о том, что на самом деле подразумевали участники в своих ответах.
1. Александров К. В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студентов лингвистического вуз (на материале нем. яз). Нижний Новгород, 2009. 227 с.
2. Андресян М. И. Практический курс методики преподавания иностранных языков. Минск: ТетраСистемс, 2009. 288 с.
3. Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. Иностранные языки в школе. Электронный журнал № 6, 2004. 24 с.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: 2003. 92 с.
5. Гальскова, Н. Д., Гез. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.336 с.
6. Гутарева Н. Ю. Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе, Молодой ученый №8, 2015. 914 с.
7. Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным
языкам: методологические и педагогические аспекты.
Телекоммуникация и информатизация образования № 4, 2001. 89 с.
8. Евсеева Т. В. Использование интернет ресурсов в работе учителя английского языка. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. 13 с.
9. Евстигнеев М. Н. Компетентность учителя иностранного языка в
области использования информационно-коммуникационных
технологий. Иностранные язёыки в школе №9, 2011. 9 с.
10. Евстигнеев М. Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. Москва: Моск. пед. гос. ун-т., 2012. 343 с.
11.Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языка. Москва., 2009. 141 с.
12. Кащук, С. М. Современные информационно-коммуникационные технологии и мультимедиа в обучении
иностранным языкам: история развития - уточнение понятийного аппарата, 2013. 100 с.
13. Лавина Т.А. Формирование компетентности учителя в области
информационных и коммуникационных технологий в условиях введения прикладного педагогического бакалавриата. Современные проблемы науки и образования №6, 2014. 35 с.
14. Маханькова Н. В., Мокрушина Л. В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 25 с.
15. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языка. Москва: Ступени, ИНФРА-М, 2002. 448 с.
16. Надольская Ю. А. Мультимедийные учебные программы как средство
активизации учебной деятельности студентов при изучении немецкого языка как второго иностранного, Международный электронный
журнал № 1, "Образовательные технологии и общество (Educational Technology &Society)", 2014. 358 c.
17. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс Глосса- Пресс, 2010. 640 с.
18. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2007. 368 с.
19. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб.-метод. пособие, Москва: Академия, 2004. 113 с.
20. Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе № 2, 2001. 28. с
21. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Ифнормационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Москва: Дрофа, 2008. 245 с.
22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Москва: ИИО РАО, 2010. 140 с.
23. Синица, Ю. А. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностр. языки в школе № 6, 2002. 14 с.
24. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей 2-е изд. Москва: Просвещение, 2003. 239 с.
25. Соловова Е. Н. Практикум по базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов. Москва: Просвещение, 2004. 192 с.
26. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. Москва. 2005. 186 с.
27. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы. Иностранные языки в школе № 2, 2012. 9 с.
28. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции. Язык и культура № 1,
2012. 133 с.
29. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку. Иностранные языки в школе № 2, 2009. 16 с.
30. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Современные учебные Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе № 6, 2008. 10 с.
31. Сысоев, П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие. Москва: Либроком,
2013. 264 с.
32. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно - коммуникативных Интернет технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. Ростов н/Д: Феникс Глосса-Пресс, 2010. 182 с.
33. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. Москва: Слово, 2000. 624 с.
34. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. Народное образование № 2, 2003. 23 с.
35. Цатурова И. А., Петухова А. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учеб. метод. пособие. Москва: Высш. шк., 2004. 96 с.
36. Шенина, С. А. Внедрение новых технологий в обслуживание
читателей: проблемы и преимущества. Науч. и техн. б-ки. № 2, 2000. 80 с.
37. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: учебное пособие для студентов филологических фак-тов, 3-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2002. 150 с.
38. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языка. Теория и практика. Москва: Филоматис, 2007. 475 с.
39. Antonella E. Fables and ICT: Intercultural Communication and E-Language Teaching, University of Naples Federico II, Naples, Italy, 2003. 30 p.
40. Atkinson R. C., R. Shiffrin R. M. The control processes of short-term memory - Institute for Mathematical studies in the social sciences. Stanford: Stanford University, 1971. 23 p.
41. Dudeney G. How to Teach English with Technology. Pearson Longman, 2008. 70 p.
42. Gairns R., Redman S., Working with Words; A Guide to Teaching and Learning Vocabulary. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 17 p.
43. Hew K. F., & Brush T. Integrating Technology into K-12 Teaching and Learning: Current Knowledge Gaps and Recommendations for Future Research. Education Technology Research and Development, 2007. 252 p.
44. Kompf M. Information and Communications Technology (ICT) and the Seduction of Knowledge, Teaching, and Learning: What Lies Ahead for Education - Taylor & Francis, Ltd, 2005. 213 p.
45. Marilyn H., Sean N., Barnes A, The use of ICT in the assessment of modern languages: the Englsih context, University of Warwick, 2006. 35 p.
46. McCarthy M. English vocabulary in Use-upper-intermediate / Michael McCarthy, Felicity O’Dell, 2nd Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 25 p.
47. Meara P. The dimensions of lexical competence / eds G. Brown, K. Malmkjaer, J. Williams. Performance and competence in second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 53 p.
48. Murray A. Blog communities. e Language Teacher, 2007. 27 p.
49. Richardson W. Blogs, wikis, podcasts, and other powerful Web tools for classrooms. ousand Oaks. CA: Corwin Press, 2006. 15 p.
50.Stephen D. Krashen The Power of Reading: Insights from the Research. Papaerback, Second Edition, Libraries Unlimited, 2004. 180 p.
51. Wheeler S. Information and Communication Technologies and the Changing Role of the Teacher. Journal of Educational Media, 2001. 26 p.
52. Wilkins D. A. Linguistics in Language Teaching. Cambridge: The MIT Press, 1972. 200 p.
53. Wilkins D.A. Linguistics in Language Teaching. Canbridge: The MIT Press, 1972. 111 p.
54. Windeatt S., Hardisty D., Eastment D., Maley A. Resource Book for Teachers. Oxford: Oxford University Press, 2000. 136p.
55. Lanni D. The Rationale: ICT in Language Teaching In 6 Pints. [Online]
Available from http: //www.itiscannizzaro .net/Ianni/articles/rationale.htm
Accessed on Retrieved online March 12, 2018.
Словари и справочная литература
56. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. 940с.